Сказка о попе и о работнике его Балде
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сказка о попе и о работнике его Балде» — советский кукольный мультипликационный фильм, снятый режиссёром Анатолием Карановичем на студии « Союзмультфильм » в 1956 году по сценарию, написанному Борисом Бродским на основе одноимённой сказки А. С. Пушкина .
Экранизация одноимённой сказки А. С. Пушкина .
Поп нанимает Балду в качестве работника за проживание, еду и то, что поп стерпит три щелчка в лоб в конце года. Балда хорошо работает, но поп боится за целость своего лба и хочет избежать оплаты. По совету жены, он даёт Балде невыполнимое задание и посылает его к чертям за оброком, который они якобы должны платить ему. Балда добирается до моря и требует оброк у бесов, которые отказываются и предлагают ему соревноваться с ними. Балда обманывает бесов в трёх испытаниях: беге, метании палки и подъёме кобылы. Бесы выдают ему мешок оброка, который он приносит попу. Жадный поп получает свои щелчки по лбу.
Автор сценария | Борис Бродский |
Режиссёр-постановщик | Анатолий Каранович |
Художник-постановщик | Нина Айзенберг |
Главный художник кукол и декораций | Роман Гуров |
Художник — автор эскизов кукол | Борис Ефимов |
Художники кукол и декораций | А. Жукова , В. Куранов , Олег Масаинов , К. Русанова , Николай Солнцев , В. Черникова (или В. Чернихова или ) |
кукловоды | Л. Валуцкая , Е. Евстигнеев , А. Зорин , З. Котельникова , Владимир Кусов , В. Немиров , М. Хорошко (или Л. Хорошкова ) |
Операторы | Михаил Каменецкий и Михаил Якович |
Композитор | Николай Пейко |
Звукооператор | Борис Фильчиков |
Ассистент режиссёра | А. Васильева |
Ассистент режиссёра по монтажу | Н. Аравина |
Директор картины | Натан Битман |
Дед-гудошник | Борис Чирков |
Тип | объёмный , комбинированный с натурой |
Жанр | сказка |
Цветность | цветной |
Возрастная категория | 0+ |
Количество частей | 3 части |
Длина плёнки | 702 метра |
Продолжительность | 25 минут 36 секунд |
Киностудия | Союзмультфильм |
Дата производства | 1956 год |
Разрешительное удостоверение |
ВЭ 9 III 1956 г.
214029415 от 27.10.2015 |
Особые отметки | Все права у ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“» |
О ведущейся на студии «Союзмультфильм» работе режиссёров А. Карановича и Б. Степанцева по созданию объёмного мультипликационного фильма «Сказка о попе и работнике его Балде» было сообщено в декабрьском номере журнала « Искусство кино » за 1955 год .
По мнению Гинзбурга С. С. , в своём дебютном фильме «Сказка о попе и о работнике его Балде» Карановичу не удалось до конца решить поставленную перед собой ответственную и сложную задачу по экранному воплощению пушкинских образов. Тем не менее, для развития кукольной мультипликации эта постановка стала важным шагом вперёд. Режиссёру удалось, пусть и не достаточно последовательно, переложить сказку на язык киноискусства, ключом для чего послужила изначально заложенная Пушкиным пародийность образов. Правильно определены образы персонажей (за исключением попа и попадьи, обличение жадности которых утяжелило замысел сказки, привело к утрате шуточной интонации). Выдерживание общей стилистики фильма через вертепное действие удачно позволило органически ввести человека-артиста. Лишь сцены базара и чаепития, стилизованные под Кустодиева , безусловно интересны в изобразительном отношении как образец народного искусства, но выбиваются из общего сатирического сюжетного замысла .
По мнению авторов «Ежегодника кино» за 1956 год, в развитии советского кукольного фильма бесспорным шагом вперёд явился дебютный мультфильм Карановича «Сказка о попе и о работнике его Балде», ставший удачной интерпретацией Пушкинской сказки в сценарной обработке Бродского, несмотря на увлечение стилизацией под явным влиянием работ Кустодиева . Режиссёром была правильно понята (хотя и не до конца последовательно разрешена) задача показать пародийный характер сказки Пушкина. Образы бесов очень смешны. Превосходна в своей пародийности трактовка обстановки сказочного подводного царства. Точен образ втайне вздыхающей о Балде поповны. Художником Ефимовым удачно подчёркнуты физическое и интеллектуальное превосходство в интересном образе Балды. Поп и попадья местами хороши, но режиссёрская неточность трактовки сказки, вызвавшая утяжеление пушкинского замысла переходом от высмеивания жадности к её обличению, сделало их образы наименее удавшимися .
По мнению авторов четырёхтомной «Истории советского кино», фильм Карановича «Сказка о попе и о работнике его Балде», в числе некоторых других первых лент вновь созданной студии (кукольной мультипликации), показал накопление мастерства творческим коллективом, его готовность к новаторству, а также правильность общего направления развития советского кукольного кино .
По мнению Венжер Н. Я. , Карановичу частично удалось решить сложную постановку «Сказки о попе и о работнике его Балде» в традициях народного кукольного представления. В фильме очевидны элементы подлинной кукольной выразительности .
В мультфильме соединены технологии рисованной и кукольной мультипликации. В сценарии изменена вербальная составляющая исходного текста, но внимательно отслежены и состав персонажей оригинального произведения и его сюжетная линия. Все роли озвучены Б. Чирковым, он же читает авторский текст .