Interested Article - Государь (Макиавелли)

«Госуда́рь» ( итал. Il Principe ; встречается перевод «Князь» ) — трактат флорентийского политического теоретика и государственного деятеля Никколо Макиавелли , в котором описываются методология захвата власти , методы правления и умения, необходимые для «идеального правителя».

Первоначально книга носила название De Principatibus ( О княжествах ). Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им.

Содержание

По форме правления государства ( Stati ) делятся на республики ( Repubbliche ) и монархии ( Principati ). Макиавелли описывает три формы прихода к власти: оружие , сила или насилие ( armi , forza или violenza ), удача ( fortuna , фортуна ) или добродетель ( virtù ). Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает своё внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооружённые проповедники побеждают» ( Profeti armati vincono ), пишет он. Макиавелли подчёркивает, что государь иногда должен уподобляться животным ( bestia ), из которых он выделяет лису ( volpe ) и льва ( leone ). Лишение власти происходит вследствие лишения внешней силы ( forza ) или народного презрения ( disprezzo ), если государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни» той страны, которой правит.

Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость ( liberalita — состоятельность как качество свободного человека). При этом он критикует расточительство, говоря, что лучше тратить чужое а не своё. Далее следует милосердие ( clemenzia ), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. К примеру он восхваляет Чезаре Борджиа , многократно приводя его в пример идеального государя для тех, кто получил свою власть удачей. В начале XVII главы он говорит, что своей жестокостью он навёл порядок в Романье и тем самым проявил великое милосердие. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие ( prudenza ) и гуманность ( umanita ). Добродетель он ценит как репутацию ( reputazione ), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.

Единство страны образуют язык ( lingua ), нравы ( costumi ) и обычаи ( ordini ). Хотя Макиавелли обращал внимание, что la natura de’ popoli è varia — природа народа непостоянна (гл. VI). При описании внутренней структуры общества Макиавелли разделяет народ ( popolo ) и грандов ( grandi ). Мудрый государь ( Principe prudente ) правит, балансируя между теми и другими. Макиавелли высоко ценит французские парламенты ( Parlamento ), поскольку они позволяют следить за амбициозными оппонентами внутри страны и контролировать их.

Источником своих знаний Макиавелли называет опыт ( esperienza ), из которого он выводит «общие правила» ( regole generali ). Опыт управления государь должен черпать из истории. Макиавелли восхищается такими авантюристами, как Агафокл (гл. VIII), которые смогли достичь успеха ( gloria ), не обладая ни добродетелью , ни удачей. Напротив, Агафокл славился жестокостью ( crudeltà ) и бесчеловечностью ( inumanità ). Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры, Макиавелли пользу ( utili ) ставит выше добродетели . Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу. В контексте великой цели он допускает справедливую войну ( guerra è giusta ). В XVII главе своего трактата Макиавелли отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны ( ingrati ), непостоянны ( volubili ), лживы ( simulatori ), боязливы ( fuggitori ).

Самым важным для государя Макиавелли называет армию. В XIV главе он в самом начале говорит что «государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Так же он делит войска на 4 вида — союзные, смешанные, наёмные и собственные. Союзные и наёмные Макиавелли называет опасными. По его словам наёмники в мирное время разорят тебя не хуже чем враг в военное, а в случае победы государь утратит свою власть. Союзники же подчиняются не тебе и потому нельзя сказать, каким будет их следующий шаг. Самой лучшей армией он называет собственную. Смешанная же по размеру превосходит все остальные, ибо состоит из собственных и наёмных, но по качеству уступает собственной. В пример он приводит Францию и Карла VII с Людовиком XI . По его словам Карл создал правильное войско, состоящее из своей конницы и пехоты, однако Людовик пригласил на службу швейцарцев и тем самым подорвал доверие и дух французских солдат.

См. также

Литература

  • Макиавелли Н. Сочинения. Москва — Ленинград, 1934 (первый полный перевод «Государя» + статья Дживелегова А. К.).
  • Макиавелли Н. Государь. М. 1990.
  • Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия. Минск. 2004.
  • Разуваев В. В. Комментарии к «Государю» Макиавелли. М.;СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2014.

Ссылки

Источник —

Same as Государь (Макиавелли)