Interested Article - Гнозис
- 2020-04-16
- 1
Гно́зис ( гно́сис ) (от греч. γνώσις — «знание» ) — высшее , эзотерическое , откровенное , мистическое знание . Центральное понятие гностицизма . В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания . Заметное распространение понятие получает в оккультно -мистических учениях Нового времени и XX века .
В классической древнегреческой философии гнозис употребляется в техническом значении, обозначая знание, исследование, не имея мистических и эзотерических коннотаций . Характер откровенного, мистического знания гнозис приобретает в эллинистической и раннехристианской традиции под влиянием иудейских и восточных оккультных учений. В таком качестве гнозис становится центральным понятием гностицизма (учения Валентина , Василида , Маркиона и др.) где выступает в качестве оккультного знания о бесконечном , божественном и вечном во всем и вовне всего, в котором раскрываются высшие способности духа , преодолеваются ограничения материального мира и происходит самоутверждение в мире запредельном . Одновременно с мистическим характером, гнозис был знанием эзотерическим, передававшимся последователям гностических учений в тайне от непосвящённых.
В раннем христианстве гнозис становится предметом критики со стороны Отцов Церкви . Так, отрицая эзотерический характер знания о Боге и отстаивая кафоличность христианской церкви, Ириней настаивал на несокрытости Божьего промысла . Вместе с тем в трудах Климента Александрийского и Оригена предпринимается попытка обоснования христианского гнозиса в противовес гнозису «языческому» .
В Новое время гнозис был составной частью ряда оккультных учений. В XX веке приобрёл широкую популярность в рамках новых религиозных, духовных и мистических движений.
См. также
Примечания
- ↑ от 21 апреля 2017 на Wayback Machine / Henry George Liddell . . . revised and augmented throughout by. Sir Henry Stuart Jones. with the assistance of. Roderick McKenzie. Oxford. Clarendon Press. 1940.
- ↑ Афонасин Е. В. . Дата обращения: 6 октября 2011. 24 октября 2012 года.
- Cooper and Hutchinson. «Introduction to Politikos.» Cooper, John M. & Hutchinson, D. S. (Eds.) (1997). Plato: Complete Works, Hackett Publishing Co., Inc. ISBN 0-87220-349-2 .
- Ithamar Gruenwald. от 20 августа 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 10-05-2013 [3944 дня]) =Aspects of the Jewish-Gnostic Controversy. Пер. Дм. Алексеева // Bentley Layton (ed.) The Rediscovery of Gnosticism. Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale, New Haven, Connecticut, March 28 — 31, 1978. Vol.2. Sethian Gnosticism. Leiden: Brill, 1981.
- (недоступная ссылка) / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
- Мейендорф И. Ф. от 24 января 2012 на Wayback Machine
- Болотов В. В. от 10 декабря 2011 на Wayback Machine . Т. II. История церкви в период до Константина Великого. — СПБ. — 1910.
Литература
- Вяч. Вс. Иванов . // 500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Амстердам: «Ин де Пеликаан», 1993, с. 12-21.
- (недоступная ссылка) / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
- Можейко М. А. / Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов , 1998 г.
Ссылки
- .
- 2020-04-16
- 1