Самарская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
Сама́рская культура — энеолитическая археологическая культура начала V тысячелетия до н. э. , существовавшая в районе Самарской Луки реки Волги . Обнаружена в 1973 году в ходе археологических раскопок близ села Съезжее Богатовского района Самарской области. Позже обнаружено ещё несколько поселений . Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры среднего неолита , на востоке граничила с агидельской культурой . Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона.
В рамках курганной гипотезы самарская культура и происходящие от неё хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.
Ареал самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной прикаспийской (нижневолжской, северокаспийской) культуры на нижней Волге. По мнению ряда финно-угроведов, первые языковые контакты произошли между финно-уграми и индоиранцами. В период существования Самарской культуры уральская общность находилась на юге Западной Сибири.
Другие родственные культуры вместе с самарской объединяют в область, по месту первых находок названную мариупольской. Для культур мариупольского типа характерно определённое сходство погребальных обрядов, керамики и инвентаря, включая останки лошадей в могилах. Общий ареал этих культур охватывает, кроме среднего и нижнего Поволжья, бассейны рек Урала , Дона и Днепра . В могильниках на юго-западе этой области находят украшения из золота и меди, добытой на Балканском полуострове . Распространение медных изделий осуществлялось путём обмена с трипольской и другими западными культурами, а также в качестве трофеев, захваченных при походах .
В могилах обнаружены останки от одного до трёх человек. Над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана . Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребённый вождь мог бы вознестись к небесным богам, но каково было назначение ранних могильных холмов — неизвестно.
Погребальный обряд и археологические находки в могилах самарской культуры в целом аналогичны материальной культуре днепро-донецкой культуры , за одним исключением. На артефактах, найденных в захоронениях, обнаружены изображения лошадей . В могилах также имеются останки лошадей. Следовательно, люди сумели одомашнить этих животных.
Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах у покойных (даже детей). Кроме того использовались кремнёвые наконечники для стрел и костяные — для пик.
Кроме них, в могилах найдены украшения из кости, вырезанные в форме лошадей или двойной головы быка с отверстиями для крепления на подвесках или лошадиной сбруе.
Керамика в основном представлена сосудами яйцевидной формы с отчётливой окаёмкой. Они не были предназначены для установки на плоскую поверхность и, вероятно, подвешивались на рогатках или укладывались в корзину, и окаёмка нужна была для того, чтобы удерживать сосуд в рогатке ухвата. Сосуд могли нести на плече или грузить на животных.
По периферии сосуды были украшены геометрическим орнаментом из линий, полос, зигзагов или волнистых линий, процарапанных или вдавленных в глиняные стенки гребёнкой. Смысл орнамента понятен при взгляде сверху: это солярный мотив, где роль солнца выполняет горлышко сосуда.
Гончарные традиции населения, оставившего могильник Екатериновский мыс на окраине села Екатериновка , возникли в недрах неолитической орловской культуры Нижнего Поволжья. Такие же гончарные навыки были присущи и для пришлой группы населения, оставившего могильник у села Съезжее в Самарской области, и для части населения ивановского и токского культурных типов в Оренбургской области .
Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Головы и копыта домашних животных ( крупный рогатый скот , овцы , лошади ) приносили в жертву, помещая их в специальные неглубокие сосуды поверх могил и посыпая охрой .