Interested Article - Деисус

Деисус. Иконостас придела Гурия и Самона, церковь Илии Пророка, Ярославль . Начало XVIII века

Де́исус ( греч. δέησις прошение , моление ), или Деисис икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора ), а справа и слева от Него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя , представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества ( трёхфигурный деисус ). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов , святых отцов , мучеников и прочих ( многофигурный деисус ). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва , заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние литургия . В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма , а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса .

Одним из ранних сохранившихся примеров деисуса является фреска в римской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VII век) — на ней Иисус Христос изображён в полный рост, а Иоанн Креститель имеет не молитвенный, а указующий жест.

Ангельский деисус — « Спас Эммануил с ангелами ». Владимир (?). Около 1190 года

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко « Предста Царица ». В ней Христос восседает на троне в образе , справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. В XII—XIV веках на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции «Предста Царица» совмещается с другим иконографическим типом — «Архиерей Великий».

« Ангельский деисус » — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов Михаила и Гавриила . Существует спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы .

В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николая Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Галерея

Литература

  • Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 316-319. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  • // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 976.
  • Мельник А. Г. . — История и культура Ростовской земли. 1998. — Ростов, 1999. — С. 71—75.
  • Мельник А. Г. . — История и культура Ростовской земли. 2008. — Ростов, 2009. — С. 327—344.
  • Мельник А. Г. . — Сообщения Ростовского музея. Выпуск 26. — Ростов, 2021. — С. 109—121. — ISBN 978-5-6046011-2-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Деисус