Литва
- 1 year ago
- 0
- 0
Диалогизм — обобщенная характеристика ряда концепций диалогической философии (иногда — синоним диалогической философии ; при различении этих терминов «диалогическая философия» используется как название разнородных концепций, утверждающих важное значение диалога , а «диалогизм» — как название некоторой обобщенной программы, в которую складываются все разработки диалогической философии; иногда диалогизм рассматривается как особая разновидность персонализма или экзистенциализма в силу родства ряда идей). Самыми важными для формирования диалогизма выступили концепции «Трех Б» — М. Бубера (в англоязычной Википедии утверждается, что базируется именно на нём), М. М. Бахтина (в англоязычных источниках термин «диалогизм» часто ссылается только на Бахтина, см. статью в англ. Википедии) и В. С. Библера . Помимо них, на развитие диалогизма существенное влияние также оказали: Ф. Розенцвейг , О. Розеншток-Хюсси , Ф. Эбнер , Г. Марсель , Э. Левинас , С. Л. Франк , Г.С.Батищев, Б. Вальденфельс и Юрген Хабермас. Под влиянием герменевтики и неокантианства диалогисты пытались обосновать новый тип рефлексии , — диалогическую рефлексию в противовес монологическому мышлению классической философской традиции (субъект-субъектное отношение вместо субъект-объектного; см. соотношение в педагогике одного и другого ). Новый тип мышления должен быть включенным в отношение с Ты (а не быть дистанцированным описанием объектов), подразумевать реальный поступок, а не отвлеченную теоретичность. Это означает, что нет некоторого чистого Я (Я всегда направлен либо на Ты, либо на познание объекта) , нет речи самой по себе, но лишь — направленная Другому (розенцвейговское «мыслю, следовательно, говорю»). Для диалогизма существенной стороной является религиозное отношение, в том числе, поскольку всякое «Ты» — отблеск единственного «Ты» Бога, с которым человек ведет непрекращающийся диалог. Некоторые существенные для диалогизма идеи были высказаны также в феноменологии (прежде всего концепции интерсубъективности ), теории коммуникации и ряде гуманитарных наук (например, концепция « внутреннего диалога »). Проект диалогизма как обобщенной программы не был осуществлен в полной мере, но существенно предопределил как последующее развитие гуманитаристики и философии, так и некоторые идеологические построения и практики. Актуальность диалогизма сегодня в значительной мере связана с «коммуникативным взрывом» современной культуры, однако, это же предопределяет стирание некоторых существенных аспектов диалогической стратегии (при акцентировании внимания на сообщении субъект «стирается» — ср. бартовскую концепцию « смерти автора »). Разработки диалогизма продолжают активно вестись, в особенности, в пост-советских странах с учетом поиска новых ориентиров философии в противовес тенденциям социализма и индивидуализма.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|