Памятник Бартоломео Коллеони (Венеция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бартоломео Пассаротти , Бартоломео Пассеротти ( итал. Bartolomeo Passаrotti o Passerotti ), 28 июня 1529, Болонья — 3 июня 1592, Болонья) — живописец , рисовальщик и гравёр периода маньеризма болонской школы , мастер натюрморта и картин бытового жанра . Писал также портреты и религиозные композиции. Его фамилию иногда пишут как «Пассеротти» или «Пассаротто».
Бартоломео родился в городе Болонья Эмилия-Романья . В 1551—1560 годах работал в Риме , сначала помощником архитектора Джакомо да Виньолы , а затем в мастерской живописца и рисовальщика Таддео Цуккаро . В Риме в основном изучал творчество художников Высокого Возрождения , осваивал техники рисунка и штрихового офорта . В 1560 году художник вернулся в Болонью, где устроил мастерскую, не порывая связей с Римом. Писал религиозные композиции, следуя находкам римского маньеризма . С 1564 по 1565 год занимался росписью большого алтаря для базилики Сан-Джакомо-Маджоре в Болонье.
Пассаротти — выдающийся рисовальщик; в своих рисунках он работал чётким «гравюрным» штрихом, напоминающим манеру офорта или гравюры резцом. В портреты он часто включал бытовые детали и изображения животных, несмотря на непрестижность таких дополнений. Позднее, когда имена портретируемых им лиц терялись, это дало основания именовать портреты его работы условными названиями: «Ботаник», «Секретарь вельможи», «Лютнист». Как маньерист в более поздних произведениях Бартоломео Пассаротти обращался к примерам тосканской школы , таких художников, как Джорджо Вазари и Просперо Фонтана . Он также испытал влияние живописи Корреджо , Пармиджанино и художников венецианской школы .
Пассаротти оказал влияние на многих болонцев, которые позднее сыграют важную роль в развитии традиций болонской школы. Аннибале Карраччи (чей брат Агостино учился у Пассаротти) находился под влиянием живописи бытовых сцен Пассаротти (таких картин, как «Пожиратель бобов» или «Мясная лавка»).
Одним из первых среди итальянских художников Пассаротти обратился к созданию натюрмортов с жанровыми вкраплениями («Рыбная лавка», «Продавцы в мясной лавке», «Магазин с дичью»), напоминавших подобные композиции нидерландских мастеров, среди которых Питер Артсен (1508—1575) и Иоахим Бейкелар (1530—1574).
Его последней известной работой было «Введение Марии во храм» 1583 года, картина, которая ныне находится в Национальной пинакотеке Болоньи.
Трое сыновей Пассаротти: Вентура (1566—1618), Аурелио (1560—1609) и Тибурцио и их потомки также стали художниками. Учениками Пассаротти были Аннибале Карраччи (предположительно), Франческо Брицио (известный под прозвищем Nosadella) и Лючио Массари.