Нецкарж, Станислав
- 1 year ago
- 0
- 0
Станислав Самостжельник (известный также как — Станислав из Кракова , Станислав из Могилы ) ( польск. Stanisław Samostrzelnik , лат. Stanislaus Claratumbensis ; 1490 , Краков — 1541 , Могила ) — польский художник эпохи возрождения , иллюминаторист , миниатюрист, и цистерцианский монах из Кракова , Польша . Первый польским художник, известный по имени, который рисовал в стиле возрождения . Сохранилось много его фресок в церквях на юге Польши. Наиболее выдающиеся можно увидеть в Цистерцианском аббатстве в Могиле . Он также известен портретом епископа Петра Томицкого в портретной галерее в костёле Святого Франциска Ассизского в Кракове .
Станислав Самостжельник родился у Петра и Анны Самостжельник, которые жили в Кракове в доме аббата цистерцианцев из Копшивницы . Его отец, видимо, был изготовителем арбалетов и луков, отсюда и фамилия на старопольском языке ( самостжельник с латинского sagittator , создатель арбалетов ) . Станислав Самостжельник, сдав все необходимые экзамены, поступает в Цистерцианское аббатствов в Могиле под Краковом, который в то время был отдельным городом, а теперь входит в состав административного городского района Нова-Хута в Кракове . Благодаря содействию Аббата, он смог быстро подняться в монастырской иерархии и вскоре стал иллюминатористом . Первая полностью доказанная хронологическая информация о нем появляется в 1506 году, когда он взялся за работу по росписи сводов монастыря. Он упоминается как pictor de Mogiła (художник из Могилы) . С этого времени он использовал свое новое имя Stanislaus Claratumbensis (Станислав из Могилы), полученное из латинского названия Цистерцианского аббатства , Clara Tumba (Святая Могила) . В 1511 году он получил право жить за пределами монастыря и переехал в Шидловец , для работы на владельца города Кшиштофа Шидловецкого , который был широко известен как покровитель искусств . Там он богато украсил иллюстрациями и миниатюрами генеалогическую книгу семьи Шидловецких (Liber genesos illustris Familiae Shidlovicae). Во время этой работы он также выполнил множество мелких заказов для Шидловецких, украсив местную церковь и замок. Он также служил капелланом каштеляна в 1510—1530 годах . В 1513 году от своего покровителя он получил приходской дом в Грохолице вблизи Цмелюв . В 1514 году он переехал с Шидловецким в Опатув , а после смерти последнего в 1532 году, вернулся в Могилы. В то время он делает иллюстрации к молитвеннику Альбрехта Гаштольда , написанному в 1528 году.
По возвращении, Станислав Самостжельник основал свою собственную мастерскую в Кракове на улице Свиднецка, где он получал заказы от местной аристократии, духовенства и королевского двора (включая молитвенник королевы Боны Сфорца ) . Станислав Самостжельник для епископа Петра Томицкого украсил иллюстрациями и миниатюрами Каталог архиепископов Гнезно написанный Яном Длугошем ( Catalogus archiepiscoporum Gnesnensium ) и расписал его часовню в Вавельском соборе .
Самостжельник украсил иллюстрациями и миниатюрами молитвенник принцессы Ядвиги Ягеллонки (1535 г.), документ мирного договора с Османской империей (1533 г.) и штандарт для Альбрехта Гогенцоллерна . Самостжельник также занимался росписью в Цистерцианском аббатстве в Могиле (внутри церкви, монастыря и библиотеки). Станислав Самостжельник умер в Цистерцианском аббатстве в Могиле в 1541 году .
Основные работы Станислава Самостжельника включают иллюстрации и миниатюры в четырех молитвенниках: «Времена короля Сигизмунда I » (1524 г., Лондон, Британская библиотека ), «Времена королевы Боны Сфорца » (1527 г., Оксфорд, Бодлианская библиотека ), молитвенник Кшиштофа Шидловецкого (1527 г., в настоящее время разделен между архивом исторического городского музея и Амброзианской библиотекой в Милане) и молитвенник Вайтикуса Гоштаутаса (1528 г., Мюнхен, Университетская библиотека), иллюстрации и миниатюры в генеалогической книги семьи Шидловецких «Liber genesos illustris Familiae Shidlovicae» (1531—1532 г., Курник, Курницкая библиотека ), каталог архиепископов Гнезно Catalogus archiepiscoporum Gnesnensium (1530—1535 г., Варшава, Национальная библиотека Польши ) и Евангелие для Петра Томицкого (1534 год, Краков, Архиепископский архив) . Предполагается также, что в мастерской Самостжельника был изготовлен Молитвенник Эразма Чолека .
Характерной чертой миниатюр Станислава Самостжельника является живой, часто контрастирующий цвет и стиль ренессанса, относящийся к готической традиции, но на самом деле он был дальтоником. Примерно с 1520 года в его работах прослеживается явное влияние немецких мастеров, таких как Альбрехт Альтдорфер , Лукас Кранах Старший и Альбрехт Дюрер , а также влияние Дунайской школы , приобретенной во время его пребывания в Вене (1515 г.) в качестве капеллана Кшиштофа Шидловецкого . Помимо влияния дунайской школы, в его работах видны голландские мотивы, а также, косвенно, итальянская живописью по орнаментальным и геральдическим мотивам, приобретенные во время его пребывания в Венгрии в 1514 году . Художественная роспись Станислава Самостжельника сочетает в себе фигурные сцены и орнаменты. Все изображённые им фигуры не подвергаются чрезмерной идеализации и характеризуются высокой степенью индивидуальности. Как правило, они одеты в соотносимую с эпохой жизни Самостжельника одежду, что соответствует тенденции художника к портретному реализму .