Interested Article - Офиты
- 2020-06-18
- 1
Офи́ты , или офиане ( др.-греч. ὀφῖται от др.-греч. ὄφις — «змея», «змей» ; лат. ophitae ; др.-рус. ӡмииници ), также или нахашены ( naaseni , от др.-евр. נחש , [на’хаш], «змея»), — гностические секты , почитавшие змею как символ высшего знания, видя в ней тот образ, который приняла верховная Премудрость или небесный Эон София , чтобы сообщить первым людям, которых ограниченный Демиург хотел держать в детском неведении, истинные знания . Некоторыми исследователями рассматривается как фаллический культ.
Церковный историк В. В. Болотов характеризовал учение офитов как близкое к язычеству , в связи с чем предполагал его связь с древними змеепоклонническими культами ( офиолатрией ). По его мнению, офиты находились от христианства дальше других гностиков и появились ещё до рождения Христа . По другим сведениям офиты отделились от василидиан , последователей Василида (II век) .
Помимо наасенов, считавших созвездие Дракона символом своего Логоса или Христа , к офитам также иногда относят представителей сетианского (в дореволюционной русской литературе — сефианского, или сифианского) гнозиса.
Культ змея
Вся группа вышеупомянутых сект признавала змея из рая олицетворением мудрости, ибо мудрость снизошла на землю путём познания добра и зла, а этим познанием люди обязаны змею .
Культ змеи, связанный с фаллизмом , — один из самых распространенных культов во всех народных религиях; по всей вероятности, офитский гнозис заключал в себе традиционные мистерии этого культа и скрытое учение, с ним связанное и представлявшее различные видоизменения по племенам и эпохам . В качестве известного символа змей встречается в мистериях Индии, Вавилонии, Египта, Греции , Финикии и Сирии . Еретический офитский гнозис, по-видимому, был особенно распространен в Египте в связи с древним почитанием того божественного змея, которого греки называли «благим богом» ( Агатоде́мон ; Агафоде́мон; Αγαθοδαίμων).
Владевшие премудростью змея
В большом почёте у офитов были Каин и Сиф (евр. Шет), которые, по их мнению, владели премудростью змеи. Другие гностики считали столпами мудрости Исава , Корея (евр. Кораха), содомлян и Иуду Искариота , считая в то же время Иакова и Моисея , являвшихся только орудием в руках Творца ( Демиурга ), ниже первых (« Против ересей » — Ι, 31, § 2).
Вера в семь духов
В круг верований офитов входила вера в демоническую седмицу, то есть семь духов, подвластных змею, параллельную святой седмице во власти Ялдаваофа (Иалда-баота), сына падшей мудрости (ילדא בהות ; «jalda bahut» — сын хаоса). От последнего происходил ряд семи последовательных поколений: Jao (יהו; Iao), Sabaot (Sabaoth), Adoneus (Adonaeus), Eloeus (Eloaeus), Oreus (אור — свет; Horaeus) и Astaphaeus, которые, по верованиям офитов, и являлись проявлением библейского Господа .
Офиты утверждали, что сам Моисей был поклонником змея; помещая его на шесте, Иисус якобы также признавал его (ср. Иоан. ) .
Нааситы
Нааситы, имя которых указывает на более древнее происхождение, шли ещё дальше. « Кто говорит, что всё произошло от одного, тот заблуждается, но кто говорит, что от трёх, тот говорит истину и может истолковать всё. Первым из этой троицы является благословенная природа священного высокого человека Адаманта ; вторым — смерть внизу, а третьим — род, никем не управляемый, имеющий высшее происхождение, к которому принадлежат Мариам (то есть искомая; ή Ζητονμένη); Иофор (Иитро, великий мудрец); Сепфора (Циппора, ясновидящая) и Моисей » .
Три слова, встречающиеся у Ис. : «Kaw la-Kaw», «Zaw la-Zaw» и «Zeer Scham» (םש ריעז, וצל וצ, וקל וק), они понимают в смысле вышеприведённой троицы: Адамант сверху, смерть снизу и Иордан , текущий вверх (Hippolytus, Philosophumena, V, 8), представляют собой троичное царство благословенности и бессмертия, образующее мир духов, мир телесный и искупление. Сам «Наас» (שחנ) — первое по времени существо и первоисточник красоты (ib. V, 9), является, вместе с тем, и духовным началом. Рядом с ним существуют хаос и материя. Душа человека вела печальное существование между хаосом и духом, пока не была искуплена .
Диаграмма
Таинственная диаграмма офитов описана Цельсом (II век) и Оригеном (III век; Contra Celsum , VI, §§ 24—38), хотя и различным образом. Цельс говорит о кругах над кругами; по словам Оригена, это были два концентричных круга.
Перегородка отделяла царство света от срединного царства. Два других концентрических круга, один светлый, другой тёмный, представляли свет и тьму . К ним привешивался третий круг с надписью ΖΩΗ ( жизнь ), два меньших круга пересекались в нём, образуя ромбоид . На общем поле имелась надпись ΣΟΦΙΑС ΦΥCΙC (природа мудрости), сверху ΓΝΩCΙC ( познание ), снизу ΣΥΝΕCΙC (понимание, познание , наука), а в ромбоиде ΣΟΦΙΑС ΠΡΟΝΟΙΑ (провидение мудрости).
Всего было 7 кругов с именами архангелов и с символами созвездий :
- Михаил в виде льва ;
- Цуриел (Суриел; др.-евр. תוד или שוד — Туриель ) в виде быка ;
- Рафаил — дракона ( змеи );
- Гавриил — орла ;
- Тот-Саваоф (Thauthabaoth; Ялда-Бахут ; др.-евр. והבו והת ) — голова медведя ;
- (Erataoth, Эратаот, Ератаоф, Эрафаоф, Еротаол ) — голова пса ;
- (Оноэл, Оноил; или Thartharaoth, Фарфараоф, Тартараот) — в виде головы осла ( мула ).
Возможно, что эти архангелы тождественны с семью вышеупомянутыми поколениями Ялдаваофа (Ялдабаота, Jaldabaoth). Они означают телесный мир , следующий за средним миром и которым кончаются владения мудрости. Быть может, еврейская гексаграмма (щит Давида), которая никогда не была чужда гностикам, имеет связь с этой диаграммой офитов . Именно об этих семи ангелах-владыках (Celsus, II, 27) говорит апостол Павел в своих Посланиях ( 1Кор. ) .
Упоминания офитов
Основными источниками об офитах служат сочинения их противников — представителей христианской церкви. Ириней Лионский , написавший к концу II века историю ересей , не знает ещё гностиков под именем офитов, но Климент Александрийский упоминает (« Строматы », VII, 17, § 108) кроме «каинитов», «офиан» (Οφίανοι), причём указывает, что они названы так по предмету своего поклонения. Филастрий , писавший в IV веке, считает главными еретическими сектами каинитов, офитов и сетитов («Liber de Haeresibus»; «Книга ересей»; гл. 1—3), полагая, что они происходят от самого змея (дьявола).
В одной из открытых в первой половине XIX века книг обширного сочинения « Обличение против всех ересей » (Ελεγχος κατὰ πασῶν των αἑρέσεων), приписываемого епископу Ипполиту Римскому (III век), а ранее ошибочно приписывавшегося Оригену , подробно излагается учение секты наасенов (или нахашенов; от ивр. на'хаш , «змея») . Епифаний Кипрский (IV век) в своём сочинении « Панарион » напрямую связывал офитов со змием, обманувшем Адама и Еву . По его мнению, в облике змей офиты поклонялись бесам .
В библиотеке Наг-Хаммади было найдено несколько офитских текстов.
Этос и сотериология
В ересиологической литературе христианских апологетов — современников офитов — подчеркивался аморализм как поведенческая норма и путь к спасению души, принятые у данной секты, и это представление остается достаточно распространенным и в настоящее время. Однако те оригинальные тексты, определяемые как офитские, что сохранились до текущего момента, решительно противоречат этой картине; так, в известном сочинении Пистис София , приписываемом одной из египетских офитских школ , воскресший Иисус предписывает своим апостолам и будущим прозелитам поведение в духе строгого аскетизма :
Говорите им: отрекитесь от целого мира и всего вещества в нем, и всех тягот его, и всех его грехов, словом, (от) всех его связей, которые в нем, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от всех Наказаний в Судах. …
Говорите им: избегайте причинять вред, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Наказаний .
Говорите им: избегайте лжи, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Рек Огня (Дракона с) собачьей мордой.
…избегайте распрей (и расколов), чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Рек Огня (Дракона с) собачьей мордой.
…избегайте любви мира сего, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Смоляных Одежд и Огня (Дракона с) собачьей мордой.
…избегайте воровства, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Рек Огня Ариэля.
…избегайте злости, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Морей Огня Ариэля.
…избегайте жестокости, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Иалдабаофа .
…избегайте невежества, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от Литургов Иалдабаофа и Морей Огня.
…избегайте творить зло, чтобы быть достойными Тайн Света и спастись от всех Демонов Иалдабаофа и всех Наказаний его.
…избегайте блуда, чтобы быть достойными Тайн Царствия Света и спастись от Серных Морей и Ямы (Дракона с) львиной мордой.
Среди проповедников учения было распространено выражение «Idem es, sicut ipse», что можно перевести на русский как «Ты такой же, как и сам» (tu autem idem ipse es et anni tui non deficient — Псалом 101, стих 28). Точное значение данной фразы пока что непонятно. Возможно, оно утверждало непосредственную связь человеческого разума со знанием — гнозисом.
Ириней Лионский в трактате Против ересей пишет, что офиты верили в различных богов, в том числе в Иалдабаофа ( Ialdabaoth ), который породил ангелов и архангелов. Именно Иалдабаоф изгоняет Адама и Еву из Рая, а также насылает на людей потоп. Однако Ноя спасла София. С Иалдабаофом борется змей, имя которому Михаил и Самаэль ( Samael ). Пророки Иалдабаофа: Авраам и Моисей. Но были и другие Боги: Саваоф (его пророк Илья), Адонай (его пророки Исаия и Иезекииль) и Элохим . Кроме того, офиты противопоставляли Христа (божество) Иисусу (простому человеку).
Офиты в художественной литературе
Офитам посвящено стихотворение Вл. Соловьёва « » (1876).
См. также
Примечания
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ Соловьёв В. С. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Болотов В. История древней Церкви. Классификация. Гностики. Офиты. Василид
- . Дата обращения: 22 апреля 2007. 3 мая 2007 года.
- Наасены / Е. П. Блаватской
- Е. П. Блаватская , « Тайная доктрина »
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Епифаний, Панарион: от 1 марта 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 13 июля 2010. 27 сентября 2009 года.
- Ариель (по-еврейск.: Божий лев) // // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- Ариель (אריאל, ארא, в Библии) — имеет двоякое значение: «лев Господень» и «огненный очаг Божий». // // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ( ивр. תוהב אדלי ; «jalda bahut» — сын хаоса. // // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- фр. Yaldabaoth , демиург Ялдабаоф
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Болотов В. В. История древней Церкви
- Карсавин Л. П. от 25 января 2017 на Wayback Machine
- Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира
Ссылки
- 2020-06-18
- 1