Interested Article - Спиноза, Бенедикт
- 2020-02-16
- 2
Бенеди́кт Спино́за ( лат. Benedictus de Spinoza , исп. Baruj Espinosa — при рождении Бару́х Спино́за , ивр. ברוך שפינוזה ; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага ) — нидерландский философ - рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени . Большинство работ написано на латинском языке.
За свободомыслие был отлучён от еврейской общины (1656); жил уединённо, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге .
Видел в математике ( геометрии ) идеал науки; все положения его системы изложены more geometrico , из аксиом и определений делаются выводы .
Философия Спинозы, имеющая свой источник в Декарте и отражающая на себе влияние древних элеатов и стоиков , представляет сочетание рационализма с пантеистическим мистицизмом . Существует только одна субстанция ( Бог ), состоящая из бесконечного множества атрибутов . Бог — (с лат. — «природа производящая»), то есть внутренняя ( имманентная ) причина всего сущего; мир — самопознание Божества ( natura naturata ). В двух атрибутах, в которых Божество познаётся человеком, в протяжённости и мышлении , присутствует тождество, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей. Человеческое мышление, на низших своих ступенях недостаточное и подчинённое страстям , может и должно возвыситься до адекватного познания вещей в их божественной необходимости ( Sub specie aeternitatis ), а это приводит к высшей добродетели , к «интеллектуальной любви к Богу». Счастье заключается в познании , в душевном успокоении, исходящем из созерцания Бога .
В « Теолого-политическом трактате » (1670) защищает свободу научно-критического исследования библейского текста и преданий .
Биография
Барух де Спиноза родился в семье евреев - сефардов , чьи предки после изгнания из Португалии осели в Амстердаме . Голландия была единственной страной, в которой евреи пользовались относительной свободой вероисповедания, и евреи из Испании, Португалии и других стран, где царила исключительная религиозная нетерпимость, устремлялись в Голландию . В семье Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака Михаэля), Мириам, Барух и Габриэль. Мать очень рано умерла от туберкулёза в 1638 году, когда Баруху было всего 6 лет. Отец вплоть до своей смерти в 1654 году был владельцем преуспевающей семейной фирмы по торговле южными фруктами. Спиноза посещал начальную религиозную школу «Эц Хáим», где изучал иврит , Тору с комментариями Раши , Талмуд и другую раввинистическую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики . Уже там он познакомился с трудами Аверроэса и Аристотеля в средневековой интерпретации Маймонида . Позднее брал уроки латыни . Спиноза говорил на португальском , испанском , нидерландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом; разговорным языком в семье, вероятно, был ладино .
Первыми учителями Спинозы были раввины — хахам и проповедник Исаак Абоаб-да-Фонсека (в дальнейшем, по-видимому, участвовал в деле отлучения Спинозы ), Менаше бен Исраэль и Саул Мортейра .
В это время Спиноза изучил труды таких еврейских философов , как Авраам ибн Эзра и Маймонид , Герсонид , а также был знаком с трактатом «Свет Господа» ( Ор Адонáй ) Хасдая Крескаса и книгой Puerta del Cielo («Врата небес») религиозного философа Авраама Когена Эрреры . К этим авторам необходимо добавить неоплатоника Иегуду Абрабанеля с его «Диалогами о любви» ( Dialoghi d' Amore ) и сочинения арабо-мусульманских философов : аль-Фараби , Авиценну и Аверроэса .
После смерти отца Барух и его брат Габриэль приняли управление фирмой на себя. Высказывания Спинозой неортодоксальных взглядов, его сближение с сектантами ( коллегианты , течение в протестантизме ) и фактический отход [ источник не указан 816 дней ] от иудаизма вскоре привели к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины ( херем в 1656 году) .
Латинское имя
В публикациях на латинском языке Спиноза использовал имя Бенедикт (по-латински — «благословенный», буквальный перевод еврейского имени Бару́х ). Он продал свою долю в фирме брату и уехал в пригород Амстердама Оверкёрк. Однако вскоре возвратился и (пока ему ещё было разрешено пребывание в Амстердаме) поступил учеником в частный колледж экс-иезуита , «весёлого доктора» ван ден Эндена , где совершенствовал латынь, учил древнегреческий , философию ( древнегреческую , средневековую и новую, в том числе Гоббса , Гассенди , Макиавелли , возможно, Джордано Бруно ), естественные науки , обучался рисованию и шлифовке оптических стёкол , преподавал иврит. Здесь же познакомился с трудами Рене Декарта , что расширило горизонт его творческой деятельности, но не повлияло на его «истинную веру» (как он высказывался о философских взглядах). Хотя Декарт и жил в Амстердаме длительное время, но, по-видимому, он и Спиноза никогда не встречались, Спиноза был тогда ещё слишком молод.
Круг друзей
Вокруг Бенедикта оформился кружок преданных ему друзей и учеников — Симон де Фрис ( Simon Joosten de Vries ), ( нидерл. ), Питер Баллинг ( Pieter Balling ), Лодевейк Мейер , Ян Риувертс ( Jan Rieuwertsz ), фон Схуллер ( von Schuller ), ( нидерл. ), Йоханнес Курбах ( Johannes Koerbagh ), Йоханнес Бауместер ( Johannes Bouwmeester ).
Угроза суда
В 1660 году Амстердамская синагога официально просила муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний был вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рейнсбурге (в то время центре коллегиантов ) — деревне близ Лейдена . Шлифовка линз давала ему доход, достаточный для жизни. Здесь он написал «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бо́льшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики». Время от времени к нему наведывались студенты из близлежащего Лейдена. В 1661 Спинозу посетил один из председателей Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбург , переписка с которым длилась затем многие годы.
Ворбюрг
В июне 1663 году Спиноза переехал в Ворбюрг , близ Гааги , где познакомился с физиком и математиком Христианом Гюйгенсом , филологом Фоссом . В 1664 году опубликовал в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение, изданное под собственным именем Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями». Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) создал прочное мнение [ кого? ] о Спинозе как атеисте . От серьёзных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу ( Ян де Витт был картезианцем ). Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую грамматику».
Гаага
В мае 1670 года Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 года жил в доме на канале Павильюнсграхт ( Paviljoensgracht ); сейчас этот дом носит латинское название Domus Spinozana ), где оставался вплоть до своей смерти.
В 1673 году Спиноза отказался от приглашения пфальцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете , аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей.
В 1675 году он закончил « Этику » — труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 году братья де Витт в результате государственного переворота потеряли власть и были убиты , он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 году Спиноза познакомился с немецким математиком Эренфридом фон Чирнгаусом , а в 1676 году остановившийся в Гааге Готфрид Лейбниц несколько раз посетил Спинозу.
Умер Спиноза 21 февраля 1677 года от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием стекло-абразивной микропыли при шлифовке оптических линз и курением , табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело сначала похоронили 25 февраля, но вскоре перезахоронили в общей могиле.
Наследство
После составления описи имущества (которое включало 161 книгу) оно было распродано, часть документов (в том числе и часть переписки) уничтожили. В соответствии с желанием Спинозы, его произведения в том же году были опубликованы в Амстердаме Rieuwertsz с предисловием Еллеса без обозначения места издания и имени автора под названием ( лат. B. d. S. Opera Posthuma ), в 1678 году в нидерландском переводе ( Nagelate Schriften ).
В том же 1678 году все произведения Спинозы запрещаются [ прояснить ] .
Философия
В «Этике», основном своём произведении, Спиноза строит метафизику по аналогии с логикой , что предполагает:
- Задание алфавита (определение базовых терминов).
- Формулировку логических законов (аксиом).
- Вывод всех остальных положений (теорем) путём логических выводов.
Такая последовательность обеспечивает истинность выводов в случае истинности аксиом.
Метафизика
Целью метафизики для Спинозы было достижение человеком душевного равновесия, довольства и радости. Он считал, что эта цель может быть достигнута лишь с помощью познания человеком своей природы и своего места во вселенной. А это, в свою очередь, требует познания природы самой реальности. Поэтому Спиноза обращается к исследованию бытия как такового. Это исследование приводит к первичному как с онтологической, так и с логической точки зрения бытию, к бесконечной субстанции, которая есть причина самой себя ( causa sui ).
Субстанция
Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух — Deus sive Natura ) существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Субстанция — это мир или природа в самом общем смысле. Субстанция одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является ограниченной частью этой бесконечной субстанции, её модификацией, её модусом , её проявлением.
Таким образом Этика стала вызовом представлению о том, что Бог и природа существуют по отдельности . Существует мнение, что «Этика» Спинозы обеспечила современный Запад первой философски обоснованной концепцией мира и Бога, альтернативой, принятой иудаизмом, христианством и исламом . Это положение Спинозы направлено, в частности, против Декарта, утверждавшего существование сотворённых субстанций наряду с субстанцией их творца. «Сотворённые субстанции» Декарта — протяжённая и мыслящая — превращаются у Спинозы в атрибуты единой субстанции.
Согласно Спинозе, субстанция обладает бесконечным числом атрибутов , однако человеку известны лишь два из них — протяжение (протяжённость) и мышление. Атрибуты можно трактовать как реальные действующие силы субстанции, которую Спиноза называет Богом. Бог — единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих его сущность. Такая трактовка сближает отношение Бога-субстанции к атрибутам с отношением трансцендентного божества (см. Эн-соф ) к его эманациям (см. Сфирот ) в каббале. Парадокс отношения бесконечного божества к внебожественному миру преодолевается в каббале с помощью понятия самоограничения Бога ( цимцум ).
Атрибут
Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — « протяжение » (протяжённость) и « мышление », хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей ».
Протяжение
Протяжение является определяющим признаком тела, к нему через «бесконечный модус движения и покоя» сводятся все «физические» характеристики вещей.
Мышление
Однако мир не только протяжён, ему присущ как минимум ещё один атрибут — мышление.
Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной ( ) всего содержания и процессов сознания ( Природа Созданная ), как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума». А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им ( сознаёт не только человек, и даже не только «живое»!): все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены» (Э:II, сх. к т.13). При этом конкретную модификацию атрибута мышления Спиноза называет идеей .
На уровне человека протяжение (протяжённость) и мышление составляют тело и душу. «Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, иными словами, известный модус протяжения, действующий в действительности (актуально) и ничего более» (Э:II, т.13), поэтому сложность человеческой души соответствует сложности человеческого тела. Естественно (это следует из независимости атрибутов), «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому» (Э:III, т.2).
Подобное «строение» позволяет объяснить и процесс познания. Тело меняется:
- либо в результате воздействия внешних агентов (других тел),
- либо в силу внутренних причин.
Душа, как идея тела, меняется вместе с ним (или, что то же самое, тело изменяется вместе с душой), то есть она «знает» в соответствии с определённым состоянием тела. Теперь человек чувствует, например, боль, когда тело повреждено и т. п. Душа не имеет никакой проверки полученного знания за исключением механизмов ощущения и реакций тела.
Причинность
Причинность и есть то, что многие называют « », поскольку она вечна и неизменна. Всё должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, «вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» (Э:I, т.33). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».
На уровне человека (как и на уровне любой другой вещи) это означает полное отсутствие такого явления как « свобода воли ». Мнение о свободе воли возникает из мнимого, кажущегося произвола действий людей, «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают» (Э:III т.2). Поэтому «ребёнок убеждён, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик — что он свободно желает мщения, трус — бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад» (Э:III, т.2). Свободу Спиноза противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. «Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо».
Человеческая свобода есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция , Бог, творец. Желание жить в соответствии с порядком и связью вещей и есть любовь к Богу, приносящее человеку спасение, или человеческую меру свободы. Религиозные заповеди ( заповеди Моисея ) прямо или косвенно могут быть рассмотрены как всё те же вечные законы, или как тот же порядок и связь вещей в природе ( Богословско-политический трактат ). Понятие причинности призвано главным образом указать на источник счастья и несчастья человека (в меньшей степени ради содействия развития физики). В отношении к свободе человека очень важно понятие о «внешней помощи Бога» и «внутренней помощи Бога». Внешняя — когда порядок и связь вне человека (материальный мир) не вступает в противоречие с желанием человека произвести какое-либо действие (что можно назвать «в соответствии с порядком вещей» независимо от знания); Внутренняя — когда знание содействует человеку произвести действие в согласии с порядком и связью самих вещей. Отсутствие обоих есть человеческое несчастье.
Аффекты
Аффекты . Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов — удовольствие, неудовольствие и желание. Влечение или желание выступает проявлением сущности человеческой природы и стремления к самосохранению.
Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, её стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания.
Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, поскольку он — часть природы. Он не может не подчиняться её порядкам и законам и бессилен перед ними. Естественные желания являются формой рабства. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше действие не может быть свободно, если оно подчиненно силам вне нас. Рассудок и интуиция (ясное непосредственное постижение) призваны направить намерения человека на любовь к Богу.
«Блаженство заключается в Любви к Богу, которая рождается из познания третьего рода; Любовь относится к душе, поскольку она активна, а следовательно, это сама добродетель. Во-вторых, чем больше душа наслаждается Божественной Любовью, тем больше познает, иными словами, тем сильнее власть над аффектами и тем меньше душа страдает от вредных аффектов. А поскольку человек подавляет аффекты силой интеллекта, то наслаждаются не подавленными страстями, а благодатью.»
«Философ барокко»
Спинозу иногда называют философом барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии . Философия Спинозы сочетает картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами античного стоицизма, средневекового еврейского рационализма, идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения и концепций естествознания его времени .
Некоторые исследователи находили у Спинозы влияние каббалы (иногда для обоснования критики спинозизма) . Начало толкованию спинозизма как оккультного учения положил немецкий филолог . В каббале он усматривал «спинозизм до Спинозы». Сам Спиноза признавал, что знаком с сочинениями каббалистов, но отзывался о них с презрением, как о «пустомелях» ( лат. nugatores ): «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться» .
В современной историко-философской литературе тема связи Спинозы и мистической еврейской традиции обсуждается сравнительно редко, и идеи Спинозы не ставятся в зависимость от каких-либо оккультных доктрин .
Политические идеи
В неоконченном « Политическом трактате », написанном незадолго перед смертью, Спиноза писал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать законы их совести, свободу которой он так же горячо отстаивал, как и свободу мысли и слова .
Философия Спинозы в России
В 1906 году в Казани Мих. Лопаткиным был сделан перевод « Богословско-политического трактата », который в 1935 году переиздан в Москве под редакцией А. Рановича и общей редакцией .
В марте 1927 г. философской секцией Комакадемии была проведена юбилейная научная сессия «250-летие со дня смерти Спинозы» .
Философией Спинозы интересовались и упоминали в своих работах такие отечественные авторы, как Феофан Прокопович , Александр Галич и Николай Надеждин .
Философии Спинозы посвящали свои исследования Н. Н. Страхов , В. С. Соловьёв , А. И. Введенский , Л. М. Лопатин , Н. Я. Грот , Б. Н. Чичерин , В. С. Шилкарский , В. Н. Половцова , С. Л. Франк , Е. Н. Трубецкой , Л. М. Робинсон , С. Н. Булгаков , Л. Шестов , Луначарский А. В. и др.
В настоящее время изучением философии Спинозы в России занимаются , Н. В. Мотрошилова , , , А. Д. Майданский . При этом количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привёл к количественному и качественному росту публикаций на всех основных европейских и мировых языках — английском , испанском , итальянском , немецком и французском ).
Переводчики Спинозы на русский язык
Я. М. Боровский , В. К. Брушлинский , Л. Я. Гуревич , , В. И. Модестов , , , В. Н. Половцова , А. Б. Ранович , С. М. Роговин , А. И. Рубин , В. В. Соколов , Е. В. Спекторский ,
В культуре
Влияние сочинений Спинозы выходит далеко за пределы философии.
Английская писательница и противница суеверий Джордж Элиот (ум. 1880) сделала собственный перевод « Этики ».
Гёте (ум. 1832) называет Спинозу наряду с Уильямом Шекспиром и Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество. «Спинозистская» линия в марксизме прослеживается начиная с самого Маркса и хорошо изучена, — отмечал Александр Тарасов .
Пётр Ильич Чайковский изучал работы Бенедикта Спинозы во второй половине 1870-х годов, когда в его личной жизни и творчестве наметился серьёзный кризис . Советские и современные российские искусствоведы считают, что книги философа серьёзно повлияли на развитие религиозных взглядов композитора .
Большое влияние Спиноза оказал на мировоззрение Альберта Эйнштейна . В телеграмме раввину нью-йоркской синагоги Герберту Гольдштейну Эйнштейн пишет: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ». В ходе полемики с Нильсом Бором Эйнштейн апеллировал к авторитету «старика Спинозы», а за год до своей смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы (Spinoza dictionary. Ed. by D. D. Runes. With foreword by A. Einstein. N. Y.: Philosophical Library, 1951).
Американский психиатр и писатель Ирвин Ялом в книге «Проблема Спинозы» (2012) описывает вымышленную историю жизни, в основе которой лежат реальные биографические данные Спинозы, при этом параллельно в книге разворачиваются события первой половины XX века в Германии, где по сюжету философия Спинозы также играет определённую роль.
Сравнительно широко известен принадлежащий (но, возможно, и приписываемый) Спинозе афоризм — «Невежество это не аргумент».
Память
Спиноза — важная историческая личность на родине в Нидерландах, самая престижная премия в области науки названа в его честь — Премия Спинозы . С пометкой «За поиск истины» он включён в 50 основных тем базовой программы по истории Canon van Nederland в нидерландских школах. Его портрет был размещён на 1000- гульденовой банкноте, которая была в обращении до введения евро.
В Хайфе именем Баруха Спинозы названы крутые ступени, ведущие напрямик в верхний город [ неизвестный термин ] .
Сочинения
- ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»
- ок. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
- 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
- 1670 « Богословско-политический трактат »
- 1677 « Политический трактат » (не окончен)
- 1677 « Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
- 1677 «Еврейская грамматика»
Русские переводы
- Спиноза Б. . — М. : Госполитиздат, 1957.
-
Спиноза Б.
. —
М.
: Госполитиздат, 1957.
- Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1 / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб. : Наука, 1999. — 489 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз. — ISBN 5-02-026750-3 .
- Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2 / Вступительная статья К. А. Сергеева. — Изд. 2-е. — СПб. : Наука, 1999. — 629 с. — (Слово о сущем). — 2050 экз. — ISBN 5-02-026751-1 .
- Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб. : Аста-пресс ltd, 1993. — 248 с. — 5000 экз. — ISBN 5-85962-044-6 .
- Спиноза Б. Богословско-политический трактат. — Харьков: Фолио, 2001. — 656 с., 5 000 экз.
- Спиноза Б. / Пер. с лат. В. Н. Половцовой. — М. : Кушнерев и К°, 1914. — 188 с.
- Спиноза Б. . — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 110 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07488-8 .
См. также
Примечания
Комментарии
- Хуан де Прадо и, возможно, другие марраны — современники Спинозы — уже говорили о единстве Бога и природы. Подобное говорил и Джордано Бруно . Но никто раньше не пытался детально разобраться в идеях такого рода или объяснить их последствия для человека
Сноски
- ↑ Соколов В. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- ↑ // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- , с. 169.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Эмиль Эдмон Сессе, Еврейская философия, Одесса, издание книжного магазина Шермана, 1898 перевод с французского Бернштейн стр. 42
- ↑ Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С. 13—21
- Гедалия Спинадель. . Иудаизм и евреи . «Толдот Йешурун». Дата обращения: 13 мая 2016. 14 мая 2016 года.
- ↑ , с. 158.
- Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957
- — статья из Стэнфордской философской энциклопедии
- . Дата обращения: 24 мая 2011. 5 марта 2016 года.
- Под редакцией Ф. В. Константинова. Вахтер // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . — 1960—1970. // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- «Богословско-политический трактат», гл. IX
- . Дата обращения: 5 ноября 2022. 5 ноября 2022 года.
- . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
- Макарова А. Л. Философско-религиозная проблематика в эпистолярном наследии П. И. Чайковского // Жизнь религии в музыке : Сборник статей. — СПб. : Северная звезда, 2012. — № 5 . — С. 40—61 . — ISBN 978-5-9050-4218-8 .
Литература
- Беленький М. С. Спиноза. — М., 1964.
- Васильев И., Науменко Л. // Коммунист . — 1977. — № 5. — С. 64-63.
- Готлиб Э. Мечта о Просвещении. Рассвет философии Нового времени = Anthony Gottlieb. The Dream of Enlightenment: The Rise of Modern Philosophy. — М. : Альпина нон-фикшн , 2020. — ISBN 978-5-00139-078-7 .
- Критические этюды о нравственной философии Спинозы. — СПб., 1900.
- Этика Спинозы, Лейбница и Канта. — СПб., 1902.
- Кауфман И. С. Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774—1884.// Историко-философский ежегодник 2004. — М., 2005. — С. 312—344.
- Кечекьян С. Ф . Этическое миросозерцание Спинозы. — М., 1914.
- Ковнер С. Р . Спиноза, его жизнь и сочинения. — Варшава, 1897.
- Коников И. А . Материализм Спинозы. — М., 1971.
- Луппол И. К. Бенедикт Спиноза. — М., 1924.
- Луначарский А. В. , 1933.
- Майданский А. Д. // Вопросы философии . — 1999. — № 11. — С. 172—180.
- Маньковский Л. А . Спиноза и материализм. — М., 1930.
- Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион . Общественные науки. — 2005. — № 1. — С. 13-21.
- Робинсон Л. Метафизика Спинозы. — СПб., 1913.
-
Соколов В. В.
Спиноза. —
М.
:
Мысль
, 1973. — (Мыслители прошлого).
- Соколов В. В. Спиноза. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Мысль , 1977. — 222 с. — (Мыслители прошлого).
- Соколов В. В. Спиноза. — Изд. 3-е, стереотипное. — М. : Книжный дом «Либроком» , 2009. — 224 с. — (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). — ISBN 978-5-397-00629-3 .
- Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. — М. : АСТ , Транзиткнига, 2005. — 557, [3] с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-026924-2 .
- Шишкин А. Ф. Этика Спинозы // Из истории этических учений. — М. : Политиздат , 1959. — С. 93—129. — 20 тыс. экз.
- // История философии / Под редакцией Г. В. Александрова , Б. Э. Быховского , М. Б. Митина , П. Ф. Юдина . — М. : ОГИЗ - Госполитиздат , 1941. — Т. II Философия XV-XVIII в.в., Раздел второй. Основоположники философии и науки нового времени. — С. 166—200. — 75 000 экз.
- Гутнер Г. Б. // . — 2015. — Вып. 14. — С. 29-53.
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- — BDSвеб
- 2020-02-16
- 2