Interested Article - Глас (музыка)

Глас , проф. ихос (от греч. ἦχος — букв. отголосок, отзвук; позже также звук, звучание; мелодия, напев) — многозначный термин, применяемый в православной (как и во всей восточно-христианской) литургике и музыке православного обихода.

Гипотеза о происхождении

Учитывая, что один из древнейших однопеснцев , сохранившийся в папирусе № 466 библиотеки Джона Райланда [ источник не указан 1903 дня ] пелся на первый плагальный глас, а также упоминание о гласах (ήχοι) в рассказе об авве Памво, можно с определённой осторожностью предположить, что зарождение византийских ихосов, или гласов, могло начаться ещё в доникейскую эпоху на основе античной ладовой системы. Косвенным доказательством тому является свидетельство, согласно которому во времена патриаршества Севира Антиохийского (512—519) в Антиохии уже использовалось осмогласие . Если оно истинно, то система октоиха до начала VI века должна была пройти долгий период становления .

Теория гласа

В византийской теории музыки глас — (а) то же, что ладовый звукоряд; (б) вид модального лада, со специфическим набором (типично модальных) категорий и функций. Восемь таких гласов трактовались как единая система и именовались осмогласием , или октоихом .

В древнерусской церковной монодии по традиции гласом называется комплекс устойчивых мелодических формул, так называемых «попевок», или « кокиз »; в такой интерпретации глас идентифицируется по комплексу попевок. «Гласовое мышление в певческом искусстве Руси долгое время изучалось с точки зрения формульности, тогда как ладовые характеристики гласов признавались абстрактными, не имеющими отношения к древнерусскому гласу, противопоставлявшемуся византийскому, или „греческому“» . Родоначальником попевочной теории гласа считается С. В. Смоленский , изложивший её в комментариях к своему изданию «Азбуки знаменного пения» Александра Мезенца, в 1888 году . Похожую точку зрения в первой половине XX века представлял В. М. Беляев , согласно которому основу древнейшего знаменного распева составляют «восемь групп мелодических гласовых попевок. Число попевок в каждом гласе с их вариантами достигает нескольких десятков» . В XXI веке среди сторонников попевочной теории — композитор и культуролог В. И. Мартынов . Против попевочной теории выступали ещё в XIX веке Ю. К. Арнольд и Д. В. Аллеманов . Противники традиционного представления рассматривают древнерусский глас как (модальный) лад. Как отмечает И. Е. Лозовая , «формульность и ладово-звукорядная структура гласа в певческой практике не противостоят друг другу; они неразрывно связаны между собой» . Однако согласия в построении модели древнерусского лада среди учёных нет. Так, теоретическая модель древнерусского лада («обиходного лада»), разработанная Ю. Н. Холоповым и его ученицей Г. С. Бычковой (Фёдоровой) ещё в 1980-х годах и учитывающая как мелодические формулы, так и другие категории и функции лада (в том числе, звукоряд ), за пределами его школы не принята .

В многоголосной музыке (в том виде, как это слово используется в современном русском православном богослужении) глас — целостная мелодия-модель, гармонизованная по правилам классико-романтической тональности . На основе таких моделей (в совокупности именуемых « обиходом ») в современной Русской православной церкви распеваются многие молитвословные тексты — стихиры , тропари , ирмосы и др.

Гласы православного церковного пения типологически родственны псалмовым тонам католиков.

См. также

Примечания

  1. В профессиональном лексиконе гласы также (используя транслитерацию с греческого языка) именуют «ихосами». Например, в кн.: Лозовая И. Е. . — М. : Московская консерватория, 2009. — 156 с. — ISBN 978-5-89598-232-7 . 27 июля 2020 года.
  2. Дата обращения: 10 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
  3. Лозовая И. Е. Глас // Православная энциклопедия. — Т. XI. — М., 2006. — С. 551—552.
  4. Плотникова Н. Ю. Музыкальная медиевистика // История русской музыки. Том 10Б. М.: Музыка, 2004, с. 545.
  5. Азбука знаменного пения… Александра Мезенца / Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский. Казань, 1888, с. 50.
  6. Беляев В. М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. / Музыка древней Руси. — М., 1971. — С. 13.
  7. Мартынов В. И. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine — М., 2000.
  8. Её критикует, например, И. Е. Лозовая: «Параллельно с 1980-х годов предпринимались попытки систематизировать знаменный октоих с помощью разработанной западноевропейской теории церковных ладов <…> Эта концепция знаменного октоиха, связанная с систематизацией древнерусских песнопений на основе категорий поздней, обособленной от певческой практики западноевропейской теории, абсолютизирует некоторые ладовые категории (звукоряд и положение в нём финалиса) и отделяет их от полного ладового контекста формульного мелоса». Цит. по: Лозовая, 2011, с. 346—347.
  9. Например, см.: Обиход регентской Школы при Московской Духовной Академии, для смешанного хора. — Сергиев Посад, 2009.

Источники

  • Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Т.1. Краснодар: Советская Кубань, 2003, 407 с. (издания текстов на языке оригинала). ISBN 5-7221-0552-X .
  • Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Т.2. Краснодар: Советская Кубань, 2004. 647 с. (переводы текстов, опубликованных в т.1). ISBN 5-7221-0578-3 .

Литература

  • Арнольд Ю. К. Теория древне-русского церковного и народного пения <…>. М., 1880.
  • Лозовая И. Е. и др. Глас // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. XI. — С. 551—559.
  • Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. — М.: Московская государственная консерватория, 2011. — С. 344—359. — (Гимнология. Вып. 6).
  • Насонова М. Л. и др. Глас // БРЭ. — М., 2007. — Т. 7. — С. 221—222.
  • Одоевский В. Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды первого Археологического съезда в Москве. — Т. 2. — М., 1871. — С. 476—480.
  • Одоевский В. Ф. Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchen-tonarten, tons d'église) // Труды первого Археологического съезда в Москве. — Т. 2. — М., 1871. — С. 481—484.
  • Фёдорова Г. С. Ладовая система русской монодии: на материале нотолинейных певческих книг. / Диссертация... канд. искусствоведения. — М., 1989 (рукопись).

Ссылки

  • Холопов Ю. Н. // Musica Theorica-4 : сб. ст. — М.: МГК, 1998. — С. 4—8.
  • Холопов Ю. Н. / Гармония. Теоретический курс. — М., 1988.
  • // Православная энциклопедия. Т. 11 (2006), с. 551—559.
Источник —

Same as Глас (музыка)