Interested Article - История

Николаос Гизис . «Аллегория истории» (1892)

Исто́рия (от др.-греч. ἱστορία , букв. — «расспрашивание»; «сведения, которые были получены путём расспросов» ), истори́ческая нау́ка наука , научная (академическая) дисциплина, предметом изучения которой является человеческое прошлое ; историческая наука использует исторические источники , включая различные нарративы , письменные документы , устные сообщения, материальные артефакты , лингвистические данные, а также экологические маркеры, для описания и исследования человеческого прошлого и причинно-следственных связей исторических событий и фактов , конкретные проявления и закономерности исторического процесса, развитие социума и любую человеческую деятельность .

История — общий термин, описывающий как события прошлого, так и память о прошлом , нахождение, сбор и интерпретацию сведений об этих событиях . Период человеческого прошлого до изобретения письменности и начала письменной истории считается доисторическим периодом .

Одними из задач исторической науки является определение нарративов или иных исторических источников, которые лучше объясняют историческое событие; роли историографии и полезности изучения прошлого для понимания проблем современности . Нарративы, характерные для определённой культуры, но не подтверждённые независимыми от неё историческми источниками (например, повествования о короле Артуре ), обычно классифицируются как часть культурного наследия или легенды , а не повествования о реальных исторических событиях и не рассматриваются как надёжные исторические источники .

Историком называется учёный специалист по истории ; специалист по истории и вспомогательным историческим дисциплинам .

Понятие и этимология

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину , означавшему «расспрашивание, узнавание , установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов . В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре , но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре , считаются обычно частью культурного наследия , а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины .

По мнению специалистов, ионийское слово история (ἱστορία) происходит «от индоевропейского корня vid , значение которого выступает в лат. video и русского видеть » .

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных» . Оно встречается также в гимнах Гомера , сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn , «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии , откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию .

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине « естественная история ». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще ( story ). Особый термин история ( history ) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века , а слово «исторический» ( historical , historic ) — в XVII веке . В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история» .

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи [ стиль ] . По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче , «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа . В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники . Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники , например, археологические . Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам , другими — к общественным , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства .

Историография

Геродот (около 484 года до н. э. — около 425 года до н. э.), которого называют «отцом истории»

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод и как развивается историческое познание . Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о Средних веках ). В-третьих, термином историография обозначают изучение взглядов и работ конкретных историков (анализируются причины создания исторических сочинений, выбор их тематики, способ интерпретации событий, личные убеждения автора и его аудитории, практика использования доказательств и ссылок на других историков). Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

Философия истории — часть философии , пытающаяся ответить на вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-либо плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией , то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует смешивать философию истории с историей философии , то есть исследованием истории философской мысли.

Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством . Это разделение является в значительной степени искусственным, поскольку историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах .

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

Методы исторической науки

Александрийская библиотека

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими свидетельствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Как пишет в самом начале своего труда « История » Геродот (484—425 гг. до н. э.), он

собрал и записал эти сведения (ἱστορίης ἀπόδεξις — изложение сведений, полученных путём расспросов. — Прим. ), чтобы прошедшие

события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности,

в особенности же то, почему они вели войны друг с другом .

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом , и его книгой « История Пелопоннесской войны ». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия .

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае . Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор « Исторических записок ». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин . Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид . Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.

Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков . Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии , в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии» .

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке , Тревельяна , Броделя , Блока , Февра , Фогеля . Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер . Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством . Не менее спорный автор Эрнст Нольте , следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера , ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса . Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест , предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма .

Исторические периоды

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью .

История ( исторический период ) в классическом понимании начинается с появлением письменности . Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров . Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом .

Марксистская периодизация

Марксистская теория исторического материализма предполагает, что общество фундаментально определяется материальными условиями в любой момент времени — другими словами, отношения, которые люди поддерживают друг с другом для удовлетворения основных потребностей, таких как питание, одежда и жильё для себя и своих семей . В целом Маркс и Энгельс утверждали, что выделили пять последовательных стадий развития этих материальных условий в Западной Европе (т. н. «пятичленка» ) :

  1. Первобытное общество : на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта );
  2. Древний мир : в Европе — до 476 года н. э. (падение Римской империи );
  3. Средние века : 476 год — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий );
  4. Новое время : конец XV в. — 1918 год (окончание Первой мировой войны );
  5. Новейшее время : 1918 год — наши дни.

В Советском Союзе марксистская историография была единственной допустимой концепцией истории, но после краха коммунизма в 1991 году она оказалась на периферии научного дискурса .

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком , после чего начинается единый период современной истории .

Разделы (отрасли) истории

Отдельными сторонами и явлениями занимаются специальные исторические науки:

  • Военная история — наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки .
  • История культуры — наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.
  • История науки — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.
  • История государства и права — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.
  • История политических и правовых учений — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.
  • История религии — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
  • История экономики — изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

Вспомогательные исторические дисциплины

Дисциплины, связанные с историей

  • Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.
  • Гендерная история — история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.
  • Социальная антропология / Культурная антропология — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
  • Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.
  • Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
  • Психоистория — изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом.
  • Этнология и этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).
  • Публичная история — изучение бытования истории в публичной сфере и массовых практик репрезентации исторического знания.

Смежные дисциплины

Исторические оценки

Начиная с XX века западные историки отвергают стремление дать «историческую оценку» тем или иным событиям . Исторические суждения, интерпретации и оценки отличаются от судебных решений и, как правило, связаны с коллективной памятью и политической конъюнктурой в тех или иных странах . Например, во второй половине XX века в Германии остро стояла проблема «преодоления фашизма». Духовное избавление от нацистского прошлого на протяжении нескольких десятилетий сопровождалось непримиримыми спорами как в научной среде, так и во всём обществе. Некоторого согласия удалось добиться лишь в 1990-е годы, когда после падения Берлинской стены первоочерёдными стали вопросы объединения Германии .

Псевдоистория

Псевдоистория — претендующие на научность, но не являющиеся научными идеи и концепции на историческую тематику, «переписывание» прошлого в современных личных или политических целях.

Характеризуется использованием различных манипулятивных приёмов и логических ошибок, включая выборочное представление фактов . Автор может пользоваться слабостью исторических познаний масс. Чаще всего создаётся без специального умысла, «непреднамеренно», и как явление имеет большие масштабы. Может создаваться в рамках инструментального подхода к истории , который отрицает самостоятельную ценность прошлого и ставит прошлое на службу настоящему. Целями автора, как правило, является не «изменение» истории, а стремление к славе и обогащению. Также мотивацией создания может быть борьба за власть. Часто связана с теориями заговора .

Близкими и связанными понятиями являются псевдоархеология и псевдолингвистика . Одним из приёмов псевдоистории является фальсификация исторических источников .

См. также

  • (англ.)

Примечания

  1. , с. 130.
  2. Professor Richard J. Evans. . History in Focus, Issue 2: What is History? . University of London (2001). Дата обращения: 10 ноября 2008. 9 августа 2011 года.
  3. Professor Alun Munslow. . History in Focus, Issue 2: What is History? . University of London (2001). Дата обращения: 10 ноября 2008. 9 августа 2011 года.
  4. Arnold, John H. . — New York : Oxford University Press , 2000. — ISBN 019285352X .
  5. . Dictionary.com . Дата обращения: 6 декабря 2022 .
  6. Tosh, John. . — 4th. — Pearson Education Limited, 2006. — P. 52. — ISBN 978-1405823517 .
  7. Stearns, Peter N.; Seixas, Peter Carr; (англ.) . . — New York University Press , 2000. — P. 6. — ISBN 978-0814781418 .
  8. Nash l, Gary B. The "Convergence" Paradigm in Studying Early American History in Schools // / Peter N. Stearns ; Peters Seixas ; Sam Wineburg. — New York & London : New York University Press, 2000. — P. . — ISBN 0814781411 .
  9. Seixas, Peter. Schweigen! die Kinder! // / Peter N. Stearns ; Peters Seixas ; Sam Wineburg. — New York & London : New York University Press , 2000. — P. . — ISBN 978-0814781418 .
  10. Lowenthal, David. Dilemmas and Delights of Learning History // / Peter N. Stearns ; Peters Seixas ; Sam Wineburg. — New York & London : New York University Press , 2000. — P. . — ISBN 978-0814781418 .
  11. // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» : ОГИЗ, 1935. — Т. 1 : А — Кюрины. — Стб. 1257.
  12. Ожегов С. И. Историк // Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова . — 28-е изд. перераб. — М. : Мир и образование, 2014. — 1376 с.
  13. Ефремова Т. Ф. Историк // Современный словарь русского языка : орфографический, словообразовательный, морфемный : около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М. : ACT , 2010. — 699 с. — ISBN 978-5-17-069855-4 .
  14. Утехин С. В. от 26 марта 2014 на Wayback Machine
  15. Seixas, Peter. Schweigen! die Kinder! // (англ.) / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). — New York & London: New York University Press , 2000. — P. . — ISBN 0-8147-8141-1 .
  16. Тахо-Годи А. А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопросы классической филологии. – М.: Издательство Московского университета, 1969. Вып. 2. С. 112.
  17. Савельева И. М. , Полетаев А. В. от 23 октября 2021 на Wayback Machine . Учебное пособие. – СПб.: Алетейя, 2007. — 523 с. — ISBN 978-5-91419-059-7
  18. Ferrater-Mora, José. Diccionario de Filosofia . Barcelona: Editorial Ariel, 1994.
  19. Whitney, W. D. от 2 февраля 2021 на Wayback Machine . New York: The Century Co, 1889.
  20. Whitney, W. D. (1889). от 2 февраля 2021 на Wayback Machine . New York: The Century Co. Page от 20 января 2021 на Wayback Machine .
  21. 17 сентября 2005 года. (недоступная ссылка с 23-05-2013 [3931 день] — , ) , «History».
  22. Michael C. Lemon (1995).The Discipline of History and the History of Thought. Routledge. Page 201. ISBN 0-415-12346-1
  23. Scott Gordon and James Gordon Irving, The History and Philosophy of Social Science . Routledge 1991. Page 1. ISBN 0-415-05682-9
  24. Ritter, H. (1986). Dictionary of concepts in history. Reference sources for the social sciences and humanities, no. 3. Westport, Conn: Greenwood Press. Page 416.
  25. Graham, Gordon. Chapter 1 // (неопр.) . — Oxford University, 1997.
  26. Elizabeth Harris, In Defense of the Liberal-Arts Approach to Technical Writing. College English, Vol. 44, No. 6 (Oct., 1982), pp. 628—636
  27. . Дата обращения: 27 февраля 2023. 27 февраля 2023 года.
  28. . Дата обращения: 1 апреля 2009. 19 апреля 2010 года.
  29. . Дата обращения: 1 апреля 2009. 14 февраля 2012 года.
  30. Геродот. История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. (Серия «Памятники исторической мысли».) Л.: Наука, 1972. от 9 февраля 2015 на Wayback Machine
  31. Lamberg-Karlovsky, C. C. and Jeremy A. Sabloff. Ancient Civilizations: The Near East and Mesoamerica (англ.) . — Benjamin-Cummings Publishing, 1979. — P. 5.
  32. Ibn Khaldun , Franz Rosenthal, N. J. Dawood (1967), The Muqaddimah: An Introduction to History , p. x, Princeton University Press , ISBN 0-691-01754-9 .
  33. H. Mowlana (2001). «Information in the Arab World», Cooperation South Journal 1 .
  34. Salahuddin Ahmed (1999). A Dictionary of Muslim Names . C. Hurst & Co. Publishers. ISBN 1-85065-356-9 .
  35. Enan, Muhammed Abdullah (2007), Ibn Khaldun: His Life and Works , , p. v, ISBN 9839541536
  36. Dr. S. W. Akhtar (1997). «The Islamic Concept of Knowledge», Al-Tawhid: A Quarterly Journal of Islamic Thought & Culture 12 (3).
  37. Marwick, Arthur. (неопр.) . — The Macmillian Press LTD, 1970. — С. .
  38. Tosh, John. The Pursuit of History (неопр.) . — (англ.) , 2006. — С. 168—169.
  39. The Origin and Development of the Cuneiform System of Writing, Samuel Noah Kramer, Thirty Nine Firsts In Recorded History , pp 381—383
  40. 17 сентября 2005 года. , «History»
  41. See, in particular, от 22 октября 2017 на Wayback Machine
  42. Marx makes no claim to have produced a master key to history. Historical materialism is not «an historico-philosophic theory of the marche generale imposed by fate upon every people, whatever the historic circumstances in which it finds itself» (Marx, Karl: Letter to editor of the Russian paper Otetchestvennye Zapiskym , 1877). His ideas, he explains, are based on a concrete study of the actual conditions that pertained in Europe.
  43. Mikhail M. Krom. From the Center to the Margin: the Fate of Marxism in Contemporary Russian Historiography.. Storia della Storiografia (2012) Issue 62, pp. 121—130
  44. Curran, Vivian Grosswald (2000) Herder and the Holocaust: A Debate About Difference and Determinism in the Context of Comparative Law in F.C. DeCoste, Bernard Schwartz (eds.) Holocaust's Ghost: Writings on Art, Politics, Law and Education от 12 сентября 2015 на Wayback Machine
  45. Curran, Vivian Grosswald (2000) Herder and the Holocaust: A Debate About Difference and Determinism in the Context of Comparative Law in F.C. DeCoste, Bernard Schwartz (eds.) Holocaust's Ghost: Writings on Art, Politics, Law and Education от 12 сентября 2015 на Wayback Machine

Литература

  • // Исландия — Канцеляризмы [Электронный ресурс]. — 2008. — С. 130. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 .
  • Блок М. . — 2-е изд. — М. : Наука , 1986. — 254 с. — ((Памятники исторической мысли)).
  • Гуревич А. Я. . // Одиссей: Человек в истории : журнал. — М. , 1996. — С. 5–10 .
  • Кобрин В. Б. . — М. : Московский рабочий, 1992.
  • Тойнби А. . — М. : Прогресс , 1990.
  • Гарскова И. М. Историческая информатика. Эволюция междисциплинарного направления". СПб.: Алетейя, 2018. — 408 с.
  • Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. — М.: Наука, 1987. — 452 с.
  • Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с.
  • Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. — М.: Весь мир, 2000. — 296 с
  • Февр Люсьен . Бои за историю / Люсьен Февр; пер. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича и Ю. Н. Стефанова; ст. А. Я. Гуревича; коммент. Д. Э. Харитоновича; [АН СССР]. — Москва : Наука, 1991. — 629 с.
Источник —

Same as История