103 год
- 1 year ago
- 0
- 0
Сто третий псалом — 103-й псалом из книги Псалтырь (в масоретской нумерации — 104-й). Выделяется из остальных псалмов своей особой темой: 103-й псалом — это песнь о красоте и величии мироздания.
В еврейском тексте Библии этот псалом не имеет надписания, он начинается с тех же слов, что и предыдущий, 102-й псалом: «Благослови, душа моя, Господа» ( ивр. בָּרֲכִי נַפְשִׁי אֶת יְהוָה ). В Септуагинте присутствует надписание Τῷ Δαυΐδ , указывающее на то, что псалом написан царём Давидом . В славянской Библии, вследствие необычности псалма, в надписание добавлено краткое описание содержания: «Псалом Давиду, о мирстем бытии», что в русском надписании читается: «Псалом Давида, о сотворении мира».
103-й псалом представляет собой хвалу Богу как Творцу мира, в котором раскрываются Его премудрость, могущество и величие. Описание природы в псалме сделано очень поэтично и сильно в художественном отношении. В тексте содержится множество аллюзий на рассказ о шести днях сотворения мира ( Быт. ). Псалом близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона , с которыми его часто сравнивают, хотя однозначной связи между ними не установлено.
Фраза «Благослови, душа моя, Господа», с которой псалом начинается, является также и его завершением. В еврейском тексте Библии и его переводах, в том числе, в синодальном переводе за ним следует слово Аллилуйя , причём это первое место в книге псалмов, где оно появляется. В Септуагинте (и, соответственно, в славянской Библии) это слово относится не к 103-му псалму, а к следующему за ним.
В иудаизме указанный псалом широко используется в богослужениях. Он читается в завершающей части молитв в (новомесячие), в поминальных службах, у сефардов — в утренней молитве йом-кипура . В зимний период он читается вместе с псалмами 119-133 по субботам после дневной молитвы ; по первым строкам псалма всё это чтение называется בָּרֲכִי נַפְשִׁי ( Бархи нафши ).
В православии псалом 103 читается в начале вечерни . Таким образом, он открывает суточный богослужебный круг , поэтому традиционно называется предначинательным. Этот псалом выбран в качестве начала вечерни, потому что напоминает о шести днях творения, которое, согласно Быт. , началось вечером. Чтение псалма не сопровождается никакими обрядами, более того, священник во время его чтения как бы отстраняется от службы, выйдя из алтаря и закрыв царские врата ; эта символика напоминает об Адаме , стоящем перед закрытыми воротами рая, из которого он был изгнан ( Быт. , ). На великой вечерне (накануне праздников ) этот псалом поётся в особом торжественном стиле.