Поклонение животным
- 1 year ago
- 0
- 0
Поклóн в историческом происхождении — движение и положение тела ( поза ) верующего в ритуале обращения к божеству ( молитва ).
В первобытную эпоху , также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть распростёртое на земле лицом вниз. В средневековой России « поклон ниц » был заимствован из Китая через татар (ритуала приёма русских князей татарскими ханами) и практиковался в придворных ритуалах русского царя до XVI века (приёмах послов, подаче прошений). Источник позы — соединение в одном лице функций правителя деспотии и верховного жреца (царь — жрец) .
В Средневековье процедура и формы поклона послов месяцами и годами обсуждались Государственными Советами, в обе стороны летели гонцы.
В более высоких формах религии возник « поклон на коленях » ( саджда ), когда молящийся, стоя на коленях, наклоняется, опираясь на руки, и касается лбом земли. Поклон в этой форме действует в исламе . Для предохранения тела под колени подстилается специальный «молитвенный коврик».
Прикосновение к земле стало обозначать в христианстве знак обращения себя в прах. До этого в русском язычестве, как и в греко-римской мифологии, прикосновение к земле (поцелуй), наоборот, служило знаком получения от земли силы и благодати (см. русские былины) .
Обычай совершать « земные поклоны » появился в древние библейские времена . Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящён Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошёл в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14). Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом . Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого , знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа .
В церковном ритуале исповеди (также и в быту) коленопреклонение было знаком искреннего раскаяния и мольбы об отпущении греха. Сложение кистей рук у лица при молитвенном или мирском поклоне служило знаком особого благоговения (запрет взора на божество). Поклон в уединённой молитве ( Пиета ) всегда сопровождается жестом сложения ладоней, как, например, на картине Милле « Анжелюс ».
Формой епитимьи (также и по обету) служило наказание «отбить» число поклонов на коленях. Превращённой формой поклона являлось и наказание детей — « В угол, на колени! ». Угол в жилище славян считался обиталищем домашнего божества .
В эпоху Реформации протестантскими церквями молитвенные поклоны были упразднены (как проявление языческих обычаев) .
В эпоху рыцарства стал принят поклон опусканием тела только на одно колено. Этим жестом обозначались личная свобода и достоинство, одновременно и добровольное принятие подчинения вассала своему сеньору — в обмен на покровительство. Согласие сеньора сопровождалось подачей руки для сакрального поцелуя. Жест означал передачу жизненной силы (как в русской былине «Святогор и Илья Муромец») . При большой разнице статуса, во время поклона целовался край одежды сеньора (ритуал поцелуя туфли римского папы).
При равном статусе рыцарей шёл обмен поклонами — « реверанс » (от латинского «re-verus, vereor, verentia»). При реверансе передача силы духа могла происходить похлопыванием по плечу, как на картине Веласкеса « Сдача Бреды ». В позднее Средневековье рыцарский поклон, преклонением только одного колена, стал широко практиковаться дворянами даже при молитве в церкви (католической) .
В куртуазном рыцарском культе протягивание дамой руки для поцелуя, в ответ на поклон, означало принятие рыцаря под своё покровительство. Сам рыцарь становился вассалом свой Прекрасной Дамы. В скрытой форме этот ритуал сохранился в европейском культе Девы Марии (поставленной народным пиететом выше Иисуса Христа) .
Ритуал поклона даме начал распространяться в Средние века и достиг расцвета в эпоху Возрождения . Способствовал этому амурно-эротический характер рыцарского идеала — подвига во имя любви, освобождения Девы из плена (сюжет Персея и Андромеды ). Считается также, что церемониал связан с культом возвышенной любви в мусульманской Испании и средневековым платонизмом .
Восточному христианству, при общем приниженном положении женщины, культ Святой Девы и ритуал европейского поклона чужд и непонятен. Реликтом ушедшего культа является привилегия (или необходимость) современной женщины первой протягивать руку для рукопожатия при встрече.
Исчезновение духа рыцарства, упадок аристократии и смена её в Европе малообразованным дворянством и буржуа сменили (перевернули) содержание ритуала светского поклона. Искателем покровительства стала женщина и реверанс принял гендерный характер — ответ на предложение покровительства со стороны мужчины. Мужчине в новом ритуале стало достаточно лёгкого наклона головы.
В Новое время культ Прекрасной Дамы сохранил только поцелуй руки, почти исчезнувший как форма поклона. В России при дворе жест распространился только при Екатерине II . Затем привилегию поцелуя руки, как элемента европейского воспитания и культуры , завоевали дворяне . Революционер Валентинов вспоминал, как удивился Ленин , когда он поцеловал руку Крупской — « Да, Вы, оказывается, дворянин! ».
Публичный поклон на коленях продолжал практиковаться в России в особо торжественных случаях, при крупных потрясениях в общественной жизни, на встречах и лобызании особо чтимых икон. В 1812 году перед Бородинским сражением («битва при Москве-реке») светлейший князь Кутузов , главнокомандующий русской армией, опускался на колени перед иконой Смоленской Божьей Матери .
Всеобщей формой поклона в России стал « поясной поклон » как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества, «мира» . В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — « сердечный поклон ».
Аристократией и дворянством в светской жизни поясной поклон не употреблялся (жест простолюдинов). Исключением были чествования поясным (глубоким) поклоном высокого духовенства, членов императорской семьи, глубоких стариков древнего рода и тяжело больных.
Ритуал публичного поясного поклона аристократами и даже королями имел ещё одно редкое исключение — на эшафоте, перед казнью. Это был одновременно знак покаяния перед народом и знак чистоты и безвинности.
В ритуале чествования царей при заседаниях собора русский патриарх целовал правое плечо царя («десницу божью») .
Поклон при рыцарском поединке претерпел в России своеобразную метаморфозу в простонародье и в новой обретённой форме вошёл в философию военного искусства : « Нужно уметь, вступая в решительную драку, снять картуз и бросить его около себя на землю; этот жест дисциплинирует человека и позволяет ему прочнее выдерживать натиск противника » .
Тревожная загадочность для простолюдина жеста поцелуя руки звучит в рассказе И. С. Тургенева — « Она, раскрасневшаяся от волнения, прошептала, протягивая мне благоухающие руки: „Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных“ » ( Э. и Ж. Гонкур. Дневник ).
Одзиги — элемент японской культуры , выражение уважения. Главная составляющая японского «формального этикета». Поклонами приветствуют, благодарят, извиняются, поздравляют. Глубина поклона зависит от разницы в социальном статусе между кланяющимся.
При посещении синтоистских храмов принято кланяться перед обращением к богам. В японских боевых искусствах поклоны составляют важную часть процедур во взаимодействии учителя и ученика и спарринг-партнёров.
В современной разговорной речи понятие «поклон» отделилось от жеста и стало синонимом понятия «привет» — «передай поклон», «кланяюсь». Наряду со знаком уважения жест поклона может принимать и насмешливый характер (знак «преувеличенного» уважения).
Также в оборотах речи и СМИ «реверанс» вернул свой изначально-мужской характер. Понятие стало выражением двусмысленности, сочетания льстивости и неискренности — «реверансы» политических деятелей и государств.
В превращённой форме жест поцелуя руки до середины XX века сохранялся в среде итальянской мафии — при принятии в клан нового члена (наследие патриархального уклада сельской жизни Сицилии).
В церемониал поклона входил и обычай обнажать голову, тоже восходящий к первобытным верованиям (времён Ветхого Завета — Самсон и Далила ). Великая французская революция упразднила эту часть ритуала. Сохранился обычай только в армии, где он принял форму « отдания чести » — жестом приближения кисти к головному убору. Непосредственный смысл ритуала сохранён армейской поговоркой — « К пустой голове руку не прикладывают ».
В европейских армиях в жесте «чести» используется двуперстное сложение кисти (реликт жестов помазания и символического приподнимания шляпы). В России «честь» отдаётся всей ладонью — «щепотью» (наследие раскола церкви в XVII веке). В 1917 году Февральской революцией отдача чести была запрещена. В конце 60-х годов XX века в СССР рыцарское коленопреклонение было введено в ритуалы со знаменем воинской части. Но вместе с этим офицерам армии было приказано отдавать честь гражданской полиции и КГБ — реакция на события Пражской весны 1968 года .
При встрече на Эльбе в 1945 году советских офицеров изумляли правила субординации в американской армии — американские солдаты не отдавали честь своим офицерам. А простых советских граждан столь же изумляло то, что в кино при входе женщины в лифт американские джентльмены снимают шляпы.
Во время принесения военной присяги солдат преклоняет колено и целует полковое знамя .
Право пользования всей гаммы оттенков поклона сохранили только певицы академического, камерного и оперного пения, и, в меньшей мере, также танцовщики и балерины . Культура европейской аристократии стала зрелищем современного театра .
По технике исполнения жеста существует целый театр поклонов , с игрой глаз, лица, рук и всего тела: