Interested Article - Цветаевская коллекция слепков ГМИИ
- 2020-10-30
- 2
Цветаевская коллекция слепков ГМИИ им. А.С. Пушкина — ядро коллекции Пушкинского музея, коллекция слепков со знаменитых произведений мировой скульптуры, составленное профессором И. В. Цветаевым .
В число экспонатов входит слепок раки святой Гертруды , оригинал которой находился в церкви Сент-Гертруд в Нивеле , уничтоженной во время Второй мировой войны . Для музея был полностью скопирован итальянский внутренний дворик палаццо Барджелло во Флоренции , а также колонны из стеблей папируса, воссоздающие образ храма Карнак .
Местонахождение
Изначально коллекция занимала все главное здание ГМИИ, однако теперь ими занята лишь третья часть залов . Остальные слепки хранятся и выставляются в других местах.
Места хранения:
- Главное здание ГМИИ
- Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева (часть Музея РГГУ) — около 1000 предметов
- Галерея Зураба Церетели
После глобальной реконструкции музейного городка ГМИИ, окончание которой планируется примерно на 2023 год, их все планируется вернуть в главное здание, которое освободят от экспозиции живописи.
История
До Цветаева
История возникновения собрания связано с кафедрой истории искусства Московского университета .
В 1831 году журнал « Телескоп » опубликовал проект «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете», авторами которого были З. А. Волконская и профессор университета С. П. Шевырёв :
Музей «должен содержать полное собрание гипсовых слепков, а по возможности и мраморных копий, с лучших и замечательнейших произведений ваяния древнего, и среднего и нового, копии с отличных картин разных школ классической живописи и, наконец, моделей со всех главнейших памятников архитектуры, древностью и Средними веками потомству завещанных», «чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворяла для нас историю ваяний от начала до наших времен». При музее предполагалась библиотека, в которой должны были находиться лучшие руководства к изучению истории искусств и древностей.
В 1848 году был создан Кабинет изящных искусств и классических древностей при историко-филологическом факультете Московского университета . Его основателем был П. М. Леонтьев , остававшийся хранителем до 1860 года. Его коллекцию составляли античные вазы, нумизматическое собрание, слепки с античной скульптуры и специализированная библиотека. «В 1850-х годах профессор П. М. Леонтьев приобрел несколько бюстов и статуй в гипсовых отливах из Санкт-Петербургской академии художеств, внеся в Московский университет известнейшие изваяния Аполлона Бельведерского , Венеры Милосской , Дианы Версальской , Аполлона Мусагета, Венеры Таврической и ряд бюстов знаменитых людей Греции и Рима. В конце следующего десятилетия на дальнейшее устройство этого собрания поступило денежное назначение от известного писателя В. П. Боткина , и в 1882 году профессор К. К. Гёрц купил на эти средства за границей более 20 статуй и некоторые рельефы по античным образцам. Но главным его увлечением были греческие расписные вазы» . При создании кафедры истории искусства Кабинет стал активно использоваться в качестве его учебного пособия. С 1860 по 1883 год заведующим Кабинетом был К. К. Герц, до 1889 — А. Н. Шварц (будущий министр народного просвещения).
Кабинет стал началом ГМИИ им. А. С. Пушкина , изначально называвшегося Музеем Изящных Искусств имени Императора Александра III при Московском Университете . Музей задумывался профессором кафедры Цветаевым как учебно-образовательный публичный при университете: именно со времен Кабинета в стенах ГМИИ остаётся такое большое количество слепков — учебных пособий.
При Цветаеве
В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых , Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна . В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцовым , который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» — называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой , ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге .
После Цветаева
В настоящее время первоначальная коллекция распределена между тремя площадками. После глобальной реконструкции ГМИИ планируется вернуть все в главное здание, на прежнее место.
Список
Собрание слепков и копий в момент своего создания является типичным для музейного дела Европы XIX века. Её состав вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия. Ныне коллекция является по своей сохранности и систематичности уникальной для XXI века ,
Список неполон, включает в основном лишь то, что находится в открытом доступе в главном здании.
Древние цивилизации и Древний Восток
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Законы Хаммурапи | 1755—1752 годы до н. э. | ? Лувр ? | |
Крылатый лев (
шеду
) из дворца Ашшурнацирапала II
(3 штуки) |
IX век до н. э. | Британский музей | |
Ассирийские рельефы: | |||
? | |||
Рельеф из Нимруда с изображением дворца, возле которого стоят две колесницы | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением возвращения с охоты | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф из Нимруда с изображением пленников | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением охоты на львов | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением осады войсками Ашшурнацирапала II неприятельской крепости | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением осады города войсками Ашшурнацирапала II | IX век до н. э. | Британский музей | |
? | |||
Рельеф с изображением воинов, плывущих на бурдюках к осаждаемой крепости | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением крылатого духа с жертвенной козой и веткой в руках | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображениями Ашшурнацирапала II с чашей в руке и стоящего перед ним слуги | IX век до н. э. | Британский музей | |
? | |||
Рельеф из Нимруда с изображением царя Ашшурнацирапала II, держащего в руках жертвенную чашу и окруженного крылатыми гениями-покровителями и придворными | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением данников с обезьянами, предназначенными в дар царю | IX век до н. э. | Британский музей | |
Рельеф с изображением крылатого духа в позе благословления | IX век до н. э. | Британский музей | |
? | |||
Плита № 23 Тронного зала В Северо-западного дворца Ашшурнацирапала II в Кальху (Нимруд, Ирак) | 1-я пол. IX в. до н. э. | Британский музей | |
Плита из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (Хорсабад, Ирак) | Конец VIII века | Лувр | |
Капитель колонны зала приемов во дворце Дария I в Сузах (Иран)
( ) |
Ок. 510 | Лувр |
Античность
Древнегреческая архаика и ранее
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Фигурки женского божества т. н. «
кикладские идолы
»
( ) |
III тыс. до н. э. | Государственные музеи, Берлин | |
Культовые сосуды из Трои | Конец III тыс. до н. э. | Государственные музеи, Берлин | |
Вотивные предметы из Кносского дворца ( богиня со змеями и проч.) | Начало XVI в. до н. э. | Археологический музей (Гераклион) | |
Вазы, украшения и кинжалы. Предметы из Царских (шахтовых) гробниц в Микенах | XVI в. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Погребальная маска,
т. н. « маска Агамемнона » |
|||
Кинжалы. | ? | ||
Рельеф с Львиных ворот в Микенах | 1250 г. до н. э. | ||
Сосуд с изображением сборщиков урожая из
Агиа Триады
(не представлен в экспозиции) |
Вторая половина XVI в. до н. э. | Археологический музей (Гераклион) | |
( ) |
Середина VII в. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Дипилонский мастер | Ок. 760—750 гг. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Голова Геры из Храма Геры в Олимпии | Около 600 г. до н. э. | Археологический музей (Олимпия) | |
Бегущая Ника ( ) |
Ок. 550 г. до н. э. | Национальный археологический музей (Неаполь) | |
Статуя Аполлона с о. Мелос
(курос NAMA 1558) |
Ок. 550 г. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Курос (
)
( ) |
Ок. 575—550 гг. до н. э. | Глиптотека (Мюнхен) | |
Метопы в Селинунте ( ): | |||
Персей, убивающий Медузу | Ок. 540—530 гг. до н. э. | ||
Геракл и кекропы | |||
Фрагмент надгробной стелы: юноша с диском | 575 −550 гг. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Статуя, посвященная Херамисом Гере
( ) |
575-550 гг. до н. э. | Лувр | |
Алксенор Наксоский
Надгробие мужчины из Орхомена ( ) |
Около 500 г. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Надгробие Аристиона ( ) ( ) |
Ок. 510 г. до н. э. | Национальный археологический музей (Афины) | |
Кора с афинского Акрополя
(« ») ( ) |
Около 500 г. до н. э. | Музей Акрополя (Афины) |
Древнегреческая классика
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Скульптуры с фронтонов храма Афины Афайи на о. Эгине : | |||
1) Голова Афины (с восточного фронтона) | 490-480 гг. до н. э. |
Глиптотека, Мюнхен
Государственное античное собрание, Мюнхен |
|
2) Воины (с восточного фронтона) | 490-480 гг. до н. э. | ||
3) Сраженный воин (с восточного фронтона) | 490-480 гг. до н. э. | ||
4) Геракл (с восточного фронтона) | 490-480 гг. до н. э. | ||
5) Скульптуры западного фронтона | Около 510 г. до н. э. | ||
Голова юноши с Афинского акрополя | Около 480 г. до н. э. | Национальный археологический музей, Афины | |
Критий и Несиот | Римская копия с бронзового греческого оригинала 477—476 гг. до н. э. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Рельеф с изображением харит | Римская копия с оригинала работы Сократа (?), второй четверти V в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Дельфийский возничий | Около 470 г. до н. э. | Археологический музей, Дельфы | |
Гестия,
т. н. Гестия Джустиниани ( ) |
Реконструкция по римским копиям греческой бронзовой статуи около 460 г. до н. э. | Музей Торлония, Рим | |
Аполлон из Тибра
(Аполлон Тибрский) |
Римская копия греческого оригинала 60-х гг. V в. до н. э. | Национальный музей (Термы Диоклетиана), Рим | |
Аполлон Шуазель-Гуффье
( ) |
Римская копия с греческого оригинала 470—460 гг. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
Статуя юноши,
т. н. |
Римская копия греческого бронзового оригинала около 460 г. до н. э. | Эрмитаж | |
Зевс
(Дрезденский Зевс) |
Римская копия с бронзового оригинала третьей четверти V в. до н. э. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Гермес | Римская копия греческого оригинала второй четверти V в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Голова юноши из Перинфа | Копия римского времени греческого оригинала, возможно, ионийского скульптора Пифагора Регийского , второй четверти V в. до н. э. | Альбертинум, Дрезден | |
Бюст юноши | Копия римского времени греческой статуи круга Мирона второй четверти V в. до н. э. | Собрание Инс-Бланделл, Великобритания | |
Фронтоны храма Зевса в Олимпии : | |||
1) Восточный фронтон | 468-456 гг. до н. э. | Археологический музей, Олимпия | |
2) Западный фронтон | |||
Метопы храма Зевса в Олимпии : | |||
1) «Афина и Геракл со стимфалийскими птицами» (западная метопа) | 468-456 гг. до н. э. |
Реконструкция:
|
|
2) «Геракл и критский бык» (западная метопа) | Лувр | ||
3) «Гесперида, Геракл, Атлант» (восточная метопа) | Археологический музей, Олимпия | ||
4) «Афина и Геракл в авгиевых конюшнях» (восточная метопа) | |||
Поликлет
( ) (Атлет Уэстмэкотта) ( ) |
Римская копия с бронзовой статуи работы Поликлета около 450 г. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
Поликлет
Юный атлет, т. н. ( ) |
Римская копия с греческой бронзовой статуи V в. до н. э. круга Поликлета | Музей Уффици. Флоренция | |
Поликлет | Реконструкция на основании мраморных римских копий с греческого бронзового оригинала работы Поликлета около 440 г. до н. э. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Поликлет
|
Реконструкция оригинала на основе мраморных римских копий с греческого бронзового оригинала ок.420 г. до н. э. | Национальный археологический музей, Афины | |
Поликлет
Раненая амазонка , т. н. |
Римская копия с греческой бронзовой статуи работы Поликлета около 430 года до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Раненая амазонка , т. н. Амазонка Маттеи | Римская копия с бронзового оригинала ок. 440—430 гг. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Трон Людовизи | 460-450 гг. до н. э. | Национальный музей (Термы Диоклетиана), Рим | |
Асклепий | Римская копия греческого оригинала середины V в. до н. э. | Музей Уффици. Флоренция | |
Юноша из Субиако
( ) |
Римская копия греческого оригинала середины V в. до н. э. | Национальный музей (Термы Диоклетиана), Рим | |
Герма Эсхила | Римская копия с греческого оригинала 460—450 гг. до н. э. | Капитолийский музей, Рим | |
Мирон | Реконструкция на основании римских копий с греческого бронзового оригинала около 450 г. до н. э. | Воссоздана из 4-х близких оригиналу повторений, хранящихся в музеях Флоренции и Лондона, в том числе Национальный музей (Термы Диоклетиана), Рим | |
Афродита Брацца | Мраморная копия со статуи работы Фидия (?), ок 430 г. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Кресилай
Герма Перикла |
Римская копия с греческого оригинала третьей четверти V в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Модель Афинского акрополя | Акрополь, Афины | ||
Иктин
,
Калликрат
Модель Парфенона |
Ок. 447—432 гг. до н. э. | ||
Иктин,
Калликрат
Парфенон , юго-восточный угол |
Ок. 447—432 гг. до н. э. | ||
Южные (на тему кентавромахии ) ( ): | |||
1) Метопа №XXXII
(Лапиф напротив кентавра) |
447 — 443 гг. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
2) Метопа №II
(Лапиф атакует кентавра сверху) |
|||
3) Метопа №VI
(Молодой лапиф и старый кентавр) |
Основная часть метопы в Британском музее; голова лапифа, найденная в 1913 году, находится в Музее Акрополя | ||
4) Метопа №XXIX
(Кентавр тащит женщину) |
Британский музей, Лондон | ||
5) Метопа №V
(Кентавр) |
|||
6) Метопа №XXVII
(Лапиф — возможно, Тезей и кентавр) |
Основная часть метопы в Британском музее; голова лапифа — в музее Акрополя (или она часть № 9) | ||
7) Метопа №XXVIII
(Кентавр и лежащий лапиф) |
Британский музей | ||
8) Метопа №XXVI
(Лапиф и кентавр) |
|||
9) Метопа №VIII
(Сидящий лапиф и кентавр) |
|||
10) Метопа №VII
(Лапиф, возможно — Пирифой, и кентавр) |
Основная часть метопы в Британском музее; голова лапифа в Лувре, а кентавра — в музее Акрополя | ||
11) Метопа №XXX
(Кентавр и сидящий лапиф) |
Британский музей | ||
12) Метопа №IX
(Кентавр и лапиф, падающий на сосуд) |
Основная часть метопы в Британском музее; головы, а также фрагменты рук и ног — в музее Акрополя | ||
13) Метопа №IV
(Лапиф с щитом и кентавр с сосудом) |
Реконструкция.
Основная часть метопы в Британском музее; головы в Национальном музее Дании (Копенгаген) |
||
14) Метопа №III
(Лапиф и кентавр) |
Британский музей | ||
15) Метопа №XXXI
(Лапиф и кентавр) |
|||
Афинские всадники
(западный зофор Парфенона) |
447 — 438 гг. до н. э. | Акрополь, Афины | |
Скульптуры восточного ( ): | |||
1) Гелиос | Ок. 440—432 гг. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
2) Кони Гелиоса | |||
3) Дионис | |||
4) Деметра | |||
5) Кора-Персефона | |||
6) Ирида | |||
7) Гестия | |||
8) Диона | |||
9) Афродита | |||
10) Селена | ? (На сайте Британского музея в списке скульптур нет, возможно, переатрибутировано и убрано из списка статуй фронтона | ||
11) Конь Селены | Британский музей, Лондон | ||
Путеал с изображением сцены рождения Афины |
Римская копия I века.
(Рельефная композиция повторяет центральную часть скульптурной группы восточного фронтона Парфенона)
|
Национальный археологический музей, Мадрид | |
Скульптуры западного фронтона Парфенона: | |||
1) Речной бог (Кефис) | Ок. 440—432 гг. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
2) Гермес (?) или Кекроп | Реконструкция. Торс мужчины и верхняя часть плечей женщины — в Британском музее | ||
3) Афина (?) или Пандроса | |||
4) Посейдон | Реконструкция. Основная часть торса — в Британском музее, передняя часть мускулатуры — в музее Акрополя | ||
5) Ирида | Британский музей, Лондон | ||
6) Амфитрита | |||
Гефестейон
(главный фасад) |
Между 440 и 430 гг. до н. э. | Афинская Агора | |
Южный портик Эрехтейона , т. н. портик кариатид | 420 — 406 гг. до н. э. | Афины, Акрополь | |
Кариатиды с портика Эрехтейона | 420-406 гг. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
Кариатиды с портика Эрехтейона | Римская копия одной из кариатид портика Эрехтейона; 420—406 гг. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Римские копии с греческих бронзовых оригиналов 460—445 гг. до н. э. |
|
||
Голова Афины из группы «Афина и Марсий» | Римская копия с греческого бронзового оригинала 460—445 гг. до н. э. | Альбертинум, Дрезден | |
Щит
Афины Парфенос
(« ») |
Римская копия оригинала работы Фидия, ок. 447—432 г. до н. э. | Коллекция Странгфорда, Лондон | |
Фидий | Реконструкция на основе мраморных римских копий греческого бронзового оригинала ок. 450 г. до н. э. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Фидий
Голова Афины Лемнии |
Реконструкция на основе мраморных римских копий греческого бронзового оригинала ок. 450 г. до н. э. | Городской музей, Болонья | |
Афина Парфенос из Варвакиона
( ) |
Римская копия со статуи работы Фидия, находившейся в Парфеноне | Национальный археологический музей, Афины | |
Афина из собрания Медичи | Копия II века н. э. статуи, восходящей к Афине Парфенос Фидия V века |
Реконструкция Вальтера Амелунга:
торс — Музей истории искусств, Вена; голова — Школа изящных искусств. Дар Р. Л. фон Гирш-Герейт |
|
Афина Парфенос | Уменьшенная римская копия статуи работы Фидия третьей четверти V в. до н. э. | Прадо | |
Афина Джустиниани
( ) |
Римская копия статуи круга Фидия конца V в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Афина из Веллетри
( ) |
Лувр | ||
Рельеф с изображением Элевсинских богов
( ) ( ) |
Ок. 430 г. до н. э., найден в Элевсине | Национальный археологический музей, Афины | |
Ника — богиня победы ( Ника Пэония ) ( ) |
Около 420 г. до н. э. | Археологический музей, Олимпия | |
Надгрбие Филиды с о. Фасоса | Конец V в. до н. э. | Лувр | |
Возничий | Музей Акрополя, Афины | ||
Каллимах
( ) |
Римская копия с работы Каллимаха последней четверти V в. до н. э. | Лувр | |
Юноша атлет | Копия римского времени с греческого оригинала конца V в. до н. э. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптур) |
|
Стела Гегесо, жены проксена
( ) |
Ок. 410 г. до н. э. | Национальный археологический музей, Афины | |
Рельефы балюстрады храма Афины Ники Аптерос : | |||
( ) |
Ок.410/400 гг. до н. э. | Музей Акрополя, Афины | |
Ника, водружающая трофей | |||
Надгробие Фрасея и Евандрии | Первая четверть IV в. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Кефисодот Старший
|
Мраморная римская копия с греческого бронзового оригинала ок. 370 г. до н. э. | Глиптотека, Мюнхен | |
Пракситель
Аполлон Савроктон (убивающий ящерицу) |
Копия римского времени статуи Праксителя ок. 370 г. до н. э. | Вилла Альбани, Рим | |
|
Копия римского времени (I век) с оригинала ок. 350 г. до н. э.
Восходит к Праксителю, статуе |
Реконструкция. В основе — Глиптотека, Мюнхен (Aphrodite Braschi) и Пио-Клементино (Венера Колонна).
Слепок — дар К. С. Попова в начале 1890-х годов |
|
Пракситель | Копия I в. до н. э. с оригинала ок. 350—340 гг. до н. э.; найдена в Олимпии в 1877 г. | Археологический музей, Олимпия | |
Пракситель
( ) |
Копия римского времени оригинала ок. 340 г. до н. э. | Капитолийский музей, Рим | |
Статуя богини т. н. Гера Барберини | Переработка греческого образца IV в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Статуя богини, т. н. Деметра из Ватикана
(Церера) |
Копия римского времени греческой статуи 430—420 гг. до н. э. (школа Фидия) | Пио-Клементино, Музей Ватикана, Рим | |
Колоссальная статуя Мельпомены | Лувр | ||
Фрагменты фриза северной стороны Парфенона
(рельеф в зале № 17) |
|||
Рельеф (в зале № 18) | |||
Рельефы (в зале № 21) |
Эллинизм
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Лисипп
Голова Александра Македонского из Пергама |
Копия эллинистического времени с оригинала третьей четверти IV в. до н. э. | Археологический музей, Стамбул | |
Лисипп
Отдыхающий Гермес |
Национальный археологический музей, Неаполь | ||
Геракл и керинейская лань из Помпей | Национальный музей, Палермо | ||
Лисипп
Апоксиомен |
Ок. 310 г. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Леохар
Ганимед, похищаемый орлом |
Римская копия с греческого бронзового оригинала; третья четверть IV в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Леохар
Артемида, т. н. Диана Версальская |
Римская копия с греческого оригинала третьей четверти IV в. до н. э. | Лувр | |
Леохар
Аполлон, т. н. Аполлон Бельведерский |
Музей Ватикана, Рим | ||
Мавзол | Середина IV в. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
Скопас
|
Римская копия с греческого оригинала ок.350 г. до н. э. | Альбертинум, Дрезден | |
База колонны храма Артемиды в Эфесе | Ок. 340 г. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
Скульптуры с фронтона храма Афины Аллеи в Тегее : | |||
Скопас
1) Голова раненого воина (не представлен в экспозиции) |
Ок. 350 г. до н. э. | Национальный археологический музей, Афины | |
2) Скопас
Голова воина (не представлен в экспозиции) |
Первая четверть IV в. до н. э. | Национальный археологический музей, Афины | |
Скопас
Мелеагр |
Копия римского времени статуи первой половины IV в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Памятник Лисикрата | Ок. 334 г. до н. э. | г. Афины, район Плака | |
Вторая половина IV в. до н. э. | Уффици (?) | ||
Геркуланянка | Вторая половина IV века до н. э. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Геркуланянка | Вторая половина IV века до н. э. | Лувр | |
Голова кулачного бойца из Олимпии ( ) |
Конец IV в. до н. э. | Национальный археологический музей, Афины | |
Бюст пергамца
(не представлен в экспозиции) |
Копия римского времени оригинала III в. до н. э. | Британский музей, Лондон | |
Гелиос на колеснице.
Часть фриза |
Конец IV — начало III в. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Голова правителя из Пергама
(не представлен в экспозиции) |
III в. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Голова галла | III в. до н. э. | Греко-Римский музей, Александрия | |
Голова воина из Пергама
(не представлен в экспозиции) |
Копия римского времени оригинала III—II вв. до н. э. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Галл, убивающий свою жену и себя
( ) ( ) |
Копия римского времени бронзового оригинала ок. 230—220 гг. до н. э. | Национальный музей (Термы Диоклетиана), Рим | |
Умирающий галл | Копия римского времени бронзового оригинала ок. 230—220 гг. до н. э. | Капитолийский музей, Рим | |
Лаокоон | Музей Ватикана, Рим | ||
Мальчик, вытаскивающий занозу (Спинарио) | Римская копия сер. I в. до н. э. эллинистической греческой статуи III в. до н. э. | Капитолийский музей, Рим | |
Спящий сатир, т. н.
Фавн Барберини
(фрагментированный слепок) |
Копия римского времени с греческого оригинала ок. 220—200 гг. до н. э. | Государственное античное собрание, Мюнхен | |
Спящая Ариадна | Мраморная копия с греческой статуи ок. 200 г. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Аттал I, царь Пергама | Около 200 г. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Торс атлета, т. н. Бельведерский торс | Копия I в. с оригинала конца III — начала II в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Ника Самофракийская | Около 190 г. до н. э. | Лувр | |
Пергамский алтарь , рельефы и фрагменты: | |||
1) «Геката сражается с Клитием»; «Артемида против Ота»
|
Около 180 г. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Пергамон-музеум) |
|
2) «Битва Зевса с Порфирионом» | |||
3) «Битва Афины с Алкионеем», «Гея поднимается из земли» | |||
4) «Нерей, Дорида, гигант и Океан» (рельеф над лестницей) | |||
5) Гигант из сцены «Нимфы против гигантов» (рельеф над лестницей)
6) «Аполлон» 7) Семела из сцены «Дионис против гигантов» |
|||
8) «Эриния (Мойра)»
9) «Рея / Кибела верхом на льве, Адрастея (?)» |
|||
Голова гиганта с Пергамского алтаря
(не представлен в экспозиции) |
Копия римского времени оригинала II в. до н. э. | Музей Уффици. Флоренция | |
Часть малого фриза Алтаря Зевса в Пергаме: Геракл и его сын Телеф, вскармливаемый ланью | Около 190 г. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Пергамон-музеум) |
|
Балюстрада двора | Государственные музеи, Берлин | ||
Рельеф с изображением Артемиды, Лето, Аполлона и Ники | Римская копия с греческого оригинала II в. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Афродита Милосская | Копия с оригинала, возможно, второй половины II в. до н. э. | Лувр | |
«
», раб-палач, готовящийся к казни силена Марсия
(Арротино) ( ) |
Копия римского времени статуи III—II вв. до н. э. | Музей Уффици. Флоренция | |
Голова Афродиты из Пергама
(не представлен в экспозиции) |
II в. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Аполлоний из Тралл
Тавриск из Тралл Наказание Дирки, т. н. Фарнезский бык |
Копия римского времени с греческого оригинала II в. до н. э. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Гермес, Эвридика и Орфей | Римская копия греческого оригинала II в. до н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Эллинистический правитель
( ) |
Около середины II в. до н. э. | Национальный музей (Термы Диоклетиана), Рим | |
Бюст Гомера | Римская копия с греческого оригинала II—I вв. до н. э. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Нил | Римская копия втоpой половины I в. с александpийской скульптуpы эллинистического вpемени | Музей Ватикана, Рим | |
Победительница в беге
( ) |
I в. до н. э., копия греческого оригинала. Памятник, созданный в эпоху эллинизма, судя по принципам его построения и стилевым особенностям, подражает «строгому» стилю 60-х гг. V в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Аполлон кифаред из Помпей | I век. Подражание строгому стилю V века до н. э. | Национальный археологический музей, Неаполь |
Древний Рим
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Капитолийская волчица |
Втоpая четвеpть V в. до н. э.
(ныне передатирован на Средние века) |
Дворец Консерваторов. Рим | |
Портрет мужчины т. н. Брут | Конец III — начало II в. до н. э. | Капитолийский музей, Рим | |
Рельефы так называемого
( ) |
115-100 гг. до н. э. |
|
|
Портретная статуя мужчины, т. н.
(Авл Метелл)
(L’Arringatore) ( ) |
Около 100 г. до н. э. | Археологический музей, Флоренция | |
Статуя римлянина, совершающего возлияния | I век до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Голова римлянки | Вторая половина I в. до н. э. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Марк Эмилий Лепид | Вторая половина I века до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Портрет старого римлянина | Вторая половина I в. до н. э. | Государственное античное собрание, Мюнхен | |
Портрет старого римлянина | Середина I в. до н. э. | Музей Ватикана, Рим | |
Часть карниза храма Конкордии в Риме | Конец I в. до н. э. — начало I в. н. э. | Форум Романум, Рим | |
Рельефы Алтаря Мира : | |||
1) Справа на заднем плане пожилой человек в венке, Луций Эмилий Лепид Павел. В пpавой части Антония Стаpшая и её супpуг Луций Домиций Агенобаpб. Дpуз в военной фоpме. Маленький мальчик — Геpманик. | 13-9 гг. до н. э. | Музей «Алтаря Мира», Рим | |
2) В левой части плиты по бокам от жpецов-фламинов, совеpшающих жеpтвопpиношение, изобpажены импеpатоp Август (слева) и Агpиппа. | |||
3) Богиня Земля (Saturnia Tellus), персонификация Италии | |||
Портрет Марка Випсания Агриппы | Конец I в. до н. э. — начало I в. | Лувр | |
Портрет Ливии Друзиллы
(ранее считался портретом Октавии Младшей) |
Первая четверть I в. | Лувр | |
Цезарь Октавиан Август в тоге | Начало I в. | Лувр | |
Цезарь Октавиан | Начало I в. | Музей Ватикана, Рим | |
Портрет Тиберия | Первая четверть I в. | Лувр | |
Портрет Агриппины Младшей
(Agrippina seduta) |
Около середины I в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Портрет Нерона | I век | Британский музей, Лондон | |
Портрет Нервы | I век | Музей Ватикана, Рим | |
Молодой римлянин т. н. Юний Брут | Вторая половина I в. | Капитолийские музеи | |
Портрет Тита Флавия Веспасиана | Третья четверть I в. | Лувр | |
Портрет Луция Цецилия Юкунда | 60-е годы I в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Жрец Исиды | Вторая половина I в. | Капитолийский музей, Рим | |
Часть карниза
( ) |
79 год | Форум Романум, Рим | |
(фрагменты): женский портрет, мужской портрет
( ) |
79 — 80 гг. | Музей Ватикана, Рим | |
Рельеф — император Траян со свитой и ликторами | Последняя четвеpть I в. | Латеранский музей, Рим | |
Надгробие Луция Волусия Геракла | I век | Латеранский музей, Рим | |
Надгробие в виде алтаря | I век |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собpание скульптуры) |
|
Танцовщица из Геркуланума |
I век
(стилизация под строгий стиль ) |
Национальный археологический музей, Неаполь | |
Танцовщица из Геркуланума | |||
Портрет римлянки | Начало II в. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Портрет мальчика ливийца | Первая четверть II в. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Портрет Антиноя | Первая четверть II в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Портрет Адриана | 30-е гг. II в. | Британский музей, Лондон | |
Портрет Матидии | Первая четверть II в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Портрет Антонина Пия | Около середины II в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Портрет Марка Аврелия | 70-80 гг. II в. | Британский музей, Лондон | |
Портрет Фаустины Cтаршей | Вторая четверть II в. | Музей Ватикана, Рим | |
Германец, т. н. Арминий | II в. | Капитолийский музей, Рим | |
Портрет Мемнона | 150-160 гг. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Портрет юноши | Около середины II в. н. э. |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Портрет Луция Вера | 60-е гг. II в. | Лувр | |
Портрет Коммода | Конец II века | Британский музей, Лондо | |
Портретная статуя Коммода | Последняя четверть II в. | Лувр | |
Портрет Клодия Альбина | Конец II века | Лувр | |
Портрет римлянина | II в. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Портрет римлянки | II в. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Юнона Соспита | Вторая половина II в. | Музей Ватикана, Рим | |
Пленный дак | Начало II в. | Латеранский музей, Рим | |
Виктория Кальватоне
(оригинал — позолоченная бронза) |
Втоpая половина II в. (ок. 168 г. н. э.). |
ранее: Государственные музеи, Берлин
Считалась утраченной, обнаружена в 2015 году в Эрмитаже |
|
Рельеф с изображением жертвенных животных ( ): свиньи, овцы, быка | Начало II в. | Фоpум Тpаяна, Рим | |
Рельеф с изображением орла с форума Траяна | Начало II в. | Цеpковь Святых апостолов (Санти Апостоли), Рим | |
Саркофаг с изображением муз | Середина II в. | Лувр | |
Школа | Конец II в. | Музей земли Рейнланд — Пфальц, Трир, Неумаген | |
Маска медузы Горгоны | Музей Вальpаф-Рихаpц, Кельн | ||
Канделябр с аистами | II в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Портрет Каракаллы | Первая четверть III в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Портрет Юлии Домны
(Женщина из династии Северов) |
Первая четверть III в. | Музей Ватикана, Рим | |
Портрет Юлии Домны | Начало III в. | Британский музей, Лондон | |
Портрет Юлии Маммеи | 30-е гг. III в. | Британский музей, Лондон | |
Портрет Геты | Начало III в. | Лувр | |
Портрет Гордиана Старшего | Вторая четверть III в. | Британский музей, Лондон | |
Портрет римлянки | III век | Британский музей | |
Портрет пожилой римлянки | III век |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Варвар | Первая половина III в. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Портрет римлянина | III век | Государственные художественные собрания, Дрезден | |
Портрет римлянина | III век |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Портрет римлянина | III век |
Государственные музеи, Берлин
(Античное собрание) |
|
Портрет римлянина | III век |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Портрет мальчика | III век |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Саркофаг с изображением мифа об Ипполите и Федре | Ок. 210 г. | Музей Ватикана, Рим | |
Добрый пастырь | III век | Музей Ватикана, Рим | |
Сбор податей | Начало III века | Музей земли Рейнланд — Пфальц, Трир, Неумаген | |
Два льва из
( ) |
Начало III в. | Капитолийский музей, Рим | |
Портрет Констанция Хлора | Государственные музеи, Берлин | ||
Портрет Максимина Дазы | Первая четверть IV в. | Национальный музей, Каир | |
Портрет Максценция | Начало IV в. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Портрет римлянина | Начало IV в. |
Государственные художественные собрания, Дрезден
(Собрание скульптуры) |
|
Канделябр | Конец I в. до н. э. — начало I в. | Национальный археологический музей, Неаполь | |
Треножник | Конeц I в. до н. э.- начало I в. | ||
Печь переносная | Конeц I в. до н. э.- начало I в. | ||
Сосуд для кипячения воды, стоящий на треножнике | Конeц I в. до н. э.- начало I в. | ||
Шлем и поножь гладиатора на скамье | Конeц I в. до н. э.- начало I в. | ||
Весы и гири на столике | I век | ||
Двурожковые светильники с головой водяной птицы — львов и двумя орлами на канделябре | 60-е годы I века | ||
Блюдо с изображением Минервы | Государственные музеи, Берлин | ||
Блюдо с изображением младенца Геракла, душащего змей |
Византия
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Плита алтарной перегородки | V век | Церковь Сан Витале (Равенна, Италия) | |
Добрый пастырь | 450-е годы | Мавзолей Галлы Плацидии (Равенна, Италия) | |
Богоматерь на троне | До 526 года |
Церковь Сант Аполлинаре Нуово
(Равенна, Италия)
(Копия мозаики центрального нефа) |
|
Ангел | |||
Иисус и самарянка | Церковь Сант Аполлинаре Нуово (Равенна, Италия) | ||
Император Юстиниан со свитой | 546-548 гг. | Церковь Сан Витале (Равенна, Италия) | |
Императрица Феодора со свитой | |||
Сцены из жизни святого Марка | 1260-1270 гг. |
Собор Сан Марко
(Венеция, Италия)
(Копии мозаик свода капеллы кардинала Баттиста Зено) |
|
Средневековье
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Двери с изображением библейских сцен | 1015 год | (Хильдесхейм, Германия) | |
Колонна с изображением новозаветных сцен | Между 1015 и 1022 гг. | Церковь Санкт Михаэль (Хильдесхейм, Германия) | |
Распятие
( ) ( ) |
Последняя треть XI века | Церковь Санкт Лиудгер (Эссен-Верден, Германия) | |
Льежский мастер XII века
( ?) Купель церкви Сент Бертелеми ( ) |
1107 — 1118 гг. | Церковь Сент Бертелеми (Льеж, Бельгия) | |
Купель Хильдесхеймского собора
( |
Ок. 1220 | Собор Вознесения Богоматери (Хильдесхейм, Германия) | |
Пророк (Ветхозаветный персонаж) | 1145- 1155 гг. | Собор Нотр-Дам (Шартр , Франция) | |
Святой Георгий | 1230-1235 гг. | Собор Нотр-Дам (Шартр , Франция) | |
Святая Модеста | 1220-1230 гг. | Собор Нотр-Дам (Шартр , Франция) | |
Надгробие епископа Эврара де Фуйуа
( ) |
После 1222 года | Собор Нотр-Дам (Амьен, Франция) | |
Благословляющий Христос
( ) |
Между 1224 и 1235 годом | Собор Нотр-Дам (Амьен, Франция) | |
Проем портала со статуей Богоматери
( ) |
Между 1236 и 1269 гг. | Собор Нотр-Дам (Амьен, Франция) | |
Поверженная Синагога | Около 1225—1230 гг. | Собор Нотр-Дам (Страсбург, Франция) | |
Торжествующая Церковь | Собор Нотр-Дам (Страсбург, Франция) | ||
Успение Богоматери | Около 1230 года | Собор Нотр-Дам (Страсбург, Франция) | |
Надгробие графа Випрехта фон Гройча | Около 1230—1240 гг. |
( , Германия) |
|
Портал собора («Златые врата»)
( ) |
Около 1230 года | Собор Либфрауенкирхе (Фрейберг, Германия) | |
Портал
|
Конец XII — начало XIII века | Собор святого Михаила (Альба-Юлия, Румыния) | |
Распятие | После 1230 | Церковь замка Вексельбург (Германия) | |
Всадник | До 1237 года | Собор Санкт Петер унд Георг (Бамберг, Германия) | |
Церковь и Синагога, Ангел | |||
Мария и Елизавета | |||
Искуситель и дева | 1240-е |
Музей монастыря Клигенталь
(Базель, Швейцария) |
|
Пророк (?) | XIII век | Музей Отберже (Сенли, Франция) | |
Пророк Иона (?) | До 1241 года | Собор Нотр-Дам (Реймс, Франция) | |
Ангел | 1230-е | ||
Ангел | |||
Моисей | До 1241 года | ||
Атлант | |||
Мастер св. Иосифа
Святой Иосиф |
Около 1245—1255 гг. | Собор Нотр-Дам (Реймс, Франция) | |
Мастер св. Иосифа
Служанка Марии |
Собор Нотр-Дам (Реймс, Франция) | ||
Мастер св. Иосифа
Ангел |
Собор Нотр-Дам (Реймс, Франция) | ||
Священник | Ок. 1250—1260-е | ||
Мужская голова
(Ангел?) |
XIII век | ||
Фигуры с фасада Наумбургского собора ( ) : | |||
1) Мария 2) Иоанн |
Около 1250 года | Собор Санкт Петер унд Пауль (Наумбург, Германия) | |
3-4) маркграфа Эккехарда и маркграфини Уты (фрагменты) ( )
|
|||
5) Маркграф Герман |
Собор Санкт Петер унд Пауль (Наумбург, Германия) | ||
6) Маркграфиня Риглинда ( ) |
Собор Санкт Петер унд Пауль (Наумбург, Германия) | ||
Тайная вечеря |
Около 1250 года | Собор Санкт Петер унд Пауль (Наумбург, Германия) | |
Иуда получает 30 сребреников |
Собор Санкт Петер унд Пауль (Наумбург, Германия) | ||
Взятие Христа под стражу |
Собор Санкт Петер унд Пауль (Наумбург, Германия) | ||
Колар из Дуэ, Жакемон из Нивеля
( ) |
1272-1298 гг. |
Ранее:
(Нивель, Бельгия)
утрачен в 1940 году |
|
Капитель | XIII век | Собор святого Куниберта (Кельн, Германия) | |
Клаус Слютер | Около 1395—1406 гг. | Картезианский монастырь (Дижон, Франция) | |
Нанни ди Банко
Святой Элигий |
Ок. 1376—1421 | Церковь Орсанмикеле (Флоренция) | |
Клаус Слютер
;
Плакальщики |
1404-1405 | Музей изящных искусств (Дижон) | |
Неизвестный мастер
Молодая девушка на молитве |
XV век | Музей Клюни (Париж) | |
Сирлин Йорг
Епископское место |
1468 | Ульмский собор (Ульм, Германия) | |
Сирлин Йорг
Три пророка, Святая (Варвара?) с макетом башни, Св. Дебора (?), Св. Анна (фрагменты церковной скамьи) |
Ок. 1469—1474 | ||
Сирлин Йорг
Бюст Виргилия (фрагмент церковной скамьи) |
Ок. 1470 | ||
Ангел. Флюгер на башне замка Люд во Франции |
1475 | Коллекция Фрик (Нью-Йорк) | |
А. Лемуатюрье
Плакальщик (c А. Лемуатюрье . Надгробие Филиппа По . Из капеллы аббатства Сито ( ) |
Ок. 1480 г. | Лувр | |
Фигуры из серии «Танцоры мориски» |
1480-е гг | (Германия) | |
Тильман Рименшнейдер
Апостолы |
1490-1492 | Баварский национальнй музей (Мюнхен) | |
Тильман Рименшнейдер
Распятие |
Частное собрание (Вюрцбург) | ||
Тильман Рименшнейдер
Мадонна с младенцем |
после 1503 | Музей Мартина фон Вагнера (Вюрцбург) | |
Фейт Штосс
(Вит Ствош)
Взятие Христа под стражу |
1499 | Церковь Санкт Зебальдус (Нюрнберг, Германия) | |
Фишер Петер Старший , Фишер Герман Младший , Фишер Петер Младший
Рака св. Зебальда ( ) |
1508-1519 | ||
Адам Крафт . Рельефы из цикла «Страсти Христовы» для крестного пути в г. Нюрнберг ( ): | |||
1) Дщери Иерусалимские | 1505-1508 | Германский национальный музей (Нюрнберг, Германия) | |
2) Плат Вероники | |||
3) Оплакивание | |||
Нюрнбергский мастер
Оплакивание Христа |
1512 | Церковь святого Иакова (Нюрнберг) | |
Фишер Петер Старший, мастерская. Фигуры с гробницы императора Максимилиана I ( ): | |||
1) Король Теодорих | 1514 | (Инсбрук, Австрия) | |
2) Король Артур | |||
Фишер Петер Младший
Надгробие курфюрста Фридриха Мудрого |
1527 | (Виттенберг, Германия) | |
Туллио Ломбардо
Гробница Гвидарелло Гвидарелли ( ) |
1525 | Пинакотека | |
? Богоматерь | |||
? Два надгробия | |||
? Рельефы | |||
? Капитель | |||
? Три ранние фигуры | |||
? Саркофаг | |||
? Алтарная сень, колодец ? | |||
? Рельефы | |||
? Рельеф поклонение волхвов | |||
? Женское надгробие | |||
? Балкон | |||
? Горгульи | |||
4 фигуры |
Возрождение
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Мишель Коломб
Св. Георгий, поражающий дракона |
1508-1509 гг. | Лувр | |
Жан Гужон . Рельефы с « Фонтана невинных »: | |||
1) Нимфа | 1547-1549 гг. | Лувр | |
2) Нимфа | |||
3) Нимфа | |||
Неизвестный мастер школы Труа
Поклонение волхвов |
XVI век | Церковь Св. Николая в г. Труа. Франция | |
Гробница Карла Смелого |
1562 | Собор Нотр-Дам. Брюгге. Бельгия | |
Жермен Пилон
Скорбящая Богоматерь |
Ок. 1585 г. | Лувр |
Итальянский Ренессанс
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Джованни Пизано
Портрет Энрико Скровеньи |
Капелла Скровеньи
(Падуя) |
||
Якопо делла Кверча
Надгробие Иларии дель Карретто ( )
|
1406-1413 |
Собор Сан Мартино
(Лукка) |
|
Якопо делла Кверча
Алтарь Трента |
1416-1422 |
Церковь Сан Фредиано
(Лукка) |
|
Якопо делла Кверча. Фрагменты Главного портала церкви Сан Петронио в Болонье ( ): | |||
1) Мадонна с младенцем
|
1428-1438 | Церковь Сан Петронио (Болонья) | |
2) Рельефы с внешних пилястр («Сотворение Евы» —
), «Изгнание из рая» —
, «Труды праотцев» —
), 3 фигуры (пророков ?)
|
1425-1434 | ||
3) Рельеф с внешних пилястр «Сотворение Адама» ( ) | |||
4) Рельефы на архитраве («Рождество», «Принесение во храм», «Бегство в Египет») | |||
Андреа делла Роббиа
Христос с крестом |
Государственные музеи, Берлин | ||
Микелоццо
Мадонна Орландини
|
ок. 1426 | Музей Боде | |
Рельефы, созданные для конкурса по созданию северных врат флорентийского Баптистерия ( ): | |||
1)
Филиппо Брунеллески
Жертвоприношение Авраама ( )
|
1401-1402 | Национальный музей (Флоренция) | |
2)
Лоренцо Гиберти
Жертвоприношение Авраама ( )
|
|||
Лоренцо Гиберти
Рельефы Северных врат флорентийского Баптистерия : |
|||
1) Воскрешение Лазаря
|
1403-1424 | Музей собора (Флоренция) | |
2-6) «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Христос среди учителей», «Искушение Христа», «Евангелист Марк» | 1403-1424 | ||
Лоренцо Гиберти
Райские Врата ( ) |
1425-1452 | Баптистерий (Флоренция) | |
Рельефы и статуи, созданные для купели в сиенском баптистерии
: |
|||
1)
Лоренцо Гиберти
«Крещение Христа» ( ). |
Между 1417—1427 | (Сиена) | |
2)
Лоренцо Гиберти
Арест Иоанна Крестителя ( ) |
1427 | ||
3)
Донателло
Пир Ирода ( ) |
1427-1428 | ||
4)
Якопо делла Кверча
Захария во Храме |
1427-1430 | ||
5)
,
Рождество Иоанна Крестителя |
1427 | ||
6) Донателло | 1427-1429 | ||
7) Донателло | 1427-1429 | ||
8)
Донателло
Танцующий путто |
|||
9)
Джованни ди Турино
Путто с мячом |
|||
10)
Джованни ди Турино
Путто с трубой |
|||
Лоренцо Гиберти
Рака святого Зеновия ( ) |
1432-1442 | Санта Мария дель Фьори (Флоренция) | |
Лука делла Роббиа
Встреча Марии и Елизаветы |
Ок.1445 | (Пистойя) | |
Лука делла Роббиа
Гробница епископа Беноццо Федериги |
1454-1455 | Церковь Санта Тринита (Флоренция) | |
Лука делла Роббиа
Кантория ( ) |
1431-1437 | Музей собора (Флоренция) | |
Лука делла Роббиа
Воскресение |
1442-1445 | Сакристия, Санта Мария дель Фьори (Флоренция) | |
Лука делла Роббиа
Вознесение |
1442-1445 | ||
Лука делла Роббиа. Ангелы с подсвечником | |||
1) Ангел с подсвечником
|
1448 | Санта Мария дель Фьори (Флоренция) | |
2) Ангел с подсвечником
|
1448 | ||
Лука делла Роббиа
Мадонна в розах |
1450-1455 | Музей собора (Флоренция) | |
Лука делла Роббиа
5 рельефов с изображением евангелистов и Мадонны для Северных дверей Сакристии флорентийского собора |
1464 −1472 | Санта Мария дель Фьори (Флоренция) | |
Лука делла Роббиа
Мадонна |
XVI век | Музей Боде | |
?
Мадонна |
|||
Флорентийский мастер XV—XVI в. (?)
Портрет Лоренцо Медичи Великолепного |
1478-1521 | Национальная галерея (Вашингтон) | |
Флорентийский мастер
Т. н. портрет Никколо Маккиавели |
|||
?
Портрет ? |
|||
Круг Донателло
Портрет Поджио Браччиолини |
1410-1420-е | Музей собора (Флоренция) | |
Круг Донателло
Портрет молодого человека с камеей |
ок. 1475 | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло (атт.)
Портрет Никколо да Уццано |
1430-е гг. | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло (?)
Голгофа |
XV век | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло
Св. Георгий ( ) , статуя с фасада церкви Ор Сан Микеле (Флоренция) |
Ок. 1415—1417 | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло
Лев с гербом Флоренции, так называемый Мардзокко ( ) |
1418- 1420 гг. | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло
Статуи с фасада Колокольни Джотто : |
|||
1) Пророк Аввакум (фрагментарная копия)
( ) |
1423-1425 | Музей собора (Флоренция) | |
2) Пророк Иеремия (фрагментарная копия)
( )
|
1423-1426 | ||
Донателло
Иоанн Креститель |
1423 (?) |
Ранее:
Музей Боде
Считался утраченным Оригинал обнаружен во фрагментах, реставрирован, ныне в ГМИИ |
|
Донателло
Мадонна Пацци ( ) |
1425-1430 | Музей Боде | |
Донателло | Ок. 1430—1432 гг. | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло (совместно с
Микелоцци
)
Танцующие путти ( ) для фасада |
1433 | , музей собора | |
Донателло
Благовещение Кавальканти ( ) |
1430-е гг. | Церковь Санта Кроче (Флоренция) | |
Донателло
Кантория ( ) , для фасада собора Санта Мария дель Фьоре |
1433- 1439 гг. | Музей собора (Флоренция) | |
Донателло
Амур-Аттис ( ) |
ок. 1440—1443 | Национальный музей (Флоренция) | |
Донателло
Алтарь собора Св. Антония в Падуе, копии нескольких фрагментов ( ): |
|||
1) 4 рельефа музицирующих путти;
4 рельефа с чудесами св. Антония:
3 статуи:
|
1443-1450 | Собор Сан Антонио (Падуя) | |
2) Рельефы с изображением символов евангелистов:
|
|||
3) Рельефы с изображением символов евангелистов:
|
|||
4) Рельеф «Положение во гроб»
( ) |
|||
Донателло | 1447-1453 гг. | ||
Донателло
Святой Иоанн (фрагмент статуи) ( ) |
1457 | Собор (Сиена) | |
Донателло
Мадонна дель Пердоно ( ) |
1457-1459 | Музей собора | |
Портрет Филиппо Брунеллески (фрагментарная копия надгробия) |
1447-1448 | Санта Мария дель Фьоре (Флоренция) | |
Антонио Росселино
Надгробие кардинала Португальского в ( ) |
1461 |
Церковь Сан Миньято аль монте
(Флоренция)
|
|
Антонио Росселино
Портрет Франческо Сассетти |
1460-1469 | Национальный музей (Флоренция) | |
Антонио Росселино
Портрет Маттео Пальмиери |
1468 | Национальный музей (Флоренция) | |
Антонио Росселино
Юный Иоанн Креститель
|
Ок. 1470 | Национальная галерея (Вашингтон) | |
Антонио Росселино
Поклонение младенцу |
ок. 1475 | Национальный музей (Флоренция) | |
Антонио Росселино
Портрет флорентийского дворянина |
Сер. XV века |
Музей Боде
Оригинал был поврежден в 1945 году и возвращен из СССР в 1958 году; реставрация 1960-х годов повредила мрамор ещё сильнее |
|
Антонио Росселино
Юный Иоанн Креститель |
ок. 1447-29 | Национальный музей (Флоренция) | |
?
Портрет мальчика (?) |
|||
Антонио дель Поллайоло
Мужской портрет (Портрет молодого человека в парадных доспехах) |
Ок. 1460 | Национальный музей (Флоренция) | |
Дезидерио да Сеттиньяно (атт.)
Святой Лаврентий |
1455-1460 | Старая Сакристия, Базилика Сан Лоренцо (Флоренция ) | |
Дезидерио да Сентиньяно
Юный Иоанн Креститель |
1450-1453 | Национальный музей (Флоренция) | |
Дезидерио да Сентиньяно
Мадонна Панчиатики |
1453 | Национальный музей (Флоренция) | |
Дезидерио да Сентиньяно. Амуры-щитодержатели с надгробия Карло Марсуппини ( ): | |||
1) Амур | 1453-1455 | Церковь Санта Кроче (Флоренция) | |
2) Амур | |||
Дезидерио да Сентиньяно (?)
Мальчик |
1455-1460 | Национальная галерея искусств (Вашингтон ) | |
Дезидерио да Сентиньяно
Христос-ребенок |
Ок. 1460 | Национальная галерея искусств (Вашингтон ) | |
Дезидерио да Сентиньяно
Смеющийся мальчик |
1460-1464 | Музей истории искусства (Вена) | |
? Дезидерио да Сентиньяно
Христос-ребенок |
? | ||
Дезидерио да Сеттиньяно
Портрет принцессы Урбинской |
Государственные музеи Берлина | ||
Дезидерио да Сеттиньяно
Портрет Мариэтты Строцци |
Ок. 1460 | Музей Боде | |
Флорентийский мастер XV—XVI в.
(Дезидерио да Сеттиньяно) Портрет принцессы Урбинской (Мариэтты Строцци) |
Ок. 1475 | Государственные музеи Берлина | |
Франческо Лаурана
Портрет женщины; «Неаполитанская принцесса» |
Ок. 1472
(или имитация 19 века) |
Государственные музеи Берлина
утрачен , обломки в ГМИИ |
|
Франческо Лаурана
Портрет Баттисты Сфорца |
1475 | Национальный музей (Флоренция) | |
Франческо Лаурана
Портрет женщины: «Луврская принцесса» |
Лувр | ||
Агостино ди Дуччо
Аллегории земледелия (слева) и музыки (справа) |
1475-1499 |
Темпио Малатестиано
(Римини) |
|
Агостино ди Дуччо
Мадонна с младенцем и ангелом |
2-я пол. XVI века | Национальный музей (Флоренция) | |
Андреа дель Верроккьо
Путто с дельфином ( ) |
Ок. 1470 | Палаццо Веккио (Флоренция) | |
Андреа дель Верроккьо
Мадонна с младенцем |
1470-1480 | Национальный музей (Флоренция) | |
Андреа дель Верроккьо
( ) |
1473-1475 гг. | Национальный музей (Флоренция) | |
Андреа дель Верроккьо
( ) |
1479- 1488 гг. | Площадь Санти Джованни э Паоло в Венеции | |
Андреа Верроккьо
Портрет юноши |
Государственные музеи (Берлин) | ||
Андреа дель Верроккьо | Ок. 1480 | Национальный музей (Флоренция) | |
(атт.)
Поклонение младенцу
|
Ок. 1470—1493 | Музей изящных искусств (Бостон) | |
Андреа делла Роббиа
Поклонение младенцу |
1463-1466 гг. | Национальный музей (Флоренция) | |
Андреа делла Роббиа
Тондо со спеленутым младенцем |
1463-1466 гг. | Воспитательный дом, Флоренция | |
Андреа делла Роббиа
Благовещение |
1463-1466 гг. | ||
Андреа делла Роббиа
Бог-отец с ангелами |
1463-1466 гг. | Музей собора (Флоренция) | |
Андреа делла Роббиа
Мужской портрет
|
Ок. 1465—1470 | Музей Боде | |
Андреа делла Роббиа
Коронование Богоматери |
Ок. 1475 | (Сиена) | |
Андреа делла Роббиа
Мадонна Бертелло |
ок. 1470—1480 | , капелла дель Россо | |
Андреа делла Роббиа
Поклонение Младенцу |
1479 | ( Кьюзи-делла-Верна ) | |
Андреа делла Роббиа
Благовещение |
1479 | ||
Андреа делла Роббиа
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми |
ок. 1480 | Капелла Медичи, Санта Кроче (Флоренция) | |
Андреа делла Роббиа
Поклонение младенцу
|
ок. 1480 |
Это оригинал.
В ГМИИ с 1927 года, ранее — Серпуховский музей; Собрание Орловых-Давыдовых в имении Отрадное |
|
Андреа делла Роббиа
Мадонна с младенцем и двумя ангелами
|
1505 | Музей Боде | |
Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Иеронимом |
Государственные музеи (Берлин) | ||
Мастер из Сан-Тровазо
Рельефы с изображением ангелов |
2-я пол. XVI века | Церковь Сан-Тровазо (Венеция) | |
Мино да Фьезоле
Табернакль |
Капелла Кастеллани, Базилика Санта-Кроче (Флоренция) | ||
Мино да Фьезоле
Портрет молодой девушки |
Государственные музеи (Берлин) | ||
Мино да Фьезоле
Портрет Джованни Медичи |
1456 — 1461 | Национальный музей (Флоренция) | |
Мино да Фьезоле
Портрет Ринальдо делла Луна |
1461 | Национальный музей (Флоренция) | |
Мино да Фьезоле
Портрет епископа Салутати |
1464-1469 | ||
Маттео Чивитали
Портрет Доменико Бертини (фрагмент гробницы) |
1496 | Собор святого Мартина (Лукка) | |
Маттео Чивитале. Коленопреклоненные ангелы | |||
1) Коленопреклоненный ангел | 1473-1476 | Собор Сан-Мартино (Лукка) | |
2) Коленопреклоненный ангел | |||
Бенедетто да Майано
Мадонна с Младенцем |
Национальный музей (Флоренция) | ||
Бенедетто да Майано
Алтарная сень (киворий) |
1475-1480 | (Сиена) | |
Бенедетто да Майано
Кафедра собора Санта-Кроче, Флоренция |
1481 | Базилика Санта-Кроче (Флоренция) | |
Бенедетто да Майано
Портрет Филиппо Строцци Старшего |
1475 | Лувр | |
Надгробие Лодовико Сфорца и Беатриче д’Эсте |
Ок 1499 г. | Cобор Чертоза ди Павии | |
Донато Браманте
Балкон |
1499-1511 гг. | Палаццо Канчеллерия (Рим) | |
Сцены из композиции «Семь дел милосердия» («Приютить странника», «Помочь больному») |
Ок. 1524—1529 гг. | (Пистойя) | |
Бенвенуто Челлини
Голова Персея |
1545 — 1553 | Лоджии деи Ланца (Флоренция) | |
Бенвенуто Челлини
Рельеф с пьедестала статуи Персея |
1545-1554 | Лоджии деи Ланца (Флоренция) | |
Портрет Франческо дель Неро |
1550-1560 (?) |
Ранее:
Государственные музеи (Берлин)
Считался утраченным Обломки найдены в РФ, реставрированы, ныне в ГМИИ |
|
(?)
Нарцисс |
Ок.1560 г. | Музей Виктории и Альберта (Лондон) | |
Алессандро Витториа
Портрет Оттавиано Гримани |
1571-1576 г. | Скульптурная галерея (Берлин); ранее Музей Боде | |
Джованни да Болонья
(Джамболонья)
|
Ок. 1580 | Национальный музей (Флоренция) | |
Якопо делла Кверча
Мадонна с Младенцем |
Базилика Сан-Петронио (Болонья) | ||
Пророк | Между 1425—1438 | ||
? |
Микеланджело
Фото | Название | Период | Оригинал |
---|---|---|---|
Микеланджело | 1492 | Музей Буонарроти (Флоренция) | |
Микеланджело | 1497-1500 | Собор Святого Петра (Рим) | |
Микеланджело | Ок. 1497—1501 | Национальный музей (Флоренция) | |
Микеланджело | Ок. 1501 | Собор Нотр-Дам (Брюгге) | |
Микеланджело | 1502-1504 | Королевская академия искусств (Лондон) | |
Микеланджело | 1504-1505 | Национальный музей (Флоренция) | |
Микеланджело | 1504 | Галерея Академии изящных искусств (Флоренция) | |
Микеланджело | Между 1513 и 1519 | Лувр | |
Микеланджело | |||
Микеланджело | 1513-1516 гг. | Церковь Сан Пьетро ин Винколи (Рим) | |
Микеланджело | 1519-1533 | Капелла Медичи в церкви Сан Лоренцо (Флоренция) | |
Микеланджело
|
1520-1534 | ||
Микеланджело
|
|||
Микеланджело | Между 1530—1534 г. | Эрмитаж | |
Микеланджело | 1539-1540 г. | Национальный музей (Флоренция) | |
Микеланджело
Оплакивание Христа ( ) |
Ок.1550-1555 | Музей собора (Флоренция) | |
Микеланджело
(ныне атрибуция снята) Снятие с креста ( Пьета Палестрина ) |
Ок.1550-1555 | Галерея Академии изящных искусств (Флоренция) |
См. также
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка — ) .
- . Дата обращения: 19 октября 2019. 2 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- .
- . Дата обращения: 20 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . www.theartnewspaper.com. Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
- . www.pushkinmuseum.art . Дата обращения: 25 июля 2020. 25 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 24 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- .
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- . www.smb-digital.de. Дата обращения: 19 ноября 2019.
- . Дата обращения: 25 октября 2019. 7 декабря 2021 года.
Библиография
- Данилова Е. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – 100 лет, 1898-1998. — Москва: Галарт, 1998. — 417 с.
- Демская А. А., Смирнова Л. М. . — Москва: Галарт, 1995. — 448 с. — ISBN 5—269—00718—5.
- Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. — Москва: Московский рабочий, 1982. — С. 49, 16.
Ссылки
- на официальном сайте музея
- 2020-10-30
- 2