Interested Article - Нахская мифология и фольклор (список)
megan
- 2020-03-27
- 1
Нахская мифология и фольклор (список) — боги , богини , обожествлённые понятия, объекты мироустройства, духи и чудовища мифологии средневековых нахских племён и народностей, а также различные фольклорные персонажи более поздних нахских народов — бацбийцев и вайнахов ( ингушей и чеченцев ). Список составлен на основе статей ингушских исследователей А. Х. Танкиева и , размещённых в двухтомнике « Мифы народов мира » (1980) и в « Мифологическом словаре » (1990), а также с использованием информации из некоторых других источников.
Объекты мироустройства и космогонические существа
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
«Белая птица» | космогоническое существо | — | прилетела на гладкую, пустую землю; из её мочи образовалась вода, а из кала — семя | огромная белая птица | — | |
Бешлам-Корт
(гора) |
объект
мироустройства |
гора
Казбек |
место обитания богов Селы и Фурки , откуда они повелевают вьюгами и снегопадами ; здесь на вершине прикован чечен. герой Пхармат ( вариант инг.: ) | на снежном конусе богиней Фурки начертан магический круг, через который не осмеливается пройти ни один смертный, боясь быть сброшенными ею с кручи | — | |
, Эл |
объект
мироустройства |
— | мир мёртвых , делиться на рай и ад , создан Делой за 7 лет ; находится на западе, под землёй | ночью освещается солнцем ( вариант: луной) ; путь в него проходит по лестнице от края земли | — | |
«Небеса» |
объект
мироустройства |
небо |
место обитания богов,
создано Делой |
— | — | |
«Священная река» |
объект
мироустройства |
— | река, воды которой лечат от всех недугов и оживляют мёртвых; находиться в Еле | — | — |
Боги и богини
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
богиня |
солнечные
лучи |
покровительница всего живого, животворящая сила солнечных лучей | дочь бога Гелы -солнца ( вариант: мать) | — | ||
архаичные
божества |
— | предсказывают судьбу людей, будущее , их именами клялись в особо важных случаях |
по некоторым представлениям
могущественнее бога Селы |
— | ||
,
Нана, Латта |
богиня-
персонификация |
земля | обожествлённая мать-земля | лик обращён на восток (утренняя заря — это его сияние), затылок на запад; жена неба ( варианты: солнца, космического быка) | — | |
Ге́ла |
бог-
персонификация |
солнце | освещает днём своим ликом мир людей , ночью затылком — мир мёртвых, причина засух; живёт на небесах |
отец
(
вариант:
сын), по одному
из мифов муж Села Саты |
— | |
Дя́ла , Дэ́ла |
бог-
демиург |
— | глава пантеона , создал небо, землю, , людей и зверей (вариант: 7 миров, в каждом небо и земля); живёт на небесах |
антропоморфный облик; старший
брат Селы , отец Тушоли |
отождествл.
Аллах |
|
,
Э́лда,
Э́тер, Е́шпор, Эштр |
бог | смерть | владыка подземного мира мёртвых — , судит души усопших, мудр, обладает даром провидения; живёт в подземном мире |
сидит на троне из человеческих костей
( вариант: в башне из костей) |
— | |
Е́лта | — | бог | злаки | помимо злаковых растений, покровительствует диким животным, от него зависит успешная охота | антропоморфный, одноглазый; сын Селы | — |
, Е́рды | — | бог |
ветер ?
|
вероятно, его культ замещён местными божествами (см. Тамыж-Ерды, Молдза-Ерды и Мелер-Ерды) , по некоторым представлениям живёт в горах в пещере |
антропоморфный (седовласый старик)
и зооморфный (белый козёл) |
— |
— |
местное
божество |
— |
покровитель плодородия и напитков,
изготовляемых из хлеба (см. Ерд) |
— | — | |
— |
местное
божество |
— | покровитель войны (см. Ерд) | — | — | |
— | бог | дождь | — | зооморфный (козёл) | — | |
Се́ла
,
Се́ли, Сте́ла |
бог |
гром
и
молния |
владыка людей и богов , позднее: не считался таким всемогущим ; живёт на горе Бешлам-Корт | радуга — его лук, молнии — его стрелы; отец Елта , Села Саты , муж Фурки , младший брат Дялы | — | |
Се́ла Са́та | — |
астральное
божество |
Млечный Путь
и 3 звезды |
покровительствует людям и заступается
за них перед Селой |
дочь Селы и красавицы, супруга бога | — |
— |
астральные
божества |
Большая
медведица |
охраняли вход к богу Селе , однако помогли герою обмануть своего отца | сыновья богов Селы и Фурки | — | |
— |
местное
божество |
— | ? (см. Ерд) |
маленький человек, сидящий на коне
размером с козлёнка |
— | |
Ту́шоли | богиня | плодородие (свящ. птица — удод ) | изначально: занимала верховное положение, её просили о здоровом потомстве, обильном урожае, умножении скота; позднее: ей поклонялись бездетные женщины | единственное божество имевшее у вайнахов изображение: деревянная поясная фигура женщины со слезой на щеке ; дочь бога Дялы | — | |
Цу
ЦIу |
бог |
огонь
звери |
бог огня
и домашнего очага,
владыка диких животных, покровитель охоты и охотников |
— | — | |
Цулг |
родовой
божок |
— | возможно, производное от Цу | — | — | |
Фу́рки
|
— | богиня |
водная стихия
и ветер |
позднее: живёт на вершине Бешлам-Корт совместно с богом Селой , откуда они повелевают вьюгами и снегопадами; охраняет прикованного героя | антропоморфная; жена бога Селы, мать его | — |
Обожествлённые понятия и нематериальные сущности
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
,
Ана |
обожествлённое
понятие |
земля | культ живота матери-земли, в нём находиться женское семя, из которого появляется всё живое | живот богини-земли | — | |
обожествлённое
понятие |
— | земная благодать, выражающаяся в изобилии и высоком качестве всего сущего — людей, зверей и пр. ; исчезла с земли | — | — | ||
нематериальная
сущность |
— | душа , которую имеют все объекты и явления живой и не живой природы ( позднее: только у живых созданий) | ассоциируется со светом | — |
Духи, чудовища и мифические животные
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
лесные
духи |
— | покровительствуют диким животным, выходят к людям со злобными намерениями ( вариант: из любопытства) ; обитают в чаще леса, на высокогорьях | преимущественно женщины-великаны, как красавицы, так и безобразные (могут принимать вид огненного столба) |
албасты
и
др. |
||
убар | чудовище | — |
в сказках: положительный персонаж, отличающийся благородством
Вариант: вампир , упырь |
огромное и обладает сверхъестественной силой (иногда имеет несколько голов); бывает как мужского, так женского пола | — | |
— | дух | — | хозяин туров, всегда сторожит и пасёт их стадо | — | — | |
духи,
оборотни |
— | хитростью завлекают к себе героев, усыпив, высасывают у них кровь ( вариант: пожирают); обитают в чаще леса, на высокогорьях | молодые женщины или старухи (обычно в лохмотьях) | — | ||
чудовище,
колдунья |
— |
охраняет вход в
— не впускает в него
живых и не выпускает мёртвых |
огромное антропоморфное бесполое тело, поросшее длинными космами облепленными вшами, имеет девять глаз, рук и ног ( вариант: в женском облике) | — | ||
— |
мифическая
птица |
— | «князь птиц»; по приказу Села клюёт печень прикованного к скале Пхармата , призывая его к раскаянию | — | — | |
«змея» |
— |
мифическое
существо |
— | носительница благодати, охраняет благополучие в доме, оберегает скот от диких зверей (см. и ) | змея | — |
|
— |
мифическое
существо |
— | носительница благодати, не даёт ветрам дуть в неурочное время (см. и ) | — | — |
сармак | дракон | — | обвив своим телом источник, требует от людей дани ( вариант: Дяла спускает с неба на цепи несколько сармаков) | — | — | |
духи | — | умершие люди, обитающие в мире мёртвых — | бестелесные тени | — | ||
духи-хранители ( низшая мифология ) | — | каждый человек имеет подобного духа, который везде его сопровождает ; вариант: домашние духи, защищающие дом от бедствий | невидимы | — | ||
Ун-нана | — | дух | эпидемии и болезни | бранясь, она разбрасывает из своей котомки заразные болезни там, где её недостаточно почитают | пожилая, некрасивая, плохо одетая женщина | — |
|
— |
мифическая
птица |
— | носительница благодати, там где она совьёт гнездо появляется изобилие (богатый урожай зерна, приплод скота и пр.) , оставленные ею земли оскудевают | птица | — |
,
Хунстаг
«человек леса» |
лесной дух (низшая мифология) | — | покровитель леса и лесных животных, стремиться погубить всех встречаемых им охотников | антропоморфный; из его груди торчит костяной топор, который он вонзает в свои жертвы | — | |
, «морская дева» | водяной дух | — | обитают в морях и глубоких озёрах, защищают их от загрязнений; есть мужской аналог — хӏордан стаг; морские хӏордан йоI и хӏордан стаг подчиняются морскому вампалу, озёрные же свободны | красавицы, существа женского пола с рыбьим хвостом вместо ног | морская дева |
Герои и люди
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
герой ( ) | — | — | — |
Ацамаз
и
др. |
||
Бо́ткий Ши́ртка | — | культурный герой (нарт-орстхоец) | — | дал людям плуг и водяную мельницу ; советчик , которого они постоянно изводят | в нарт-орстхойском эпосе: обладает способностью исчезать в подземный мир мёртвых ( ) и возвращаться обратно | |
герой (нарт-орстхоец) | — | проник в мир мёртвых — | — | — | ||
герой | — | богатырь, занимающийся главным образом мирным трудом, ему покровительствует Села | — | — | ||
смертный
персонаж |
— | добра, помогает герою; жила вдали от людей: в чаще леса, на высокогорьях | вещая старуха | — | ||
Кинда Шоа | — | герой | — |
богатырь, занимающийся главным
образом мирным трудом |
был женат на дочери Сеска Солса | — |
герой | — |
богатырь, занимающийся главным
образом мирным трудом |
— | — | ||
Пхармат | — |
культурный
герой |
— | богоборец, похитил у Селы для людей овец, воду, тростник для строительства жилищ; прикован к вершине Бешлам-Корт | — |
Пхармат
и
др. |
|
злокозненные
герои |
— |
обычно как насильники, совершавшие набеги на
мирных людей и притеснявшие безвинных , вариант: из-за них с земли исчезла ; погибли |
— | нарты | |
,
Пиров |
— |
смертный
персонаж |
— | обычный человек, стремящийся сравняться с богом Дялой | обладал 3 главными добродетелями ; прожил 500 лет (погублен ) | — |
— | Пха́рмат | культурный герой (нарт-орстхоец) | — | богоборец, похитил у Селы для огонь ; прикован к вершине Бешлам-Корт | — |
и
др. |
— | культурный герой (нарт-орстхоец) | — |
в некоторых сказаниях
тождественен Боткий Ширтка |
— |
Боткий
Ширтка |
|
Се́ска Со́лса
Си́ска Со́лса, Со́лса |
герой (нарт-орстхоец) |
лесной
голубь |
злокозненный предводитель нарт-орстхойцев, богоборец ; проник в мир мёртвых — ; с ним связывают появление табака и распространение курения |
родился из камня
, имел стальное тело и обладал
магическими способностями |
Сослан
и др. |
|
Ха́мчи
Па́тарз |
— | герой (нарт-орстхоец) |
вечерняя
заря |
невольный виновник исчезновения на земле , проник в мир мёртвых — | имел стальное тело; иногда мог сам превращаться или превращать других в животных | — |
Примечания
- Комментарии
- Из мочи-воды растекавшейся по земле образовались моря, озёра, реки; из кала-семени, разносимого ветром, произросли деревья, трава, цветы и злаки ( Мальсагов А. У. Дунен беркат // Мифологический словарь, 1990, с. 198).
- Бог живёт с богиней инг. Фурки на снежной вершине горы Бешлам-Корт согласно более поздним нахским представлениям ( Мальсагов А. У. Фурки // Мифологический словарь, 1990, с. 561—562).
- Мёртвые ведут в Ел земной образ жизни, только работают по ночам, когда к ним приходит солнце (варианты: луна или нет светила совсем), грешники в Ел получают возмездие. Согласно другим представлениям, здесь обитают духи умерших — , в виде бестелесных теней ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Ел, Синош // Мифологический словарь, 1990, с. 205, 491).
- -солнце освещает мир мёртвых затылком, поэтому в нём нет тепла и нет жизни ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Гела // Мифологический словарь, 1990, с. 144).
- В сказаниях о нарт-орстхойцах в Ел светила нет совсем, темно и холодно ( Мальсагов А. У. Ел // Мифологический словарь, 1990, с. 205).
- Воды реки могут проступать на поверхности Земли — в мире людей, где их находят ищущие эту реку герои ( Мальсагов А. У. Ел // Мифологический словарь, 1990, с. 205).
- Точнее: родилась из луча солнца ( Мальсагов А. У. Аза // Мифологический словарь, 1990, с. 29).
- Находясь в пещерах, перекликаются между собой, делясь сокровенным ( Танкиев А. Х. Алла // Мифологический словарь, 1990, с. 35).
- Своими лучами, содержащими мужское семя, Гела-солнце оплодотворяет всё живое ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Гела // Мифологический словарь, 1990, с. 144).
- По одному из мифов, существует не на небе, а в море: утром выходит из него, вечером вновь в море погружается ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Гела // Мифологический словарь, 1990, с. 144).
- Ерды был посвящён праздник «ветряной понедельник», отсюда возникла гипотеза, что он мог быть богом ветра ( Мальсагов А. У. Ерд // Мифологический словарь, 1990, с. 209).
- Согласно одному из сказаний, Ерд это мужчина, живущий в скалистых горах в пещере, из которой исходит сияние ( Мальсагов А. У. Ерд // Мифологический словарь, 1990, с. 209).
- По одному из сказаний гром — это урчание живота бога Селы , раненного стрелой Сески Солса ( Мальсагов А. У. Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 486).
- Он владеет бурдюками со стихиями (из одного он выпускает вьюгу, из другого мороз и т. д.); из-за непослушания Селе окривел Елта , также он обрекает на вечные муки героев — , Пхармата ( Танкиев А. Х. Села // Мифологический словарь, 1990, с. 482).
- В разных сказаниях с ним небезуспешно вступает в единоборство предводитель — Сеска Солса ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Села, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 482, 486).
- Села живёт с богиней Фурки на вершине горы Бешлам-Корт согласно более поздним представлениям ( Мальсагов А. У. Фурки // Мифологический словарь, 1990, с. 561—562).
- Древние мифы связывают с Селой Сатой происхождение созвездия Млечный Путь и 3 звёзд, образующих треугольник — Вега , Денеб , Альтаир ( Танкиев А. Х. Села Сата // Мифологический словарь, 1990, с. 483).
- За помощь герою отец подвесил их к небу, где они образовали созвездие Большая медведица ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Курюко, Фурки // Мифологический словарь, 1990, с. 300, 561—562).
- Когда Тамыж-Ерды разгневан, его рост увеличивается в 15 раз, а конь становиться размером с башню ( Мальсагов А. У. Ерд // Мифологический словарь, 1990, с. 209).
- Ранее серебряная ( Танкиев А. Х. Тушоли // Мифологический словарь, 1990, с. 541; Танкиев А. Х. Тушоли // Мифы народов мира, 1992, с. 534).
- По поверьям, слёзы Тушоли были вызваны попыткой бога изнасиловать её ( Танкиев А. Х. Тушоли // Мифологический словарь, 1990, с. 541; Танкиев А. Х. Тушоли // Мифы народов мира, 1992, с. 534).
- Орфография: Цу (чеч.-ингуш. ЦIу ), Цай (чеч.-ингуш. ЦIай ).
- Вариант имени: Да́рдза-на́нилг — «Мать вьюг» ( Мальсагов А. У. Фурки // Мифологический словарь, 1990, с. 561—562).
- Перед тем, как уйти на небо ( см. ), сыновья Фурки оставили ей негасимый огонь — вечно горящие три полена в очаге и неубывающую пищу — возобновляющиеся хлеб и варёную баранью ляжку ( Мальсагов А. У. Фурки // Мифологический словарь, 1990, с. 561—562).
- В период дунен беркат земля была такой жирной, что из неё можно было выжимать масло; в некоторых сюжетах, одним из признаков благодатного времени является безветрие ( Мальсагов А. У. Дунен Беркат, Хамчи Патарз // Мифологический словарь, 1990, с. 198, 566).
- Дунен беркат исчезла с земли с рождением на ней Хамчи Патарза , по другому варианту сказаний, благодать исчезла с появлением , во главе с Сеской Солсой грабивших и убивавших людей ( Мальсагов А. У. Дунен Беркат // Мифологический словарь, 1990, с. 198).
- В вайнахском представлении в человеке сочетаются духовное начало — са, и материальное начало — кровь ( Танкиев А. Х. Са // Мифологический словарь, 1990, с. 465).
- День связан с появлением са, ночь — с её уменьшением до минимальных размеров. У спящего человека са в облике какого-либо существа (в одном мифе — мухи) временно покидает тело человека чтобы попутешествовать, проснувшись, человек воспринимает путешествие как сон ( Танкиев А. Х. Са // Мифологический словарь, 1990, с. 465).
- В охотничьих мифах часто описывается встреча алмазы с охотником; иногда алмазы вступают с охотником в любовную связь ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Алмазы // Мифологический словарь, 1990, с. 36).
- В среде тюркских народов: у алтайцев , башкир , казахов , татар (казанских, крымских , западно- сибирских ), тувинцев , турок , узбеков — албасты /алвасти, у туркмен — /албассы, у киргизов — албарсты , у каракалпаков и ногайцев — , у азербайджанцев — /халанасы, у кумыков — , у балкарцев и карачаевцев — алмасты (у некоторых из перечисленных народов могли использоваться и другие варианты имени этого духа). Помимо мифов и фольклора тюрок, подобный персонаж сопоставим с армянскими алы (алк), белуджийскими (мерак), грузинскими али , курдскими (алк), лезгинскими , монгольскими , таджикскими , талышскими , татскими , удинскими и др. ( Танкиев А. Х., Мальсагов А. У., Басилов В. Н. Албасты, Алмазы // Мифологический словарь, 1990, с. 33, 36).
- По своему усмотрению посылает навстречу охотнику животное, проклинает того, кто осмелиться убить тура без его разрешения ( Танкиев А. Х. Вочаби // Мифологический словарь, 1990, с. 134).
- Как оборотни выступают уже в современном фольклоре ( Мальсагов А. У. Гамсилг // Мифологический словарь, 1990, с. 140).
- Как колдунья выступает, позднее, в волшебных сказках, где Ешап сосёт кровь у людей или пожирает их ( Мальсагов А. У. Ешап // Мифологический словарь, 1990, с. 211).
- Вход в мир мёртвых заполнен холодным, чёрным туманом ( Мальсагов А. У. Ел // Мифологический словарь, 1990, с. 205).
- Согласно одному из преданий с благодатью ассоциируются , и Лихья; трое этих существ всегда живут вместе ( Мальсагов А. У. Фара-хазилг // Мифологический словарь, 1990, с. 554).
- Значение: «звезда ветров» ( Мальсагов А. У. Фара-хазилг // Мифологический словарь, 1990, с. 554).
- Согласно одному из преданий с благодатью ассоциируются , Миха-седка и ; трое этих существ всегда живут вместе ( Мальсагов А. У. Фара-хазилг // Мифологический словарь, 1990, с. 554).
- Дань — это, как правило, девушки; открывает доступ к источнику и вызволяет девушек, убив сармака, эпический герой ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Сармак // Мифологический словарь, 1990, с. 474).
- Цель Дялы — покарать грешников на земле, а затем он возвращает сармаков на небо. Существует сюжет, в котором два сармака отбирают друг у друга солнце, когда оно попадает в пасть одного из них — наступает затмение ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Сармак // Мифологический словарь, 1990, с. 474).
- Также существовало представление, что все природные объекты наделены своими невидимыми тарамами, которые их охраняют ( Танкиев А. Х. Тарамы // Мифологический словарь, 1990, с. 519; Танкиев А. Х. Тарамы // Мифы народов мира, 1992, с. 495).
- Как охранители дома связаны с культом предков ( Танкиев А. Х. Тарамы // Мифологический словарь, 1990, с. 519; Танкиев А. Х. Тарамы // Мифы народов мира, 1992, с. 495).
- Значение: «благодатная птица» ( Мальсагов А. У. Фара-хазилг // Мифологический словарь, 1990, с. 554).
- Согласно другому распространённому преданию с благодатью ассоциируются, помимо Фара-хазилг, и . Трое этих существ всегда живут вместе, Фара-хазилг в подобных сюжетах также обеспечивает большой урожай ( Мальсагов А. У. Фара-хазилг // Мифологический словарь, 1990, с. 554).
- Существует предание, согласно которому мецхальцы разорили гнездо Фара-хазилг и изгнали её, из-за чего их земли покинула благодать ( Мальсагов А. У. Фара-хазилг // Мифологический словарь, 1990, с. 554).
- В случае опасности на защиту Хунсага встают лесные звери, птицы, деревья и трава. Лишь прибегнув к хитрости охотнику удаётся его одолеть ( Танкиев А. Х. Хунсаг // Мифологический словарь, 1990, с. 582—583).
- Кроме осетинского Ацамаза , подобный персонаж имеется у абазин — , абхазов — , адыгов — , балкарцев и карачаевцев — , ( Калоев Б. А. , Мижаев М. И. , , Танкиев А. Х. Ацамаз, Нарты // Мифологический словарь, 1990, с. 80, 381).
- Принёс плуг и водяную мельницу из подземного мира — ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Боткий Ширтка, Нарты // Мифологический словарь, 1990, с. 100, 381).
- Когда угоняют стада баранов Горжая, бог Села вступает в единоборство с предводителем нартов — Сеской Солсой ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 381, 486).
- По некоторым преданиям Курюко прикован железными цепями к вершине Бешлам-Корт , куда прилетает орёл, чтобы клевать его сердце ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Курюко // Мифологический словарь, 1990, с. 300).
- Кроме чеченского Пхармата , ингушский Курюко также сопоставим с грузинским Амирани , абхазским Абрскилом , адыгским и древнегреческим Прометеем ( Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х., Абрскил, Амирани, Курюко, Насрен-жаче, Пхармат // Мифологический словарь, 1990, с. 13, 41, 300, 382, 449).
- Ряд исследователей считает, что это могли быть две группы персонажей: высоконравственные нарты/нярты и коварные орстхойцы/орхустойцы. Но, вероятнее всего, это два наименования одной категории героев ( Калоев Б. А., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты // Мифологический словарь, 1990, с. 381).
- Сказания о нарт-орстхойцах у вайнахов существенно отличаются от преданий других кавказских народов, где нарты выступают богатырями, несущими позитивное начало. Вайнахские нарты отрицательные, злокозненные герои (у ингушей иногда тоже положительны), но как и у других народов, имеют черты мифологических персонажей, а также культурных героев ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 381, 486).
- Иногда в ингушских сказаниях нарт-орстхойцы могут родниться с местными героями и совместно с ингушами охраняют их земли от врагов наступающих с равнин ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 381, 486).
- Исчезновение нарт-орстхойцев с земли объясняется по-разному: 1) предпочли покорности воле богов смерть и выпили по чашке расплавленной меди; 2) погибли, выпив расплавленную медь, так как раскаялись в своих злодеяниях; 3) их постигает кара богов за разбой, и они выпивают расплавленную медь из-за голода (в отдельных версиях — 7-и летний неурожай); 4) истреблены голодом, который наслал бог, за попытку оживить убитого Хамчи Патарза ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 382, 486).
- Нарты персонажи сказаний многих народов Кавказа : абазин, абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, убыхов , у некоторых народов Дагестана (напр. тюркоязычных кумыков ) и отдельных этногрупп грузин — сванов , рачинцев и хевсуров ( Калоев Б. А., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты // Мифологический словарь, 1990, с. 381).
- Уважение к старикам, ласковость к детям, бережливое отношение к зерну, пище ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Нарты // Мифологический словарь, 1990, с. 433).
- В одном из вариантов мифологических сюжетов Пхармат — это искусный кузнец, за доброе слово изготовляющий из бронзы шашки, щиты и кольчуги. В сказаниях о Пхармате прослеживаются отголоски древнего культа кузнецов: вайнах. пхьар — «кузнец» ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Пхармат // Мифологический словарь, 1990, с. 448-449).
- Прикован бронзовыми цепями к вершине Бешлам-Корт , куда каждое утро прилетает птица (князь всех птиц) , чтобы клевать его печень ( Мальсагов А. У., Танкиев А. Х. Пхармат // Мифологический словарь, 1990, с. 448).
- Кроме ингушского Курюко, чеченский Пхармат также сопоставим с грузинским Амирани , абхазским Абрскилом , адыгским и древнегреческим Прометеем ( Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х., Абрскил, Амирани, Курюко, Насрен-жаче, Пхармат // Мифологический словарь, 1990, с. 13, 41, 300, 382, 449).
- Выпив три чашки расплавленной меди (см. ) Сеска Солса очень тяжело умирал, так как его стальное тело раскалилось, и только лесной голубь облегчил его предсмертные страдания, принеся ему в клюве каплю воды. За это Сеска Солса обвязал шею голубя золотой нитью (отсюда перья голубиной шеи золотистые) и назвал его своим именем — солса кхокха «голубь Солсы» ( Мальсагов А. У. Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 486).
- В сказании о Сеска Солса вступил в единоборство с богом Селой и переламывает ему рёбра; в сказании о Села Сате Сеска Солса ранит Селу и обращает его в бегство ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 381, 486).
- Камень был оплодотворён неким пастухом, возбудившимся при виде красивой девушки ( Мальсагов А. У. Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 486).
- Ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, также способен превратить Терек в полноводную реку ( Калоев Б. А., Мальсагов А. У., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 381, 486).
- Кроме осетинского Сослана /Созрыко, подобный персонаж имеется у абазин и адыгов — Сосруко , абхазов — Сасрыква , балкарцев — , карачаевцев — ( Калоев Б. А., Мижаев М. И., Салакая Ш. Х., Танкиев А. Х. Нарты, Сеска Солса // Мифологический словарь, 1990, с. 381).
- Варианты имени: Ха́мчи Па́траз, Ха́мчий Па́тараз, Ха́мчий Па́траз, Ха́мчи Па́триж ( Мальсагов А. У. Хамчи Патарз // Мифологический словарь, 1990, с. 566).
- В одном из сказаний Хамчи Патарз должен до вечерней зари выбраться из мира мёртвых (что он успешно и совершает), в связи с этим мифом, вечернюю зарю ингуши иногда называют «свет Хамчи Патарза». ( Мальсагов А. У. Хамчи Патарз // Мифологический словарь, 1990, с. 566).
- Узнав, что он причина человеческих несчастий, неоднократно пытался покончить с собой, чтобы вернуть людям земную благодать, однако это у него не получалось ( Мальсагов А. У. Хамчи Патарз // Мифологический словарь, 1990, с. 566).
- В мир мёртвых Хамчи Патарз попал с помощью героя Боткия Ширтки , и добился от бога уменьшения скудости земли на 1/3 ( Мальсагов А. У. Хамчи Патарз // Мифологический словарь, 1990, с. 566).
- Источники
- ↑ , с. 16.
- , с. 122, 271.
- ↑ , с. 23.
- , с. 46, 149, 281.
- , с. 149, 175, 242.
- ↑ , с. 38.
Литература
- Ильясов Л. М . Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции : науч.-попул. работа / Ред. С.-М. Хасиев , ассист. Р. Дошаев . — «Благотворительный фонд им. З. Бажаева ». — М. : «Пантори», при информац. поддержке газеты « Новые Известия », 2004. — 384 с. : ок. 400 ил. — 5000 экз. — ISBN 5-9128-0013-9 .
- Ингушско-чеченско-русский словарь = Гӏалгӏай-Нохчий-Эрсий словарь / Сост. И. А. Оздоев , А. Г. Мациев , З. Д. Джамалханов ; ред. А. А. Саламов, Б. Х. Зязиков . — ЧИ НИИ истории, языка и литературы. — Гр. : ЧИ кн-во, 1962. — 212 с. — 1000 экз.
- Мифологический словарь / Главный редактор Е. М. Мелетинский . — М. : « Советская энциклопедия », 1990. — 672 с. — 115 000 экз. — ISBN 5-85270-032-0 .
-
Мифы народов мира
: в 2 томах / Главный редактор
С. А. Токарев
. —
М.
: «Советская энциклопедия», 1980.
- Переиздание: Мифы народов мира: в 2 томах / Главный редактор С. А. Токарев. — М. : «Советская энциклопедия», издательство МП «Останкино», 1991. — Т. 1 - 671 с., Т. 2 - 719 с. — 160 000 экз.
- II часть : Горная Ингушетия (юго-западная часть), Горная Чечня (центральная и юго-восточная части) : топоним. слов . // Топонимия Чечено-Ингушетии : в IV частях (1976—1985 гг.) / Сост. А. С. Сулейманов , ред. А. Х. Шайхиев . — Гр. : ЧИ кн-во , 1978. — 289 с. — 5000 экз.
megan
- 2020-03-27
- 1