Замок Кастель-дель-Монте
- 1 year ago
- 0
- 0
Франческо дель Монте ( итал. Francesco del Monte , полное имя Франческо Мария Бурбон дель Монте Санта Мария итал. Francesco Maria Bourbon del Monte Santa Maria ; 5 июля 1549 , Венеция , Венецианская республика — 27 августа 1626 или 1627, Рим ) — итальянский епископ , кардинал и дипломат при Святом Престоле в Ватикане . Известен как коллекционер произведений искусства, меценат и один из самых важных покровителей живописца Караваджо , был также другом и защитником Галилео Галилея . Имел титул маркиза Монте-Санта-Мария (1615—1626).
Франческо Мария Бурбон дель Монте-Санта-Мария родился в Венеции 5 июля 1549 года в дворянской семье тосканского происхождения, многие члены которой в то время входили в курию кардиналов. Бурбоны дель Монте были регентами маркизата Монте-Санта-Мария, имперского феодального владения между Великим герцогством Тосканским и Папским государством. Из этой же семьи вышел Папа римский Юлий III . Франческо был сыном маркиза Раньери, первого графа Монте Бароччо (Monte Baroccio), и Минервы Пианозы, и принадлежал к линии Бурбонов Сан-Фаустино (Bourbon di San Faustino) .
После учебы он получил степень доктора юридических наук и, ещё до принятия духовного сана, стал почётным аббатом Санта-Кроче-а-Монте-Фабали. Затем отправился в Рим аудитором кардинала Алессандро Сфорца (1534—1581) и допущен ко двору кардинала Фердинандо I Медичи . С 1580 года занимал должность референдара трибунала Апостольской сеньятуры (Segnatura Apostolica), был секретарем кардинала Фердинандо I Медичи.
Назначенный папой Сиксте V на консистории 14 декабря 1588 года кардиналом-дьяконом , он получил пурпур и диаконию Санта-Мария-ин-Домника 9 января 1589 года. Франческо дель Монте участвовал во многих папских конклавах. Избранный кардиналом-епископом, 16 сентября 1615 года он был назначен на престол Палестрины (Лацио) и по указанию папы Павла V рукоположен в епископы 7 декабря того же года в Сикстинской капелле в Ватикане. Он стал деканом Священной коллегии кардиналов и считался одной из самых влиятельных фигур в римской курии .
Помимо куриальной функции, он выполнял роль дипломата и администратора: представлял в Риме интересы великого герцога Тосканы и кардинала Фердинандо Медичи .
Франческо Мария Бурбон дель Монте-Санта-Мария скончался 27 августа 1627 года в своей римской резиденции Палаццо Мадама . Его похороны прошли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези , а захоронение — в церкви Сант-Урбано-алла-Каффарелла в Риме.
Франческо дель Монте был активным сторонником поддержки наук и искусств. В Палаццо Мадама, в котором он проживал, в силу своего тосканского происхождения и близких отношений с семьёй Медичи, он встречался с многими интеллектуалами своего времени, проезжавшими через Рим. Некоторые из них останавливались в Палаццо Мадама по нескольку раз, например, Галилео Галилей . Действительно, кардинал вместе со своим старшим братом Гвидобальдо «помог Галилею получить право лекций по математике в Пизе в 1589 году и в Падуе в 1592 году». После успехов, последовавших за открытием планет Галилей подарил кардиналу копию «Sidereus nuncius» и подзорную трубу. Когда учёный отправился в Рим в 1611 году, великий князь Козимо II дал ему рекомендательное письмо, адресованное кардиналу дель Монте. Кардинал «ответил тосканскому принцу, что защитит рекомендованное ему лицо, так как он его друг» .
Кардинал был владельцем большой коллекции античных произведений искусства, среди которых была Портлендская ваза , шедевр древнеримского стеклоделия II в. н. э. Франческо дель Монте находился в дружеских отношениях с кардиналом Бенедетто Джустиниани , как и он сам, выдающимся меценатом и коллекционером произведений искусства. На момент его смерти коллекция Дель Монте насчитывала более 600 картин, в том числе работы Караваджо; поддержка кардиналом молодого ломбардского художника оказалась необычайно важной для его творческой судьбы .
Фактически кардинал приютил Караваджо в Палаццо Мадама, а также во дворце Монте-Санта-Мария Тиберина, столице имперского феодального владения, регентом которого он был, что стимулировало художника к созданию новых произведений . Караваджо также имел «возможность попробовать свои силы в настенной росписи, единственный известный случай в его карьере»: это касается плафонной росписи в комнате, посвящённой алхимии в Казино Людовизи , в то время принадлежавшем кардиналу дель Монте. Роспись выполнена маслом по штукатурке: « Юпитер, Нептун и Плутон » (1597); с помощью образов, заимствованных из классической мифологии, она отражает одно из увлечений кардинала: алхимию, а именно алхимическую триаду Парацельса .