Interested Article - Городецкая культура
- 2021-08-23
- 1
Городецкая культура ( культура городищ рогожной керамики ) — археологическая культура железного века ( VII век до н. э . — II век н. э.), памятники которой находят на территории Пензенской , Рязанской , Самарской , Саратовской , Тамбовской , Липецкой и Воронежской областей , а также Марий Эл , Мордовии и Чувашии . Тесно связана с дьяковской культурой , занимавшей более западные земли. Названа по , раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым около города Спасск-Рязанский .
История
Городецкая культура развилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны . Севернее неё (за р. Окой ) располагались памятники родственной дьяковской культуры , происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики, но бондарихинские племена в её формировании участия, видимо, не принимали. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон , где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укреплённые поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом « военной демократии », который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке . Строительство городищ объясняется тем, что возникает необходимость в защите стад домашнего скота, на который зарились завистливые соседи. Другим каким-то богатством они не располагали. На городищах практически не находят кладов, на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости. В VI—V вв. до н. э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья , откуда их впоследствии вытеснили сарматы . Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племён, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Но вопреки существующим точкам зрения, вряд ли их роль в этом процессе была главной, поскольку в древнемордовских могильниках до сих пор не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом, а среди городецких памятников неизвестно ни одного могильника. Обряд погребения в землю городецкие племена не практиковали и он явно был заимствован у другого народа, представители которого появились в начале нашей эры на территории проживания городецких племён. Одни считают, что это были прикамские племена ( пьяноборская культура ), другие отводят эту роль сарматам , третьи полагают, что имело место миграция племён саргатской культуры .
Культура
Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством , скотоводством, подсобным мотыжным земледелием; поддерживало связи со скифами , племенами дьяковской культуры , с Прикамьем .
Культура представлена небольшими укреплёнными городищами, реже — открытыми сёлами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднейшее время — лощёная. Носители культуры знали металлургию железа , но металлических орудий у них было ещё очень мало. Гораздо шире использовались в обиходе изделия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпунов.
Этническая атрибуция
По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны (предки мордвы и марийцев ). Однако, что касается мордвы, данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория автохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А. П. Смирновым , который отнёс к городецкой культуре и мордовские могильники III - V веков .
Носители городецкой культуры иногда отождествляются с тиссагетами Геродота .
Примечания
- . Дата обращения: 2 февраля 2008. Архивировано из 12 января 2008 года.
- . Дата обращения: 2 февраля 2008. Архивировано из 13 ноября 2007 года.
- от 19 декабря 2005 на Wayback Machine
- от 25 февраля 2008 на Wayback Machine
- от 10 августа 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано из 10 апреля 2018 года.
- Сарапулкина Т. В. . — Воронеж, 2010. — С. 25. 11 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 2 февраля 2008. 6 октября 2007 года.
- . Дата обращения: 2 февраля 2008. Архивировано из 17 апреля 2009 года.
- . Дата обращения: 2 февраля 2008. 2 июня 2015 года.
- Ставицкий В. В. У истоков этногенеза древней мордвы // NB: Исторические исследования. 2014. № 4. С. 1-13
- Ю. В. Буйнов, Памятники бондарихинской культуры в Среднем Поочье // Древности. — 2016. — Вып. 14. — С. 74-89
- Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа. — М.: Наука, 1965 — С.266
- Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам).— Йошкар-Ола, 2002.— С. 156.
- . Дата обращения: 2 февраля 2008. 18 апреля 2018 года.
Литература
- Миронов В. Г. // Археологические памятники Среднего Поочья : сб. науч. тр. / Отв. ред. В. П. Челяпов . — Рязань: НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Ряз. обл., 1995. — Вып. 4 . — С. 68—89 .
- Сарапулкина Т. В. . — Воронеж, 2010. — 329 с.
- Смирнов А. П. , Трубникова Н. В. Городецкая культура. — М. : Наука, 1965. — 39 с. — (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-14).
- Ставицкий В. В. // NovaInfo.Ru : научно-методический журнал. — 2016. — № 56, т. 4 . — С. 121—128 . — ISSN .
- Ставицкий В. В. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. — Саранск, 2010. — № 1 (13) . — С. 7—16 . — ISSN .
- Ставицкий В. В. // NovaInfo.Ru : научно-методический журнал. — 2016. — № 57, т. 4 . — С. 129—139 . — ISSN .
- 2021-08-23
- 1