Кальдаро-сулла-Страда-дель-Вино
- 1 year ago
- 0
- 0
Витто́рио Стра́да ( итал. Vittorio Strada ; 31 мая 1929 , Милан — 30 апреля 2018 , Венеция ) — итальянский литературовед и переводчик- славист , историк русской литературы, научной и общественной мысли.
Витторио родился в Милане в 1929 году в ломбардской буржуазной семье среднего достатка; воспитывался в католической вере («христианин по убеждению, но далекий от соблюдения церковных норм»). Период формирования пришёлся на 30-е и 40-е годы, то есть в основном на период фашизма. Витторио запомнил тридцатые годы как период счастливый. Семья жила в Брианце на вилле у бабушки. В гимназические годы в Монце увлёкся чтением, в частности романами Ф. М. Достоевского — в 12 лет Витторио испытал внутреннее потрясение, прочитав « Братьев Карамазовых » .
После войны окончил лицей и поступил на философский факультет Миланского университета . Учился у Антонио Банфи , но кумиром студенческой группы был американский философ Джон Дьюи с его теорией прагматизма . В университете Витторио считал себя ленинистом , но работы Ленина « Материализм и эмпириокритицизм » и « Партийная организация и партийная литература » полагал для себя «неприемлемыми». Банфи стал научным руководителем дипломной работы Страды о советском диалектическом материализме «Материалистическая теория познания у Карла Маркса».
Витторио самостоятельно выучил русский язык, общаясь с жившими в Милане русскими эмигрантами . Освоив русский язык, Витторио начал изучать русскую литературу и культуру советского периода. В 1955 году он перевёл на итальянский язык повесть В. П. Некрасова « В родном городе », а в 1956-м написал ряд статей о литературе « оттепели ».
В 1956 году, ещё будучи студентом, начал работать в журнале «Il Contemporaneo» («Современник»).
Первой статьёй Страды в «Contemporaneo» был текст о Владимире Померанцеве и его знаменитой статье в «Новом мире» за 1953 год «Об искренности в литературе» , спровоцировавшей огромную дискуссию в Советском Союзе . Другая статья Страды в «Contemporaneo» была посвящена самоубийству Александра Фадеева , генерального секретаря Союза писателей (в статье предстали два образа: молодой революционер — автор добротного романа «Разгром», и бюрократ , в которого Фадеев выродился, проводя обслуживающую Сталина губительную политику, что поставило на нём крест как писателе). Против этой статьи выступили идеологи итальянской компартии, а также известный художник-коммунист Ренато Гуттузо , обвинившие Страду в неуважительном отношении к Фадееву и ко всей советской литературе .
В 1956 году в атмосфере надежд, связанных с критикой «культа личности» Сталина , Страда вступил в Итальянскую коммунистическую партию (вышел после 1968). Подписал коллективный протест против подавления Венгерского восстания 1956 года .
Несмотря на ряд разочарований в политике Хрущёва («незавершенность экономических реформ , безумную антирелигиозную кампанию , возврат к худшим атеистическим традициям ленинского периода, выпады Хрущева против писателей и художников») в целом поддерживал её — «всё перевешивал хрущевский антисталинизм».
В 1957 году вместе с сестрой Лаурой посетил СССР (Марсель-Одесса-Москва) в рамках Всемирного фестиваля молодёжи . За проведённый в Москве месяц встретился и подружился с Евгением Евтушенко , Беллой Ахмадулиной , чуть позже с Андреем Вознесенским , Борисом Слуцким и с Заболоцким .
В 1957 году Страда написал для журнала Il Contemporaneo большую статью, посвященную Пастернаку . Статью эту перевели в Иностранной комиссии Союза писателей СССР специально для Пастернака. Статья ему понравилась и он через СП СССР пригласил Страду и главного редактора Il Contemporaneo к себе на обед на дачу в Переделкино. Встреча состоялась в августе 1957 года . На встрече также присутствовали писатель Всеволод Иванов и , заведующий Итальянским отделом Иностранной комиссии СП СССР, впоследствии куратор Страды от КГБ .
Во время второй встречи в 1957 году Пастернак доверительно сказал Страде :
Витторио, вы должны знать. Вчера я был в СП, где состоялась жуткая сцена: Сурков кричал на меня, ругался и заставил отправить Фельтринелли телеграмму с просьбой задержать публикацию „ Доктора Живаго “. Но я хочу, чтобы роман был напечатан, это – дело моей жизни. Поэтому вы должны сказать ему лично: телеграмма не имеет никакого значения, и если появятся новые, это значит, я отправил их под нажимом
В ноябре 1957 года роман был впервые издан на итальянском языке в Милане в издательстве Фельтринелли «вопреки всем усилиям Кремля и итальянской компартии». После этого к Страде возникли подозрения как к соучастнику появления «Доктора Живаго» на Западе и он оказался по надзором КГБ . Несмотря на преследования КГБ, Страда вёл себя «абсолютно свободно и чувствовал себя в СССР совершенно комфортно» .
После сотрудничества с «Il Contemporaneo» Страда стал сотрудником журнала ИКП Rinascita («Возрождение») .
Окончив философский факультет Миланского университета, в 1958 году по ходатайству его научного руководителя профессора и по настоянию руководства итальянской компартии был принят в аспирантуру Московского государственного университета . Там со Страдой дружил будущий историк Ренато Ризалити .
В начале 1958 года аспирант филологического факультета МГУ Витторио Страда в общежитии МГУ на Ленинских горах познакомился со студенткой, «молодой, очаровательной, хотя и крутохарактерной сибирячкой» Кларой Янович, а 4 июля женился на ней; советская бюрократия ( Б. Н. Пономарёв ) не хотела этой свадьбы, её пробивал Евтушенко своими обращениями в КГБ, в ЦК, в милицию , Страда также обращался к генеральному секретарю Итальянской компартии Пальмиро Тольятти
Другой причиной надзора были дружеские связи Витторио Страды с советскими писателями периода «оттепели» , в частности — с редакцией и авторами « Нового мира ». В СССР Страда познакомился и подружился со многими писателями и философами либерально-реформаторского направления, на протяжении последующих десятилетий не только поддерживал эти отношения, но и постоянно расширял круг своих знакомств и привязанностей.
Так, осложнения возникли на почве знакомства Страды с философом Эвальдом Ильенковым . В 1958 году на философском факультете МГУ Страда услышал выступление Ильенкова перед студентами, заинтересовался услышанным и напросился домой к Эвальду Васильевичу, чтобы обсудить некоторые вопросы. Когда Ильенков рассказал, что закончил книгу («Диалектика абстрактного и конкретного»), Страда попросил дать ему для внимательного прочтения машинописный экземпляр. После прочтения Страда пришёл в восторг и с ведома автора послал текст в миланское издательство «Фельтринелли». Одновременно разгорался скандал с изданием Пастернака тем же издательством. В партбюро заставили Ильенкова написать письмо в Италию с отказом от издания там книги, объявили ему партийный выговор и рассыпали набор русского издания книги . Для Ильенкова эти контакты со Страдой имели тяжёлые последствия, он попал в больницу, потом в санаторий.
В 1958 году Витторио сопровождал в большой поездке по СССР (Ленинград, Тбилиси, Киев) итальянских поэтов , , и ; в Киеве Витторио познакомился очно с Виктором Некрасовым
Проучившись в аспирантуре МГУ до 1961 года, Витторио не смог её формально закончить по идеологическим причинам — его обвинили в « ревизионизме » и антиленинских позициях. Научный руководитель Витторио Страды профессор А. И. Метченко не допустил к защите его диссертацию «Политика ВКП(б) в области литературы в 30-е годы», посвященную советским теоретико-литературным изысканиям 1920-30-х годов (Витторио в своей работе над диссертацией наотрез отказался от «партийности в литературе» , зато увлёкся идеями формализма В. Б. Шкловского и В. М. Жирмунского , с которыми часто общался).
В начале 1961 года Страда нашёл в библиотеке книжку «некоего Бахтина » 1929 года «Проблемы творчества Достоевского» и был ею потрясён . По совету Слуцкого (либо по совету Вадима Кожинова ). Страда написал Бахтину в Саранск письмо с просьбой издать его книгу о Достоевском :
В согласии с издательством [Эйнауди] я считаю целесообразным, чтобы предисловие этого, самого полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского принадлежало русскому литературоведу. Я хорошо знаю Вашу очень оригинальную и интересную книгу о творчестве Ф. М. Достоевского, и мне хотелось бы, чтобы эта книга была вступительным исследованием итальянского перевода сочинений Достоевского. Но надо было бы приспособить Вашу книгу для этой цели. Между прочим, и Вы, может быть, хотели бы её немножко перерабатывать
Бахтин получил письмо Страды 22 февраля 1961 года и уже 23 февраля ответил, что хотел бы переписать старый текст. В итоге он действительно написал нечто совершенно оригинальное . Тем не менее задуманное итальянское собрание сочинений не состоялось, и итальянское издание книги Бахтина вышло лишь в 1968 году . По воспоминаниям Страды для Бахтина было трудно найти переводчика (крайне непростой язык), и по Москве поползли слухи: на Западе бойкотируют Бахтина! Кожинов в статье «Куда девалась рукопись М. М. Бахтина?» (« Москва », 1997, № 10) обвинял Витторио Страду в том, что тот «подевал куда-то полученную им рукопись целой книги» Бахтина о Достоевском . Но с весны того же 1961 г. начинаются энергичные действия В. В. Кожинова с целью переиздания книги в Москве. В марте 1962 года Бахтин получил официальное предложение от издательства «Советский писатель» и после долгого перерыва вновь начал публиковаться ( Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советский писатель, 1963. ), заняв одно из важнейших мест в мировой культуре XX века.
В 1961 году Страда возвращается в Италию вместе с советской женой.
В марте 1962 года Страда участвует в конгрессе Европейского сообщества писателей (проходил во Флоренция во дворце Палаццо Веккьо ) и принимает советскую делегацию ( А. А. Сурков , М. П. Бажан , В. Ф. Панова , А. Т. Твардовский , Г. Н. Чухрай , ) и советских гостей ( И. Л. Андроников , С. П. Антонов , Е. М. Винокуров , А. А. Вознесенский , Д. А. Гранин , Э. Г. Казакевич , В. П. Некрасов, , , В. Б. Шкловский). Особенно долгая и «удивительно откровенная» беседа была у Страды с Твардовским (Твардовский отметил в дневнике и жену Страды: «нижнеамурская полутатарочка… как-то ёжилась, смотрела в сторону, смущённая, взволнованная и точно виноватая, как я ни старался обшутить её положение, — видимо очень-очень тоскует по родине, любовь к которой, как мне кажется, часто бывает сильнее любви» ). Спутник Твардовского Виктор Некрасов по итогам этой поездки в Италию (и США) опубликовал в 11-м и 12-м номерах «Нового мира» за 1962 год очерки «По обе стороны океана», где упомянул «своего друга» Страду . Очерки вызвали резкую реакцию Н. С. Хрущёва (« преклонение перед Западом »), Некрасова пытались исключить из партии , но писателя спасла статья Страды:
Как ни странно, но к благополучному исходу всего дела (замена исключения строгим выговором) имел отношение Пальмиро Тольятти . Мой друг, итальянский коммунист, критик Витторио Страда написал в общем-то хвалебную статью о моих очерках „По обе стороны океана“, тех самых, на которые обрушился Хрущёв. Дал её в теоретический журнал итальянской компартии "Ринашита" . Там испугались, но случилось так, что Страда встретился, ни больше ни меньше как на пляже, с Тольятти, и тот дал распоряжение журналу печатать. Статью эту мне перевели , я её отдал Перминовой, моему партследователю, и та потом мне призналась, что статья возымела своё действие .
Статьи Витторио Страды из еженедельника компартии Италии « Ринашита » переводила и передавала в редакцию «Нового мира» Цецилия Исааковна Кин ; со Страдой она состояла в дружеской переписке .
Одновременно Витторио Страда публиковал в различных журналах статьи о русской литературе советского периода, собранные в 1964 году в книгу «Советская литература. 1953—1964» (« Letteratura sovietica. 1953—1964 »). Его литературоведческие труды вызвали враждебную реакцию советских идеологов соцреализма ( В. Р. Щербины , А. Л. Дымшица , А. И. Метченко и других), открыто ополчившихся против него.
В начале 1964 года Страда организует для Джулио Эйнауди (директора издательства « ») встречу-интервью с Никитой Сергеевичем Хрущёвым и приезжает с ним в Москву. Встреча Эйнауди и Страды с Хрущёвым состоялась 21 февраля 1964 г. — Эйнауди подарил Хрущёву гигантский трюфель из пьемонтского города Альба и получил права на публикацию речей Хрущёва о проблеме мирного сосуществования . По воспоминаниям Страды, Хрущёв говорил беспрерывно сорок минут, а на гриб посмотрел с огромным изумлением .
Тогда же, в феврале 1964 года Страда знакомится в Москве (в Союзе писателей) с Всеволодом Кочетовым по приглашению последнего. Дело в том, что ранее Страда иронически критиковал роман Кочетова «Секретарь обкома» в рецензии для газеты « L’Unita » , и Кочетов пожелал встретиться с молодым итальянским коммунистом. По воспоминаниям Страды, «встреча прошла вполне корректно», а Кочетов отличался от своих коллег, бюрократически надменных и чванливых: он скорее напоминал борца за советскую коммунистическую идею и считал себя таковым .
В том же (1964) году Джулио Эйнауди предложил Страде, по возвращении в Италию, переехать в Турин чтобы работать у него в издательстве « Einaudi» в качестве консультанта по русской литературе. Под редакцией Страды в Италии были опубликованы произведения русских классиков, политических мыслителей от А. И. Герцена и В. И. Ленина до Л. Д. Троцкого и С. Н. Трубецкого , проза В. П. Аксёнова , И. Э. Бабеля , М. А. Булгакова , К. К. Вагинова , Ю. О. Домбровского , Ю. П. Казакова , Л. Н. Лунца , Ю. К. Олеши , А. И. Солженицына , Ю. В. Трифонова , А. В. Чаянова , Е. Л. Шварца , труды представителей ОПОЯЗа , В. Я. Проппа , М. М. Бахтина , Ю. М. Лотмана , Б. А. Успенского . Переводил поэзию Пастернака и Н. Заболоцкого , общался с Н. И. Харджиевым , А. Е. Кручёных , Солженицыным.
В начале 1966 года в связи с « Делом Синявского », ещё до суда Страда пишет статью в защиту свободы писателей (опубликована в « Ринашите » уже после суда, сопровождённая редакционной врезкой ).
В июле 1966 года в Италии (в Турине и в лигурийской прибрежной деревне ) Страда принимает В. А. Кочетова , приехавшего в командировку. Писатели, «разгорячённые водкой», устроили «настоящую баталию, оставив всякую дипломатию» В конце спора Кочетов воскликнул: «Почему же ваш Тольятти ничего такого не говорил, когда бывал в Москве, а во всём соглашался с нами?». Страда кричал в ответ: «Попомните моё слово: придёт время, и в Россию тоже придёт свобода культуры, слова, наступит плюрализм . Я в этом уверен» . Поединок закончился: Кочетов вышел из него ещё большим сталинистом, чем был раньше, уверенный в том, что перед ним враг, а Страда — ещё большим «антисталинистом» .
В 1966 или 1967 году Страда знакомится с вдовой Булгакова. Благодаря дружеским отношениям с Еленой Сергеевной, передавшей ему отрывки « Мастера и Маргариты », исключённые цензурой из первого советского издания, в Италии в издательстве Эйнауди в 1967 году впервые вышел полный текст этого романа с предисловием Страды . В 1967 году роман без купюр передавало Радио «Свобода»
Приблизительно в 1967 или 1968 году Страда получил от Солженицына через одного из друзей (возможно, Виктора Луи ) рукопись « Ракового корпуса », провёз её в чемодане через таможню в Италию, где она был издана в «Эйнауди» с предисловием Страды . В 1969 году «Раковый корпус» передавало Радио «Свобода»
Весной 1968 года Страда приезжал с женой в Москву, где встретился с Юрием Карякиным , передавшим Страде для опубликования в западной прессе текст своего доклада на вечере о А. П. Платонове в ЦДЛ 30 января 1968 года (Карякин произнёс тогда фразу в адрес Сталина «Чёрного кобеля не отмоешь добела», за что был исключён из партии). В тот же приезд у Страды в московском аэропорту Шереметьево на таможне изъяли записи беседы Льва Копелева с секретарём Союза писателей Ю. Н. Верченко , а также открытое письмо Солженицына (25 апреля 1968) против публикации на Западе своего романа «Раковый корпус» . Позднее Солженицын описал эти события в своих воспоминаниях « Бодался телёнок с дубом »:
Письмо в « Унита », посланное с известным публицистом-коммунистом Витторио Страда, было отобрано у него на таможне и мне пришлось горячо убеждать таможенников, что в интересах нашей литературы необходимо, чтоб это письмо появилось в «Унита». Через несколько дней после этого разговора, уже в начале июня, оно-таки появилось в «Унита»
Страда провёл тогда сутки под арестом, а роман Солженицына вышел в 1969 году по-итальянски с его предисловием. Эти события послужили причиной разрыва Витторио Страды с советскими властями, которые в дальнейшем, в течение двух десятилетий, отказывали ему в визе на въезд в СССР.
Осенью 1969 года В. А. Кочетов в романе «Чего же ты хочешь?», опубликованном в журнале «Октябрь» , изобразил Страду в образе отрицательного героя по имени Бенито Спада , «антисоветчика» и « ревизиониста ». Жена Страды Клара представлена в романе под именем Леры, «положительная героиня», осознавшая в конце, какую грубую ошибку или грех совершила, выйдя замуж за подлого ревизиониста и покинув лучезарную советскую родину. В связи с полемикой вокруг романа Страда получил открытку из Киева от писателя Виктора Некрасова: «Витторио, Кочетов сделал тебя знаменитым! А сам обо…ся» . Этот роман вызвал международный скандал, но в Италии шуму он наделал, конечно, больше. Кочетов был уверен, что сослужил достойную похвалы службу, встав на защиту политики партии, но в верхах не оценили такой услуги, ввиду того, что роман повсеместно вызвал скандал, и постарались дело замять, предав роман забвению. По словам Страды, Кочетов вёл себя малодостойным образом: сначала он отрицал знакомство со Страдой , потом, когда был уличён во лжи, заявил, что Страда и антисоветские ревизионисты публикуют в Италии только литературу «оттепели» и что такой роман, как «Чего же ты хочешь?», никогда не дойдёт до здорового итальянского читателя. Но в 1970 году роман Кочетова вышел в итальянском издании с едким предисловием Страды, который озаботился переслать один экземпляр этого издания автору .
По признанию Страды «постепенно менялись мои политические воззрения, причём в одном неуклонном направлении — я становился всё больше и больше „ ревизионистом “» .
Культурная революция в Китае вызвала у Страды «инстинктивное» отторжение — он видел в ней новую, отличную от советской форму «сталинизма» и «ждановщины»; Страда выразил своё принципиальное неприятие деспотического насилия подчиняющихся указке сверху масс, квалифицировав его как «антикультурную контрреволюцию». К западному протестному движению 1968 года Страда отнёсся без всякого энтузиазма (но максимально поддерживал параллельное на «востоке» , в странах зоны советского влияния). Имитация маоизма в западном ключе была для Страды «невыносима не столько с политической, сколько с интеллектуальной точки зрения»; новая атмосфера стала «удушливой», особенно когда её струи стали просачиваться на место его работы — издательство «Эйнауди», и вскоре Страда ушёл из этого издательства.
Страда поступил на место заведующего кафедрой русского языка и литературы в Венецианском университете (1970—1992). В Венеции семейство Страды жило «в изумительном месте», на острове Сан-Джорджио , в доме, который стоял бок о бок со знаменитой постройкой Андреа Палладио , с видом из окна на Собор Святого Марка . На острове Сан-Джорджо Страда вместе с проводил множество симпозиумов с участием советских учёных .
В семидесятые годы Страда прекратил сотрудничество с коммунистической печатью: с газетой «L’Unità» — с тех пор, как была заблокирована его статья о Солженицыне; с журналом « Ринашита » — после отказа Тольятти печатать статью об И. Г. Эренбурге . В этот период Страда печатался в газете « La Repubblica ».
По инициативе Витторио Страды Юрий Лотман и Борис Успенский подготовили книгу «Семиотические исследования» («Ricerche semiotiche», 1973) — это самая значительная коллективная работа « тартуско-московской школы », вышедшая на Западе.
Несмотря на отказ в советских визах, Страде удавалось — с «грандиозными» скандалами — три раза краткосрочно посетить СССР: в 1977 году в составе делегации издательства «Эйнауди» — первую Международную книжную ярмарку в Москве , в 1979 году — вторую Международную книжную ярмарку, и в 1986 году — исторический симпозиум Академии Наук , где Страда прочитал «еретический» доклад о Максиме Горьком .
В 1979 году Страда прекратил сотрудничество с газетой «La Repubblica», позиции которой, включая её отношение к китайской «культурной революции», становились для него всё более и более неприемлемыми, и начал публиковаться в газете « Corriere della Sera ».
В декабре 1979 года советский посол в Италии Н. С. Рыжов направил в Международный отдел ЦК КПСС секретное письмо (опубликованное газетой «Repubblica» 12 июня 1992 года), в котором заявил, что Страда докатился до опорочивания личности В. И. Ленина и до утверждения, что советская культура находится под пятой тоталитаризма: поэтому путь ему в СССР должен быть преграждён, хотя это обязательно вызовет громкий скандал. По его словам, такой скандал «принесёт меньше вреда, чем тот, который Страда постоянно нам причиняет своей антисоветской деятельностью».
В сентябре 1980 года Страда принимает участие в антисоветской международной конференции «Левые — за Афганистан» в Риме, организованной журналом « » («Рабочий мир»), издаваемым Итальянской Соцпартией . Участники конференции создали «Комитет солидарности с Афганистаном» .
В 1982 году Страда знакомит Запад с идеями евразийства — по его инициативе в Италии вышел сборник Николая Трубецкого (в том числе «Европа и человечество»), с предисловием Р. О. Якобсона .
Страда издавал международный журнал « Россия/ Russia» (1974—1993), при его участии была создана и издана « История русской литературы» в семи томах (1986—1995, в соавторстве с Ж. Нива , Е. Г. Эткиндом , И. Серманом). Публиковался в таких западноевропейских русскоязычных изданиях, как « Русская мысль » (входил в редколлегию газеты), « Страна и мир », «Обозрение», « Континент » (в последнем журнале много лет состоял членом редколлегии по приглашению основателя и редактора «Континента» Владимира Максимова ).
В 1988 году Страда организует и проводит на острове Капри семинар писателей по проблемам Перестройки «Культура в период Перестройки». С советской стороны принимали участие Фазиль Искандер (которому была присуждена премия Малапарте ) и филолог Игорь Виноградов .
В октябре 1988 года Страда участвует в международном семинаре «Перестройка. Куда идёт Советский Союз?» в Барселоне , прочитав доклад «Сталин был, и это требует объяснения».
Осенью 1989 года, после снятия визового вето по приглашению Союза писателей Страда с супругой снова посетил СССР.
В декабре 1989 года по приглашению Страды Италию посетила Ольга Седакова , прочитав в Венецианском университете лекцию об Ахматовой .
Осенью 1990 года по инициативе Хельсинкского комитета Италии, Независимого университета «Вашингтон — Париж — Москва» , итальянского журнала «Рабочий мир», журналов «Континент» и « Юность », газеты « Комсомольская правда » Витторио Страда организовал в Риме встречу российских писателей ( Д. С. Лихачёв , В. А. Солоухин , Г. Я. Бакланов , В. Н. Крупин , С. П. Залыгин , В. П. Астафьев , В. К. Буковский , Ч. Айтматов , В. В. Быков и другие писатели патриотического и либерального толка): идея была проста — помирить тех, кто в Перестройку рассорился, кто и до неё представлял разные течения в родной словесности, но всё же не враждовал . Конференция, прошедшая 14-17 октября 1990 года в здании итальянского парламента , имела тему «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?» (по другим источникам — «От гражданской войны к гражданскому миру в СССР») и получила неформальное название «Римская встреча». Конференцию приветствовали Михаил Горбачёв , Борис Ельцин , Иосиф Бродский , Мстислав Ростропович , Эрнст Неизвестный , Милован Джилас , президент Италии Франческо Коссига , министр иностранных дел Италии Джанни Де Микелис , мэр Рима Франко Карраро . Участники встречи (в том числе Страда с супругой) подписали так называемое «Римское обращение», где (за год до официального роспуска СССР ) констатировалось: «заканчивается существование одной из величайших империй в истории человечества и на её территории возникают новые государственные образования»
В 1992 году Министерство иностранных дел Италии назначило Страду на пост директора Итальянского института культуры в Москве (1992—1996).
В постсоветский период Витторио Страда сотрудничал с журналами « Вопросы философии », « Вестник Московского университета », с « Независимой газетой », принимал участие в научных изданиях «В раздумьях о России» (Москва, 1996) и «Революционный радикализм в России. Век девятнадцатый» (Москва, 1997; оба издания вышли под редакцией Е. Л. Рудницкой). В 1995 году в Москве под его редакцией и с его предисловием вышел сборник «Христианство и культура сегодня» (авторы — русские и итальянские философы и теологи ). Регулярно публиковался в альманахе «Вторая навигация» (Мюнхен-Харьков).
В 2000 году Страда приехал к А. Солженицыну в Троице-Лыково ; в их беседе 20 октября 2000 года Солженицын критиковал НАТО и США . Беседа была снята на киноплёнку для демонстрации на симпозиуме христианской молодёжи в Италии . В 2001 году у Страды состоялась самая долгая встреча с Солженицыным у него дома. Александр Исаевич признался, что ему очень понравились статьи Страды «с философским оттенком», в том числе и те, что публиковались в « Русской мысли » в Париже .
Как преподаватель вышел в отставку в 2003 году, но продолжал научную и организаторскую деятельность.
В 2003 году Витторио Страда организовал в Риме большую выставку «Петербург и Италия. 1750—1850. Итальянский гений в России» («Pietroburgo e l’ltalia. Il genio italiano in Russia») с участием Эрмитажа и Музея истории Санкт-Петербурга , а также симпозиум по Петербургу ( Фраскати ). Под его редакцией вышел каталог выставки со статьями русских искусствоведов. По его инициативе также возобновлены встречи-симпозиумы российских и итальянских историков (Венеция, 2001; Москва, 2005).
В декабре 2003 года Страда принял участие в Международном конгрессе «Праведники в ГУЛАГе . Ценность нравственного сопротивления советскому тоталитаризму» в Милане, где прочитал доклад «Полнота памяти и историческое сознание. Век тоталитаризмов и духовное преображение Василия Гроссмана » .
В 2017 году стал лауреатом Международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «Переводческая деятельность». Награду за него получила дочь Ольга Страда .
Страда неоднократно выражал осуждение большевизма :
Я не думаю, что большевики были для России благодеянием. Наоборот, исторический вред, нанесённый России ленинско-сталинской властью, помимо многомиллионных жертв, огромен. Моя вера в Россию, в её великие творческие способности такова, что я не сомневаюсь, что без Ленина и Сталина и их наследников эта необыкновенная страна достигла бы лучших результатов, несмотря на объективные трудности, следуя по своему русскому и вместе с тем европейскому пути, на который встала во второй половине XIX и начале XX века
.
В статье «Долой с пьедестала богиню-литературу» в газете Corriere della Sera Страда суммировал свой взгляд на литературный процесс в современной России: исчезновение всех табу , огромная роль переводов западной прозы, приспособление издательской деятельности к условиям рынка и включение её в более сложный рынок масс-медиа в целом, переживающий период сильнейшей экспансии. Прямым следствием этих последних изменений является «конец литературоцентризма, имевший место в России намного позже в сравнении с западным миром и ощущаемый как утрата литераторами старого стиля». Этот процесс оценивается Страдой чрезвычайно позитивно: по его мнению, он свидетельствует об « эмансипации литературы и общества и служит знаком модернизации русской культуры, которая не навязывает более литературе функций, принадлежащих политике, религии, истории, социологии и пр.»
Витторио Страда скончался 30 апреля 2018 года, похороны прошли 5 мая на кладбище Сан-Микеле в Венеции .
Жена — литературовед и переводчик Клара Алексеевна Янович-Страда (род. 31 марта 1935 года в селе Чля Хабаровского края ). Преподавала в нескольких итальянских университетах (в Турине, Падуе, Венеции), переводила на итальянский язык произведения русской литературы ( А. С. Пушкина , А. П. Чехова ), а также работы М. М. Бахтина и В. Я. Проппа , публиковала собственные исследования по А. А. Блоку , А. С. Пушкину, А. П. Чехову.
Двое детей: Ольга (возглавляет Институт итальянской культуры в Москве ) и Никита. Внук Томмазо оканчивает [ уточнить ] университет Ca’Foscari в Венеции.
Год | Название на итальянском языке | Перевод на русский язык | Место | Пояснение |
---|---|---|---|---|
1964 | Letteratura sovietica 1953—1963 | |||
1969 | «Tradisione e rivoluzione nella letteratura russa» | «Традиция и революция в русской литературе» | 2-е расширенное издание — 1980 | |
1973 | Gogol, Gorkij, Cechov | «Гоголь, Горький, Чехов» | Roma | |
1979 | Strada V. Il «marxismo legale» in Russia / Storia del marxismo | Torino | ||
1985 | URSS-Russia. Letteratura e storia tra passato e presente | «СССР — Россия. Литература и история между прошедшим и настоящим» | Milano | |
1986 | Le veglie della ragione: miti e figure della letteratura russa da Dostoevskij a Pasternak | «Бессонница разума. Мифы и фигуры русской литературы от Достоевского до Пастернака» | ||
1988 | Simbolo e storia: aspetti e problemi del Novecento russo | |||
1990 | Incontro con Pasternak | «Встреча с Пастернаком» | Napoli | |
1991 | La questione russa. Identita e destino | «Русский вопрос. Идентичность и судьба» | Venezia | |
1991 | Simbolo e storia. Aspetti e problemi del Novecento russo | «Символ и история. Аспекты и проблемы России XX века» | Venezia | |
1994 | L’altra rivoluzione | «Другая революция» | Capri | о «каприйской школе» и «богостроительстве» |
1995 | I Russi e l’Italia | |||
2004 | Autoritratto autocritico. Archeologia della rivoluzione d’Ottobre | Автобиография «Самокритичный автопортрет. Археология Октябрьской революции» | Roma | |
2005 | EuroRussia. Letteratura e cultura da Pietro il Grande alla rivoluzione | «ЕвроРоссия. Литература и культура от Петра Великого до революции» | Roma — Bari | |
2007 | La rivoluzione svelata: una lettura nuova dell’ottobre 1917 | |||
2007 | Russia e rivoluzione. Ottobre 1917: un'«altra» prospettiva | |||
2008 | Etica del terrore: da Fëdor Dostoevskij a Thomas Mann | |||
2011 | Lenin, Stalin, Putin: studi su comunismo e postcomunismo | «Ленин, Сталин, Путин: Исследования коммунизма и посткоммунизма» | ||
2014 | Europe: la Russia come frontiera | «Европа: Россия как граница» | ||
2017 | Impero e rivoluzione | «Империя и революция» | ||
2018 | Il dovere di uccidere | «Обязанность убивать» | исследование о терроризме , начиная с русских народовольцев середины XIX века |