Interested Article - Тороп, Сергей Анатольевич

Серге́й Анато́льевич То́роп (род. 14 января 1961 , Пашковский , Краснодарский край , РСФСР , СССР , известен под псевдонимом Виссарио́н ) — российский религиозный деятель, художник, основатель и глава нового религиозного движения (по мнению некоторых экспертов - деструктивной секты ) « Церковь последнего завета » . Называет себя «Словом Божьим» , « Христом » . Автор и основатель синкретического учения « Последний завет » .

Последователи Виссариона убеждены, что он « Второе пришествие Иисуса Христа » . Сторонники и представители РПЦ относятся к Виссариону негативно .

22 сентября 2020 года С. А. Тороп был задержан сотрудниками ФСБ России . Поводом к задержанию стало подозрение в незаконной деятельности религиозной организации и психологическом насилии над людьми .

Биография

Родился 14 января 1961 года в рабочем посёлке Пашковском (ныне микрорайон Краснодара ) в семье рабочих (строителей) . Родители придерживались атеистических взглядов , но когда Сергею исполнилось два года, семья распалась, до шести лет его воспитывала бабушка, имевшая старообрядческие корни и оказавшая на него религиозное влияние . Мать с сыном уехала к своей сестре в Шушенское , а отец остался в Краснодаре . К 1975 году мать Сергея уже сожительствовала с другим мужчиной, от которого у них родилась дочь, после чего, переменив несколько мест жительства, новая семья Сергея переехала в Минусинск (Красноярский край) . В Минусинске окончил среднюю школу № 7 и 5 мая 1979 года был призван на срочную службу в армию . Служил в Монголии в стройбате (войсковая часть № 33655), демобилизовавшись 21 апреля 1981 года с воинским званием сержанта . Затем пробовал себя в разных профессиях: с 20 декабря 1982 года по 3 февраля 1984 года был слесарем на минусинском заводе «Электрокомплекс» ; в дальнейшем работал , преподавателем физической культуры , художником , сержантом милицейского взвода патрульно-постовой службы и др. В одном из юношеских писем 18-летний Сергей Тороп писал: «Если я не стану известным всему миру — я и жить на Земле не смогу» .

По словам сторонников учения, в 1990 году у Торопа произошло «духовное пробуждение». До этого Тороп с 6 августа 1984 года по 10 августа 1989 года работал в ГАИ (куда попал по направлению завода) города Минусинска . После увольнения из ГАИ Сергей Тороп посещал уфологический клуб «Гипотеза» в Минусинске, организованный так называемым Саянским филиалом так называемого Сибирского научно-исследовательского центра по изучению аномальных явлений (СибНИИЦАЯ) , где совместно с Владимиром Плесиным они выезжали в Москву в так называемый институт имени Гальперина (Всероссийский научно-исследовательский центр традиционной народной медицины имени Я. Г. Гальперина) для обучения новым методам воздействия на человека. Совместно с другими уфологами Тороп ездил в Пермскую область в зону уфологических контактов так называемого « М-ского треугольника ».

В мае 1990 года в Минусинске Тороп объявил, что он получил послание внеземного разума о том, что является новым мессией , «сыном Божьим», «проводником Святого Духа», и назвался Виссарионом , что, по мнению инопланетян (не совпадающему с древнегреческой этимологией), значит «дающий жизнь» .

Личная жизнь

Виссарион дважды женат . С первой супругой Виссарион развёлся и женился на 19-летней девушке . От обеих жён у него есть дети . Всего у Торопа 7 детей. Сын от первого брака — Елисей Тороп , работает строителем . У Виссариона есть сестра по имени Ирина . Матерью своей Виссарион считает Деву Марию — мать Иисуса Христа , хотя родная мать Виссариона — Надежда .

Создание учения

14 мая 1991 года Сергей под псевдонимом Виссарион провёл первую открытую проповедь в телестудии «Резонанс» для городов Минусинска и Абакана . Одновременно в начале 1990-х годов на Украине появилась секта со схожей идеологией — « Белое братство » во главе с Марией Цвигун (впоследствии после запрета секты «Белое братство» оставшиеся её адепты слились с последователями Виссариона) .

Первоначально в 1991 году Виссарион выступал как апостол, последователь Христа , утверждая, что Христос наблюдает за ним с околоземной орбиты , позднее Виссарион стал себя идентифицировать с Иисусом Христом . До 1994 года Виссарион распространял также информацию, что в прошлой жизни жил в Иудее в VI веке до н. э. под именем пророка Иефлея .

В последующие два года Виссарион за счёт средств, собранных его последователями, объехал с проповедями многие города России и республик бывшего СССР , а также побывал в Израиле и европейских странах .

Последний завет

В 1993 году было опубликовано «Слово Виссариона, являющееся Последним заветом от пославшего его Отца Небесного». Оно трактовалось как «Третий завет » (следующий за Ветхим и Новым ). В том же году вышло первое дополнение к «Слову Виссариона», а в 1994 году — второе. Позднее был создан своего рода катехизис — изложение сути учения: «Основные положения учения Виссариона — учения единой веры» .

Учение Виссариона — « Последний завет » — очень синкретично и возникло в результате:

В секте введены летоисчисление и календарь , согласно которым Новая эпоха Рассвета началась с момента рождения Виссариона, то есть с 14 января 1961 . Празднуются три праздника : 14 апреля — официально День Земли (неофициально — день зачатия Виссариона), 18 августа — день падения Царства Силы и добрых плодов (неофициально — день путча) и 14 января — Рождество Виссариона «Христа» (неофициально — день рождения Сергея Торопа).

В 1992 году Вадим Редькин (бывший барабанщик ансамбля « Ласковый май ») последовал за Виссарионом и начал вести « летопись нового Свершения» . Вскоре начинают издаваться брошюры с заповедями «Единой веры» , а затем и книги « Священного Писания » — «Последний завет» . Появились и первые факты фальсификации , так датой первой проповеди Виссариона стали считать 18 августа 1991 года , подтасовывая под эту дату начало путча в Москве . В «Последнем завете» Виссарион формулирует учение «Единой веры» как путь духовного становления для всего человечества .

В 1990-е годы Виссарион проповедовал близкий конец света . Ощущения скорого Конца восприняли многие члены его общины . Однако, по словам А. А. Панченко , последователи Виссариона черпали сведения о грядущих катаклизмах не только из его проповедей, но и из сообщений различных « контактёров » . Виссарион не называл конкретную дату «конца света» и не утверждал непременную гибель всего человечества . В периодике Церкви последнего завета несколько раз появлялись публикации, направленные на то, чтобы успокоить последователей, ждущих «конца света» . Позднее, в середине 2000-х годов, Виссарион фактически запретил получение информации от «контактёров» , было замечено ослабевание эсхатологических настроений .

Виссарион считает, что технический прогресс ведёт к «самоуничтожению человечества» , что христианская церковь в России потеряет всякую значимость. В целом Виссарион относится к церкви как к образу антихриста , которая вступила на путь окончательной дискредитации [ неавторитетный источник ] .

История движения

Последователи Виссариона из России и других стран начали съезжаться в Красноярский край и расселяться в деревнях Курагинского и Каратузского районов рядом с «Учителем» (как они называли Виссариона). В октябре 1994 года последователи Виссариона официально зарегистрировались как «Община единой веры», а в декабре 2000 года организация была перерегистрирована в Министерстве юстиции РФ под названием « Церковь последнего завета ».

В 1993—1994 годах секта Виссариона напоминала по внешней атрибутике неокоммунистическое движение : организация коммун , предпочтение раннего Виссариона к красному цвету в одежде, игра в зарницы , культ личности Виссариона, романтические песни голодных энтузиастов, поверивших в «сказку» и т. д. . Однако в 1995 году «коммунистический» период закончился .

Весной 1995 года инициативная группа последователей Виссариона, имевшая в своём составе специалистов технического и гуманитарного профиля, мастеров народных промыслов и ремёсел, в тайге вблизи озера Тиберкуль начала строить эконоосферное поселение «Тиберкуль» , называемое также «Обитель рассвета». Для создания этого поселения администрации Красноярского края и Курагинского района выделили земельный участок площадью 250 га . По собственному волеизъявлению строители «Обители рассвета» приняли для себя принцип жития общинной общиной , объединили все финансовые средства и строительные материалы.

В декабре 2000 года организация Виссариона была зарегистрирована Министерством юстиции РФ .

В 2000 году сотрудники ФСБ в ходе всероссийской контртеррористической операции « Вихрь-Антитеррор » среди членов секты Виссариона задержали 35-летнюю Татьяну Нехорошеву-Соколову, предполагаемую активистку леворадикальной молодёжной организации « Новая революционная альтернатива », которая находилась в федеральном розыске по подозрению в организации террористического акта около общественной приёмной ФСБ в Москве в 1998 году. По оперативным данным, убежище Нехорошевой было предоставлено самим Виссарионом .

В 2001 году Виссарион пытался изнасиловать несовершеннолетнюю болгарскую девочку Чёчу, вследствие чего болгарские последователи Виссариона спешно покинули его секту .

В 2003 году Виссарион сделал официальные обращения к президенту России Владимиру Путину , Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II , к верховному муфтию Талгату Таджутдину и другим, где предложил свою «помощь» в управлении российским государством и народом .

В 2005 году Виссарион обязал последователей своей секты поддержать губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на выборах взамен на благодушное отношение и поддержку государством его секты .

Церковь последнего завета

Поселения

В деревнях Курагинского ( Петропавловка , Черемшанка ) и Каратузского районов к 2006 году было около 3-4 тысяч человек (в 2008 году Независимой газетой называлась цифра 4,5 тысячи , в 2009 году MIGnews называлась цифра в 5 тысяч человек , в 2011 году религиовед и историк также называют цифру « около 5 тысяч человек » ), кто продал свои квартиры и переехал туда на постоянное место жительства . По данным РИА «Сибирь» на 2005 год, « Реальное количество адептов Виссариона — около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае », а население «Города солнца» составляет « от 160 до 200 жителей » . В то же время электронное издание «Россия. Электронный энциклопедический словарь» также указывает цифру в « около 10 тысяч последователей » . С этой же цифрой в 2020 году согласились религиовед Р. А. Силантьев и философ и культуролог Н. П. Копцева .

В реализации этого эксперимента по созданию «нового общества» в различной степени участвуют последователи Виссариона, живущие в России (Москва, Санкт-Петербург), Белоруссии , Казахстане (Алма-Ата), Украине (Киев), Латвии (Рига), Молдавии , Болгарии , Германии и США . Среди последователей Виссариона преимущественно находятся представители среднего класса , а социальный состав рядовых членов включает в себя большое число бывших партийных и комсомольских функционеров . Также есть музыканты, художники, философы, эстрадная певица ( Светлана Владимирская ), отставные военные .

Особенности

  • Существует « десятина » — каждый последователь Виссариона передаёт десятую часть доходов на счёт секты, на содержание Церковного совета секты и самого Виссариона .
  • Разрешены любовные треугольники . Религиовед Л. И. Григорьева по этому поводу отмечала следующее:

Ещё одной проблемой последних лет стало возникновение гендерного дисбаланса. На одного мужчину с каждым годом становится по статистике всё больше женщин. Молодые, энергичные, они приезжают с надеждой найти здесь своё счастье. Не без рекомендаций и разъяснений Виссариона последние четыре года в общине стали возникать так называемые „треугольники“ — семьи с двумя жёнами. Для внешнего мира это объясняется так: если муж и жена разошлись, и у супруга возникла новая семья, то он не вправе бросать прежнюю жену и детей на произвол судьбы, да и куда им податься, на что жить. Но в материалах „для внутреннего употребления“ (одну из таких кассет прослушал в своё время весь Экспертный совет при Минюсте ) говорится совсем другое. Виссарион разъясняет, что женатый мужчина не может сам проявлять интереса к посторонним женщинам. Но если у женщины возникла „природная любовь“ к нему и он не против, то надо вначале посоветоваться с женой. Если она преодолела свой эгоизм и желает мужу счастья, то может разрешить ввести эту женщину в семью на правах кандидатки. Она же в идеале должна благословить и близкие отношения своего мужа с новой женой, подружиться с ней и совместно заниматься домом и общими детьми. Поскольку во многих личных проблемах: от хозяйственно-бытовых до самых интимно-личных самому верующему бывает разобраться сложно, то все вопросы могут быть коллективно обсуждены на закрытых собраниях „Единой семьи“ или на встречах с „Учителем“.

  • Процветает доносительство последователей друг на друга, в лучшем случае неугодные последователи становятся изгоями секты .
  • Введён тяжёлый физический труд , строгая вегетарианская диета . От чрезмерного пристрастия к веганству последователей Виссариона в Тиберкуле у них прослеживается недостаток кальция , а также животных белков , что отрицательно сказывается на здоровье поселенцев: инфекционные заболевания почек , опущение почек и повышенная кислотность мочи . Многие члены больны раком и ВИЧем , но не обращаются за помощью к врачам, поскольку считают, что их может вылечить Виссарион прикосновением рук . Есть сведения о случаях дистрофии , без вести пропавших , получивших инвалидность и покончивших жизнь самоубийством последователях его секты . Многие последователи, продав своё имущество в секту, вынуждены сами проживать в нищенских условиях, без дохода и средств к существованию . Философ и культуролог Н. П. Копцева указывает, что у Церкви последнего завета «имеются элементы деструктивной религиозной организации», к числу которых она относит «контроль приёма пищи у своих адептов», когда «в середине нулевых годов община Виссариона имела запреты не только на мясную пищу, но и на молочную пищу, яйца», а среди членов «были не только вегетарианцы, но и веганы, причём по самой жесткой схеме» и «в конце 90-х телевидение показывало вот этих людей с дистрофией» . При этом она отмечает, что в ходе проведённой прокурорской проверки были установлены нарушения, и хотя община сделала режим пищевого контроля более мягким, вегетарианство сохранилось. Подчеркивается следующее: «То, что такая жёсткая корректировка приёма пищи безусловно может явиться вредной для здоровья отдельных людей, это факт. То есть, предписывать строгое пищевое поведение, настаивать на этом — здесь могут быть элементы нанесения вреда здоровью» . Касательно самой организации она указывает, что жители Курагинского района относятся к Церкви последнего завета, как к достаточно успешному бизнес-проекту, и высказывает мнение, что: «Это очень мощная экономическая структура. В общине налажено производство экологически чистой продукции, рукоделие, ремесленное производство.. Если раньше, например, в девяностые годы, речь шла о каких-то действительно религиозных откровениях, то сегодня люди, наблюдая со стороны за деятельностью организации, скорее относятся к этому как к успешному бизнес-проекту» .
  • Доктрина на принятие Виссариона в качестве второй реинкарнации Иисуса Христа и запрет последователям на самостоятельное принятие решений по духовным вопросам. Последователям секты предлагается полный отказ от материальных средств. При этом сам Виссарион не отказывает себе в алкоголе [ неавторитетный источник ] .
  • В 2002 году в общине Виссариона возникла группа людей, назвавших себя , отделяющая себя от остальной организации «Церкви последнего завета».

Критика

Большей частью люди попадают в секту Виссариона либо боясь конца света, либо поверив в красивые слова Виссариона о том, что нужно творить духовное, при этом мало обращают внимание, что Виссарион вовсе не стремится сам соответствовать своим словам . Виссарион владеет методом эриксоновского гипноза , на его проповедях люди часто засыпают, а во время т. н. «слияний с Учителем» происходит зомбирование последователя его секты.

Виссарион запретил своим последователям просмотр своих ранних проповедей 1991—1994 гг., так как они совершенно не соответствуют современным проповедям Виссариона .

Проверки Курагинского РОВД

В 1995 году в ходе проверки деятельности общины Виссариона Курагинским РОВД были установлены факты смерти нескольких виссарионовцев. Так 1 мая 1995 года в деревне Гуляевка от истощения умер С. А. Богданович (род. 1968), в посёлке Курагино в доме № 3, расположенном на улице Ломоносова, умер от сердечной недостаточности уроженец Риги Е. К. Минаев (род. 1947), проживавший до самой своей смерти в селе Петропавловка без прописки . 15 сентября 1995 года в общежитии Моторинского ОПКЛК от двустороннего воспаления лёгких умер четырёхлетний Эдуард Куклин (род. 1991), чья мать верила в наставление Виссариона о том, что плоть должна «сама себя излечивать», и поэтому отказалась обращаться за медицинской помощью в больницу, предпочтя лечить ребёнка исходя из опыта П. К. Иванова , обливая сына каждые два часа «заряженной водой» .

Кроме того, в ходе той же проверки были выявлены факты девиантной и противоправной деятельности некоторых членов общины:

При проверке заявления жительницы п. Курагино Карпенко В. П. было установлено следующее: несовершеннолетняя Скалова Мария Андреевна, 21.12.77 года рождения, прибыла из Москвы в с. Имисское в начале 1994 года в общину „Единой веры“. За курение и позднее возвращение с танцев её выгнали из общежития. Скалова стала проживать с несовершеннолетним Мальцевым В., судимым... Доставленная 07.02.95 в ГППН РОВД Скалова пояснила, что её родители проживают в Москве — Скалова Л. В. — советник МИД России , отец — Скалов А. Г. — коммерческий директор фирмы „Арвис“, с родителями постоянно конфликтовала, бросила школу. Отец помещал её в психиатрическую больницу . В этот же день Скалова была направлена в ПНД г. Абакана , на следующий день за ней на самолёте прилетел отец.
27 мая 1995 года за административное правонарушение были доставлены несовершеннолетний Соболев И., 1978 года рождения, и совершеннолетний Спиридонов А., 1973 года рождения. В своём объяснении несовершеннолетний Соболев пояснил, что приехал из г. Кирова летом 1994 года в п. Курагино, работал на тяжёлых работах в Моторском ОПКЛК, в общине кормили плохо. Когда просился обратно, сказали добирайся сам. Из общины выгнали его и Спиридонова за нарушение режима питания.

Уголовное преследование (2020)

22 сентября 2020 года задержан в ходе специальной операции сотрудниками ФСБ России вместе с другими руководителями общины — Вадимом Редькиным и Владимиром Ведерниковым, которым Следственным комитетом Российской Федерации были предъявлены обвинения по факту незаконной деятельности религиозной организации и по подозрению в осуществлении в отношении людей психологического насилия — создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (ч. 1 ст. 239 УК РФ ), и причинении тяжкого вреда здоровью двух и более лиц (п. «а», «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ ) . Были изъяты крупная сумма денег наличными, золотая корона, оккультная атрибутика, а также оружие и боеприпасы . Основаниями для задержания послужила двухлетняя оперативная разработка общины, когда в одной из деревень виссарионовцев было обнаружено тело младенца, родителям которого Виссарион запретил обращаться за медицинской помощью к «мирским» врачам, а также предсмертная записка одного из последователей Торопа, который продал всё своё имущество и, стремясь к лучшей жизни, желал вступить в общину, но не был принят, и из-за этого покончил жизнь самоубийством . Потерпевшими выступают двое граждан — Кистерский и Мизгарёв, которые провели в общине более десяти лет, чьи психические расстройства следствие считает вызванными нахождением там . 19 января 2021 года Центральный районный суд Новосибирска расширил круг потерпевших лиц, добавив в общий список ещё 17 человек, которые заявлены как получившие моральный вред . 22 ноября 2021 года следствие уточнило обвинение Торопу, Редькину и Ведерникову. В деле о создании организации, посягающей на личность и права граждан, количество потерпевших увеличилось с 19 до 21. При этом из них 14 заявили о причинении им морального вреда. Кроме того, обвинение в особо крупном мошенничестве предъявлено было Ведерникову руководившему школой «Истоки» и, по версии следствия, потратившему в период с 2017 по 2019 год на собственные нужды 5182839 рублей государственных средств .

По данным журналистов газеты « Коммерсантъ » Константина Воронова и Николая Сергеева, ссылающихся на сотрудников правоохранительных органов, руководство общины могут связывать дружеские отношения с бывшим министром лесного хозяйства Красноярского края , который был арестован в середине сентября 2020 года по обвинению в получении от лесозаготовительной компании ООО «Краслесторг» многомиллионных взяток, поскольку значительным финансовым источником Церкви последнего завета выступают заготовки древесины (в первую очередь кедровой сосны ) и постройки из неё домов. По данным следствия, члены общины являлись владельцами по меньшей мере двух компаний, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели , скупавших лес, а также многие виссарионовцы частным образом без какой-либо регистрации в налоговых органах занимались заготовками леса. Кроме того, их компании периодически выигрывали различные тендеры , которые объявляли власти Красноярского края, в том числе подряд на строительство объектов (включая беседки, срубы и сцены) для проведения в Красноярске Универсиады 2019 года. Один из создателей Церкви последнего завета глава крупной строительной компании, занимающейся постройкой бань и загородных домов класса премиум, стоимость которых составляет от 10 млн руб., где в настоящее время живут многие руководители Красноярского края. По данным правоохранительных органов, от 20 до 50% дохода при осуществлении таких сделок поступало в теневой бюджет Церкви последнего завета. По данным газеты, на сегодняшний день «расследуется с десяток уголовных дел, возбуждённых по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений), фигурантами которых являются последователи ЦПЗ», отмечая, что в будущем «все эти дела, очевидно, объединят в одно производство, при этом религиозная составляющая расследования, скорее всего, окажется на втором плане» .

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов в докладе перед депутатами Законодательного собрания Красноярского края дал, в частности, следующую оценку уголовному преследованию: "Дело носит ярко выраженный заказной характер. В результате сформирована глубоко порочная правоприменительная практика, которую теперь можно применить практически к любой религиозной организации на территории России.   С 22 сентября 2020 года ни одна церковь, ни одна группа верующих на территории нашей страны, где собирается десятина и звучит проповедь о том, как правильно жить верующему, не может чувствовать себя в безопасности. Прецедент создан. Вообще все мы сейчас являемся очевидцами грандиозного скандала. Усилиями нескольких высокопоставленных генералов российская государственная вероисповедная политика  (до недавнего времени весьма мудрая и взвешенная) отброшена на 60 лет назад, в беспросветную хрущевщину".

23 сентября 2020 года Центральный районный суд Новосибирска вынес постановление об избрании в отношении обвиняемых Торопа, Редькина и Ведерникова меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца, до 22 ноября . Сам Тороп содержится в одиночной камере СИЗО-1 Новосибирска . 7 октября 2020 года Новосибирский областной суд постановил апелляционную жалобу адвоката Маринкиной оставить без удовлетворения, тем не менее адвокат Торопа выразила намерение подать кассационную жалобу в Восьмой кассационный суд . 18 октября 2020 года Тороп, Редькин и Ведерников были доставлены в Москву и помещены на карантин в СИЗО « Бутырка » для проверки на коронавирус ; в дальнейшем они должны будут пройти психиатрическую экспертизу в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского . 20 ноября 2020 года Центральный районный суд Новосибирска продлил всем троим срок нахождения под стражей до 15 января 2021 года . 30 декабря 2020 года оставил решение нижестоящего суда без изменения . Однако 13 января 2021 года, накануне 60-летнего юбилея Торопа, срок нахождения под стражей был продлен до 15 апреля 2021 года . 13 апреля Центральный районный суд Новосибирска продлил срок содержания под стражей Торопу, Редькину и Ведерникову «на три месяца, а всего до девяти месяцев 23 суток, то есть до 15 июля 2021 года» . 14 мая 2021 года Курагинский районный суд Красноярского края признал Владимира Ведерникова виновным в незаконном хранении патронов (ст. 222 ч. 1 УК РФ ) и приговорил его к 1,5 годам лишения свободы условно .

В начале декабря 2020 года по ходатайству следствия суд наложил арест на имущество Торопа (участок, на котором стоит дом, здание религиозного назначения и технику), Редькина (два дома, земельный участок и техника) и Ведерникова (два участка земли и доля в ещё одном, два здания, автомобиль, мотовездеход и прицеп). По мнению стороны защиты, основанием послужило то, что потерпевшие Д. В. Кистерский и Э. Ю. Мизгирёв заявили иски на сумму 7200 тыс. рублей и 5 млн. рублей соответственно; следствие полагает, что если обвиняемые смогут избавиться от имущества, то не выплатят ущерб потерпевшим в полном размере .

9 августа 2022 года уголовное дело в отношении Ведерников, Редькина и Торопа поступило в Железнодорожный районный суд Новосибирска, который отметил следующее: «По данным следствия Ведерников, Редькин, Тороп обвиняются в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью и руководстве таким объединением, в причинении вреда здоровью различной степени тяжести, а Ведерников, в том числе, в мошенничестве в особо крупном размере с использованием своего служебного положения». Редькину и Торопу вменяются часть первая статьи 239, пункты «а» и «б» части третьей статье 111, пункт «г» части второй статьи 112 УК РФ, а Ведерникову также часть четвёртая статьи 159 УК РФ .

1 сентября 2022 года Железнодорожный районный суд Новосибирска в лице судьи Олеси Пименовой приступил к рассмотрению уголовного дела и удовлетворил ходатайство государственного обвинителя Аси Овчинниковой, решив, что «в целях недопущения разглашения сведений, охраняемых федеральным законом, и обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, судом принято решение о проведении слушания в закрытом судебном заседании». Суд также отклонил ходатайство адвоката Торопа Ольги Маринкиной о возвращении дела прокурору, которая заявляла, что имеет место неполнота предварительного следствия и нарушения при составлении обвинительного заключения .

Оценки экспертов

  • Философ и культуролог Н. П. Копцева полагает, что неуверенное поведение, которое Тороп показал при задержании, говорит о том, что он представляет собой не действительного харизматического лидера , а всего лишь «какое-то информационное лицо этой организации» и «не столько реальный автор вот этих практик и техник, сколько какой-то своеобразный информационный образ, медийная персона». Кроме того она указывает, что «как только он оказывается без своих советников, экспертов, которые, наверное, рядом с ним были, вот он превращается в такую слабую личность» . Она считает, что «те люди, которые санкционировали его арест, имели на руках достаточно доказательств того, что это дело имеет какую-то перспективу» и «вряд ли эта история закончится очень быстро» .
  • Судебный эксперт и религиовед считает, что основанием для задержания послужило обнаружение трупов вблизи города Солнца [ источник? ] , которые предположительно принадлежали людям, пытавшимся сбежать из организации и замёрзшим по дороге. А поскольку в самом поселении отсутствуют органы управления и врачи, то нет никого, кто бы мог официально юридически оформить факт ненасильственной смерти . Кроме того, он указывает, что «жалоб, заявлений о случаях физического, психологического насилия на самом деле огромное количество [ источник? ] , но долгое время никто не предпринимал усиленных действий, чтобы это прекратить». В качестве таковых выступают «информация о насилии, доведении до самоубийства и даже покушении на изнасилование несовершеннолетней девочки — причем не только со стороны Виссариона, но и других мужчин» [ источник? ] . Также он обращает внимание на случай, когда мужчина, живший в поселении виссарионовцев, «уехал якобы в магазин за продуктами и сбежал» в Москву, где, используя социальные сети, «рассказал о том, что происходило в общине, о наказаниях, которым подвергались люди» [ источник? ] . Однако из-за активной деятельности многочисленных сторонников Торопа, которые последовательно занимались написанием жалоб «на каждое подобное обращение», всё свелось к тому, что «в итоге информации о всех фактах насилия была масса, но большинство уже заблокировано адептами пророка» .
  • Александр Панченко , религиовед, профессор факультета антропологии Европейского университета в Петербурге: — Я могу сказать, что это движение с довольно длинной историей — все-таки ему уже почти 30 лет. Я там был несколько раз, занимался полевой работой, писал о них […] Обвинения в отношении членов общины, на мой взгляд, очевидно ложные, и было бы важно понять, какие реально мотивы у тех, кто их преследует. Преследование идет вроде бы с достаточно высоких эшелонов власти. Вполне возможно, здесь есть идеологические причины, потому что последние годы политика в отношении религиозных меньшинств в России становится все более жесткой и агрессивной, уже запрещены свидетели Иеговы*, мы знаем другие подобные примеры, поэтому, возможно, это следование какому-то общему тренду […] Мы видим, что гигантских финансовых потоков в Церкви Последнего Завета никогда не было. Там также никогда не было жестких форм вертикального социального контроля […] Это движение связано с нью-эйдж-культурой, которая является важной частью нашей жизни. Если мы принимаем православие, то мы принимаем обряд крещения — у виссарионовцев не было ничего такого. Там мог кто угодно поселиться. Виссарионовцы — самый успешный нью-эйджерский проект, который создал нормально существующую систему поселений, у них невысокие экономические запросы, и это уникальный эксперимент. Это часть религиозного разнообразия и культурного наследия России, пускай своеобразного.
  • Константин Михайлов, религиовед, кандидат культурологии РГГУ: — Виссарионовцы — одно из ярчайших явлений российской религиозной жизни постоветского периода. Это то, что называется «нью эйдж» — то есть новое религиозное течение, интересные религиозный синкретизм, соединяющий христианские и нехристианские теософские концепции в единое течение, которое за 30 лет, конечно, претерпело некоторые изменения. В современном российском религиоведении слово «секта» не используется — оно оскорбительное и неконкретное, поэтому, говоря о новых религиях, мы используем термин «новое религиозное движение». В старые времена под сектой понимали мелкие течения, отделившиеся от крупных, но про общину Виссариона этого сказать нельзя. Она ни от кого не отделялась и всегда была совершенно самостоятельной. Закон предполагает, что в России все религиозные течения равны, а слово «секта» вносит оценку. Его используют или по старой памяти, или те религиоведы, которые являются ангажированными и работают на РПЦ, но представляются религиоведами. […] Насколько я могу судить, община не представляет особой угрозы. Это самостоятельный и даже не особо изолированный мирок, где люди осваивают интернет, используют технологии. Конечно, когда община возникала, люди продавали квартиры, сдавали деньги руководству, когда переселялись в поселения, это можно осудить с точки зрения этики, но в этом нет ничего незаконного — взрослые люди делали это добровольно. Уходящие в православный монастырь делают то же самое — они жертвуют своим имуществом. Это не является преступлением, но отсекает возможность вернуться. 30 лет для общины — это много, это целая жизнь, там не одно поколение уже выросло. Далеко не каждая община выдерживает столько. Как правило, ключевой точкой является момент смерти основателя, здесь же мы посмотрим, что будет под гнетом полиции. Если их объявят экстремистами, а к этому всё идет, то они, конечно, испытают серьезные проблемы, но, вполне вероятно, еще сильнее сблизятся и сплотятся. К счастью, первоначальные обвинения, связанные с педофилией, видимо, не были доказаны, в последней итерации речь идет о психологическом насилии, очевидно, что это будет восприниматься как несправедливость. Подобной такой же общины в России больше нет, поэтому я не думаю, что они примкнут к кому-то еще, скорее всего, будут вести полуподпольный образ жизни. Вряд ли они захотят уезжать со своих земель, не думаю, что их будут массово арестовывать спецслужбы, так что, скорее всего, те, кто входят в общину, продолжат ее неофициальное существование.
  • Кудашов Вячеслав Иванович , российский философ и общественный деятель, специалист по онтологии и теории познания , эпистемологии и философской антропологии , доктор философских наук, профессор, Лункин Роман Николаевич , религовед, доктор политических наук, кандидат философских наук , высказывают свое мнение об Общине Виссариона в этом .

Документалистика

Виссарион в фильме Вернера Херцога «Колокола из глубины»

Сергей Тороп (Виссарион) принимал участие в следующих фильмах:

  • 1993 — Колокола из глубины: Вера и суеверие в России Вернер Херцог (Германия, США),
  • 1996 — Jesus in Russia — Elliott Halpern (Канада),
  • 2005 — Командировка в рай — Аркадий Атарик (Россия)
  • 2010 — A Long Weekend with the Son of God — (Великобритания),
  • 2011 — Я Иисус — , Heloisa Sartorato (Италия),
  • 2011 — — Rocco Castoro, VICE (США)
  • 2015 — Христос живет в Сибири (Kristus elab Siberis) — Яак Кильми, Арбо Тамиксаар (Эстония, Финляндия),
  • 2016 — — Йонас Бендиксен , (Норвегия)
  • 2016 — — Nathalie Gros, CANAL+ , (Франция)
  • 2017 — Путешествие Саймона Рива в Россию — , BBC (Великобритания),
  • 2020 — — , (Россия)

Вернер Херцог говорит в книге Пола Кронина «Знакомьтесь — Вернер Херцог», что специально искал в России лучшего Иисуса Христа , и помощники нашли Виссариона: «Я чувствовал, что он действительно очень необычный, очень глубокий человек. И жил он очень скромно, в крошечной квартирке…».

Примечания

Комментарии

  1. Вместе с Торопом были задержаны два других руководителя общины — Вадим Редькин и Владимир Ведерников.

Сноски

  1. , с. 281.
  2. , с. 7.
  3. .
  4. .
  5. , Основателем и лидером Церкви Последнего Завета (ЦПЗ) – Сергей Анатольевич Тороп (Виссарион)., с. 138.
  6. , с. 649—650.
  7. Тепляшина О. от 29 сентября 2020 на Wayback Machine // ТВК , 24.09.2020
  8. .
  9. .
  10. .
  11. .
  12. .
  13. от 7 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 28.09.2020
  14. .
  15. , с. 2.
  16. .
  17. от 17 октября 2016 на Wayback Machine . Youtube
  18. .
  19. , с. 7.
  20. .
  21. от 18 сентября 2016 на Wayback Machine . Youtube.
  22. .
  23. .
  24. , с. 648.
  25. : «Послание внеземного разума предопределило и выбор имени Виссарион, означавшего — по мнению инопланетян и вопреки греческой этимологии — «дающий жизнь»».
  26. .
  27. .
  28. .
  29. Дата обращения: 6 ноября 2011. 27 января 2013 года.
  30. .
  31. * от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия : газета. — 22.09.2020;
    • Забирова К. от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия : газета. — 19.08.2020;
    • Герасимов А. от 1 октября 2020 на Wayback Machine // Коммерсантъ : газета. — № 48. — 22.03.2000. — С. 12.
  32. от 25 сентября 2020 на Wayback Machine . Youtube .
  33. : «В 1991 году провозгласил себя Иисусом Христом во втором пришествии. С целью саморекламы проделал турне по 40 городам России».
  34. : «Мария Карпинская ... внучка академика Карпинского ... имела она связи и за рубежом. ... она, продав трехкомнатную квартиру в Москве, организовала первое международное турне новоявленного "мессии"».
  35. .
  36. , с. 503.
  37. .
  38. , По своей сути учение Виссариона – это христианство плюс восточные религии, включая теософию Блаватской и другие направления духовных исканий 19–20 вв. [...] Сейчас он окружен группой приближенных, с которыми заново интерпретирует Новый Завет, Ветхий Завет, учения ислама, иудаизма, буддизма и ряда других направлений религиозной мысли., с. 138.
  39. .
  40. .
  41. , с. 4.
  42. , с. 8.
  43. Согласно своему учению, Виссарион считает себя евреем , потомком Рахеля , сына Иессея от 27 января 2013 на Wayback Machine //Благая весть, СПб, 1998
  44. Владимир Плесин от 14 марта 2016 на Wayback Machine //Земля обетованная, ¹1(12) 1996 г..
  45. .
  46. 23 ноября 2011 года. //Официальный сайт ЦПЗ
  47. . Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано из 13 июля 2011 года.
  48. : «В 1991 году ... В своих выступлениях вещал о близкогрядущем конце света, критиковал существующее положение вещей, и, наконец, призвал к спасению от общемирового катаклизма в «земле обетованной» — в Сибири, на юге Красноярского края».
  49. : «Виссарион утверждает, что Страшный Суд уже идет. Большая часть людей погибнет. Те, кто примет истину через Виссариона, будут перемещены в Царство Божие. ... спасутся лишь те, кто в решающий Судный День окажется на Тиберкуле».
  50. : «Ощущения скорого Конца Света — одно из характернейших настроений среди членов этой общины».
  51. : «в Церкви Последнего Завета середины 1990-х годов была широко распространена идея, что значительную часть людей (чаще всего речь шла о тех, «кто не принял Истину») в недалеком будущем все же ждет гибель».
  52. : «Надо сказать, что сведения о грядущих катастрофах черпались «последователями» не только из проповедей Виссариона, но и из сообщений «контактёров», которые по-прежнему пользовались большой популярностью в Церкви Последнего Завета. «Контактёров» было достаточно и среди самих виссарионовцев, однако в церкви циркулировали и тексты внешнего, «мирского» происхождения».
  53. : «Виссарион и его последователи не назначали конкретной даты конца света и не утверждали, что все человечество непременно ждет гибель».
  54. Клин Б. // Комсомольская правда . — 13.06.2011. 11 января 2021 года. «с предсказаниями Виссарион осторожен. Официально дат конца света не объявлял»
  55. : «В настоящее время на Земле начался сложный и ответственный процесс перехода Человечества в новое качественное состояние («Основные положения учения Виссариона»)».
  56. : «весной 1995 года в газете Церкви Последнего Завета «Земля Обетованная» сообщалось: ...«Вопреки представлениям многих, Апокалипсис отнюдь не конец света в буквальном смысле этого слова, ибо по космическим срокам Земля наша находится еще в середине своего пути развития»».
  57. : «В сентябрьском номере газеты «Земля Обетованная» за 2001 год сообщалось: ...«не стоит их бояться. Такое не раз случалось с вашей планетой и обходилось без серьезных катаклизмов, хотя на Земле происходили определенные процессы и явления, связанные с сближением планет. В Космосе это обычное явление»».
  58. : «Сам Виссарион, впрочем, вскоре после начала своей проповеди стал отзываться о «контактерах» и распространяемой ими информации довольно прохладно. ... В конце концов в Церкви Последнего Завета был введен фактический запрет на эти темы... в середине 2000-х годов Виссарион объявил, что дружественные землянам космические силы перестали «передавать» какую бы то ни было информацию; любой «контактер», а также распространитель подобных сведений неизбежно оказывался агентом враждебных сил».
  59. : «виссариониты за десять лет существования проделали заметную эволюцию в сторону смягчения доктрины и организационной жёсткости. Эсхатологические настроения в их идеологии постоянно ослабевают, конец света отодвигается и начинает пониматься «духовно»».
  60. .
  61. (недоступная ссылка)
  62. .
  63. : «Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. ... Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году ... Отныне определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам, коммунистические лозунги были упразднены».
  64. , с. 13.
  65. .
  66. .
  67. , с. 665.
  68. .
  69. .
  70. .
  71. .
  72. , Около 5 тысяч человек уже снялись с места, продали свои квартиры и поселились под г. Минусинском (д. Черемшанки и другие), в основном это люди из крупных городов (Москва, Петербург, Рига, Алма-Ата, Киев)., с. 138.
  73. , Церковь имеет ок. 10 тыс. последователей с центром в Красноярском крае, на берегу о. Тиберкуль.
  74. от 27 сентября 2020 на Wayback Machine // Новые Известия , 22.09.2020
  75. , Последователи учения Виссариона стараются жить общинами. Социальный состав общины – преимущественно люди среднего класса. Среди рядовых общины очень много бывших коммунистов и комсомольских работников., с. 138.
  76. .
  77. Владимир Леви от 21 октября 2013 на Wayback Machine // Журнал «Самиздат» , 18.04.2008 г.( (недоступная ссылка) )
  78. , с. 109.
  79. Ангел Грынчаров . от 7 марта 2014 на Wayback Machine // Булгарское обозрение
  80. .
  81. от 11 ноября 2011 на Wayback Machine //Психологическое радио
  82. .
  83. .
  84. .
  85. .
  86. от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Сибирь , 24.09.2020
  87. Алексей Ворошилов. , Август 2007 г.
  88. 3 мая 2008 года.
  89. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine //газета Красноярской епархии РПЦ , 2007, № 7-8 (№ 66-67)
  90. от 24 декабря 2013 на Wayback Machine // «Земля Обетованная» 2006, № 5-6 (официальная газета Общины Виссариона)
  91. от 19 октября 2020 на Wayback Machine // Youtube
  92. .
  93. от 18 апреля 2016 на Wayback Machine // Youtube
  94. , с. 315.
  95. .
  96. , с. 322—323.
  97. .
  98. * от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Следственный комитет Российской Федерации , 22.09.2020
  99. // Пятый канал , 22.09.2020
  100. от 30 января 2021 на Wayback Machine // Сетевое издание Om1.ru, 19.01.2021
  101. от 22 ноября 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 22.11.2021
  102. . Коммерсантъ (22 ноября 2021). Дата обращения: 22 ноября 2021.
  103. Татьяна Стриганова. . Новости Красноярска «NGS24.RU» . ООО "ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ" (18 марта 2021). Дата обращения: 16 июня 2023. 16 июня 2023 года.
  104. от 2 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 23.09.2020
  105. от 12 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 02.10.2020
  106. от 28 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 07.10.2020
  107. от 24 октября 2020 на Wayback Machine // Сиб.фм, 19.10.20
  108. от 25 ноября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 20.11.2020
  109. от 10 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 30.12.2020
  110. от 21 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 13.01.2021
  111. от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // ИА REGNUM , 13.04.2021
  112. * от 17 мая 2021 на Wayback Machine // ТАСС , 14.05.2021
  113. от 20 января 2021 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 28.12.2020
  114. от 18 августа 2022 на Wayback Machine // Сибкрай, 09.08.2022
  115. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine //Железнодорожный районный суд Новосибирска, 01.09.2022
  116. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine // ТАСС , 01.09.2022
  117. Воронов К. от 2 сентября 2022 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 01.09.2022
  118. Рузанова Н. // Российская газета , 01.09.2022
  119. от 28 октября 2020 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 26.09.2020
  120. .
  121. . НГС24.ру - новости Красноярска (24 сентября 2020).
  122. (рус.) (27 сентября 2020).
  123. (амер. англ.) . IMDb . Дата обращения: 21 февраля 2024.
  124. Пол Кронин. . — Москва: Rosebud Publishing, 2010. — 376 с. — ISBN 978-5-904175-03-0 .

Литература

Книги

  • Оппозиционная религиозность в России. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России , 2000. — 372 с. — ISBN 5-7889-0032-8 .
  • Балагушкин Е. Г. Глава V. Церковь Последнего Завета (синкретическое христианство Виссариона) // Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М. : Институт философии РАН , 1999. — Т. 1. — С. 160—223. — 244 с. ( ) ( )
  • // Воробьёва М. В. Христианское разномыслие: Словарь. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2004. — 96 с.
  • Григорьева Л. И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск: РИО КГПУ , 1999a. — 405 с.
  • Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство : (Социально-философский очерк): Монография / Григорьева Л. И.; М-во образования Рос. Федерации. Сиб. гос. технол. ун-т. — Красноярск: СибГТУ , 2002. — 400 с. — ISBN 5-8173-0113-X .
  • Дворкин А. Л. // Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования . — 3-е, пераб. и доп.. — Н. Новгород : Христианская библиотека, 2006. — 813 с. — 6000 экз. ISBN 5-88213-068-9 .
  • История религий в России: Учебник. — М. , 2001. — С. 521—524.
  • Кантеров И. Я. // Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. — М. , 2006.
  • Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру). — Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ, 1996. — 80 с.
  • Кураев А. В. // Кураев А. В. Дары и анафемы : что христианство принесло в мир? : размышления на пороге третьего тысячелетия / Диакон Андрей Кураев. — 5-е изд., испр. и доп.. — М. : Никея : Арефа, 2009. — 319 с. — ISBN 978-5-91761-001-6 .
  • Максимов С. А. . — Белгород : Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. — 77 с. — («Библиотека православного миссионера»). от 4 марта 2016 на Wayback Machine ( )
  • О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник Российской Федерации. — М. : Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации : Аналитическое управление., 1996. — («Оборона и безопасность — 8»).
  • Пасечнюк Виктор, иерей. Кто есть Виссарион и что есть его учение? или Почему христианство не принимает учение Виссариона. — Каратузское: Издательство храма св. апостолов Петра и Павла, 2000.
  • Радугин А. А. // Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М. : Центр, 2000. — 240 с. — ISBN 5-88860-053-9 .
  • Религиоведение для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко . — СПб. : Питер , 2008. — 512 с.
  • // Россия. Электронный энциклопедический словарь. — М. : Энциклопедия.
  • Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Балагушкин Е. Г. , Баширов Л. А. Трофимчук Н. А. (рук.) Ю. П. Зуев (ред.).. — М. : Изд-во РАГС , Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы, 1996. — 286 с. — ISBN 5-7729-0008-0 .
  • Глава XI. Современные нетрадиционные культы // / Под ред. И. Н. Яблокова .. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Высшая школа , 1998. — С. 171—177. — 480 с. (недоступная ссылка)
  • , , § 11. Учение Виссариона // . — Владимир: ВЮИ ФСИН России , 2011. — С. 138. — 153 с. — 500 экз.
  • Точка Александр. Секта. Ангелы умирают первыми. — М. : Детектив-Пресс, 2008. — 228 с. — ISBN 978-5-89935-084-9 .
  • Филатов С. Б. // / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов . — М. ; СПб. : Летний сад, 2002. — С. 401—449. — 488 с. — ISBN 5-94381-058-7 .
  • Хвыля-Олинтер А. И. , Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. — 83 с.
  • Щипков А. В. / Рецензенты: д. ф. н., проф. Ю. Н. Солонин , декан философского факультета СПбГУ, к. ф. н. В. В. Аржанухин, зав. кафедрой религиоведения РГПУ. — СПб. : РХГИ , 1998. — С. 167—170. — ISBN 5-888-031-6.
  • Jacek Hugo-Bader. Biała gorączka. — Wołowiec, 2009. — ISBN 978-83-7536-081-3 .
  • Morawiecki Jędrzej. Syberyjska sekta wissarionowców jako fenomen społeczno-religijny. — Warszawa, 2010. — ISBN 978-83-7507-091-0 .

Статьи

Видео

Ссылки

  • .
  • .
Источник —

Same as Тороп, Сергей Анатольевич