Interested Article - Горнее место

В иудаизме — см. Бама .
Горнее место в храме Спаса на Крови
(фотография с освящения храма, 1907 год )

Го́рнее место ( греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма , располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола . Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа .

Происхождение названия

Своё название горнее место получило от святого Иоанна Златоуста , назвавшего его в тексте литургии — « Горний престол ». Горний по-славянски значит вышний, возвышенный. В древности горнее место называлось иногда « сопрестолием » — совокупностью престолов-седалищ.

Символическое значение

Горнее место во Владимирском скиту Валаамского монастыря

С древнейших времён, особенно в больших соборах , горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова (он увидел престол, сидящего на престоле Господа Вседержителя, а возле него 24 восседавших старца царей и священников Бога — Откр. ).

Центральная часть восточной стены алтаря располагалась в полукруглой нише апсиды , которую обрамляли седалища для епископов и священников : при этом задние ряды возвышались над передними — как в амфитеатре . На самом верху водружалась кафедра ( трон ) для патриарха ( Горний престол ), а ниже, по его сторонам, устраивался синтрон — скамьи или сидения для священников . Известно, что Иоанна Златоуста критиковали, среди прочего, за то, что он во время своих знаменитых проповедей находился не как обычно на Горнем месте (куда из-за болезней ему было тяжело взбираться), а на амвоне , находящемся почти посреди храма (это было возвышенное место чтеца ), откуда он вещал продолжительное время, не напрягая свой уже слабеющий голос .

Горнее место в богослужении

В Православной церкви во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией , епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя , а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Чтение Евангелия епископ, находящийся на горнем месте, и священники слушают уже стоя.

Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады , или высокого подсвечника , или того и другого вместе. При освящении храма , после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест .

См. также

Примечания

  1. Протоиерей Андрей Дудченко. от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Литература

  • // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XII : « Гомельская и Жлобинская епархия Григорий Пакуриан ». — С. 120—122. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  • Петровский А. В. // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 530.
  • Трапезников А. Храм, Обряды, Богослужение. — М. : Вече, 2007.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Горнее место