Interested Article - Маргарита Тереза Испанская
- 2020-09-03
- 1
Маргари́та Тере́за Испа́нская ( исп. Margarita Teresa de España , нем. Margarete Theresia von Spanien , чеш. Markéta Terezie Španělská , венг. Margit Terézia Spanyol ), или Маргари́та Мари́я Тере́за Австри́йская ( исп. Margarita María Teresa de Austria , нем. Margarete Maria Theresia von Österreich ; 12 июля 1651, Мадрид , королевство Испания — 12 марта 1673, Вена , эрцгерцогство Австрия ) — принцесса из Испанской ветви дома Габсбургов , урождённая инфанта Испанская, дочь Филиппа IV , короля Испании. Первая жена императора Леопольда I ; в замужестве — императрица Священной Римской империи , королева Германии, Венгрии и Чехии, эрцгерцогиня Австрийская.
Имела слабое здоровье по причине близкородственных браков в семье. После пресечения мужской линии в Испанской ветви наследовала права на её владения. Воспитанная при королевском дворе в Мадриде, не нашла понимания у подданных при императорском дворе в Вене. В счастливом браке родила четверых детей, из которых выжил только один ребёнок. Увлекалась музыкой и искусством. Юная модель художника Веласкеса , написавшего серию детских портретов инфанты, самым известным из которых стала картина « Менины ».
Биография
Ранние годы
Маргарита Мария Тереза родилась 12 июля 1651 года в Мадриде. Она была первым ребёнком в семье испанского короля Филиппа IV и Марианны Австрийской , принцессы из Имперской ветви дома Габсбургов. Родители инфанты приходились друг другу дядей и племянницей, к тому же мать была почти на тридцать лет моложе отца .
По линии Филиппа IV инфанта была внучкой испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской , принцессы из Имперской ветви дома Габсбургов. По линии матери приходилась внучкой Фердинанду III , императору Священной Римской империи, королю Чехии и Венгрии и Марии Анне Испанской , инфанте из Испанской ветви дома Габсбургов .
Для отца брак с её матерью был вторым и носил династический характер. Он вступил в него ради рождения нового наследника престола, после ранней смерти принца Астурийского . Единственным выжившим ребёнком испанского короля в первом браке была инфанта Мария Тереза , единокровная сестра Маргариты Терезы, ставшая женой французского короля Людовика XIV . Из пяти родившихся детей во втором браке отца Маргариты Терезы, кроме неё, достиг совершеннолетия только сын, будущий испанский король Карл II
Маргарита Тереза не имела таких серьёзных последствий для здоровья из-за близкого родства родителей, какие были у её младшего брата-инвалида. Однажды в детстве она тяжело заболела, но выжила . По свидетельству современников, инфанта обладала привлекательной внешностью и живым характером. Близкие звали её «маленьким ангелом» . Она росла в покоях королевы во дворце Алькасар в окружении многочисленных фрейлин и слуг. Инфанта любила сладости, которые от неё приходилось постоянно прятать из-за запрета врачей, заботившихся о здоровье её зубов . Отец и император, приходившийся дедушкой по материнской линии, обожали дочь и внучку. В своих письмах король называл её «моя радость» . Вместе с тем, Маргарита Тереза воспитывалась в строгом соответствии с этикетом, принятом при дворе в Мадриде, и получила хорошее образование .
Брачный договор
Во второй половине 1650-х годов при имперском дворе в Вене появилось мнение в необходимости очередного династического брака между испанской и имперской ветвями дома Габсбургов. Союз должен был укрепить позиции обоих государств, прежде всего, в отношении Франции. Сначала речь шла о замужестве Марии Терезы, старшей дочери испанского короля, с эрцгерцогом Леопольдом Игнатиусом, наследником императора Священной Римской империи. Но в 1660 году, по условиям Пиренейского мира , инфанта стала женой французского короля, отказавшись от наследственных прав взамен солидного приданого, которое так и не было выплачено .
Затем стали говорить о браке между Маргаритой Терезой и к тому времени уже императором Леопольдом I , её дядей по линии матери и двоюродным братом по линии отца. Однако двор в Мадриде медлил с ответом на это предложение. Филипп IV планировал выдать младшую дочь за английского короля Карла II , чтобы не допустить его брака с португальской принцессой. Испанский король не смирился с потерей португальской короны и старался не допустить признания за домом Браганса статуса владетельного со стороны европейских монархий .
В октябре 1662 года в испанское королевство был отправлен новый имперский посол, граф , одним из дипломатических поручений которого была организация брака инфанты и императора . Переговоры с испанской стороны вёл , герцог Медина де лас Торрес . 6 апреля 1663 года было объявлено о помолвке между Маргаритой Терезой и Леопольдом I, а 18 декабря того же года был подписан брачный контракт, в котором, в частности, говорилось о приданом инфанты, включившем, как дар от отца, знаменитый бриллиант . Также было оговорёно её положение в случае вдовства. Маргарита Тереза, в отличие от старшей сестры , не лишалась права наследования семейных владений при пресечении мужской линии в Испанской ветви. Эти права распространялись и на её наследников .
До официальной церемонии бракосочетания, регулярно ко двору в Вене присылали очередной портрет инфанты, чтобы жених мог наблюдать за тем, как растёт его невеста . Отец Маргариты Терезы умер 17 сентября 1665 года. В своём завещании он не упомянул о помолвке младшей дочери, напротив, контекст составленного документа наводит на мысль о том, что покойный король медлил с браком инфанты потому, что стремился обеспечить её права, как единоличной правительницы всех владений дома в случае угасания мужской линии . Не торопилась со свадьбой дочери и вдовствующая королева, родная сестра императора, ставшая регентом при несовершеннолетнем сыне. И только активные усилия имперской дипломатии привели к тому, что на праздник Пасхи , 25 апреля 1666 года, в Мадриде был заключен брак по доверенности, на котором присутствовали мать и младший брат невесты, посол империи и местная знать; жениха представлял дон , герцог Мединасели
28 апреля 1666 года Маргарита Тереза выехала из Мадрида в Вену в сопровождении личного двора. По прибытии в Дения , инфанту встретили испанский и тосканский флоты. Далее, уже по морю, с короткой остановкой в Барселоне , где у Маргариты Терезы возникли небольшие проблемы со здоровьем, кортеж приплыл в порт Финальборго , откуда доехал до Милана . Проведя почти весь сентябрь в столице Миланского герцогства, инфанта продолжила путешествие и, через Венецию , в начале октября прибыла в Тренто . На всех остановках Маргариту Терезу сопровождали торжества в её честь. В Тренто глава кортежа инфанты Франсиско IV , герцог Альбукерке передал свои полномочия князю и кардиналу , князь-епископу Тренто. В конце ноября Маргарита Тереза доехала до предместья Вены, где смогла познакомиться с будущим мужем .
Императрица и королева
Парный портрет императорской четы кисти
(1667). Музей истории искусств, Вена
|
5 декабря 1666 года состоялись торжественный въезд инфанты в Вену и официальная церемония бракосочетания. Торжества, прошедшие по случаю свадьбы Леопольда I и Маргариты Терезы вошли в историю, как одни из самых зрелищных в эпоху барокко . Они длились почти два года. Недалеко от крепостной стены, близ современного , императором был построен оперный театр, вместимостью в пять тысяч человек. В июле 1668 года, в день рождения Маргариты Терезы, в нём прошла премьера оперы «Золотое яблоко» композитора Антонио Чести , которую современники назвали «постановкой века». За год до этого император дал конный балет, в котором лично участвовал на своей кобыле Эсперансе. Благодаря техническим приспособлениям, у зрителей создавалось впечатление, будто лошади и кареты парят в воздухе .
Несмотря на разницу в возрасте, непривлекательную внешность императора и появившийся у императрицы зоб — изменение щитовидной железы, по свидетельствам современников, это был счастливый брак. Маргарита Тереза звала мужа «Дядюшкой» ( нем. Onkel ), а он её «Гретль» ( нем. Gretl ) . Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке .
За шесть лет супружества Маргарита Тереза родила четверых детей, трое из которых — Фердинанд Венцель (28.9.1667 — 13.1.1668), Иоганн Леопольд (род. и ум. 20.2.1670) и Анна Мария Антония (9.2.1672 — 23.2.1672), умерли в младенческом возрасте. Выжила только Мария Антония (18.1.1669 — 24.12.1692), эрцгерцогиня Австрийская, которая 15 июля 1685 года сочеталась браком с Максимилианом II (11.7.1662 — 26.2.1726), курфюрстом Баварии . Многочисленные беременности ослабили и без того хрупкое здоровье Маргариты Терезы . Молодая императрица была набожна, и подвигла Леопольда I к изгнанию из Вены евреев, которых считала виновными в своих многочисленных неудачных родах. В праздник Тела и Крови Христовых в 1670 году император приказал разрушить Венскую синагогу, на месте которой по его же приказу была построена церковь .
Воспитанная при королевском дворе в Мадриде инфанта, став императрицей, осталась испанкой. Она плохо говорила по-немецки. Высокомерие и заносчивость её испанской свиты привели к антииспанским настроениям среди императорского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду I жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту Терезу . Единственным её другом при дворе, кроме мужа, была его мачеха, вдовствующая императрица Элеонора Младшая .
Смерть
Во время очередной беременности Маргарита Тереза заболела бронхитом и на двадцать втором году жизни умерла 12 марта 1673 года, вскоре после рождения четвёртого ребёнка. Императрицу похоронили в Императорском склепе при церкви капуцинов в Вене. Через четыре месяца, император-вдовец, называвший покойную супругу «Единственной Маргаритой», вступил во второй брак с Клавдией Фелицитой Австрийской , принцессой из Тирольской ветви дома Габсбургов .
После смерти Маргариты Терезы её наследственные права на владения Испанской ветви перешли к её дочери Марии Антонии. А после смерти последней, не оставившей наследников, о своих правах на владения заявили император Леопольд I и французский король Людовик XIV, зятья испанского короля Филиппа IV. Итогом войны за испанское наследство стало появление Испанской ветви дома Бурбонов . Новым испанским королём стал Филипп V , внучатый племянник Маргариты Терезы .
Генеалогия
В культуре
Незадолго до рождения Маргариты Терезы, в Мадрид вернулся придворный художник испанского короля Диего Веласкес . С 1653 по 1659 год им была написана серия детских портретов инфанты. Три из них — «Портрет инфанты Маргариты в розовом платье» (1653), «Портрет инфанты Маргариты в белом платье» (1656) и « » (1659) были отосланы к императорскому двору в Вене, и теперь находятся в Музее истории искусств . На последнем, написанном художником незадолго до смерти, восьмилетняя Маргарита Тереза изображена старше своих лет ввиду предстоящего ей брака с императором .
Самым известным полотном Веласкеса в серии портретов инфанты стала картина « Менины » (1656), которая ныне хранится в собрании музея Прадо в Мадриде. На ней художник изобразил пятилетнюю Маргариту Терезу в своей мастерской во время работы над портретом её родителей. Инфанту окружают фрейлины и другие придворные, но её взгляд прикован к родителям, чьё отражение заметно в зеркале на стене . Полотно послужило вдохновением для Пабло Пикассо , который в 1957 году создал более сорока вариаций этой картины .
Образ Маргариты Терезы, запечатленный на картинах кистью Веласкеса, вдохновлял не только живописцев. Поэт Борис Пастернак упоминает о ней в стихотворении 1923 года «Бабочка-буря», в котором она предстаёт, как девочка-видение, явившаяся ему во время грозы в Москве . Первым этот образ в стихотворении поэта с портретами инфанты сопоставил Вячеслав Всеволодович Иванов в своей работе «„Вечное детство“ Пастернака» .
Сейчас ты выпорхнешь, инфанта, И, сев на телеграфный столб, Расправишь водяные банты Над топотом промокших толп.
« » (1660), ранее приписывавшейся Веласкесу, сейчас считается одним из шедевров его зятя, Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо . Кисти последнего также принадлежит «Портрет инфанты Маргариты в траурном платье» (1666), на котором она изображена вскоре после смерти отца и незадолго до свадьбы. Обе картины также входят в собрание музея Прадо . Атрибуция «Портрета инфанты Маргариты» (1655) в Лувре , как картины Веласкеса, ныне некоторыми исследователями ставится под сомнение .
Известны взрослые портреты Маргариты Терезы кисти ряда европейских художников, большая часть которых хранится в собраниях Музея истории искусств в Вене. Среди них «Портрет в полный рост инфанты Маргариты Терезы, императрицы» (1665) предположительно кисти и «Портрет императрицы Маргариты Терезы в театральном костюме» (1667) . Самым поздним изображением инфанты-императрицы является «Портрет императрицы Маргариты Терезы с дочерью Марией Антонией» (1671) кисти , находящийся во дворце Хофбург , на котором она изображена вместе с её единственным выжившим в браке ребёнком . Сохранились многочисленные копии её портретов, которые ныне хранятся в собраниях музеев по всему миру .
Примечания
- ↑ Lundy, Darryl. (англ.) . www.thepeerage.com. Дата обращения: 13 августа 2016. 14 ноября 2017 года.
- ↑ Mutschlechner, Martin. (англ.) . www.habsburger.net. Дата обращения: 21 августа 2016. 13 августа 2020 года.
- Álvarez-Ossorio Alvariño A. (исп.) // Criticon : журнал. — 2002. — N o 84—85 . — P. 315—317 . 12 апреля 2012 года.
- , pp. 174—176.
- Taylor G. . — London: Phoenix House, 1960. — P. 20. — 150 p.
- , p. 178.
- . — Москва: Директмедиа, 2014. — Vol. XXVI. — С. 89. — 95 с. — (Великие музеи мира). — ISBN 978-5-87-107267-7 .
- , pp. 166, 176—183.
- Tercero, Luis. (исп.) . www.vienadirecto.com. Дата обращения: 20 августа 2016. 5 декабря 2020 года.
- De Villa-Urrutia W. R. . — Madrid: Libreria de Fernando Fe, 1905. — P. 67—69. — 130 p.
- Oliván Santaliestra L. . — Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 2006. — P. 304. — 580 p. 9 ноября 2020 года.
- Kašparová, Jaroslava. (чеш.) . www.nm.cz. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из 22 августа 2016 года.
- Oliván Santaliestra L. . — Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 2006. — P. 184. — 580 p. 9 ноября 2020 года.
- (исп.) . www.masmasculino.com. Дата обращения: 20 августа 2016. 29 сентября 2009 года.
- De Abreu y Bertodano J. . — Madrid: Antonio Marin, Juan de Zuñiga y la viuda de Peralta, 1751. — P. 620—627. — 718 p.
- López-Cordón M. V., Nieto Soria J. M. // Gobernar en tiempos de crisis: las quiebras dinásticas en el ámbito hispánico, 1250—1808. — Madrid: Silex Ediciones, 2008. — P. 48—50. — 423 p. — ISBN 978-8-47-737215-8 .
- ↑ Rodríguez Villa A. (исп.) // Boletín de la Real Academia de la Historia : бюллетень. — 1903. — N o 42 . — P. 369—381 . 26 апреля 2017 года.
- Friehs, Julia Teresa. (англ.) . www.habsburger.net. Дата обращения: 21 августа 2016. 13 августа 2020 года.
- ↑ Strnad, Alfred. (нем.) . Neue Deutsche Biographie . www.deutsche-biographie.de (1999). Дата обращения: 21 августа 2016. 8 марта 2022 года.
- Schnitzer-Becker, Rotraut. (итал.) . Dizionario Biografico degli Italiani . www.treccani.it (1993). Дата обращения: 21 августа 2016. 27 сентября 2020 года.
- (нем.) . www.khm.at. Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано из 18 сентября 2016 года.
- ↑ Krems, Eva-Bettina. (нем.) . www.uni-heidelberg.de. Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано из 9 февраля 2020 года.
- Rodríguez de Silva y Velázquez, Diego. (исп.) . www.museodelprado.es. Дата обращения: 21 августа 2016. 22 августа 2020 года.
- Костеневич А. Г. Пикассо. — Искусство: Ленинград, 1982. — С. 43. — 226 с.
- Лихачёв Д. С., Князевская Т. Б. Литература и искусство в системе культуры / Пиотровский Б. Б. — Москва: Наука, 1988. — С. 476. — 500 с. — ISBN 978-5-02-012677-0 .
- Иванов Вяч. Вс. «Вечное детство» Пастернака // Литература и искусство в системе культуры. — Москва: Наука, 1988. — С. 471—480.
- Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений с приложениями: Стихотворения и поэмы 1912—1931 / Тевекелян Д. В. — Москва: Слово, 2003. — Т. I. — С. 505. — 573 с. — ISBN 978-5-85-050680-3 .
- Martínez del Mazo, Juan Bautista. (исп.) . www.museodelprado.es. Дата обращения: 21 августа 2016. 29 августа 2016 года.
- (исп.) . www.elcultural.com. Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано из 11 сентября 2016 года.
- Du Chateau, Gerard. (нем.) . www.khm.at. Дата обращения: 21 августа 2016. 27 ноября 2020 года.
- Thomas van Ieperen, Jan. (нем.) . www.khm.at. Дата обращения: 21 августа 2016. 27 ноября 2020 года.
- (исп.) . www.internationalportraitgallery.ru. Дата обращения: 21 августа 2016.
Литература
- Olivan Santaliestra L. // The Formation of the Child in Early Modern Spain : [ англ. ] . — Farnham : Ashgate Publishing, 2014. — P. 165—185. — 308 p. — (New Hispanisms: Cultural and Literary Studies). — ISBN 978-1-47-242880-6 .
Ссылки
- . www.habsburger.net. — Статьи о Маргарите Терезе Испанской на сайте «Мир Габсбургов». Дата обращения: 21 августа 2016. (англ.)
- Alvarez G., Ceballos F. C., Quinteiro C. . www.journals.plos.org. — Гонсало Альварес, Франсиско Себальос, Сельса Кинтейро. «Влияние инбридинга на угасание европейских королевских династий». Статья на сайте журнала «PLOS ONE». Дата обращения: 30 августа 2016. (англ.)
- 2020-09-03
- 1