Interested Article - Утро (Микеланджело)

«Утро» ( итал. Aurora ; также — «Рассвет» , «Аврора» ) — мраморная скульптура, представляющая аллегорию Утра (или Рассвета), созданная выдающимся художником эпохи Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти в период 1526—1531 годов. Скульптура входит в композицию надгробия Лоренцо II, герцога Урбинского (внука Лоренцо Великолепного) в Капелле Медичи во Флоренции. Парная к ней скульптура называется «Вечер» .

История создания

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи , брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X , но заказчиком стал папа Климент VII , другой член семьи Медичи , который активно поддерживал этот проект.

Новая сакристии церкви Сан-Лоренцо . Надгробие Лоренцо II Медичи

Микеланджело работал над композицией надгробий Капеллы Медичи в 1526 1531 годах . По Эрпелю, окончательно скульптура «Утро» была доработана в 1531 году , вместе с « Ночью » . В 1534 году Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуры и не завершив гробницу .

Предыдущая модель

Сохранилась терракотовая модель скульптуры, созданная около 1524 года . У модели отсутствует голова, левая рука и правая нога ниже колена . Предыдущая модель довольно сильно отличается от скульптуры, в частности, позой. «Утро» в мраморе более наклонено к зрителю, тогда как по первоначальному замыслу оно лежало ровнее . Различаются также детали — драпировки модели значительно пышнее. Также полностью завершена спина модели, тогда как в окончательном варианте она только грубо обработана .

Модель хранится в коллекции музея Виктории и Альберта в Лондоне .

Описание

« Умирающий раб » (фрагмент)

Скульптура изображает ещё не проснувшуюся женщину. Женщина полулежит на саркофаге, опираясь на правую руку, а левая, согнутая в локте, замерла в движении, почти касаясь изогнутой левой ноги. У неё полузакрыты глаза и приоткрыт рот. Голова повернута к зрителю и склонена на правое плечо. Под грудью у неё завязана лента, которая является символом рабства . «Утро» — полная противоположность « Ночи », тело которой выносило многих детей. Эта разная женственность — девичья «Утра», зрелая «Ночи» — является диалектическим соответствием Мадонне, которая является одновременно и девой и матерью . Вазари писал о ней так:

(…) В её позе, хотя она еще сонная, чувствуется желание проснуться, встать с мягкого ложа, а проснувшись, она найдет глаза великого герцога сомкнутыми. Поэтому в вечной красоте своей она отворачивается, проявляя свою печаль и скорбь.

По Либману, «„Аврора“, утренняя заря, мучительно пробуждается от тяжелых сновидений. Черты её прекрасного лица полны страданий, а её цветущее молодое тело изгибается, словно от внутренней боли» . По мнению Лазарева , именно «невероятный контраст между процветающим девичьим телом и смертельно измученной душой в нём поднимает статую „Авроры“ на высочайшие вершины искусства» .

Образ в искусстве

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) подчеркнут тот факт, что Микеланджело, кроме мадонн, женских статуй в мраморе до этого не делал, поэтому и «Ночь» и «Утро» занимают особое место в его творчестве . В произведении о статуе написано так: «[Микеланджело] высекал „Утро“ — ещё не совсем проснувшуюся, захваченную на грани сновидения и реальности женщину; её голова ещё сонно покоилась на плече; туго затянутая под грудями лента лишь подчеркивала их объём, их напоминавшую луковицы форму; мускулы живота чуть обвисли, чрево устало от вынашивания плода; весь тяжкий путь её жизни читался в полузакрытых глазах, в полуоткрытом рте; приподнявшаяся, словно переломленная в локте, левая рука повисла в воздухе и была готова упасть в то мгновение, как только женщина отведет от плеча свою голову, чтобы взглянуть в лицо дня» .

В японском аниме-сериале « Эрго Прокси » (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «Утра» — персонификация французского философа Жака Деррида , основателя деконструктивизма .

Примечания

а. гробница была завершена по заказу Козимо I Медичи в 1554—1555 гг. Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати
б. такая же картина есть и у « », созданного около 1513

Ссылки

  1. , с. 346.
  2. , с. 14.
  3. , с. 38.
  4. , с. 39.
  5. , с. 41.
  6. , с. 20.
  7. , с. 52.
  8. , с. 22.
  9. , с. 667.
  10. Irving Stone. (англ.) 696. www.scribd.com. — « ». Дата обращения: 26 июля 2012. 7 августа 2012 года.
  11. . ERGO PROXY SUM . Дата обращения: 26 июля 2012. 4 августа 2013 года.
  12. Наталя Куликова. . Дата обращения: 26 июля 2012. 30 сентября 2012 года.

См. также

Источники

  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti . — К. : Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М. : Советский художник, 1964. (рус.)
  • Стоун И. . Роман: Пер. с англ. = англ. The Agony and the Ecstasy . — М. : Правда, 1991. — 768 с. — ISBN 5-253-00154-9 .
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4 .
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М. : Искусство, 1983. — 451 с.
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972. (англ.)
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959) . — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с. (англ.)
  • John Addington Symonds. . — 1893. (англ.)
  • Eric Scigliano. Michelangelo's Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8 . (англ.)
Источник —

Same as Утро (Микеланджело)