Литургический год в римском обряде
- 1 year ago
- 0
- 0
Литургические цвета в римском обряде — цвета литургических облачений католических священнослужителей. В римском обряде Католической церкви традиция использования литургических одеяний различных цветов имеет давнюю историю. В богослужении римского обряда литургические цвета меняются, главным образом, в соответствии с годичным циклом литургического года ; а также при служении особых месс и во время совершения некоторых таинств . В настоящее время используется пять основных цветов — зелёный , фиолетовый , белый , красный и чёрный , и несколько дополнительных — розовый , голубой ; а также белый с золотым и серебряным шитьём. В прошлом также использовались жёлтый и «пепельный» цвета.
Примеры связи между цветом и христианскими понятиями встречаются уже в ранней Церкви. Святой Амвросий Медиоланский в своём "Толковании Евангелия от Луки" писал, что фиолетовый цвет характеризует исповедников, красный — мучеников, а белый — дев. . Однако, использование облачений различных цветов для богослужений в зависимости от текущего литургического периода или праздника, возникло, по мнению исследователей, не раньше IX столетия .
Многочисленные монастырские уставы, созданные в X—XII веках, уже содержат указания на богослужебный цвет, главным образом, белый или чёрный. Однако устав монастыря Клюни уже в XI веке предписывает золотой и серебряный цвет облачений для праздников Рождества и Пятидесятницы .
В начале XIII века в понтификат папы Иннокентия III в Риме сложились правила, регулировавшие цвет используемых облачений. Иннокентий III в своём трактате «О святом таинстве алтаря», написанном ещё до своего избрания на папский престол, говорит об использовании белого цвета для праздников, красного — в дни мучеников, Святого Креста и на Пятидесятницу, чёрного — в периоды постов и для заупокойных месс, а зелёного — в обычные дни. Наряду с основными цветами использовались фиолетовый, алый и шафраново-жёлтый. Однако эти правила носили местный характер и очень многие монастыри и епархии имели собственные традиции, касающиеся цвета в литургическом облачении.
Общие для всей Католической церкви римского обряда правила, базирующиеся на использовании пяти основных цветов, установил папа Пий V во второй половине XVI века. Цвета литургических одежд, предписанные миссалом Пия V, употреблялись вплоть до реформы папы Павла VI середины XX века, в ходе которой в правила было внесено несколько изменений. Так, цвет процессии праздника Входа Господня в Иерусалим изменился с фиолетового на красный и чёрный цвет службы Страстной пятницы также на красный.
Использование в литургии одеяний разного цвета имеет глубоко символический характер. Белый цвет традиционно воспринимается в Европе как цвет чистоты, невинности; а также радости и триумфа. Красный цвет — цвет крови, с древних времён Церковь считала красный — цветом мучеников. Фиолетовый цвет в латинском обряде символизирует покаяние. Чёрный цвет символизирует траур и скорбь; зелёный — цвет жизни и надежды.
Дополнительными цветами, используемыми в римском обряде являются розовый и голубой.
Облачения белого цвета разрешается заменять облачениями с золотым и серебряным шитьём по белому фону.
В отдельных епархиях допускаются небольшие исключения из общих правил. Так в США на мессах за усопших может использоваться белый цвет, а не чёрный или фиолетовый. В данном случае белое одеяние символизирует надежду на воскресение мёртвых .
Римский миссал , пересмотренный папой римским Иоанном XXIII в 1962 году , был разрешён для использования в качестве экстраординарной формы римского обряда по motu proprio 2007 года папы Бенедикта XVI озаглавленного Summorum Pontificum . Пересмотр Миссала папой Иоанном XXIII включал изменения, которые он сделал своим motu proprio Rubricarum instructum от 29 июля 1960 года .
Ниже приведены небольшие различия между его правилами для литургических цветов и поздними правилами:
В 1955 году папа римский Пий XII пересмотрел литургический календарь , отменив все октавы, за исключением Рождества , Пасхи и Пятидесятницы.
Он также пересмотрел литургии Страстной недели , представляя использование красного цвета в Пальмовое воскресенье на благословение пальм и процессии (для которых цвет был ранее фиолетовым ), но не для Мессы, и использование фиолетового цвета на Евхаристической службе в Страстную пятницу (для которой цвет ранее был чёрным ).
Папа Пий X поднял ранг воскресенья обычного времени , так что на тех, которые не выходят за рамки октав, зелёный цвет использовался вместо цвета октавы, как это было по ранним правилам.
Правила литургических цветов до времени папы Пия X по существу указаны в издании Римского Миссала, который папа Пий V обнародовал в 1570 году , за исключением тех праздников, которые не входят в его Миссал. Схема цветов в его Миссале отражала использование цветов, которые стали фиксированными в Риме XII веке .