Interested Article - Мосарабы

Моса́рабы ( исп. mozárabes [мосáрабэс]; порт. moçárabes [мусáрабиш] от араб. مستعرب ‎ [муста`раб], «арабизированный», букв. «сделанный арабом », «превратившийся в араба»), или, если точнее, андалу́зские христиа́не :{{{1}}} — собирательное название для христиан , проживавших на территориях Пиренейского полуострова , находившихся под контролем мусульман (разных халифатов и султанатов , существовавших на полуострове с 711 по 1492 г.). Многие из них, несмотря на приверженность христианству , переняли восточную атрибутику, жизненный колорит, владели арабским языком , хотя родным для большинства из них оставался мосарабский язык . Свой язык сами мосарабы называли просто «латинским». При господстве мусульман имели ограничительный статус зимми , однако пользовались свободой вероисповедания в обмен на дополнительную дань джизью . Согласно шариату имели судебное самоуправление и церковную автономию. В силу своей хорошей образованности некоторые мосарабы занимали важные чиновничьи посты в правительствах мусульманских владык. Основными центрами проживания были такие крупные города как Толедо , Кордова , Сарагоса , Севилья и др. В VIII веке составляли до 90% населения мусульманской Иберии ; в XI веке, к тому моменту под властью мусульман уже оставалась только половина Иберии, их количество уменьшилось до примерно 50% населения вследствие роста доли мусульман, гонений (особенно в 850–859 годах) и исламизации . В 1126 году были частично депортированы Альмохадами из подконтрольных им крупных городов Иберии в мусульманские районы Северной Африки . После реконкисты стали составной частью таких народов как испанцы , галисийцы , арагонцы , каталонцы и португальцы .

Название

Термин мосараб ( исп. mozárabes [мосáрабэс]; порт. moçárabes [мусáрабиш] от араб. مستعرب ‎ [муста`раб], «арабизированный», букв. «сделанный арабом », «превратившийся в араба») впервые задокументирован в христианских источниках XI века ; термин мосараб не использовался мусульманами для описания подвластных им христиан . Арабские источники описывали христиан как нашара ( نصارى «назаряне»), или неточно по их юридическому религиозному статусу: ахль аз-зимма ( أهل الذمة «люди книги ») или муахидун ( معاهدون «люди договора») :{{{1}}} .

Термин Мозараб, который сейчас иногда широко применяется ко всем христианам в Аль-Андалусе, неточен; например, многие христиане, живущие в исламской Испании, сопротивлялись арабизации .

Статус

Христиане и евреи были обозначены как зимми в соответствии с шариатом (исламским правом). Зимми разрешалось жить в мусульманском обществе, но по закону они были обязаны платить дполнительный налог джизью , за право исповедывать свою веру, и соблюдать ряд религиозных, социальных и экономических ограничений, связанных с их статусом. Несмотря на свои ограничения, зимми имели защиту от мусульманских правителей, и они не подлежали воинской повинности, потому что зимми было запрещено держать оружие.

Поскольку универсальная природа римского права была подорвана и заменена исламским правом на части Пиренейского полуострова контролируемого мусульманами, законы шариата позволяли большинству этно-религиозных групп в средневековом исламском мире судить их собственными судьями по их собственному праву: у мосарабов были свои собственные суды и органы власти. Некоторые из них даже занимали высокие посты в администрации некоторых мусульманских правителей. Ярким примером является Раби ибн Зайд, дворцовый чиновник, который где-то между 961 и 976 годами написал знаменитый «Календарь Кордовы» для Абд ар-Рахмана III , выполнял различные дипломатические миссии в Германии и Ромейской империи и был вознаграждён епископством Эльвиры (современная Гранада ). Более того, в 1064 году эмир Сарагосы Аль-Муктадир отправил Патернуса, мосарабского епископа Тортосы , в качестве посланника к королю Леона Фердинанду I в Сантьяго-де-Компостела , в то время как христианин Абу Умар ибн Гундисальвус, сакалиба (славянин), служил тому же правителю тайфы как визирь .

Демографическая эволюция

Среди мосарабского населения различались вестготский и иберо-римский элементы, однако это различие, по-видимому, постепенно нивелировалось ввиду наличия общего противника (арабов-мусульман), а также благодаря единому вероисповеданию, принятому во времена Третьего Толедского собора задолго до арабского вторжения. Приток арабов (на побережье) и берберов (в глубине континента), а также исламизация и арабизация христиан постепенно сократили количество христиан в Аль-Андалусе примерно до половины к середине XI века. К этому времени, однако, часть христиан уже оказалось в пределах христианских королевств, стоявших во главе Реконкисты . Мосарабы обычно селились в особых кварталах, иногда за стенами города, однако в повседневной жизни поддерживали постоянный контакт с мусульманами. Мосарабское искусство несет на себе глубокий отпечаток влияния арабской культуры. В разгар Реконкисты гонения на христиан участились и приняли массовый характер. Гонения в Кордобе (850—859) стали первым эпизодом массовой дискриминации. Массовая депортация горожан христианского вероисповедания в Магриб также имела место в 1126 году . После этой даты христианам было запрещено селиться в подконтрольных мусульманам городах Аль-Андалус . Однако в течение последующих ста лет практически вся Иберия была отвоёвана христианами. На небольшой территории Гранадского эмирата мосарабов уже практически не было.

Самыми значимыми мосарабскими центрами были Толедо и Кордова . В Кордове существовал специальный чиновник — дефенсор или протектор, который представлял христиан и защищал их интересы при дворе халифа . В маленьких селениях имелись судьи, избиравшиеся самими мосарабами. Судья первой инстанции, ведавший разбором тяжб между христианами, назывался цензором. Судьёй второй инстанции был граф . При этом мосарабы в течение долгого времени, по крайней мере в некоторых городах (Толедо), применяли свой кодекс законов — «Фуэро Хузго». Однако все дела о преступлениях, наказываемых смертной казнью, и, в частности, делами о преступлениях против мусульманской религии, рассматривали судьи-мусульмане.

В период ухудшения условий жизни в Аль-Андалусе , который был вызван началом Реконкисты , некоторые мосарабы приняли приглашение поселиться на отвоёванных христианскими королевствами территориях. Они привнесли в испано-вестготские традиции христианского севера Пиренейского полуострова атрибуты мусульманской культуры.

См. также

Литература

  • Волкова Г. И. mozárabes // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 400. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .

Примечания

  1. Bennison, Amira K. . — 2016-08-01. — ISBN 9780748646821 . — doi : .
  2. Colbebt E.B. The Martyrs of Córdoba, 850—859. Washington, 1962; Wolf, K.B.: Chrístian Martyrs in Muslim Spain, Cambridge, 1988; Coope. J.A.; The Martyrs of Córdoba: Community and Family Conflict in an Age of Mass Conversions. Lincln-Londres, 1995; Delgado L. F: Alvaro de Córdoba y la polémica contra el Islam. El «Indiculus Luminosus», Córdoba, 1996. Los textos de Eulogio y otros escritos han sido publicados por GIL, J.: Corpus Scriptorum Muzarabicorum, Madrid, 1973, 2 vols.
  3. Bulliet. R.W.: Conversión lo Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitatitve History, Cambridge (Mass.). 1979, pp. 114—127. Glick. T.: Cristianos y musulmanes en la Edad Media (711—1250), Madrid. 1991pp. 43-47.
  4. Serrano, D.:"Dos fatuas sobre la expulsión de mozárabes al Magreb en 1126 // en Anaquel de Estudios Árabes, № 2 (1991) p. 162—182.
  5. Tieszen, Charles L. . — BRILL, 2013-05-30. — ISBN 978-90-04-19108-2 . — doi : .
  6. McCluskey, Stephen C. Astronomies and Cultures in Early Medieval Europe , Cambridge, p.170.

Ссылки

Источник —

Same as Мосарабы