Interested Article - Чиновник архиерейского священнослужения

Чиновни́к архиере́йского священнослуже́ния ; Чиновни́к (греч. Άρχηιερατικόν) — принятое в Русской православной церкви (РПЦ) название богослужебной книги , содержащей чинопоследования византийского обряда при служении архиерея . Помимо текстов, содержащихся в « Служебнике », «Чиновник» содержит также тексты и указания, относящиеся к архиерейскому богослужению: чины посвящения ( хиротесии в степени свещеносца , чтеца , рукоположения в иподиакона , диакона , священника и епископа , освящения антиминсов и храмов, варения мира , встречи архиерея и его облачения).

История современной редакции текста

Используемый ныне в РПЦ Чиновник — редакция 1675 года (вышел в 1677 году при патриархе Иоакиме ); был составлен Евфимием Чудовским и другими справщиками на основе «Чина архиерейского совершения литургии», написанного в 1653 году по просьбе патриарха Никона патриархом Константинопольским Афанасием III ; притом слово «патриарх» везде заменено на «архиерей», а сослужащие «архиереи» заменены на «архимандритов» .

Описание современных изданий Чиновника

Современный «Чиновник» издаётся в двух книгах. В первой книге (одно из самых распространённых и употребительных — издание Московской патриархии (М., 1982) приурочено 25-летию архиерейской хиротонии патриарха Пимена . Количество страниц — 252.) содержатся последования :

Во второй книге (Издание Московской патриархии, М., 1983, 175 с.) содержатся последования:

Приведённые чинопоследования совершаются либо только архиереем, либо (в отличие от «Служебника») с особенностями совершения их архиерейским чином.

В данное издание не вошли некоторые чинопоследования:

В 2009 году вышло в свет новое издание Архиерейского чиновника, которое стало первой книгой, выпущенной Издательским советом по благословению патриарха Кирилла . В сравнении с изданием 1982 года в текст нового издания внесены некоторые изменения, отражающие современную практику архиерейского и особенности патриаршего служения. В частности, тексты ектений, используемых в чинах хиротоний в диакона и священника, помещены как в тексте соответствующего чинопоследования, так и (впервые) на специальном вкладыше, который можно временно вручить сослужащему протодиакону или иерею. В конце тома добавлен предначинательный Псалом 103 . Как и в издании 1982 года, тексты молитв и возгласов архиерея набраны церковнославянским шрифтом, причём относительно крупным для удобства их чтения епископом; остальные молитвословия, а также указания и замечания набраны гораздо более мелким гражданским шрифтом в русской пореформенной орфографии .

Примечания

  1. // Словарь церковно-славянского и русского языка. — СПб. : Императорская академия наук, 1847. — Т. 4. — С. 439.
  2. свящ. Михаил Желтов . от 26 августа 2014 на Wayback Machine // см. «Реформа богослужения во 2-й пол. XVII в.» (2000)
  3. Кашкин А. С. Устав православного богослужения. -- Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.

Литература

  • Диакон Михаил Желтов. Новый источник по истории русского богослужения: кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 года // Вестник церковной истории . 2006. № 2. С. 235–239.

Ссылки

  • М.С. Желтов.
Источник —

Same as Чиновник архиерейского священнослужения