Кинематограф СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинемато́граф СССР — киноискусство и киноиндустрия в СССР .
Официальная история советского кино началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком РСФСР принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» , впоследствии этот день стал отмечаться как «День кино» (ныне — « День российского кино ») .
В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино . Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна , которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всём мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х годов были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.
После высказывания В. И. Ленина о том, что «Важнейшим из всех искусств для нас является кино» , партийное руководство на местах приняло директиву к исполнению для продвижения киноиндустрии . В каждой республике в 1923 году постановлением партии было поручено создание своей национальной киностудии (киностудии появились в Ашхабаде , в Фрунзе , Ташкенте и т. д.)
Первый советский фантастический фильм — « Аэлита » (1924).
В 1925 году на экраны вышел фильм « Броненосец „Потёмкин“ » Сергея Эйзенштейна , который считается одним из наиболее значимых фильмов за всю историю советского кино. Картина неоднократно попадала в различные списки лучших кинофильмов мира, составленные авторитетными изданиями и экспертами.
Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой , вышел на экраны в 1931 году и назывался « Путёвка в жизнь ». Первый советский цветной фильм — «Праздник труда» (1930, реж. Николай Анощенко ) . Первым цветным художественным стал фильм « Груня Корнакова » («Соловей-соловушко»), вышедший в 1936 году .
В 1934 году в программе 2-го Венецианского кинофестиваля было показано несколько советских кинофильмов: « Петербургская ночь », « Гроза », «Челюскин», « Весёлые ребята » и кинохроника. Был также организован специальный показ фильмов для иностранной прессы и работников искусств, в рамках которого демонстрировались « Три песни о Ленине », « Иван », « Пышка » и др. Советской делегации был присуждён Кубок выставки .
В 1935 году прошёл Московский международный кинофестиваль . В состав жюри входили Борис Шумяцкий (председатель), Сергей Эйзенштейн , Всеволод Пудовкин , Александр Довженко , Александр Аросев и Анри Дебри́. Главный приз фестиваля был вручён киностудии « Ленфильм » за кинокартины « Чапаев », « Юность Максима » и «Крестьяне» . В 1959 году фестиваль был возобновлён как Московский международный кинофестиваль.
Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всём мире как система Станиславского , с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. Непохожая на остальные фильмы того же жанра, кинокомедия « Частная жизнь Петра Виноградова » режиссёра Александра Мачерета стала первой работой углублённого интереса к частной жизни героев и тонкого лиризма, ставшего визитной карточкой советского кинематографа в 1960-е и 1970-е годы. При этом официальной поддержкой государственной власти и свободным доступом на широкий экран пользовались комедии «массового смеха» и курьёзных положений, разрешавшихся в итоге ко всеобщему благополучию в интересах коллективизма и победившего социализма, такие как « Веселые ребята » и « Цирк » режиссёра Григория Александрова , « Богатая невеста » и « Трактористы » режиссёра Ивана Пырьева . Развивался художественно-исторический кинематограф, получивший наиболее яркое своё воплощение в фильме « Чапаев » (1934) режиссёров братьев Васильевых . Особняком от магистрального процесса движения советского кинематографа стоит попытка воплощения на киноэкране языка футуристического будущего, предпринятая в фильме « Строгий юноша » режиссёром Абрамом Роомом по сценарию Юрия Олеши . Этот фильм тогдашней критикой и кинематографической властью был признан неудачным и положен на полку , пока не был заново открыт уже новым поколением советских кинематографистов в 1960-е годы.
В 1930-е годы работали также такие мастера кино, как Лео Арнштам , Сергей Юткевич , Фридрих Эрмлер , Михаил Ромм , Лев Кулешов , начинал свой труд прославленного документалиста Роман Кармен .
Среди крупнейших режиссёров довоенной поры , работы которых заслужили международное признание, можно отметить Дзигу Вертова , Льва Кулешова , Всеволода Пудовкина , Александра Довженко , Бориса Барнета , братьев Васильевых .
В сталинский период образ Сталина широко использовался в киноискусстве для создания культа личности . В СССР в 1939 году было выпущено на экран 59 художественных фильмов .
В первые месяцы войны киноэкраны были отданы пропаганде, целью которой было «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Из наскоро снятых и смонтированных короткометражек кинематографисты создают « Боевые киносборники » с лозунгом: «Победа за нами!» В киноальманахи включали экранизации боевых эпизодов из сводок Совинформбюро , военные рассказы, документальные очерки, сатирические миниатюры и просто концертные номера. « Боевой киносборник № 1 » вышел на экраны 2 августа 1941 года, последний, « Боевой киносборник № 12 », — 12 августа 1942 года . Ещё три киносборника не вышли на экран, официальные причины невыпуска неизвестны .
В декабре 1941 — январе 1942 года Красная армия осуществила контрнаступление под Москвой , запечатлённое пятнадцатью фронтовыми операторами . На основе отснятого материала режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин создали картину « Разгром немецких войск под Москвой », которая в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм . «Разгром немецких войск под Москвой» стал первым фильмом, зафиксировавшим переломный момент в Великой Отечественной войне и показавшим всему миру мощь оружия советской армии. Впоследствии были сняты и другие документальные фильмы о подвиге советских воинов: « Сталинград » Л. Варламова, «В смоленском лесу» Г. Боброва, «Орловская битва» А. Софьина, « Битва за нашу Советскую Украину » и так далее. Ключевым фильмом, проиллюстрировавшим окончательное крушение гитлеровского рейха, стал « Берлин » Юлия Райзмана. Операторы картины запечатлели штурм Рейхстага , разрушенный Берлин, подписание акта о капитуляции .
В целом в годы войны количество выпускаемых советскими киностудиями художественных фильмов снизилось. В 1943 году выпустили 26 художественных фильмов, а в 1945 году — 20 художественных фильмов .
После Второй мировой войны СССР вступил в идеологическое противостояние с западным миром, продолжавшееся до конца 1980-х годов, и лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Внутри же СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход.
В послевоенные годы наступил период, который исследователь кино В. И. Фомин назвал «малокартинье» . Количество фильмов, ежегодно выпускаемых на экран всеми 12 киностудиями СССР в 1946—1952 годах снизилось с 21 до 7 .
Начало «малокартинью» положила резолюция Оргбюро ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1948 года следующего содержания :
…тов. Суслову, с привлечением работников Министерства финансов, разработать вопрос о сокращении вдвое расходов по производству кинофильмов и мероприятиях по увеличению вдвое доходов от кино
В июне 1948 года этот курс на «малокартинье» был оформлен Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) в июне 1948 года . В итоге с 1947 по 1953 годы число выпускаемых фильмов уменьшилось втрое: с 21 до 7. Министр культуры СССР Пантелеймон Пономаренко 6 июля 1953 года сообщал, что в связи с сокращением числа выпускаемых фильмов :
…произошло недопустимое жанровое оскудение нашей кинематографии; в течение многих лет на экран не выпускалось ни одной комедии, ни одного музыкального фильма на современные темы, ни одного научно-фантастического фильма. За последние 5 лет выпущен только один спортивный фильм и два приключенческих
«Малокартинье» не коснулось только киностудии Грузинской ССР , которая продолжала выпускать ежегодно по 2 — 4 фильма .
Ситуация по киностудиям союзных республик в 1946—1952 годах была следующей :
В период «малокартинья» советские фильмы успешно поставлялись за рубеж. Так, в 1949 году советские фильмы показывали в 48 странах . Так, «Сказание о земле Сибирской» в 1949 году посмотрели 18 млн зрителей . Основным потребителем советских фильмов были социалистические страны. Так, в 1949 году советские фильмы занимали следующую долю национального кинопроката :
Показывали советские фильмы в капиталистических странах, а также в их колониях. Так, в Бельгийское Конго было поставлено 32 фильма .
Во время « оттепели » стилистика советского кино изменилась — в фильмах уменьшилось количество пафоса, оно приблизилось к реализму, нуждам и заботам простых людей.
В 1958 году фильм режиссёра Михаила Калатозова по сценарию Виктора Розова « Летят журавли » стал первым и единственным в истории советским фильмом, удостоенным одной из самых престижных кинопремий мира — « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля.
С 1959 года каждые два года стал проводиться Московский международный кинофестиваль (в 1972 году фестивалю был присвоен высший класс А) как преемник Советского кинофестиваля , проведённого в 1935 году. В конкурсной программе Московского кинофестиваля участвовали и побеждали ленты таких известных режиссёров, как Федерико Феллини , Иштван Сабо , Анджей Вайда , Этторе Скола , Кшиштоф Кесьлёвский , Стэнли Крамер и др.
В 1962 году советский фильм впервые был удостоен главного приза « Золотой лев » на Венецианском кинофестивале. Этой картиной стала работа молодого режиссёра Андрея Тарковского « Иваново детство » (победа была разделена с итальянским фильмом « Семейная хроника »). Второй раз «Золотого льва» советский фильм получил лишь на самом закате существования страны: в 1991 году приза была удостоена картина Никиты Михалкова « Урга — территория любви » .
На ещё одном фестивале т. н. «большой тройки» — Берлинском — советский кинематограф по политическим причинам долгое время вообще не был представлен. Лишь в 1975 году советский фильм был впервые показан в Западном Берлине. Несмотря на такое долгое отсутствие советских фильмов на этом фестивале, уже в 1977 году фильм Ларисы Шепитько « Восхождение » получил главный приз — « Золотого медведя », а спустя 10 лет этот успех повторил фильм Глеба Панфилова « Тема ».
Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации « Лучший фильм на иностранном языке ». Победу одержали три картины: « Война и мир » режиссёра Сергея Бондарчука (1968), советско-японский « Дерсу Узала » режиссёра Акиры Куросавы (1975) и фильм Владимира Меньшова « Москва слезам не верит » (1981). Можно также отметить режиссёра Станислава Ростоцкого : его картины дважды номинировались на «Оскар» (« А зори здесь тихие… » в 1972 году и « Белый Бим Чёрное ухо » в 1978 году).
Наряду с фильмами, которые получали призы на крупнейших международных фестивалях, широкой популярностью у советских зрителей пользовались работы таких режиссёров, как Иван Пырьев, Сергей Герасимов , Леонид Гайдай , Марлен Хуциев , Георгий Данелия , Эльдар Рязанов , Василий Шукшин , Алексей Герман , Леонид Быков , Станислав Говорухин , Татьяна Лиознова , Владимир Басов и ряда других. Рекордсменом по количеству фильмов, признанных читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом года , является Эльдар Рязанов (в 1976, 1978, 1983, 1984 и 1991 годах).
Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не только с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно — из Восточной Европы), но и с продюсерами, режиссёрами, актёрами из стран капитализма. Первым фильмом совместного производства был советско-финский фильм « Сампо », вышедший на экран в 1958 году. Среди удачных примеров сотрудничества: советско-итальянско-британский фильм « Красная палатка », снятый Михаилом Калатозовым в 1969 году, советско-итальянский фильм 1970 года « Ватерлоо » режиссёра Сергея Бондарчука и продюсера Дино Де Лаурентиса , советско-японский фильм « Москва, любовь моя », снятый в 1974 году Александром Миттой , советско-японский фильм 1975 года режиссёра Акиры Куросавы « Дерсу Узала », советско-французско-швейцарский фильм « Тегеран-43 » (1980) с Аленом Делоном в одной из главных ролей, фильм 1987 года « Очи чёрные », снятый Никитой Михалковым с Марчелло Мастроянни в главной роли.
Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом . В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой (« Война и мир », « Ватерлоо »).
К середине 1970-х популярность в СССР начало набирать кино « массового » жанра — впервые был снят ряд советских фильмов катастроф (« Экипаж », 1979) и пр. и боевиков (« Пираты XX века », 1980) и др.) .
С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик. Знаковым событием позднего периода истории советского кинематографа стал V съезд Союза кинематографистов , состоявшийся в мае 1986 года . На этом мероприятии было фактически свергнуто старое руководство Союза. С этого момента ведется отсчет эпохи так называемого « перестроечного » кино, когда в фильмах начинают подниматься ранее запретные темы, они становятся нарочито острыми и натуралистичными, иногда граничащими с откровенной « чернухой ». Одновременно продолжают сниматься фильмы и в прежней стилистике.
Последние годы существования СССР стали плодотворным временем для кинематографа. В этот период выходят несколько популярных и во многом знаковых картин: « Кин-дза-дза! » Г. Данелии (1986), « Курьер » К. Шахназарова (1986), « Покаяние » Т. Абуладзе (1987), « Асса » С. Соловьёва (1987), « Забытая мелодия для флейты » Э. Рязанова (1987), « Игла » Р. Нугманова (1988), « Маленькая Вера » В. Пичула (1988), « Интердевочка » П. Тодоровского (1989), « Такси-блюз » П. Лунгина (1990), « Облако-рай » Н. Досталя (1990) и др.
В конце 1980-х появляется коммерческий кинематограф — кооперативное кино . Первой коммерческой лентой стала комедия А. Эйрамджана « За прекрасных дам! » (1989), снятая кооперативом «Фора-фильм».
В октябре 1991 года на экраны вышел фильм-притча Эльдара Рязанова « Небеса обетованные », ставший своеобразным реквиемом ушедшей в историю советской стране и социалистическому строю. Символично, что именно эта картина стала лучшим фильмом последнего года советской истории по версии журнала «Советский экран», тем самым подведя черту и под историей советского кинематографа [ источник не указан 2567 дней ] .
Среди наиболее популярных советских актёров ещё периода немого кино 1920-х — начала 1930-х годов можно отметить
Игоря Ильинского
и
Анатолия Кторова
, которые позже продолжили кинокарьеру и в звуковом кино.
С началом звуковой эры в 1930-х годах появилась целая плеяда актёров новой «звуковой» формации:
Николай Крючков
,
Борис Андреев
,
Пётр Алейников
,
Сергей Столяров
,
Евгений Самойлов
,
Михаил Жаров
,
Борис Бабочкин
,
Николай Черкасов
,
Борис Чирков
.
В 1940-х — 1950-х годах можно отметить
Владимира Зельдина
,
Василия Меркурьева
,
Павла Кадочникова
,
Алексея Грибова
,
Олега Стриженова
,
Леонида Харитонова
,
Николая Рыбникова
,
Ростислава Плятта
,
Георгия Вицина
,
Михаила Козакова
.
В 1960-х — 1980-х годах нужно отметить
Алексея Баталова
,
Иннокентия Смоктуновского
,
Вячеслава Тихонова
,
Михаила Ульянова
,
Василия Ланового
,
Василия Шукшина
,
Глеба Стриженова
,
Андрея Мягкова
,
Станислава Любшина
,
Юрия Яковлева
,
Олега Ефремова
,
Андрея Миронова
,
Анатолия Папанова
,
Ролана Быкова
,
Александра Калягина
,
Леонида Быкова
,
Евгения Леонова
,
Леонида Куравлёва
,
Юрия Соломина
,
Олега Басилашвили
,
Олега Борисова
,
Алексея Петренко
,
Кирилла Лаврова
,
Никиту Михалкова
,
Владислава Дворжецкого
,
Олега Табакова
,
Евгения Евстигнеева
,
Олега Даля
,
Владимира Высоцкого
,
Василия Ливанова
,
Андрея Мартынова
,
Евгения Матвеева
,
Донатаса Баниониса
,
Юри Ярвета
,
Анатолия Солоницына
,
Валентина Гафта
,
Александра Кайдановского
,
Вацлава Дворжецкого
,
Виталия Соломина
,
Николая Гринько
,
Александра Абдулова
,
Олега Янковского
,
Михаила Пуговкина
,
Юрия Никулина
.
Популярные советские киноактрисы разных лет — Любовь Орлова , Марина Ладынина , Тамара Макарова , Лидия Смирнова , Зоя Фёдорова , Фаина Раневская , Валентина Серова , Клара Лучко , Алла Ларионова , Татьяна Самойлова , Нонна Мордюкова , Инна Макарова , Анастасия Вертинская , Татьяна Пельтцер , Рина Зелёная , Мария Миронова , Людмила Гурченко , Татьяна Доронина , Инна Чурикова , Екатерина Васильева , Вия Артмане , Наталья Гундарева , Светлана Крючкова , Маргарита Терехова , Евгения Симонова , Марина Неёлова , Лариса Голубкина , Галина Польских .
Заметную роль в советском кино играли прибалтийские актёры . Многие натурные съёмки фильмов «про Запад » (напр. « Мёртвый сезон » (1968) и пр.) производились в Прибалтике , при большом участии прибалтийских актёров, обладавших необходимой для «западного» сюжета неславянской внешностью (правда при этом говоривших по-русски с сильным акцентом, отчего на озвучание приглашали русских актёров).
На протяжении всей истории советского кино были известны случаи, когда актёры уезжали жить и работать «на Запад». Если из эмигрантов первой волны некоторые русские актёры сумели стать достаточно известными в новой стране, то позднее, во многом из-за плохого знания иностранных языков (в первую очередь — английского), советские актёры с трудом могли выйти за рамки амплуа советских эпизодических персонажей. В качестве примеров таких биографий можно привести Михаила Чехова (создателя популярной актёрской школы в США, через которую прошли многие звёзды Голливуда), Марию Успенскую , кинокомпозитора Дмитрия Тёмкина , Федора Шаляпина-младшего (оказался на Западе ещё в детском возрасте), Савелия Крамарова , Илью Баскина , Александра Бениаминова , Александра Годунова , Льва Круглого . Среди режиссёров наиболее известны два случая — работа на Западе Андрона Кончаловского и эмиграция в 1984 году Андрея Тарковского .
Часть фильмов снималась самими же государственными телекомпаниями, в составе которых имелись производственные единицы производящие фильмы (Творческое объединение «Экран» в Гостелерадио СССР, главные редакции телефильмов и отделы фильмопроизводства в телерадиокомитетах союзных республик и Ленинграда, редакции кинопроизводства в студиях телевидения АССР, краёв и областей)
В каждой из союзных республик СССР, кроме РСФСР и Украинской ССР, имелись свои кинокомпании:
Работники кино (как и художники, писатели и иные деятели культуры) были объединены в творческий союз. По состоянию на 1960 год Оргкомитет Союза работников кинематографии объединял :
Также (по состоянию на 1960 год) действовали Дома кино, созданные Оргкомитетом Союза в следующих городах: Москва, Ленинград, Киев, Ереван, Баку, Алма-Ата, Фрунзе .
Особые жанры :
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Статистика выпуска на экран художественных кинофильмов в СССР в первые послевоенные годы была следующей (при наличии 12 киностудий) :
По мнению журналиста Валерия Отставных, после войны в год производилось примерно 500 картин. Затем они поступали в прокат, и даже «кино не для всех» Тарковского попадало к заинтересованным зрителям на небольшом количестве окраинных кинотеатров Москвы .
В 1980-е ежегодное производство фильмов в СССР определялось такими цифрами: около 270 художественных фильмов (из них примерно 120 — по заказам ТВ), около 2000 документальных, научно-популярных и учебных фильмов (более половины из них создавалось на республиканских киностудиях). Посещаемость кинотеатров составляла около 4 миллиардов зрителей в год .
В России в
1913 году
было 1412
кинотеатров
, из них 137 в
Санкт-Петербурге
и 67 в
Москве
.
За время
революции
и
Гражданской войны
количество кинотеатров возросло вдвое, но в последующие годы стало быстро увеличиваться, в основном за счёт
кинопередвижек
:
также : Трофейные фильмы в СССР