Interested Article - Фридерицианское рококо

И. К. Франке. Фридрих II Великий, король Пруссии. Ок. 1781 г. Национальный фонд Кэрлайл, Лондон

Фридерицианское рококо, фридерианское рококо, фридриховское рококо ( нем. Friderizianisches Rokoko ) — историко-региональный художественный стиль , разновидность рококо , возникший в Пруссии в середине XVIII века, в годы правления Фридриха II Великого (1740—1786).

Этот стиль формировался и развивался при прусском королевском дворе, главным образом в Потсдаме (пригороде Берлина ) под воздействием французского искусства . Фридрих был не только воинственным правителем, но также поклонником Франции . Фридрих был покровителем наук и искусств. В 1742 году он учредил Королевскую оперу , для которой архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф построил специальное здание. Премьерная постановка оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна состоялась ещё в недостроенном здании Королевской оперы 7 декабря 1742 года . Фридриха считали философом и лучшим флейтистом Пруссии. Он и сам сочинял музыку (около ста сонат , четыре симфонии и концерты ). Сочинения Фридриха II до настоящего времени входят в репертуар флейтистов.

В 1747 году прусский король пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха . После встречи с королём и совместных музыкальных импровизаций Бах, вернувшись в Лейпциг , написал оркестровую сюиту « Музыкальное приношение » и отослал партитуру королю в подарок. При дворе Фридриха жили и работали многие немецкие композиторы и исполнители. Для королевской капеллы приобретали инструменты лучших итальянских мастеров Амати и Страдивари .

Резиденцию в Потсдаме, в живописной местности среди лесов и озер, к западу от Берлина, начал строить прусский король Фридрих Вильгельм I (1713—1740). При Фридрихе II на окраине Потсдама создали дворец и регулярный парк с французским названием Сан-Суси́ ( фр. sans souci — без забот). Дворец возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля архитектором Кнобельсдорфом . Это творение сразу же прозвали «Прусским Версалем».

Одноэтажный дворец вытянут по горизонтали наподобие версальского. Он расположен на вершине холма, на склоне которого устроены ступенчатые террасы с застеклёнными оранжереями, что придаёт небольшому зданию своеобразную монументальность. В центре находится Мраморный зал, выступающий на фасаде полукружием, увенчанным куполом. Антаблемент фасада поддерживают 36 герм атлантов и кариатид , что придает зданию несколько барочный характер.

Регулярный парк — произведение садового мастера П. Й. Ленне , обучавшемуся ландшафтной архитектуре в Париже. Оригинальность композиции придают лестница к фасаду дворца, фонтаны и статуи. У основания холма, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан ». С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры , Меркурия , Аполлона , Дианы , Юноны , Юпитера , Марса и Минервы , а также аллегории четырёх стихий: огня, воды, воздуха и земли. Венера и Меркурий работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV . Остальные скульптуры выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама , руководившего основанным Фридрихом Великим французским скульптурным ателье в Берлине . Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.

В оформлении интерьеров Концертного зала, Малой галереи, Янтарной комнаты господствует стиль рококо . Влияние французской эстетики было определяющим. Однако в отличие от стиля французского рокайля в интерьерах Сан-Суси заметно воздействие несколько тяжеловесного немецкого барокко . Пышный декор, который применил Кнобельсдорф в фасаде большого дворца, в Гроте Нептуна (1751—1757) и Новом корпусе (1747), роднит стиль Сан-Суси с постройками в Дрездене , в частности в Цвингере . Так, довольно необычным образом, в середине XVIII столетия взаимодействовали французский и саксонский стили на северной прусской земле. Французские рокайли соседствуют здесь с барочными картушами и тяжелыми лепными гирляндами . Скульптурное оформление ансамбля создавали Ф. Х. Глуме, Й. П. Бенкерт, французский скульптор Ж.-П. Тассар. В отделке внутренних помещений принимали участие скульптор Й. А. Наль , декораторы-мебельщики братья Иоганн Михаэль и Иоганн Кристиан Хоппенхаупт , швейцарский мастер, краснодеревщик и бронзовщик, виртуоз рокайля И. М. Камбли .

Необычным сооружением в южной части парка является « Китайский чайный домик » — постройка И. Г. Бюринга, отражение увлечения «китайщиной», или стилем шинуазри . После кончины Кнобельсдорфа, с 1765 года строительство в Сан-Суси продолжали К. Ф. фон Гонтард и Ф. В. фон Эрдмансдорф . В Картинной галерее парка хранятся произведения Тинторетто, Караваджо, П. Рубенса, А. Ван Дейка. Наиболее известным живописцем стиля фридерианского рококо был Антуан Пэн , француз, последователь А. Ватто .

С 1711 года А. Пэн работал в Берлине, при дворе Фридриха I, в 1722 году возглавил Берлинскую академию художеств . Значительную роль в распространении эстетики фридерицианского рококо сыграли принцесса Вильгельмина Прусская , сестра короля Фридриха II, а также фаворитка Фридриха II — графиня Вильгельмина фон Лихтенау , известная под прозваниями «германская Дюбарри» и «прусская Помпадур».

С годами правления Фридриха II связаны перестройки дворца Шарлоттенбург в Берлине, Рейнсбергского дворца и Городской дворца в Потсдаме . В последние годы правления Фридриха Великого стиль фридерицианского рококо в архитектуре эволюционировал в сторону общеевропейского неоклассицизма .


Примечания

  1. Daniel Heartz. от 3 мая 2021 на Wayback Machine . W. W. Norton & Company, 2003. С. 363

Литература

  • Hans-Joachim Giersberg, Hillert Ibbeken: Schloss Sanssouci. Die Sommerresidenz Friedrichs des Großen. Mit Beiträgen von Thomas Blisniewski, Tilo Eggeling, Jürgen Hamel u.a. Nicolai, Berlin 2005. ISBN 3-89479-140-3
  • В. Г. Власов . Фридерианское рококо // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т. — СПб.: Азбука-Классика, 2010. Т. X. С. 224—227.
Источник —

Same as Фридерицианское рококо