Кекропс (сын Эрехтея)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ке́кроп , Ке́кропс ( др.-греч. Κέκροψ ) — культурный герой греческой мифологии . По преданию, основатель и первый царь Аттики , рождённый Геей , по менее популярной версии, сын Гефеста . Современник Триопа , при нём погиб Фаэтон и произошёл Девкалионов потоп .
Считался автохтоном , рождённым из земли, и представлялся с двумя змеиными туловищами вместо обеих ног. Страбон считал имя «Кекропс» варварским .
Генезис Кекропса мог уходить в Египет , в город Саис . Диодор настаивает, на том, что афиняне являются колонистами, вышедшими из Саиса в Египте, выведенными Кекропсом . Аналогично Диодору, Страбон говорит о том же .
Платон поведывает нам рассказ, из уст египетских жрецов ː
"В начале египетской дельты, где река Нил разделяется, есть некий район, который называется районом Саис, и великий город этого района также называется Саис. Этот город от которого произошел царь Амасис. У граждан есть божество, которое есть их основательница: она называется на египетском языке Нейт, что утверждается им предстояло быть тем же, кого эллины называли Афиной. Так вот, граждане этот город очень любят афиняне, и говорят, что они в некотором роде родственные им"
Изображается в облике змея . Он построил афинский акрополь , названный им Кекропией ( греч. Κεκροπία ) . Имел две природы и первым установил брак между мужчиной и женщиной .
Правил ещё до того, как люди получили в дар от богов вино, но уже почитал богов и приносил им жертвенные возлияния, используя для этого обычную воду. По мнению комедиографа Эвбула, возможно, поэтому помещён на небо в созвездии Водолей .
Согласно Филохору , когда на Аттику нападали карийцы и беотийцы, Кекропс поселил жителей, живших до этого разбросанно по полям, в 12 городах: Кекропия, Тетраполь, Эпакрия, Декелея, Элевсин , Афидна , Форик, Браврон, Кифер, Сфетт, Кефисия .
Кроме того, был благочестив настолько, что первым назвал Зевса Верховным и вместо кровавых жертв сжигал на жертвенном огне ячменные лепешки . Первым совершил жертвоприношение Афине .
При нём произошёл спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой, а Кекропс, по одной из версий мифа, был судьёй в этом споре . Состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забила ключом морская вода, а в том месте, куда ударила копьём Афина, выросло оливковое дерево . Кекропс отдал предпочтение Афине, и город отошёл под её покровительство и назван её именем . По другим версиям этого же мифа (например, Овидий ), спор разрешал Зевс, дав им в качестве судей не Кекропса и Краная, и не Эрисихтона, а двенадцать олимпийских богов. Кекропс же лишь засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. По позднейшей версии, при нём произошло голосование по данному вопросу, и одной женщиной оказалось больше . Миф о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой был популярнейшим аттическим мифом, и сцена из него была изображена на западном фронтоне Парфенона . Об источнике морской воды на акрополе Афин и о священной оливе упоминают Страбон , Павсаний и Геродот .
Был женат на Аглавре, дочери Актея . Кекропс и Аглавра I — родители Эрисихтона и трёх дочерей: Аглавры II , Герсы и Пандросы , которые считались богинями росы и отвратительницами засухи. Афина передала им в закрытом ящике младенца Эрихтония , змеевидного сына земли, взяв с сестёр клятву, что они не откроют ящик. (Есть мнение, что историки создали копию Кекропса для пополнения царского списка Афин.) Герса и Аглавра нарушили клятву и, из любопытства, открыли его. Увидев младенца, тело которого переходило в змеиный хвост, они в ужасе бросились со скалы в пропасть и погибли.
По его имени афиняне называли себя поэтически кекропидами ( греч. Κέκροπίδαι ), свою страну и свой город — Кекроповыми ; по нему же была названа одна из 10 Клисфеновых фил (административных единиц деления Афин), Кекропида (Κέκροπίς) . Его гробница в акрополе, в храме Афины . Изображение героя-эпонима находилось в Афинах и в Дельфах . Полузмей Кекропс, несомненно, служил олицетворением местного населения Аттики.
Позднейшие мифы, сформировавшиеся к V в. до н. э., в которых афиняне пытались обосновать свои претензии на господство в тех землях, где их первый царь якобы основывал города, вызвали дупликацию образов целого ряда героев аттических мифов (см. Пандион , Эрехтей ) в том числе и Кекропса, считавшегося в различных источниках не предшественником, а сыном Эрехтея или отождествлявшегося с Эрихфонием . Кекропсу стали приписывать и введение культуры, в результате чего некоторые древние писатели стали искать его место происхождения в египетском городе Саис . По некоторым, он изобрел письменность .
Кекропс упоминается также в некоторых местностях Беотии и Евбеи . Согласно одной версии, когда Кекропс властвовал над Беотией, то основал там города Элевсин и Афины на реке Тритон, позднее уничтоженные наводнением . В Галиарте (Беотия) было святилище «Кекропа, сына Пандиона» .
Кекропс является одним из главных действующих лиц кантаты Доменико Чимарозы «Основание Афин» ( итал. Atene edificata ), написанной по заказу Екатерины II .