Вечная песня
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вечная память» ( греч. αἰωνία ἡ μνήμη , церк.-слав. вѣ́чнаѧ па́мѧть ) — песнопение, используемое в православном богослужении для торжественного поминовения усопших.
Изначально выражение использовалось как для прославления живых или умерших выдающихся лиц. Возникновение такой практики относят к эллинистическому периоду. В христианстве выражение использовалось в том же значении, но уже применительно к усопшим. Первоначально это касалось церковных деятелей (например, в Деяниях Халкидонского собора 451 года возглашается « Вечная память Кириллу! »), а затем и императоров (например, в чине Торжества православия ).
В более поздней практике «Вечная память» стала последованием панихиды по любым усопшим. Оно трижды поётся по следующей схеме:
Диакон : « Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшим рабо́м твои́м, [имярек — идёт поимённое поминовение усопших]: и сотвори́ им ве́чную па́мять »
Хор : « Ве́чная па́мять! Ве́чная па́мять! Ве́чная па́мять! »
Во время провозглашения «вечной памяти» принято совершать три удара в колокол . В богослужебной практике «вечная память» обычно поётся после заупокойных последований и ей обычно предшествует панихидное возглашение.
«Вечная память», являясь заупокойным богослужебным текстом, не поётся в честь святых . Во время церемонии канонизации святого усопшему в последний раз возглашают «вечную память», а затем поют ему величание , как новопрославленному святому. Исключение в виде возглашение «вечной памяти» в её изначальном смысле сохранилось лишь в ряде богослужебных текстов, например в службе равноапостольным Константину и Елене или в Чине Торжества православия.
На заупокойной литии в Великий пост это песнопение троекратно поётся в несколько изменённом виде:
В Католической церкви существует схожее песнопение для поминовения усопших — « Покой вечный » ( лат. «Requiem Æternam» ). От его первого слова заупокойная месса получила название реквием .