Д’Аньоло, Баччо
- 1 year ago
- 0
- 0
Баччо Бандинелли , настоящее имя Бартоломео Брандини ( итал. Baccio Bandinelli, Bartolomeo Brandini ; 7 октября 1488 , Флоренция — 7 февраля 1560, Флоренция) — итальянский скульптор , рисовальщик и живописец периода маньеризма .
Баччо Бандинелли родился во Флоренции в семье ювелира Микеланджело Брандини (учителя знаменитого Бенвенуто Челлини . Много позднее, в 1530 году, подготавливая документы к получению ордена Св. Иакова от императора Карла V Габсбурга , Баччо сфальсифицировал свою родословную, возведя её к благородной фамилии Бандинелли из Сиены , отказавшись от отеческого прозвания Брандини. Его сыновья: Клементе, скончавшийся раньше отца (1534—1555), и Микеланджело Бандинелли также были скульпторами.
Баччо учился у скульптора Джан Франческо Рустичи . Усердно копируя античные образцы, он находился под влиянием великого Микеланджело , подражателем и соперником которого пытался стать. Джорджо Вазари пересказал забавную историю, как преданность Буонарроти привела его к отчаянной зависти в связи с рисунками, подготовленными Микеланджело к росписи «Битва при Кашине» для Палаццо Веккьо . Картоны для фрески были выставлены в Палаццо Медичи и многие молодые художники отправились изучать и копировать их, среди которых был и Баччо. Однако, не сумев добиться выразительной силы, свойственной рисункам Микеланджело, он один, пользуясь смутой в городе в связи с изгнанием и возвращением Медичи (1512), тайно проник в комнату, украв ключ, захватил картоны мастера, разрезав их на квадраты, а затем в приступе ярости уничтожил их. «Одни говорили, что он сделал это, чтобы часть картона всегда была рядом с ним, а другие, что он хотел, чтобы другие молодые люди не использовали его; другие снова говорят, что он сделал это из любви к Леонардо да Винчи или из ненависти, которую он питал к Микеланджело. В любом случае потери для города были немалыми, и вина Баччо была очень велика» . В 1514 году Баччо Бандинелли обратил на себя внимание статуей апостола Петра, заказанной для флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре . В 1515 году он был приглашён флорентийцем папой Львом Х в Рим , где получил доступ к большому количеству «антиков», обнаруженных в Риме, в частности, к знаменитому « Лаокоону », которого Бандинелли реставрировал и копировал.
Он пользовался покровительством семьи Медичи , получая от них постоянные заказы. В их числе надгробия папы Льва X Медичи (ум. в 1521) и Климента VII Медичи (ум. в 1534) в римской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва . Ранние произведения Баччо демонстрируют стремление добиться «эмоциональной высоты и интенсивности Донателло»; Бандинелли сделал несколько рисунков с рельефов Донателло , хотя впоследствии он пренебрежительно их оценивал, в частности, в письме Козимо I Медичи .
В 1534 году на флорентийской Пьяцца делла Синьория симметрично « Давиду » Микеланджело перед входом в Палаццо Веккьо была поставлена колоссальная скульптурная группа (высотой 5,05 м) работы Бандинелли « Геркулес и Какус ». Две скульптуры — Микеланджело и Баччо — особенно наглядно демонстрируют противостояние эстетических принципов двух эпох: Высокого Возрождения и маньеризма . Бандинелли, пытаясь подражать великому Микеланджело, создал громоздкое и дробное по форме произведение. Схожими чертами — громоздкой нелепостью — обладает и другое произведение: фонтан « Нептун », установленный там же, на площади Синьории, но по другую сторону от «Давида» Микеланджело. Он был начат Бандинелли, а завершён Бартоломео Амманати в 1565 году. «В сравнении с творениями Микеланджело скульптуры Бандинелли отталкивают своим прозаическим натурализмом, а подчас и откровенной вульгарностью. В то же самое время Бандинелли был замечательно тонким, изысканным рисовальщиком» .
Джорджо Вазари , трудившийся в его мастерской, осуждал маньеристскую манеру Бандинелли, он писал о Баччо: «Он ничего не делал, кроме как боццетти [эскизы] и мало заканчивал»; позднейшие историки отмечали жизненность рисунков и терракотовых моделей Бандинелли, контрастирующих с законченными мраморами : "вся свежесть его первого подхода к предмету терялась в трудоёмком исполнении в мраморе … Блестящий рисовальщик и превосходный скульптор мелкого масштаба, он имел болезненное увлечение колоссами, для выполнения которых он был плохо подготовлен. Его неудача как скульптора большого масштаба лишь подчёркивалась его желанием подражать Микеланджело . Многие рисунки Бандинелли были награвированы известными художниками того времени, они выделяются своей утончённой виртуозностью.
В конце 1530-х годов Бандинелли вернулся из Рима во Флоренцию и стал придворным мастером герцога Козимо I Медичи , а после отбытия Микеланджело в Рим — первым скульптором Флоренции. Он также работал в Генуе , где ему была заказана незаконченная статуя Андреа Дориа, которая осталась в Карраре в грубом состоянии (использовалась для украшения фонтана Гиганта, расположенного на площади Пьяцца дель Дуомо), а в Риме он сделал модель Архангела Михаила для размещения на вершине Замка Святого Ангела (реализована была модель Раффаэлло да Монтелупо ).
Бандинелли был главным соперником и заклятым врагом Бенвенуто Челлини . Учениками мастерской Бандинелли были Бартоломео Амманати , Франческо Сальвиати , Джорджио Бандини, Винченцо де Росси , П. Поджини и Джованни ди Паоло Фанчелли .