Кастильон-Фьорентино
- 1 year ago
- 0
- 0
Россо Фьорентино , Джован Баттиста ди Якопо Гаспаре ( итал. Giovan Battista di Jacopo di Gasparre ) по прозванию «Рыжий Флорентиец» ( итал. Rosso Fiorentino , фр. Maître Roux ; 8 марта 1494, Флоренция — 14 ноября 1540, Фонтенбло ) — рисовальщик и живописец итальянского маньеризма . Вместе с Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате один из так называемых «флорентийских чудаков» ( итал. eccentrici fiorentini ), главных представителей Школы Фонтенбло , работавших во Франции .
Прозвище «Россо», по сообщению Джорджо Вазари произошло от рыжевато-коричневых волос художника. Вместе с Якопо Понтормо он учился в мастерской Андреа дель Сарто во Флоренции. Завершив ученичество, Джован Баттиста ди Якопо 26 февраля 1516 года стал членом гильдии художников Флоренции. В следующем году он отправился в Ареццо , а в 1523 году в Рим , где работал до 1527 года. Россо был впечатлен произведениями Микеланджело , Рафаэля и других художников итальянского Возрождения .
После страшного разграбления Рима войсками Карла V в 1527 году ( итал. Sacco di Roma ) художник, как и многие другие, потерял свою мастерскую, собственность и заказчиков. Он покинул город в поисках новых покровителей в северной Италии, в Читта-ди-Кастелло, Перудже, Борго-Сансеполькро, Ареццо и Венеции.
В 1531 году переехал во Францию, ко двору короля Франциска I , покровителя искусства, где с 1516 года уже работал Леонардо да Винчи . Россо трудился там в течение следующих десяти лет до самой смерти. Он имел статус придворного живописца и в 1532 году был назначен каноником церкви Сент-Шапель в Париже . Более никогда не покидал Францию.
Вместе с Франческо Приматиччо по поручению короля Россо Фьорентино выполнял росписи в замке Фонтенбло. Главным шедевром Россо стала хорошо сохранившаяся до наших дней галерея Франциска I, над украшением которой он работал с 1531 по 1540 годы. В оформлении галереи совмещены росписи, лепнина, горельефы , скульптура , орнаментальная резьба по дереву. Во Франции художника называли «Рыжий мастер» ( фр. Maître Roux ), или просто «Roux».
Блестящий кавалер, не только живописец, но также поэт и музыкант, Россо Фьорентино закончил свою жизнь трагически, согласно утверждениям Вазари он покончил жизнь самоубийством, но это не находит подтверждения в источниках. В 1540 году за клевету он был посажен в тюрьму, где, вероятно, и умер естественной смертью .
Деятельность Россо, Приматиччо и Никколо дель Аббате и их французских помощников составила так называемую «первую школу Фонтенбло» (1530—1570), главного центра французского Ренессанса и искусства европейского маньеризма .
Вместе со сменившим его Франческо Приматиччо он привнёс утонченный и элитарный вкус итальянской школы . Его индивидуальный стиль сложился под влиянием поздних работ Микеланджело , Понтормо и фра Бартоломео . Он был бунтовщиком, восставал против ограничений классицизма , переживавшего на закате эпохи Высокого Возрождения сильнейший кризис. Отталкиваясь от уравновешенных композиций своих предшественников, Россо форсировал цветовые сочетания, которые кажутся резкими и негармоничными, а формы намеренно уплощёнными, без светотеневой и тональной моделировок. «Он создавал напряжённые, беспокойные по цвету и извилистому бегу линий маньеристические композиции со странно вытянутыми фигурами» .
Шедевром Россо считается запрестольный образ «Снятие с креста» в Пинакотеке Комунале ди Вольтерра (Городской картинной галерее), первоначально написанный для Собора (Дуомо) Вольтерры (Тоскана). В этом произведении при всей динамике изображённых на картине лиц и сложности композиции, художник трактует фигуры плоскостно, слегка их деформируя, добиваясь орнаментальности контуров и изысканности ритмов, выстраивая, по определению Стефано Дзуффи , «окаменевшее театрализованное действо». Как отмечал Вазари , лица персонажей на этой картине выражают «жестокость и отчаяние» .
В своей главной работе — оформлении Галереи Франциска I в замке Фонтенбло Россо Фьорентино раскрыл свои способности монументалиста . Он писал фрески и делал эскизы для скульптур, деревянной резьбы потолка и стен. Все четырнадцать живописных панно галереи на мифологические и аллегорические сюжеты выполнены Россо. Центральное место занимает овальная композиция « Нимфа Фонтенбло », основанная на традиционной иконографии Нимфы источника . В Фонтенбло «Нимфу источника» отождествили с Дианой, богиней охоты, представляющей по сходству имён владелицу замка, Диану де Пуатье, что соответствовало куртуазному характеру двора Франциска I. Среди остальных композиций: «Месть Навплия », «Смерть Адониса », « Клеобис и Битон », «Гибель Катаны », «Воспитание Ахилла », « Источник вечной молодости », «Единение государства», «Слон-триумфатор», «Битва кентавров и лапифов », «Изгнание невежества», «Жертвоприношение».
«Философ, человек большой культуры, обладавший неуравновешенным, изменчивым характером, таким он предстаёт и в своих произведениях — своеобразных трактатах эрудита, изысканных, построенных на изощрённом сочетании аллегорий, прославляющих мудрое правление короля, но тревожных и экзальтированных…». Фигуры на фресках Россо «кажутся чуть уплощёнными благодаря очень светлым краскам и орнаментально сплетающимся линиям. Это ощущение их бесплотности усиливается от соседства с объёмной, почти круглой, и очень детализированной гипсовой скульптурой обрамлений. Декоративное сочетание подобного рода, до той поры нигде не применявшееся, было творческой выдумкой самого Россо» . Галерея Франциска I стала образцом для многих последующих сооружений такого рода, включая галереи Лувра и Версаля, их композиция многократно варьировалась во дворцах и особняках до конца XVIII века.
Среди сотрудников и французских учеников художника — живописец-портретист, рисовальщик и гравёр, миниатюрист Жоффруа Дюмустье . Россо готовил свои картины по рисункам, из которых сохранилось лишь несколько. По его рисункам работали гравёры Керубино Альберти, Джан Джакомо (Жан Жак) Каральо, Пьер Милан, Рене Буавен .