Interested Article - День (Микеланджело)

«День» ( итал. Il Giorno ) — мраморная скульптура, аллегория Дня, созданная Микеланджело в 1520—1534 годах. Скульптура входит в композицию надгробия Джулиано Медичи в Капелле Медичи .

История создания

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи , брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X , но заказчиком стал папа Климент VII , другой член семьи Медичи , который активно поддерживал этот проект.

Микеланджело работал над скульптурой в 1520 1534 гг. Окончательно произведение было доработано в 1534 , когда Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуру и не завершив гробницу .

Надгробие Джулиано Медичи . Капелла Медичи (Новая сакристия) церкви Сан-Лоренцо , Флоренция

Подготовительная модель

Сохранилась терракотовая модель скульптуры, созданная около 1524 года . У модели отсутствует правая стопа, полностью завершена голова, тогда как голова — едва намечена . Лицо модели почти полностью соответствует лицу побеждённого из скульптурной группы « Дух победы » — густые вьющиеся волосы, словно шапка, длинная борода, широкий нос . Также модель более мускулистая в сравнении с законченным произведением. Спина модели завершена, доработана правая рука. Именно такой её запечатлел в своих зарисовках Тинторетто .

Микеланджело. « Дух победы »

Модель хранится в коллекции Хьюстонского музея изобразительных искусств ( Хьюстон , Техас ) .

Описание

«День» представляет мускулистую, сильную мужскую фигуру. Уильям Уоллес отметил, что лицо «Дня» «(…) восходит над его же собственным плечом как солнце над мысом» . По В. Н. Лазареву , скульптура «(…) напоминает мощную лавину (…) очевидны отголоски титанических образов Сикстинской капеллы» . Говард Бенджамин Гиббард ( англ. Howard Benjamin Hibbard ), писал, что скульптура «(…) еще один вариант „Бельведерского торса“» . Как пишет Либман, «День» смотрит «мрачно и недружелюбно, из-за плеча, (…) словно закрываясь от враждебного мира» .

Тинторетто . «День» (эскиз по Микеланджело)

Как и у остальных фигур капеллы, глаза «Дня» слепые — скульптор оставил их без зрачков .

Немецкий историк искусства Герберт фон Айнем приводит мнение Фридриха Кригбаума, что «День», по первоначальному замыслу, тоже должен был быть изображён с характерными атрибутами, в частности, с тиарой (диадемой) солнечных лучей .

Образ в искусстве

« Бельведерский торс »

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) о скульптуре написано:

«(…) мудрого, сильного человека, который узнал все о преходящей боли и наслаждениях жизни, (…) голова была повернута над массивным плечом и предплечьем так, что мускулистый торс подчеркивал спину, которая могла поднять и выдержать на себе весь мир»

В японском аниме-сериале « Эрго Прокси » (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «День» — персонификация Эдмунда Гуссерля , немецкого философа, основателя феноменологии , работы которого придавали вес субъективному опыту как источнику познания объективных феноменов .

Примечания

а. гробница была завершена по заказу Козимо I Медичи в 1554—1555 гг. Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати

Ссылки

  1. , с. 14.
  2. , с. 53.
  3. , с. 54.
  4. , с. 55 —57.
  5. , с. 52.
  6. , с. 33.
  7. , с. 21.
  8. , с. 192.
  9. , с. 22.
  10. , с. 185.
  11. , с. 103.
  12. Irving Stone. . — Random House, 2015. — P. 658. — 787 p. — ISBN 9781473505704 .
  13. . ERGO PROXY SUM . Дата обращения: 27 июля 2012. 4 августа 2013 года.
  14. Наталя Куликова. . 30 сентября 2012 года.

Литература

  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti . — К. : Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М. : Искусство, 1983. — 451 с.
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959) . — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с. (англ.)
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4 .
  • Eric Scigliano. Michelangelo's Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972. (англ.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М. : Советский художник, 1964. (рус.)
  • John Addington Symonds. . — 1893. (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8 . (англ.)
  • Howard Hibbard. . — Harper & Row, 1985. — 358 с.

См. также


Источник —

Same as День (Микеланджело)