Interested Article - Иданфирс

Иданфирс ( др.-греч. Ιδάνθυρσος по Геродоту , Ἰδανθούρας по Ферекиду или Ινδάθυρσις по Арриану , позднее лат. Ianthyri, Iancyrus по Юстину , Antyro по Орозию ) — верховный царь скифов , сын Савлия , внук Гнура . При нём младшими царями были Скопасис и . Возглавлял Скифское царство в конце VI в. до н. э. в период войны с персидским царём Дарием I около 512 г. до н. э. Эту войну описал Геродот в « Истории » (IV книга).

События, предшествовавшие войне с персами

Многие детали правления Иданфирса остались неизвестны, поскольку большинство античных авторов основное внимание уделяли освещению скифо-персидской войны и связанных с ней событий.

У Геродота причиной войны явственно обозначена завоевательная политика персидских царей, однако, формальным поводом он называет нашествие скифов во времена Мадия на Мидию правопреемником которой себя считали персидские цари . Как следует из дальнейшего рассказа этот повод был озвучен царём Дарием, чтобы предотвратить объединение народностей Восточной Европы перед угрозой завоевания: на совете, на который скифы пригласили царей своих соседей, скифов поддержали только гелоны , будины и савроматы , а агафирсы , невры , андрофаги и меланхлены отказались участвовать в войне, заявив, что скифы сами виноваты, надеясь на то, что Дарий идёт войной только против скифов.

Ктесий приводит детали, которые отсутствуют у других авторов: Дарий приказал своему сатрапу в Каппадокии Ариарамну совершить набег против скифов и захватить пленников. Ариарамн с войском переправился на 30 пятидесятивёсельных кораблях, захватил в плен какое-то число скифов, в том числе некоего брата царя — Марсагета , который за какие-то провинности находился под арестом, закованный в кандалы. Скифский царь в гневе написал Дарию дерзкое письмо, Дарий ответил так же, после чего и пошёл войной.

Согласно Помпею Трогу (в изложении Юстина ) персидский царь просил у Иданфирса ( Ianthyri, Iancyrus ) дочь себе в жёны, а получив отказ, начал войну. Эту же историю повторяет Павел Орозий , а за ним многие поздние авторы.

Ход скифо-персидской войны

Основным и наиболее ранним источником о ходе войны является IV книга Истории Геродота . По Геродоту, скифы разделили свои силы на части: Иданфирс возглавил основное войско, Таксак — скифов, будинов и гелонов, а Скопас — скифо-савроматское наиболее мобильное объединение, которое заманивало персов вглубь страны не вступая в бой. Свои семьи и имущество с арены боевых действий скифы заранее вывезли далеко на север.

При вторжении Дария скифы применили тактику выжженной земли : разрушая переправы, засыпая источники и колодцы, уничтожая посевы и пастбища, они лишали наступающее войско запасов воды и продовольствия, а при попытках остановиться совершали налёты на лагеря персов, а также перехватывали отряды, которые персы посылали на поиски припасов в незнакомой стране. Затем скифы последовательно заманили персидскую армию во владения невров, андрофагов и меланхленов, которые не ожидали нападения, и когда завоеватели начали разорять их, массово бежали на север. Потом персы нашли какой-то покинутый жителями деревянный город и сожгли его.

Спустя некоторое время персы (согласно Геродоту) достигли Танаиса ( Дона ) и начали строить укрепления, готовясь к решающим сражениям. Однако никаких сражений не было, поскольку скифы, находясь в недосягаемости, в бой не вступали. Дарий бросил недостроенные укрепления и возобновил движение, пытаясь догнать постоянно отступающих скифов и савроматов. В итоге измотанное длительным переходом войско персов оказалось в безлюдной степи без достаточных припасов. Осознав своё рискованное положение, Дарий, по совету одного из сановников, оставил в лагере слабых и раненых, чтобы обмануть скифов, а сам с остальным войском ночью тайком покинул лагерь и устремился к Дунаю по известному ему пути. Когда скифы обнаружили отсутствие Дария и основных сил персов, они бросились в погоню по кратчайшей дороге и поэтому прибыли к Дунаю раньше персов, где застали греков, караулящих мост. Скифы предложили грекам разрушить мост, чтобы дать им возможность добить измотанное войско противника и тем самым избавиться от власти Дария. Однако, дежурившие у моста греки, которые были правителями ионийских городов, получившими власть от Дария, внешне согласившись со скифами, разобрали только часть моста, а при подходе персов быстро восстановили переправу и так спасли Дария и его войско.

Историки по-разному оценивают рассказ Геродота: распространено мнение, что персы не заходили вглубь Скифии так далеко («за Танаис»). Например, согласно Ктесию Дарий проник в Скифию на 15 дней пути и бежал обратно, однако не ясно, какой вид передвижения и с какой скоростью подразумевается. Страбон считал, что персы воевали со скифами в «Гетской пустыне», что под этим подразумевается — неясно, поскольку современниками Страбона были геты или даки , временно расширившие свои владения на востоке примерно до низовий Днепра .

После вторжения Дария, согласно некоторым источникам скифы приблизительно между 507 и 496 годами до н. э. предпринимали военные действия против гетов и разрушили город Истрию . Далее скифское войско (вероятно возглавляемое Иданфирсом) совершило поход в сторону Малой Азии до Геллеспонта , но не смогли переправиться на другой берег. Также скифы предпринимали попытки заключить союз с греками и вели (дата неизвестна, по разным оценкам между 513 и 493 годами до н. э.) переговоры со спартанским царём Клеоменом (спартанцы традиционно считались главными среди греков до возвышения Афин ). Вероятно, все эти события также относятся к периоду правления Иданфирса.

Оценки личности Иданфирса

По данным источников Иданфирса оценивают, как хорошего военачальника и правителя с чувством собственного достоинства. Согласно Геродоту на слова Дария, посланные скифскому царю, что он, якобы, должен или сразиться с ним или признать его власть, а не убегать от него с войском, Иданфирс ответил:

«Вот я каков, перс. Никогда прежде я не убегал из страха ни от кого, не убегаю и от тебя, и теперь я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время. Почему я не тороплюсь сразиться с тобой, и объясню тебе это. У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут захвачены или опустошены, нечего поэтому и торопиться вступать с вами в бой. Если вам необходимо ускорить сражение, то вот: есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет. Раньше мы не сразимся, раз это для нас невыгодно. Вместо земли и воды я пошлю тебе такие дары, какие ты заслуживаешь, а за то, что ты смеешь называть себя моим владыкой, я ещё расплачусь с тобой.»

Потом Иданфирс прислал Дарию в подарок птицу, мышь, лягушку и пять стрел , при этом посыльный сказал, что ничего не может объяснить, а персы сами догадаются, если у них хватит ума. Один из придворных Дария истолковал смысл даров так:

«Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернётесь назад и падёте под ударами этих стрел»

, справедливость этого толкования подтвердилась дальнейшими событиями.

Сюжет с дарами есть у другого автора Ферекида Леросского (от его сочинения сохранилось всего несколько фрагментов), писавшего в том же V веке до н. э., что и Геродот, с разницей в том, что вместо стрел назван плуг (возможно сохранившийся фрагмент восходит к испорченному тексту, у Геродота плуг упоминается в легенде о предках скифов от Таргитая ).

Примечания

  1. Арриан . Индика . V, 6
  2. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Том 1. СПб, стр. 354
  3. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Том 1. СПб, стр. 398
  4. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Том 1. СПб, стр. 349

Ссылки

Источник —

Same as Иданфирс