Interested Article - Битва при Кашине (Микеланджело)
- 2021-02-01
- 1
Битва при Кашине ( итал. Battaglia di Cascina ) — фреска Микеланджело Буонарроти, заказанная правительством Флоренции для зала Совета Пятисот Дворца Синьории (ныне Палаццо Веккьо ), но так и не исполненная. Подготовительные материалы — картоны — произвели большое впечатление на современников и серьёзно повлияли на дальнейшее развитие изобразительного искусства.
История
.
Зал Совета Пятисот ( итал. Salone dei Cinquecento ) был пристроен к зданию Дворца Синьории в 1495 году, после изгнания Медичи во времена правления Савонаролы . В начале XVI века работы по отделке и оборудованию зала еще продолжались . Новый правитель республики — пожизненный гонфалоньер Пьеро Содерини — поручил украшение зала лучшим художникам своего времени. На стенах зала надлежало разместить гигантские фрески, повествующие о батальных победах Флоренции. Весной 1503 года Леонардо да Винчи получил от него заказ на фреску « Битва при Ангиари » . Когда картон был готов, и Леонардо начал переносить изображение на стену, он столкнулся с технологическими проблемами, которые не смог преодолеть, а затем (в 1506 году) покинул Флоренцию, так что работа осталась незавершенной.
В августе 1504 года Содерини обратился к Микеланджело с предложением создать ещё одну фреску. В качестве сюжета была выбрана , которая произошла 28 июля 1364 года и закончилась победой флорентийской армии над пизанской . Пиза после многих лет войн и сражений была покорена Флоренцией в 1406 году, однако в 1494 вновь обрела независимость. Тема давней победы над многолетним противником и конкурентом была в тот момент весьма актуальна, тем более что Флоренция не прекращала безуспешных попыток подчинить Пизу вновь . Только несколько позже, в 1509 году, флорентийцам удалось вернуть Пизу под свою власть .
Размер фрески (как и фрески Леонардо), должен был составить почти семь метров в высоту и около шестнадцати с половиной в длину . Работа двух величайших художников в одном зале обернулась их неформальным соревнованием, к которому Микеланджело относился весьма ревниво, стремясь превзойти в мастерстве своего старшего и уже прославленного коллегу. Напряжение дополнительно усиливалось сложными отношениями между двумя мастерами . Для работы над картоном было предоставлено помещение в . Но, едва начав работу, Микеланджело в марте 1505 года уехал в Рим, вызванный туда папой Юлием II .
Вновь заняться картоном художник смог лишь через год — в середине 1506 года. В это время уже освободилось помещение в папских покоях Большого монастыря Санта-Мария-Новелла , в котором ранее работал Леонардо, Микеланджело перенес свою мастерскую туда и завершил работу над картоном. Но писать саму фреску в зале Дворца Синьории он так и не начал, поскольку был вновь вызван папой и более к работе над «Битвой при Кашине» не возвращался .
Едва картон был окончен, он вызвал большой интерес, и для осмотра многочисленными любителями искусства и художниками его перенесли в верхнюю залу дворца Медичи . Здесь он оставался несколько лет, но в 1516 году, уже после восстановления власти Медичи, он был разрезан на части и украден. Кто был организатором похищения точно неизвестно, и ни один подлинный фрагмент не сохранился . Вазари обвинял в краже флорентийского скульптора Баччо Бандинелли .
Сюжет, описание и значение работы
Поскольку картон не сохранился, мы можем судить о нем лишь по описаниям современников, в частности, Дж. Вазари и Б. Челлини , а также по оригинальным подготовительным наброскам, копиям, сделанным учениками с различных частей картона и гравюрам Маркантонио Раймонди и Агостино Венециано . Лучшее представление о замысле художника даёт гризайль , выполненная и хранящаяся ныне в ( Англия ) .
Сюжет картины базировался на эпизоде многолетней войны между Флоренцией и Пизой, описанном Леонардо Бруни в «Истории флорентийского народа», которой пользовался Микеланжело :
Жара стояла ужасная, и большинство солдат, разоружившись, лежали в своих палатках или купалась в реке, протекавшей неподалёку. В тот момент у них не было и мысли о противнике. И вдруг неприятель обрушился на их укрепления, надеясь первым натиском прорваться к лагерю и сокрушить безоружных и отдыхающих солдат. С той стороны стояли аретинцы, которые, хотя и были отброшены внезапной атакой, отнюдь не отступили, но, вооруженные и безоружные, бросились на врага и остановили его первый натиск. Тогда поднявшийся шум заставил остальных взяться за оружие, и уже все храбрецы бросились отражать нападение. Сам капитан, уже преклонных лет и признанный авторитет, подгонял своих солдат, увещевая их, насколько позволяло время. Когда они бросились вместе со всех сторон и перевес их сил стал налицо, они не довольствовались только обороной своих укреплений, но совершили вылазку и, атаковав неприятеля, заставили его отступить.
— Leonardo Bruni. «Historiae Florentini populi»
.
По другой версии, армия не была застигнута врасплох, но была поднята по тревоге одним из собственных командиров, чтобы повысить бдительность и боевой дух .
Выбор такого сюжета позволил Микеланджело совместить батальный жанр с концентрацией на излюбленном объекте — прекрасных обнажённых мужских телах. Некоторые исследователи находят в «Битве при Кашине» гомоэротические мотивы . Художник не столько показывал подробности битвы, сколько стремился продемонстрировать искусство изображения человеческого тела в любых положениях и ракурсах. Рисунки Леонардо и Микеланджело для Дворца Синьории были насыщены необычными деталями: искаженные лица, извивающиеся тела, причудливые позы — все это было в новинку для начала XVI века. Соревнование толкало художников превзойти друг друга в оригинальности. Их находки подтолкнули искусство к направлению, которое позже назвали « маньеризм » .
Как писал Вазари, Микеланжело заполнил «огромнейший картон»
обнаженными телами, купающимися в жаркий день в реке Арно, но в это мгновение раздается в лагере боевая тревога, извещающая о вражеском нападении; и в то время как солдаты вылезают из воды, чтобы одеться, божественной рукой Микеланджело было показано, как одни вооружаются, чтобы помочь товарищам, другие застегивают свой панцирь, многие хватаются за оружие и бесчисленное множество остальных, вскочив на коней, уже вступает в бой. Среди других фигур был там один старик, надевший на голову от солнца венок из плюща; он сел, чтобы натянуть штаны, а они не лезут, так как ноги у него после купанья мокрые, и слыша шум битвы и крики и грохот барабанов, он второпях с трудом натянул одну штанину; и помимо того что видны все мышцы и жилы его фигуры, он скривил рот так, что было ясно, как он страдает и как он весь напряжен до кончиков пальцев на ногах. Там были изображены и барабанщики и люди, запутавшиеся в одежде и голыми бегущие в сражение; и можно было увидеть там самые необыкновенные положения: кто стоит, кто упал на колени или согнулся, или падает и как бы повис в воздухе в труднейшем ракурсе. Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами — так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве.
— Джорджо Вазари. «Жизнеописание Микельаньоло Буонарроти флорентинца, живописца, скульптора и архитектора»
И картон Леонардо, и работа Микеланджело вызвали восхищение и поразили современников мастерством и новаторством. Б. Челлини писал, что они были «школой всему свету», и что «никогда ни у древних, ни у других современных не видано произведения, которое достигало бы такой высокой точки». Как сообщает Вазари, по ним учились лучшие флорентийские мастера: Рафаэль , Ридольфо Гирландайо , Баччо Бандинелли , Андреа дель Сарто , Якопо Сансовино , Россо , Понтормо и другие.
Этюды
-
Этюд к «Битве при Кашине». Галерея Уффици , Флоренция
-
Этюд к «Битве при Кашине». Каза-Буонарроти , Флоренция
-
Этюд к «Битве при Кашине». Галерея Уффици, Флоренция
-
Этюд к «Битве при Кашине». Музей Тейлора , Харлем
-
Этюд к «Битве при Кашине». Музей Эшмола , Оксфорд
-
Этюд к «Битве при Кашине». Музей Тейлора, Харлем
-
Этюд к «Битве при Кашине». Галерея Альбертина , Вена
См. также
- Список работ Микеланджело
- Битва при Ангиари — незавершённая фреска Леонардо да Винчи
Примечания
- , с. 200.
- Ugo Muccini. . — Boston, Mass. : Sandak, 1992. — С. 20—21. — 134 с. — ISBN 978-0-8161-0611-0 .
- ↑ , с. 189.
- ↑ . bigenc.ru . Дата обращения: 25 сентября 2022. 25 сентября 2022 года.
- , pp. 116.
- ↑ Росс Кинг. . — Азбука-Аттикус, 2020-09-16. — 628 с. — ISBN 978-5-389-18674-3 . 22 сентября 2022 года.
- ↑ , с. 199.
- , с. 259—260.
- . Дата обращения: 30 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
- , с. 199—200.
- , с. 122.
- Leonardo Bruni. . — Harvard University Press, 2004. — Vol. 2. — 618 с. — P. 463. — ISBN 978-0-674-01066-6 .
- , с. 123.
- , с. 141—158.
- , с. 256.
- John K. G. Shearman. . — Harmondsworth: Penguin, 1967. — С. 52. — 232 с.
- ↑ . Дата обращения: 30 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2022. 18 апреля 2022 года.
Литература
- Дживелегов А. К. Микеланджело // . — М. : Юрайт, 2021. — С. 188—191, 198—200. — 320 с. — ISBN 9785534143706 .
- Jonathan Jones. . — Alfred A. Knopf, 2010. — 390 с. — ISBN 978-0-307-59475-4 .
- 2021-02-01
- 1