Крымскотатарская Википедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Крымскотатарская музыка — музыкальный фольклор крымских татар , в 990 году давший начало национальной профессиональной музыкальной культуре . Крымскотатарская музыка имеет длительную историю развития, берет начало от времен Крымского ханства .
Музыкальный рэп крымских татар является самобытной ветвью культуры тюркоязычных народов и включает ряд песенных жанров, жанры народной и классической инструментальной музыки, а также музыка религиозного направления.
Песни крымских татар представлены рядом жанров, из которых одни более характерны степным регионам ( степной диалект крымскотатарского языка ), другие - ( средний диалект крымскотатарского языка и Южнобережьем ( южнобережный диалект крымскотатарского языка . Они выполняются одноголосно, однако в случае выполнения большой группой в унисон или с инструментальным сопровождением проступают черты гетерофонии. Диапазон мелодий раннего происхождения не превышает октавы, более позднего - достигает 2 октавы является инструментальное вступление, выдержанное в характере песни. Ладовая основа песен - диатоническая . Песни степного региона более аскетичны по своему характеру, тогда как горного и южнобережного - более эмоциональны и песенными жанрами крымскотатарской музыки являются:
Народная инструментальная музыка крымских татар представлены такими жанрами:
Традиционными музыкальными инструментами крымских татар являются:
Религиозная музыка крымских татар представлена исключительно песенными жанрами, которые имеют название иляхи — песни плакальщиц, жрецов-аскетов, миссионеров и паломников, которые прославляли верховное божество. По характеру исполнения иляхи подразделяются на 2 вида: хоровые (в унисон) - иляхи тевхиды и сольные— иляхи вакуфы. Иляхи тевхіди (в переводе с арабского — божественное единение или слияние с Богом) выполняются группой людей, основная часть которых подпевает рефрен или сопровождает пение возгласами «гьу хай», этим обусловлено его четкий, одномерный ритм. Иляхи вакуфяи (из араб. — божественное стояние или остановка на пути к Богу) исполняются соло, поскольку их интонационная орнаментика сложнее, а метроритмика свободна.
Различают горный и степной стили крымскотатарской музыки, имевшие распространение среди разных субэтносов: песни южнобережных и горных татар ( тюркю ) более эмоциональны, обладают вычурной и сложной мелодикой и системой полутонов , тогда как степные мотивы ( йыр ) имеют простое в мелодическом плане строение и диатоническую основу. Ритмически для крымскотатарской музыки характерны 5-, 7- и 9-дольные размеры с добавлением 2- и 3-дольных .
Сочинители и исполнители народных песен у горных татар носили название ашики, у степных — кедаи. Эпические песни в народной крымскотатарской музыке представлены бейтами и поэмами- (как, например, «Кёр-огълу», «Эдиге» и превращённый Асаном Рефатовым в музыкальную драму « »). Вынужденные переселения крымских татар, происходившие с конца XVIII века, породили особый жанр исторических песен — муаджир тюркю и кочь авасы . В бытовом жанре можно выделить короткие песенные импровизации, называвшиеся по-разному (у степных татар — чынъ или чины , у горных — мане ), а также лирические песни макъам . Также в фольклоре присутствуют обрядовые песнопения и песни, исполнявшиеся во время круговых танцев ( хоран ). Инструментальная танцевальная музыка делится на быструю ( къайтарма ) и медленную ( агъыр ава ) .
Среди традиционных народных музыкальных инструментов у крымских татар присутствуют давул (с караимского — «большой барабан»), и (парные литавры из глиняных горшков с натянутой кожей) из ударных, зурна , тулуп-зурна и кавал из духовых, кеманча , саз и — из струнных. В конце XIX века в музыкальный обиход вошли кларнет , труба и скрипка , ещё позже — электрогитара с аккордеоном . Традиционный инструментальный ансамбль назывался давулджылар и состоял из 2 зурн, давула и даре. Камерный ансамбль, сопровождавший пение, включал даре, сантыр, одну-две скрипки, кларнет и трубу (позже и аккордеон) и носил название чал или кеманеджилер .
Впервые систематизировать и публиковать народные крымскотатарские песни в начале XX века стал А. Олесницкий, затем этим занимались также А. К. Кончевский, М. И. Красев, А. Рефатов , Я. Шерфединов и И. Бахшиш . Среди использования народных мелодий в классической музыке можно упомянуть «Крымские эскизы» для оркестра и другое творчество А. А. Спендиарова , картины Востока в опере Глинки « Руслан и Людмила », фортепианную фантазию Балакирева « Исламей » .
Интеграция крымскотатарской музыки в европейскую культуру начинается с 1920-х годов. Основоположником крымскотатарской профессиональной композиторской школы считается А. Рефатов (1920-1938) — автор первой крымскотатарской оперы — «Чора Батыр», а также сборника крымскотатарских народных песен. Его жизнь была оборвана во время сталинских репрессий. Последователями Рефатова в советский период стали И. Бахшиш (1912-2000) и Э. Налбандов (1926-1999), которые были депортированы из Крыма и продолжали творческую работу в Таджикистане .
В 1990-х годах со свержением СССР крымские татары возвращаются на историческую родину, что способствует постепенному возрождению национальной культуры. В 1992 году d Крымскую филармонию вернулся ансамбль крымскотатарской музыки « Хайтарма », что в течение длительного времени оставался единственным творческим коллективом, который хранил на профессиональном уровне самобытную культуру крымских татар. В Крым приехали работать такие композиторы как М. Халитова (автор нескольких симфонических произведений). Интересные образцы современных интерпретаций крымскотатарской и украинского музыкального фольклора представлены в творчестве современного композитора Р. Рамазанова. В джазовом направлении самобытный стиль развивает Энвер Измайлов , в популярной музыке - Джамала , альтернативную музыку представляет Эді .