Джазовый танец
— хореографическое направление, представляющее собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. Этот танец развивался параллельно с музыкой в 20-е — 40-е годы XX столетия. Термин джазовый танец неразрывно связан с понятием танцев в стиле «
свинг
» и включает в себя:
линди хоп
,
чарльстон
,
буги-вуги
, джиттербаг (как смесь стилей), шэг,
бальбоа
, блюз. Это название часто также распространяется на джайв,
рок-н-ролл
,
West Coast Swing
, Se rock или Le Rock и другие танцы, развившиеся в 1940-х и позднее. В США термином «
свинг
» чаще обозначают такие социальные танцы, как
линди хоп
,
West Coast Swing
, East Coast Swing, Hand Dancing и т. д. В Европе долгое время были наиболее распространены
буги-вуги
и
рок-н-ролл
, а в последние годы широкую популярность получил
линди хоп
.
До 1950-х годов джазовый танец, как и музыка относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950-х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.
Содержание
История
До середины 1950-х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из афро-американского коренного танца конца XIX — середины XX века. Джазовый танец часто относили к
чечётке
, потому что чечётка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие социальных и концертных танцевальных стилей. Позднее, в течение века джаза популярные формы джаза включали в себя
кекуок,
,
чарльстон
,
джиттербаг
,
буги-вуги
,
линди-хоп
. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все также популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.
Ранние джазовые формы 1920-х и ранее
Стоит заметить, что ранние формы (с 1890 по 1910) танца, который позднее станет известен как свинг, танцевали на юге Соединенных Штатов. Однако, из-за расового конфликта, известного как законы Джима Кроу (так называемая расовая сегрегация), многие талантливые афроамериканцы переезжали на север, где отношение к чернокожим было намного лояльнее. Многие из них совместили свой родной танцевальный стиль с тем, что уже был распространен в клубах таких городов как Чикаго, Кливленд, Нью-Йорк, Детройт, Сент Луис и других. В результате появились множество новых танцевальных стилей, практически у каждого города был свой собственный стиль.
Rhythm Tap dance (тэп)
Texas Tommy. Первое упоминание свинга отмечено в San Francisco Tribune в 1911, это был рассказ о танцующих Texas Tommy в Fairmout Hotel. В Texas Tommy партнеры периодически расходились вместо того, чтобы все время танцевать в близкой позиции, и тогда партнер «раскручивал» (swing out) партнершу, создавая возможность для импровизации и акробатических элементов. Термин «акробатический» часто встречается в описании этого танца. Texas Tommy считается непосредственным предшественником линди хопа. Когда у первых танцоров Texas Tommy попросили описать их танец, они сказали, что он был точно как линди хоп, только первые пару шагов были другими. Также они сказали что: «Через какое-то время после возникновения открытой позиции (breakaways) Texas Tommy развился и включил в себя элементы многих других танцев, в том числе танцев, пародирующих движения животных, например Grizzly Bear, Bunny Hop, Eagle Rock и Turkey Trot.»
— популярный линейный танец 1920-х и 30-х годов.
Apache — старый французский танец из пригородов Парижа, популярный с середины 1800-х. Смысл танца был в исполнении сценки, в которой мужчина, или сутенёр, подчиняет или наказывает женщину или проститутку. Танец заключался в том, что женщина уползала от мужчины в близкой позиции и мужчина бросал её. Это единственный известный ранний танец в котором, также как в Texas Tommy, пара расходится. Движения «apache spin» и «texas tommy spin» пришли из этих танцев, и сейчас легко представить как они вписывались в тему танцев.
Чарльстон
— классический танец, популярный в 10-х — начале 20-х годов, родственный линди хопу. Чарльстон происходит из афроамериканских районов, достиг широкой популярности в 20-е годы благодаря сценическим выступлениям. Стилистически выделяют чарльстон 20-х и линди-чарльстон — более поздние вариации, часто используемые в линди хопе.
Breakaway произошёл от чарльстона в поздних 1920-х и часто ассоциируется с такими танцорами как Джордж «Shorty» Сноуден. «Разбивание» (breaking away) партнеров друг от друга в открытую позицию часто рассматривается как развитие танцев таких как Texas Tommy, а также важный шаг в истории линди хопа. Этот танец популярен среди танцоров, интересующихся историей линди хоп.
Формы 1930-х и 1940-х
Линди хоп
— достиг пика популярности в поздних 1930-х и ранних 1940-х. Линди хоп — наиболее развитая и наиболее сложная форма свинга. Его характеризуют возможность импровизации и определённая гибкость ритмической структуры. Бейсик на 6 и 8 счётов. Его танцуют под почти любую возможную джазовую музыку, а также под блюз и другие виды музыки с ритмом блюза или джаза. •Бальбоа — танец на 8-ми частной основе, его характерные черты — близкий контакт между партнерами и быстрая работа ногами. Этот танец особенно удобен для быстрой джазовой музыки (обычно все в районе от 180 до 320 ударов в минуту) и/или ограниченного места на танцевальной площадке, хотя его также танцуют и в медленном темпе.
Блюз сегодня — неформальный вид свинга без фиксированных форм и с большим фокусом на связь, чувствительность и импровизацию, часто с сильным телесным контактом. Хотя изначально его и танцевали под одноимённую музыку, для него подходит любая небыстрая музыка в темпе 4/4, включая рок баллады и R’n’B. Исторически существует много видов блюзовых танцев, включая медленный драг. В некоторых местах танцуют только блюз, хотя в основном только в Соединенных Штатах.
Carolina shag — Каролина Шаг сформировался на основе Charleston и Collegiate shag. Однако, сегодня нет никакого сходства с ними. Название возникло в Myrtle Beach в Южной Каролине в 1930-х годах, когда танца являлся смесью Charleston и Collegiate Shag (according to 10/1938-Dance Index Mag. «Carolina Shag» descriptions") некоторые из основных шагов, назывались: кубинские Шаг , Shuffle, Twinkle т.д. Оригинальный Каролина Шаг, как говорят, возник в районе Атлантик-Бич, но большинство согласны на современные формы танца которые танцевали в области Myrtle Beach. В середине 1940-х R&B группы играли не только в клубах, но и на пляжах. Танцы на пляже (песок) способствовали изменению этого танца, а также танец получает название «Beach Dancing».
Collegiate shag — довольно простой танец на 6-битной основе, быстрый и энергичный. Был популярен на вечеринках учащихся колледжей, откуда и произошло его название. Для пары танцующей шэг характерна близкая позиция и масса энергичных вариаций футворка. Collegiate shag возник на юге (возможно, Новый Орлеан) и был известен как «Блошиный шаг» . Shag появился в конце 1920-х и был популярен у молодёжи, до появления линди хопа. Его танцевали в первую очередь под быстрой Регтайм -разновидность джазовой музыки. В 1920—1930 годах проходило много танцевальных конкурсов, проводимых в Нью-Йорке, в который Shag был неоспоримым лидером. На пляжах Вирджини танец пользовался популярностью, так как в некоторые городах восточного побережья Shag был запрещен.
St. Louis shag — более сложная вариация, отличающаяся синкопированными «притоптываниями». Возник в 1920-х годах в St. Louis и является разновидностью чарльстона.
Формы с 1940-х, 1950-х и позднее
Буги-вуги
родился в 1940-х. Сейчас он популярен в Европе, Boogie Woogie является европейской версией раннего West Coast Swing, который танцуют под джамп-н-джайв или буги-вуги.
Вестерн-свинг
, также называемый кантри-свинг, — форма с определённой культурой. Он напоминает East Coast Swing, но добавляет некоторые вариации из других танцев кантри.
East Coast Swing (англ.)(Свинг Восточного Побережья) — 6-битный свинг, возник в 1940-х и 50-х годах на восточном побережье, как уже ясно из названия. Его также называют Triple Time Swing или Jitterbug. East Coast Swing имеет очень простую структуру и положения ног, простые движения и стиль. Он демократичен и популярен, его часто танцуют под медленный и средний джаз, блюз и рок-н-ролл.
Washington Hand Dancing
Jitterbug часто описывается как ветвь линди хопа, порой употребляется как синоним. Однако термин Jitterbug относится к более позднему времени — (конец 30-х/начало 40-х годов), есть мнение что этим словом пренебрежительно называли белых танцоров. ((англ)Jitter-трястись, bug-неврастеник, паникер.[О. К. Королёв «краткий энциклопедический словарь джаз рок поп музыки»])
Джайв — ((англ.)Jive(сленг)- ерунда, болтовня) — жаргонное слово, появившееся у молодёжи в 1930-х. Также джайв — один из танцев латиноамериканской программы бальных (спортивных) танцев. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нём принцип свинга. •Push and Whip — техасская форма свинга.
Skip jive — британский вариант, популярный в 50-60-х.
West Coast Swing
(анг.)Свинг Западного Побережья развился в 1940-х и 50-х годах как стилистическая вариация линди хопа. Партнерши остаются на линии, и хоть это ограничивает их возможность двигаться влево и вправо, но улучшает их возможность вращаться в обе стороны. West Coast Swing часто танцуют под блюз и рок-н-ролл. Он популярен в Соединенных Штатах и Канаде, но мало в Австралии, Новой Зеландии и большинстве азиатских стран. В этих странах его часто сравнивают с Se Rock и грязным латинским джайвом.
Рок-н-ролл
развился в 1950-х годах вместе с музыкой рок-н-ролл. Рок-н-ролл очень популярен в Австралии и танцуется как для общения так и на соревнованиях и выступлениях. В нашей стране стиль ассоциируется с буги-вуги и линди хопом, потому что многие первые танцоры рок-н-ролла перешли в буги, а позже открыли для себя линди. Если говорить о музыке, то рок-н-ролл и свинг отличаются ритмической пульсацией (в буги и рок-н-ролле свингового разделения долей нет), хотя иногда гармония у них одна — 3-аккордный блюз. Независимо от этого многие старые танцоры линди хопа хорошо танцуют под рок-н-ролльную музыку. Во всех рок-н-ролльных фильмах 50-х годов («Rock Around The Clock», «Untamed Youth» и др.) танцоры исполняют линди.
Акробатический
Рок-н-ролл
популярен в Европе. Популярность акробатического
Рок-н-ролл
ассоциируется с русскими акробатами, которые «захватили» танец, хотя он популярен по всей Европе. Это танец больше для конкурсных выступлений или спорта, чем для общения.
Современный джайв, также известный как лерок и серок, развился в 1980-х из французской формы джайва (по общему мнению).
Джаз-модерн
После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее
в новый пластичный стиль, который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путём развития. В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован в работах Боба Фосса, что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра». Джаз-модерн продолжает оставаться существенным элементом в музыкальных театрах и его часто можно увидеть в музыкальных клипах и на танцевальных соревнованиях.
Танцоры джаз модерна часто носят кожаные джазовки, что помогает им плавно двигаться выполняя повороты, например,
пируэт
.
Перед танцем танцоры обычно делают упражнения, чтобы разогреть и растянуть мышцы и предотвратить травмы. В дополнение общеукрепляющие упражнения часто используются для поддержания общей формы."На пальчиках", танцовщица поднимается с колен, поддерживая баланс тела на пальчиках ног. Танцовщица — акробатка выполняет шпагат в прыжке, что также встречается в джазовом танце.
Модерн-джаз часто испытывает влияние других танцевальных стилей таких как
акробатический танец
, балет,
современный танец
, лирический танец,
хип-хоп
. В свою очередь многие танцевальные стили испытывают влияние джаза.
Как и в большинстве видов танца техника является основой всех движений в джазовом танце. В частности танцоры джаза извлекают пользу из знания балетной техники и поэтому в учебную программу джазового танца обычно включают балетные тренировки.
В джаз-модерне встречаются различные техники, как например:
1)Контроль центра тела
Рассматривая центр баланса как точку, из которой исходят все движения, становится возможным поддерживать равновесие и контроль во время выполнения движений, что в противном случае вывело бы танцора из равновесия.
2)Местоположение
Это позволяет танцору поддерживать баланс и контроль во время выполнения поворотов таких, как пируэт и
фуэте
, уменьшая при этом эффект
головокружения
от повторяющегося вращения.
3)Носок ноги
Танцоры вытягивают
лодыжку
и указывают носком так, чтобы выровнять стопу с линией ноги в приятной эстетической манере.
Известные руководители, танцоры и хореографы
Кэтрин Данэм, основатель афроамериканского театрального танца.
Джек Коул
считается отцом техники джазового танца. Он был главным вдохновением для Мэтта Мэттокс, Боба Фосса, Джерома Роббинс, Гвен Вердон и многих других хореографов.
Юджин Луис Фасиуто (или «Луиджи») состоявшийся танцор, после травмы в автомобильной катастрофе в 1950-х создал новый стиль джазового танца, основанный на разогревающий упражнениях, которые он изобрел, чтобы скрыть свои физические затруднения.
Боб Фосс, заслуженный джазовый хореограф, создал новый вид джазового танца, вдохновившись работами
Фреда Астера
и такими стилями как Американский
бурлеск
и
водевиль
.
Гасс Джордано, впечатляющий танцор джаза и хореограф.
Джером Роббинс, хореограф нескольких мюзиклов — хитов таких как «Питер Пэн», «Король и Я», «Скрипач на крыше», «Цыгане», «Смешная девчонка», и «Вестсайдская история».
Гвен Вердон, известна ролями в «Чертовых Янки», «Чикаго», и «Милая Чарити».
Фрэнки Мэннинг
, звезда мировой величины, линди-хоп. Лауреат премии «Тони» за хореографию для мюзикла
Black and Blue.
Людмила Николаевна, известна ролью в «Танец зебры и тигра»
Медицинский аспект
Исследования показали положительное влияние джазового танца на настроение и когнитивные способности пожилых людей. Проводились измерения с использованием
шкалы гериатрической депрессии
(GDS) и
теста сенсорной организации
(SOT) соответственно до (время 1), в середине (время 2) и после (время 3) занятия. Различия в баллах MMSE и GDS не были значительными, но баллы SOT увеличивались от времени 1 к времени 2 и от времени 2 к времени 3
.
Примечания
Alpert, Patricia T (2009). "The effect of modified jazz dance on balance, cognition, and mood in older adults".
Journal of the American Academy of Nurse Practitioners
.
21
(2): 108—115.
doi
:
.
PMID
.
Литература
[1] Eliane Seguin, «Histoire de la danse jazz», 2003, Editions CHIRON,
ISBN 2-7027-0782-3
, 281 pp
[2] Jennifer Dunning, «Alvin Ailey: a life in dance», Da Capo Press, 1998—468 pp
[3] A. Peter Bailey, «Revelations: the autobiography of Alvin Ailey», Carol Pub. Group, 1995—183 pp
[4] Margot L. Torbert, «Teaching Dance Jazz», Margot Torbert, 2000,
ISBN 0976407108
, 9780976407102
[5] Robert Cohan, «The Dance Workshop», Gaia Books Ltd, 1989,
ISBN 0-04-790010-5