Interested Article - Леонардо да Винчи

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи ( итал. Leonardo di ser Piero da Vinci ; 15 апреля 1452 , селение Анкиано, около городка Винчи , близ Флоренции 2 мая 1519 , замок Кло-Люсе , близ Амбуаза , Турень , Франция ) — итальянский художник ( живописец , скульптор , архитектор ) и учёный ( анатом , естествоиспытатель ), изобретатель , писатель , музыкант , один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения , яркий пример « универсального человека » ( лат. homo universalis ).

Биография

Детство

Дом, в котором жил Леонардо в детстве

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи , недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени . Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео» . Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина . Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью . Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание . Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах . Жил он в это время у деда .

В итальянских семьях эпохи Ренессанса считалось обыденностью воспитание внебрачных детей наряду с законными отпрысками. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах . Отец женился повторно — и вскоре снова остался вдовцом . Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но сын так и не заинтересовался юриспруденцией .

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи » . Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Легенда о щите Медузы

В своих « Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих » Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы , а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции , выручив за него сто дукатов . По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи , а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо . Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына .

Мастерская Верроккьо

В 1466 году Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.

Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции , что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино , Лоренцо ди Креди , Аньоло ди Поло , работал Боттичелли , часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки .

Побеждённый учитель

Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол) — творение кисти Леонардо

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживлённых дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство.

Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1472—1513

  • В 1472—1477 годах Леонардо работал над картинами « Крещение Христа », « Благовещение », «Мадонна с вазой».
  • Во второй половине 1470-х годов была создана «Мадонна с цветком» (« Мадонна Бенуа »).
  • В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии , но были оправданы . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно (есть документы), у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.
  • В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» (не завершён) для монастыря Сан Донато а Систо, находящегося неподалёку от Флоренции . В том же году была начата работа над картиной «Святой Иероним».
  • В 1482 году Леонардо, будучи, по словам Вазари , очень талантливым музыкантом , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его к Лодовико Моро в Милан в качестве миротворца, а лиру отправил с ним как подарок. Тогда же была начата работа над конным памятником Франческо Сфорца .
Леонардо да Винчи, « Дама с горностаем », 1490, Национальный музей , Краков

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани , фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину « Дама с горностаем ». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагает интимные отношения с юношами, в том числе учениками ( Салаи ) , хотя никаких свидетельств этого не существует; другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, совершенно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.

Часто можно найти утверждения, что да Винчи был вегетарианцем ( в письме к сравнивает Леонардо с одним индусом , который не ел мяса) . Но из почти семидесяти авторов биографий да Винчи только два упоминают о его предполагаемом вегетарианстве и ещё трое цитировали это письмо Корсали . Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живём, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» .

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Последние годы и смерть

Покои Леонардо в замке Кло-Люсе
Памятник Леонардо в Амбуазе

Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года . В 1513—1516 годах Леонардо жил в Бельведере и работал над картиной « Иоанн Креститель ».

Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий . Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой .

В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе (там Франциск I провёл своё детство), неподалёку от королевского замка Амбуаз . В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить» ,— до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо . Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной , главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор .

За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая, на 68-м году жизни, скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе .

Могила Леонардо да Винчи в замке Амбуаз .

По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I , своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра , Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци , который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства мастера, включавшего (кроме картин) инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть. Другому ученику Салаи и слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Достижения

Искусство

Мона Лиза (1503—1505/1506)

Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи . Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии , большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине чётко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Предположительный ранний автопортрет Леонардо да Винчи.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета , который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор . Итальянские учёные заявили об обнаружении раннего автопортрета Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела .

Леонардо виртуозно играл на лире . Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей (см. « Кодекс о полёте птиц »). Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека : идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана .

Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки . На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает, и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы ( телескопа ) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера ). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой» (Leonardo da Vinci. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, С. А. 190а),

Леонардо да Винчи, возможно, впервые сформулировал простейшую форму закона сохранения массы для движения жидкостей , описывая течение реки, однако, из-за невнятности формулировки и сомнений в подлинности, это утверждение подвергается критике .

Многие авторитетные историки науки, например П. Дюэм , К. Трусделл , Г. К. Михайлов , подвергают сомнению оригинальность ряда механических результатов да Винчи.

Анатомия и медицина

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии , однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую « Анатомию Грея » (классический учебник XIX века) .

Изобретения

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых Леонардо да Винчи:

Мыслитель

« Тайная вечеря » (1498)

Творец « Тайной вечери » и « Джоконды » проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углублённого изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку , которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки , чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы , архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями , анекдотами , баснями . В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии . Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины опыт и противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции . Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма , продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки .

…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Литературное наследие

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в написанных левой рукой рукописях . Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован « Трактат о живописи » (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма , когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию, он был хорошим импровизатором ), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащён великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы : басни , фацеции (шутливые рассказы), афоризмы , аллегории , пророчества . В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью ; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти .

a b c d e f g h
8
h8 чёрный ферзь
a7 белый король
d6 белый ферзь
a5 белая пешка
b5 чёрная пешка
h5 чёрная ладья
d4 белый конь
e4 чёрный король
h4 чёрный слон
b3 чёрная пешка
h3 чёрный конь
a2 чёрный слон
b2 белая пешка
c2 белая ладья
f2 белая ладья
b1 белый конь
d1 белый слон
f1 чёрная ладья
g1 чёрный конь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Лука Пачоли и Леонардо да Винчи. Мат в три хода из манускрипта « Об игре в шахматы »

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приёмы средневековых энциклопедий и бестиариев ; вторые носят характер шутливых загадок , отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией , направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы . Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы , его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто , подсобное значение.

Особое место в наследии художника занимает трактат « Об игре в шахматы » ( лат. «De Ludo Schacorum» ) — книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли из монастыря Гроба Господня на латинском языке. Трактат известен также под названием «Отгоняющий скуку» ( лат. «Schifanoia» ). Часть иллюстраций к трактату атрибутируется Леонардо да Винчи, а некоторые исследователи утверждают, что им составлены и некоторые шахматные задачи из этого сборника .

Дневники

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци , но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв., немалое число рукописей Леонардо было впервые опубликовано хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти . Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка — плод одного человека.

Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении. Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками ; говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

Ученики

Из мастерской Леонардо вышли его ученики — « леонардески »:

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой , исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

После Леонардо

Вертолёт по проекту Леонардо в парке замка Кло-Люсе (музей Леонардо да Винчи)

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект.
В современной Норвегии находится действующий мост , созданный по проекту Леонардо да Винчи.

Образ в современном массовом сознании

Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ « мага от науки». Он был гениальным художником и непревзойдённым инженером-механиком, хотя и далеко не самым образованным человеком своего времени. Источником мифотворчества стали его записные книжки , где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Рассматриваемый вне контекста других инженеров эпохи Возрождения , своих современников и предшественников, он выглядит в глазах публики как человек, в одиночку заложивший фундамент современного инженерного знания .

  • Леонардо да Винчи — главный герой рассказа писательницы Кит Рид «Синьор да В.» ( англ. Mr. da V. ; 1962).
  • В книгах фантаста Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная — портрет Моны Ягг).
  • Леонардо — второстепенный персонаж в играх Assassin's Creed 2 и Assassin’s Creed: Brotherhood , где является союзником и близким другом главного героя игры Эцио Аудиторе . Как и в жизни, показан талантливым художником, а также изобретателем, чьи изобретения неоднократно помогали Эцио .
  • Леонардо — в честь да Винчи назван один из Черепашек-ниндзя .

Память

В литературе

В кинематографе

  • « Жизнь Леонардо да Винчи » — телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • « Демоны Да Винчи » — американский телесериал 2013 года.
  • «Леонардо. История гения» / Leonardo da Vinci — Il genio a Milano / Leonardo da Vinci. The Genius in Milan — документально-игровой фильм 2016 года, реж. Лука Лучини и Нико Маласпина; в роли Леонардо Да Винчи — Сандро Ломбарди.
  • « Леонардо » — итальянский телевизионный сериал 2021 года.

В филателии

  • В феврале 2019 года к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи Королевская почта Великобритании выпустила комплект из двенадцати марок с репродукциями его рисунков, большинство из которых хранятся в Королевском собрании — в их числе эскизы к « Тайной вечере », к проекту самой большой в мире конной статуи , анатомические зарисовки и наброски спящих кошек.

Издания сочинений

На русском языке
  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. — М. 1955
  • от 27 мая 2017 на Wayback Machine
  • (1508).
На др. языках
  • I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881—1891.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • I Manoscritti di Leonardo da Vinci. Codice sul volo degli uccelli e varie altre materie / pubblicato da Teodoro Sabachnikoff . — Parigi, 1893.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894—1904.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.

Примечания

  1. . FlippingBook . Дата обращения: 12 августа 2022. 12 августа 2022 года.
  2. . Дата обращения: 2 июня 2022. 19 апреля 2023 года.
  3. . Дата обращения: 2 июня 2022. 28 мая 2022 года.
  4. . Дата обращения: 2 июня 2022. 1 мая 2022 года.
  5. . Дата обращения: 2 июня 2022. 4 августа 2020 года.
  6. . Дата обращения: 2 июня 2022. 28 января 2023 года.
  7. . Дата обращения: 6 февраля 2010. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  8. Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 126—127. — (ЖЗЛ). ISBN 978-5-235-03196-8
  9. Леонардо да Винчи. Шедевры графики / Я. Пудик. — М.: Эксмо, 2008. — С. 182. — ISBN 978-5-699-16394-6
  10. . Дата обращения: 27 января 2009. Архивировано из 22 января 2009 года.
  11. от 6 февраля 2015 на Wayback Machine ISBN 0-316-64846-9
  12. Clark, Kenneth (1988). Leonardo da Vinci. Viking. pp. 274
  13. Bramly, Serge (1994). Leonardo: The Artist and the Man. Penguin
  14. (англ.) . The Notebooks of Leonardo da Vinci. — Dover, 1970. — ISBN 0-486-22572-0 and ISBN 0-486-22573-9 (paperback). 2 volumes. A reprint of от 6 июля 2010 на Wayback Machine (англ.) , cited by от 3 августа 2020 на Wayback Machine
  15. Shelley Esaak. (англ.) . ThoughtCo . Дата обращения: 22 октября 2021. 21 октября 2021 года.
  16. . Дата обращения: 7 июля 2020. 3 августа 2020 года.
  17. Georges Goyau, François I , Transcribed by Gerald Rossi. The Catholic Encyclopedia, Volume VI. Published 1909. New York: Robert Appleton Company. Проверено 2007-10-04
  18. Miranda, Salvador (1998-2007). Дата обращения: 4 октября 2007. 23 августа 2011 года.
  19. Vasari, Giorgio. Lives of the Artists. — Penguin Classics , 1568. — С. 265.
  20. (итал.) . Дата обращения: 5 января 2010. Архивировано из 23 августа 2011 года.
  21. " Ici Léonard, tu sera libre de rêver, de penser et de travailler ", — Франциск I.
  22. . Lenta.ru (26 марта 2009). Дата обращения: 13 августа 2010. 24 марта 2010 года.
  23. . Телекомпания НТВ . Дата обращения: 1 марта 2009. Архивировано из 2 марта 2009 года.
  24. . Дата обращения: 24 февраля 2014. 3 декабря 2013 года.
  25. // BBCRussian , 01.05.2012 / от 4 мая 2012 на Wayback Machine
  26. (англ.) . Chess.com. Дата обращения: 2 октября 2016. 10 сентября 2017 года.
  27. Fraser, Christian. (англ.) . BBC News, Rome. Дата обращения: 2 октября 2016. 25 декабря 2017 года.
  28. от 9 апреля 2019 на Wayback Machine // РИА Новости , 9 апр 2019
  29. от 27 марта 2023 на Wayback Machine от 27 марта 2023 на Wayback Machine // 21 февраля 2023
  30. , гл.2. Записные книжки Леонардо.
  31. . Дата обращения: 12 мая 2010. 4 января 2012 года.
  32. на сайте
  33. (англ.)
  34. A. P. Khomyakov, G. N. Nechelyustov, R. K. Rastsvetaeva, K. A. Rozenberg. (англ.) . Springer (14 января 2014). Дата обращения: 17 ноября 2017. 2 июня 2018 года.
  35. . «Московский драматический театр «Модерн».

Литература

На русском языке
  • Анцелиович Е. С. Леонардо да Винчи: Элементы физики. — М. : Учпедгиз, 1955. — 88 с.
  • Булгаков, Ф. И. // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 20.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Волынский А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи. — М.: Алгоритм, 1997. — 525 с.
  • Гастев А. [zzl.lib.ru/catalog/11_l.shtml Леонардо да Винчи] — М.: Молодая гвардия, 1982. — 400 с. — ( ЖЗЛ )
  • Гуковский М. А. . — М. : Изд-во АН СССР, 1947. — 815 с.
  • Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи. — М. : Детгиз , 1959. — 224 с. — (Школьная библиотека).
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Капра Ф. Наука Леонардо. Мир глазами великого гения. — М. : София, 2011. — 383 с.
  • Кларк К. Леонардо да Винчи: Творческая биография. — СПб.: Вита Нова , 2009 (Серия: Жизнеописания). — ISBN 978-5-93898-202-4
  • Кэмп М. Леонардо / Пер. с англ. К. И. Панас. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 286 с.
  • Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи: (1452—1952) / Оформление художника И. Ф. Рерберга ; Институт истории искусств АН СССР . — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1952. — 112, [60] с. — 10 000 экз.
  • Михайлов Б. П. Леонардо да Винчи архитектор. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре , 1952. — 79с.
  • Могилёвский М. А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. — 2006. — № 5. — С. 30-37.
  • Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полёт разума / Пер. с англ. Т. Новиковой. — М.: Эксмо, 2006. — 768 с.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
    • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452—1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. — М.: КомКнига, 2007. — 344 с.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Филиппов М. М. Леонардо да Винчи как художник, учёный и философ: Биографический очерк. — СПб., 1892. — 88 с.
  • Храмов Ю. А. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) // Физики : Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера . — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Наука , 1983. — С. 162. — 400 с. — 200 000 экз.
  • Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452—1519. — М.: Taschen; Арт-родник, 2008. — 96 с.
  • Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452—1519: Полное собрание живописи и графики / Пер. с англ. И. Д. Глыбиной. — М.: Taschen; Арт-родник, 2006. — 695 с.
  • Леонардо да Винчи // 100 человек, которые изменили ход истории : журнал / Под ред. А. Жарковой. — М. : De Agortini, 2008. — Вып. 1 . — С. 1—31 . — ISSN .
  • Да Винчи // Художественная галерея : журнал / Под ред. А. Панфилова. — М. : De Agortini, 2004. — Вып. 7 . — С. 1—31 . — ISBN 0-7489-7495-4 .
  • Джессика Тайш, Трейси Барр. Леонардо да Винчи для «чайников» = Da Vinci For Dummies. — М. : « », 2006. — С. 304. — ISBN 5-8459-0899-X .
  • // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.
  • Франческа Деболини. Леонардо да Винчи = Leonardo da Vinci. — М. : « Издательство АСТ »
  • Леонардо да Винчи/Гениальный художник и учёный. Издательство «Клуб семейного досуга» — 143 с., 2002. — С. 144. — ISBN 5-17-010617-3 .
  • Свен Ортоли, Никола Витковски. Ванна Архимеда: Краткая мифология науки. — Москва: Колибри, 2007. — ISBN 978-5-98720-046-9 .
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.—
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго , Ж. Паладина и др.), М., 1914.
На других языках
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Ссылки

  • от 3 октября 2013 на Wayback Machine
  • на artcyclopedia.com (англ.)
  • на Web Gallery of Art (англ.)
  • Гамэр Баутдинов.
Источник —

Same as Леонардо да Винчи