Interested Article - Бацбийцы
- 2021-02-01
- 1
Бацби́йцы , цова-туши́ны , цо́ва , цо́вцы ( бац. ба́цби , ед.ч. — бацав ; груз. ბაცბები, წოვათუშები , ингуш. ба́цой , чечен. бей, ба́цой ) — небольшой нахский народ на Кавказе , проживающий на территории Кахетии в Грузии . Являются потомками , в прошлом переселившихся из Горной Чечни в Тушетию . Численность на 2017 год — примерно 3000 человек. Исповедуют православие (в осн. ГПЦ ).
Расселение и численность
В Тушетию (горную область на северо-востоке Грузии ) бацбийцы переселились из Горной Ингушетии . В Тушетии, в верховьях Андийского Койсу они проживали совместно с тушинами . Согласно переписи в СССР 1926 года именно как представители народности бацбиец или цова-тушин зарегистрировано было только 7 человек — это оказалось 7 женщин из городского населения; в Телавском уезде Грузинской ССР ( ЗСФСР ) было зарегистрировано 2 564 носителей бацбийского языка . В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани ( Кахетия , южный склон Большого Кавказского хребта).
Носители бацбийского языка согласно официальным переписям населения СССР : | ||||||||
1926 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | муж. | жен. | ||||||
Всего в СССР (все на территории
ЗСФСР
)
— в городских поселениях — в сельских поселениях |
2564
2 2562 |
527
2 525 |
2037
0 2037 |
Происхождение
Согласно большинству авторов, в частности грузинских, бацбийцы происходят от ингушей . О происхождении цова-тушин именно от ингушей ( галгай ) признавал и первый цова-тушинский писатель И. Цискаров . Данные ингушских и бацбийских народных преданий также свидетельствуют о том, что бацбийцы пришли из местности Вабуа в горной Ингушетии . Это было подтверждёно специальными исследованиями в начале XX века . По некоторым данным переселение части ингушей-фяппинцев в Тушетию произошло в конце XVI века либо в начале XVII века .
П. К. Услар относил бацбийцев к чеченцам , а Е. Г. Вейденбаум и Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называют бацбийцев небольшим чеченским обществом .
Язык
Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский , также знают русский .
Как пишет в первой половине XIX века учёный языковед цова-тушинец Иов Цискаров, «Цовские и Пирикительские тушины суть кистинского происхождения из общества Голгай. Язык их кистинский и, что совершенно все равно, чеченский». «Сопоставление писем чеченского языка было бы весьма полезно, — утверждал И. Цискаров в своем очерке. — Кроме благодетельного и легчайшего средства к образованию туземцев, оно облегчило бы успех благих мер правительства против неприязненных кистин и всех других непокорных племён сего наречия» .
В сентябре 1771 года И. А. Гюльденштедт прибыл в Грузию. Там он пробыл целый год. Вместе с царём Картли и Кахетии Ираклием II Гюльденштедт объехал всю Кахетию.
В ближайшем родстве с чеченским языком находится так называемый тушинский язык или тушский язык. Название это, употреблено впервые акад. Гюльденштедтом и принятое последующими лингвистами, совершено неправильно и уже не раз давало повод для недоумения. Дело в том, что тушинами называются, как было указано в своем месте горные грузины, живущие по верховьям Андийского Койсу (Тушинской Алазани) и отчасти на южном склоне Главного хребта в верхней долине Кахетинской Алазани. В неизвестную, но вероятно в очень отдалённую эпоху, в верховьях Андийского же Койсу поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (в единственном числе бацав). Гюльденштедт хотя и угадал родство их языка с чеченским, но назвал их тушинами, с которыми они живут совместно, но отличаются и по языку и по происхождению. Бацби составляли прежде одно Цовское сельское общество, а ныне разделяются на два: Индуртское и Сагиртское, заключающее в себе 1500 д. об. п. Большая часть этих горцев перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ села Ахмет. Язык бацби был исследован акад. Шифнером он происходит от Чеченского, но в течение времени и под влиянием грузинского настолько разошелся с ним грамматически, что может считаться теперь не чеченским наречием, а отдельным языком
— этнограф, кавказовед Е. Г. Вейденбаум
.
В 1855 году, в Германии, немецкий академик А. Шифнер по материалам исследований учёного языковеда Иова Цискарова (1820-1860) в основу которого были положены научные и литературные материалы, собранные первым ученым цова-тушинцем издает в Берлине работу «Характеристика тушинского языка». В те же годы он публикует монографию на немецком языке о грамматической структуре тушинского языка. С большим уважением отзываясь о вкладе Иова Цискарова в изучение грамматической структуры родного языка, А. Шифнер в предисловии к монографии писал: «К сожалению, до сих пор не оказалось ни одного человека среди чеченцев, который смог бы сделать столько же, сколько сделал священник И. Цискаров для родного языка» .
Согласно А. П. Берже , Что-же касается до тушинских обществ Цовского и Пирикитекельского, то они говорят кистинским наречием, по уверению священника Элиосидзе, самым грубым. Наречие это отличается от чеченского примесью слов и оборотов лезгинских и грузинских. Клапрот в своей Asia polyglotta и Kaukasichen Sprachen, отнес тушинское наречие к так называемой группе Мизджегских языков .
Культура
Согласно БСЭ в быту и культуре бацбийцев много элементов культуры грузин, с которыми они консолидируются . Н. Г. Волкова в своей работе «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в.» отмечает:
На примере бацбийцев и кистин виден также процесс культурного слияния этих народов с грузинами. Наиболее интенсивно оно происходило среди цова-тушин, в большинстве ассимилировавшихся грузинами ко второй половине XIX в.: бацбийцы заимствовали у них костюм, обычаи, песни и т.п.
Примечания
- Комментарии
- Следует различать учёт в переписи населения по народностям и по носителям языка. В некоторых случаях, обычно относящихся к малочисленным народностям или к местным ответвлениям более крупных этнических групп, перепись давала резкие различия такого учёта, которые вряд ли могут быть объяснимы процессами ассимиляции ( , с. IV).
- В переписи населения в СССР 1926 года имеется неточная информация о бацбийцах: на странице IV — семь человек назвавших себя бацбийцами, ошибочно указаны зарегистрированными в пределах Северо-Кавказского края (правильно — ЗСФСР ); на странице XIII — бацбийцы ошибочно указаны родственными народам так называемой черкесской группы (правильно для данной переписи — чеченской группы ; в годы проведения переписи исследователи включали чеченцев , ингушей и других в так называемую чеченскую группу , в современном кавказоведении для этого понятия используется термин нахские народы ). ( , с. IV, XIII, XVI, 6-7).
- Источники
- ↑ . БСЭ. Дата обращения: 6 января 2011. 16 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 26 марта 2017. 18 января 2016 года.
- ↑ , с. 7.
- , с. IV, XIII, 6-7.
- , с. 28—29.
-
, с. 1
«Цова, Цовское общество, есть племя Кистинское, самобытное, Галгайского происхождения, не утратившее ещё природного коренного своего языка».
-
, с. 81
«Происхождение Цовского общества или, лучше сказать, переселение оного из ущелья Глигвы в Тушетию, не подлежит сомнению».
- , с. 89 — «Впрочем, в этом случае исключение составляют из тушин одни цовцы, которых относят к кистинскому или галгайскому корню и которые употребляют в разговоре как грузинский язык, так и родное кистинское наречие».
- , с. 18 — «Цова-тушинцы — потомки ингушей или галгаевцев, переселившиеся в незапамятные времена из долины р. Асса в долину Тушетской Алазани».
- ↑ , с. 3.
- , с. 6.
- , с. 142—143.
- , с. 65—66.
- П. К. Услар. Древнейшие сказания о Кавказе — «Правда, что тушины принадлежат также к племени нахче, что доказывается грамматическим строением их языка, но они, подчинившись грузинскому влиянию, совершенно переродились и утратили чеченский характер». . — Тифлис: Кав. воен.-нар. упр. при содействии Кавказского отдела Русского географического общества, 1881. — С. 182.
- ↑ Путеводитель по Кавказу. — Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. Стр — 96.
- Дата обращения: 31 мая 2022. 20 августа 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 22 января 2022. 22 января 2022 года.
- Путеводитель по Кавказу. — Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. с. 96.
- , с. 42, 43.
- , с. 42.
Литература
- Alexander Grigolia. Custom and Justice in the Caucasus: The Georgian Highlanders. — University of Pennsylvania, 1939. — 186 с.
- Бакрадзе Д. Кавках в древних памятниках христианства // Записки общества любителей Кавказской археологии. — Тифлис, 1875.
- Берже А. П. Краткий обзор горских племён на Кавказе. — Тифлис: типография Канцелярии Наместника Кавказского, 1858. — 46 с.
- Маруашвили Л. И. Тушетия // Вестник знания . — 1938. — Июнь ( № 6 ).
- // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки в 10 вып. (1927-1929). — В надзаг. : Центр. статист. упр. СССР. Отд. Переписи. — М. : изд. ЦСУ Союза ССР, 1928. — Вып. IV. — XXIX, 138, [1] с. : табл., диагр., к. — 3000 экз.
- Волкова Н. Г. Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX вв. // Кавказский этнографический сборник / В. К. Гарданов. — М. : Наука, 1969.
- Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века : монгр . / Ответ. ред. . — АН СССР . Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука , 1974. — 276 с. : с 3 карт. — 2300 экз.
- / Сост. непременный секретарь академик С. Ф. Ольденбург. — Л. : Изд-во АН СССР, 1927. — 268 с.
- Цискаров И. Записки о Тушетии Кавказ : газета. — 1849. — 12 февраля ( № 7 ). — С. 3—4 . //
- Эристов Р. О Тушино-Пшаво-Хевсурском округе // «Кавказ». — 1854. — 5 июня ( № 43 ).
- Эристов Р. О Тушино-Пшаво-Хевсурском округе // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. — Тифлис: Типография Канцелярии Наместника Кавказского, 1855.
- . — Тф. : Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. — 434 с. — ISBN 978-5-397-02636-9 .
Ссылки
- от 9 декабря 2015 на Wayback Machine
- от 16 ноября 2013 на Wayback Machine .
- 2021-02-01
- 1