Interested Article - Классицизм
- 2021-05-16
- 1
Классици́зм (от лат. — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX веков . Специалисты по истории и теории искусства разделяют понятия: классика, классический, классицизм как художественное направление и порождаемые этим направлением исторические и историко-региональные классицистические стили.
Классицизм является мировоззрением, идеологией, отражающей естественное стремление человека к красоте , целостности, простоте и ясности содержания и формы. Чаще эти идеалы находили в искусстве античной классики , поэтому в обыденном сознании эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию. На этой основе возникают различные эстетические концепции, художественные стили, течения и школы , складывается творчество отдельных мастеров. Художественные стили классицизма (здесь этот термин употребляется в родительном падеже) значительно различаются в зависимости от обстоятельств, места и времени их возникновения. Таковы римский классицизм начала XVI века , французский классицизм XVII века, западноевропейский неоклассицизм второй половины XVIII века, русский (екатерининский) классицизм того же периода, романтический классицизм начала XIX века, неоклассицизм в искусстве модерна и новеченто рубежа XIX—XX веков, новый классицизм постмодерна XX—XXI веков .
Исторические определения классицизма
Польский философ и эстетик В. Татаркевич в «Истории эстетики» сформулировал основные принципы искусства классицизма , исходя из теории классика эпохи Возрождения Л. Б. Альберти :
- Красота является объективным качеством, свойственным реальным предметам, а не их переживанию человеком.
- Красота заключается в порядке, правильном размещении частей и установлении пропорций.
- Красота воспринимается глазами, но оценивается разумом.
- Красота… является законом в природе, но целью в искусстве. Поэтому искусство способно превосходить её.
- Искусство должно обладать рациональной дисциплиной, поскольку оно пользуется наукой.
- План или рисунок являются наиболее существенными для зрительного искусства.
- Искусство способно обращаться к важным темам и приспосабливать свои формы к соответствующему содержанию.
- Великие возможности искусства были осуществлены античностью. С точки зрения порядка, меры, рациональности и красоты её творения совершеннее природы и потому могут служить образцами для всех последующих поколений .
В 1956 году австрийский и американский востоковед Г. Э. фон Грюнебаум предложил определение четырёх составных частей «классицизма как направления в культуре :
- Прошлая (или чуждая) фаза развития культуры признаётся полной и совершенной реализацией человеческих возможностей.
- Эта реализация усваивается как законное наследие или достояние.
- Допускается, что облик настоящего может быть изменён по образцу прошлого (или чуждого) идеала.
- Чаяния, характерные для прошлой или же чужой культуры, принимаются как образцовые и обязательные для настоящего» .
Философско-эстетическая теория классицизма. Классика, классицизм и академизм
Группа слов, связанная с классикой, пошла от латинских лексем. Слово лат. classis означало разряд, цензовую категорию, на которые делилось римское население при Сервии Туллии : существовало пять податных разрядов и одно неимущее. Тем же термином обозначалась группа учеников (отсюда пошло современное слово класс ). лат. Classicus обозначало принадлежность к высшему разряду римских граждан, которые так и назывались — лат. classici . Со временем слово стало употребляться в переносном значении: за лексемой classicus закрепилось обозначение чего-либо или кого-либо образцового . Классиками же стали называть тех, кто смог создать что-либо настолько выдающееся, что само по себе могло служить примером для подражания. В данном аспекте, понятие классического в искусстве и культуре обязательно предполагало иерархическую систему ценностей .
В историческом смысле под классикой чаще всего понимают греко-римскую античность в целом, однако и в каждой из этих культур принято выделять классические периоды. Характерным образцом такого подхода служит общепринятая хронология древнегреческого искусства , которая делится на архаику , классику и эллинизм . Древнегреческая классика ассоциируется с так называемым « золотым веком » Перикла . В истории Древнего Рима также выделяют «золотой век» — время правления Октавиана Августа . В основе такого подхода лежат аналогии по типу «зарождение — расцвет — упадок». Классический период неизменно соответствует среднему звену; это вершина развития, время воплощения в реальность эстетических идеалов, время достижения гармонии и совершенства .
Классицизм, в типологическом смысле, являлся представителем канонического искусства , ориентировавшегося на античность. Культуролог Юрий Лотман писал: «В исторической поэтике считается установленным, что есть два типа искусства. <…> Один тип искусства ориентирован на канонические системы („ритуализированное искусство“, „искусство эстетики тождества“), другой — на нарушение канонов, на нарушение заранее предписанных норм. Во втором случаем эстетические ценности возникают не в результате выполнения норматива, а как следствие его нарушения». Теория двух типов искусства объясняла оппозицию «классицизм—романтизм», и типологически сближала классицизм с искусством Средневековья .
Греческое слово канон (обозначавшее правило, норму) употреблялось в качестве художественно-эстетической категории со времён Поликлета . Понимание этой категории трансформировалось со временем (канон был различным в античности, средневековье, и в период классицизма), однако сама интенция канонического искусства сохраняла значение и была связана с культом формы , который был неразрывно связан с культом памяти . Поль Валери отмечал, что « форма по своей природе связана с повторением . Следовательно, культ новизны противоположен заботе о форме». Спецификой классицизма являлось то, что он стал новой версией канонического искусства, появившейся после художественного переворота, совершённого в эпоху Возрождения и, таким образом входил в противоречие с духом культуры, на которой во многом был построен. Иными словами, наследие эпохи Возрождения было кардинально переосмыслено в искусстве и эстетике классицизма .
Если эпоха Возрождения открыла в античной мысли её «языческий» интерес к человеку, её гуманистическую природу, то впоследствии, в XVII столетии, основоположник классицизма Франсуа де Малерб , как и его современники, решительно отвергли вершину поэзии Возрождения — творчество Пьера де Ронсара . Классицисты не принимали ренессансно свободные нормы творчества, видя в Античности только «цивилизующую» рассудочность и регламентацию . Философско-эстетические установки раннего классицизма были изложены в письме Никола́ Пуссена от 24 ноября 1647 года, излагавшем «теорию модусов», и наиболее полно изложены в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674) — зрелом выражении доктрины классицизма. Суть установок сводилась к «осуществлению творческого процесса под эгидой разума» .
В эпоху Просвещения , в частности в философии Рене Декарта , в понимании классицизма доминировала идеология рационализма и рационального постижения красоты. Художественное произведение классицизма должно отличаться ясной и строгой композицией, обнаруживая, тем самым, стройность и логичность самого мироздания. Интерес для художника классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать существенные, типологические черты, отбрасывая случайное и несовершенное .
Теория и практика классицистического искусства в своём развитии неизбежно порождает академизм , прежде всего в живописи и скульптуре. Термин «академизм» используют в самом широком смысле для обозначения консервативных, «охранительных» тенденций в искусстве, художественных течений, школ и мастеров, следующих правилам и канонам, авторитетам, классическим образцам искусства прошлого, художественная ценность которых считается абсолютной, непревзойдённой, независящей от места и времени. В основу академического искусства также положено наследие античности , но академизм отличается от классицизма введением строгих канонов в области выбора темы или сюжета, композиции, техники выполнения. В частности, в академическом искусстве устанавливается иерархия жанров , которые делятся на высокие ( ода , трагедия , эпопея ) и низкие ( комедия , сатира , басня ). В изобразительном искусстве высокими, или «изящными», признаются картина на исторический или библейский сюжет, парадный портрет, а пейзаж или натюрморт считаются низшими (в XIX веке: «подлыми, недостойными»). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается .
Периодизация
Период | Европа | Россия |
---|---|---|
XVII век | классицизм | — |
конец XVIII —
середина XIX века |
неоклассицизм | русский классицизм |
конец XIX —
начало XX века |
русский неоклассицизм
( ретроспективизм ) |
В историческом смысле под классицизмом понимают несколько волн классицистического стиля в европейском искусстве, которые пришлись на :
- XVII столетие;
- XVIII — начало XIX века (неоклассицизм);
- Конец XIX — начало XX века.
XVII век
В западноевропейском искусствознании долгое время превалировала тенденция обозначать XVII столетие «веком барокко». Исходя из этого, многие зарубежные учёные объявляли искусство всех национальных школ XVII века вариантами одного стиля — стиля барокко . В советском искусствоведении такая тенденция считалась упрощением общей картины развития искусства данного периода, поскольку в сравнении с предшествующими временами, XVII век имел качественные отличия: главное из них заключалось в том, что не существовало единого стиля данной эпохи. В данный период сложились не одна, а две стилевые системы — барокко и классицизм, но они не охватывали целиком всё искусство XVII столетия (параллельно в живописи возник и развивался реализм ). Барокко и классицизм возникли и формировались параллельно, однако барокко было более распространено, занимая господствующие позиции в искусстве Италии , Испании , Фландрии , Германии и во многих странах Центральной Европы ; классицизм главенствовал только в искусстве Франции .
Помимо Франции, классицистическая стилевая система в XVII веке имела распространение в немногих странах Европы и лишь в отдельных видах искусства: в архитектуре — в Голландии и Англии ; в живописи — эпизодически в Италии и у некоторых мастеров в Голландии. В культуре Франции классицизм нашёл воплощение главным образом в живописи, где к его представителям относят Пуссена, Клода Лоррена , Гаспара Дюге , в отдельных этапах творчества — Эсташа Лесюэра . В архитектуре Франции, вследствие запросов абсолютистского королевского двора и католической церкви, классицизм был вынужден войти в тесное соприкосновение с барокко, дав нередкий для XVII века пример органичного слияния элементов данных стилевых систем. В архитектуре Голландии классицизм имел распространение в более строгих формах .
Резкая асинхронность эволюции различных видов искусств стала отличительной чертой классицизма XVII века, что сильно отличало его от барокко, к началу столетия охватившего все виды пространственных искусств . В скульптуре классицизм не нашёл отчётливого выражения. В других видах искусства он сильно запаздывал в развитии, по сравнению с барокко. В живописи стиль сложился в отчётливую концепцию к 1630-м годам; в архитектуре проявился в качестве новой концепции, хотя ещё не разорвавшей связи с барокко, с 1650-х годов .
XVIII — начало XIX века
Классицизм XVIII века (неоклассицизм), противопоставлявший себя эстетике придворного рококо , сложился в период эпохи Просвещения . Доктрина неоклассицизма была сформулирована немецким теоретиком и историком искусства Винкельманом , обратившимся к античности как к классическому образцу культуры, свободной от пышности фразеологии, «искусственности» позднего барокко и «фривольной испорченности» рококо. Винкельман считал, что искусство Древней Греции воспитывало благородные, достойные качества в свободных гражданах. При известной политической робости, теория Винкельмана достаточно полно отражала прогрессивные тенденции своего времени .
Неоклассицизм, при безусловной общности ряда стилевых признаков, не представлял собой простое развитие классицизма XVII века, а выступал принципиально новым историко-художественным явлением. Главные различия между стилями лежали в области художественных идей и социальной функции классицизма в XVII и XVIII веках. Общими чертами классицизма и неоклассицизма выступали — обращение к античности как к художественному канону, утверждение примата долга над чувством, возвышенная отвлечённость, пафос разума, порядка и гармонии. Однако в XVII веке классицизм складывался в условиях консолидации французской нации в рамках абсолютной монархии и не поднимал вопрос отрицания социальных норм, которые лежали в основе этого государственного строя .
В неоклассицизме антифеодальная линия была выражена гораздо ярче. Античность в XVIII столетии объявлялась нормой и идеалом ещё и потому, что в ней, по мнению идеологов неоклассицизма, нашли отражение наиболее совершенное воплощение исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности. В зависимости от меры прогрессивности того или иного представителя неоклассицизма, либо подчеркивалось эстетическое и нравственное превосходство нового направления по сравнению с фривольностью позднего рококо или излишней пышностью позднего барокко, либо акцентировался гражданский пафос классицизма .
Во Франции неоклассицизм развился в духе последовательной гражданственности и воинствующей революционности, оформившись в конце XVIII века в революционный классицизм (творчество Давида , Суффло ). В большинстве европейских стран неоклассицизм не имел столь выраженной революционной направленности. В России он утверждался как идеал благородной разумности и гражданского патриотизма, не вступая в открытое противоречие с государственным устройством. В Германии художественная практика классицизма носила ограниченный и компромиссный характер, выражая попытки старых режимов модернизироваться и приспособиться к современности .
Конец XIX — начало XX века
Неоклассические тенденции в искусстве конца XIX — начала XX века не нашли целостного выражения в европейском искусстве эпохи модерна, и представляли собой скорее совокупность тенденций, не образовавших единого стиля (за редкими исключениями, например — архитектура русского неоклассицизма начала XX века). Тем не менее, классическая тенденция прослеживалась в творчестве многих европейских художников этого времени: Пьера Пюви де Шаванна , Поля Сезанна , Эмиля Бурделя , Аристида Майоля .
Живопись
Интерес к искусству античной Греции и Рима сохранялся в Средневековье , но с наибольшей силой проявился в эпоху Возрождения , когда художники, обращаясь к формам, мотивам и сюжетам античности, пытались найти в них актуальное содержание и новые идеи. Архитектор и теоретик искусства Леон Батиста Альберти ещё в середине XV века сформулировал основные принципы искусства классицизма, в полной мере проявившиеся в начале следующего столетия, в период так называемого римского классицизма начала XVI века , в творчестве Донато Браманте и Рафаэля Санти , в частности в композиции фрески « Афинская школа » (1511), и в других росписях Станц Рафаэля в Ватикане .
Обобщение и сохранение достижений художников Высокого Возрождения во главе с Рафаэлем, его последователями и учениками составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи и прежде всего — Лодовико Карраччи , учредивший в 1585 году художественную Академию дельи Инкамминати ( итал. Accademia degli Incamminati ), целью которой было закрепление и утверждение достижений предыдущей эпохи, причём в эклектической форме. Так канонизация классицизма привела к академизму в искусстве .
В начале XVII века Рим продолжал оставаться художественным центром Европы. Для изучения наследия античности и эпохи Возрождения в Рим стремились молодые художники разных стран. Наиболее видное место среди них занял французский живописец Никола Пуссен , который в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, продемонстрировал непревзойдённые образцы рационально выверенной композиции. Другой француз, Клод Лоррен , которого называли романистом за пристрастие к пейзажам римской Кампаньи, в своих антикизированных пейзажах с «мифологическими фигурами» изображал античные руины, море, корабли, небо и заходящее солнце — всегда в центре композиции, в точке сходящихся перспективных линий, что создавало особенную световую «пульсацию». Это дало повод знатоку живописи А. Н. Бенуа назвать Лоррена «люминистом» .
Подлинный классицизм Пуссена, работавшего в Италии, противостоял придворным живописцам королевского двора в Париже: Шарлю Лебрену и Симону Вуэ , которые видели в классицистической живописи идеальное средство для отражения идеологии французского абсолютизма «Короля-солнца» Людовика XIV . Так родился «Большой стиль» ( фр. Grand Manière ), охвативший все виды искусства, но прежде всего живопись, скульптуру и архитектуру. Особенность этого стиля состояла в соединении элементов классицизма и барокко . Идеи и художественные формы классицизма позволяли возвеличивать короля, сравнивая его деяния с великими творениями императоров Рима, а барокко — придавать этим формам особую пышность, экспрессию и величие. Таким образом, классицистически-барочный стиль стал особенностью придворного искусства Франции второй половины XVII века .
Другая особенность французского классицизма заключалась в его срастании с академизмом . Именно в это время, в эпоху правления Людовика XIV, в Париже были основаны Королевская академия живописи (1648), её возглавил первый портретист короля Шарль Лебрен , и Королевская академия скульптуры, к которой Ж.- Б. Кольбер в 1671 году присоединил Королевскую академию архитектуры. Её возглавил выдающийся французский архитектор, теоретик и педагог Франсуа Блондель Старший . Римская премия для лучших учеников позволяла за счёт короля продолжать обучение во Французской академии в Риме .
После эпохи стиля французского регентства и рококо открытие во второй половине XVIII века подлинной античной живописи при раскопках Геркуланума и Помпей , прославление идеала античности немецким историком искусства И. И. Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам живописцем А. Р. Менгсом , дали идеям классицизма второе рождение. Отсюда термин «неоклассицизм», характеризующий большинство художественных произведений западноевропейского искусства того времени.
В России середины и второй половины XVIII века идеи классицистического искусства с наибольшей полнотой распространялись впервые (хотя предпосылки и отдельные проявления были и ранее). Поэтому искусство того же периода называют просто классицизмом, русским классицизмом или, по характеру правления императрицы Екатерины II , екатерининским классицизмом .
Крупнейшим представителем классицизма рубежа XVIII—XIX веков, времени распространения идей романтизма в странах Западной Европы, явился живописец Жак Луи Давид . Присущий его искусству лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции (« Смерть Марата ») и Первой империи (« Коронация Наполеона I »). Давид сумел совместить традиции классицистического искусства и романтические настроения эпохи. Отсюда термин «романтический классицизм» .
В середине XIX века изобразительное искусство вступает в полосу кризиса, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида продолжал его ученик Энгр . При сохранении художественного языка классицизма в своих произведениях Энгр обращался к романтическим сюжетам с восточным колоритом (« Турецкие бани »), но в его индивидуальном стиле доминировал академизм. Его портретные работы отмечены тончайшей моделировкой формы и цвета .
В России, в отличие от искусства стран Западной Европы, где возникало противостояние классицизма и академизма с одной стороны и романтизма с другой, происходило оригинальное слияние академических форм искусства и романтических идей. Например Карл Брюллов наполнял классицистические по идее и академические по форме произведения духом романтизма ; это сочетание породило различные определения: «романтический классицизм», «романтический академизм» или обобщающее: русское академическое искусство. Проводниками академического классицизма были многочисленные академии художеств . В середине XIX века против канонов и консерватизма академического искусства бунтовало тяготеющее к реализму и натурализму обыденных сюжетов молодое поколение, представленное во Франции творчеством Г. Курбе , а в России — передвижниками .
Скульптура
Стимулом развития классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили эстетическая теория И. И. Винкельмана, археологические находки в раскопках древних городов Геркуланума и Помпей , открытие для публики частных коллекций римских меценатов и создание первых публичных музеев античной скульптуры в Италии, расширившие познания современников об античном искусстве. На грани барокко и классицизма развивалось творчество французских скульпторов «большого стиля» ( фр. Grand Manière ) эпохи Людовика XIV, работавших в Версале, и их последователей: Ф. Жирардона , А. Куазево , П. Пюже , Ж.-Б. Тюби , Ж.-Б. Пигаля , Гийома Кусту Старшего , Ж.-А. Гудона . Среди скульпторов французского классицизма выделяются Этьен Морис Фальконе , автор прославленного « Медного всадника » в Санкт-Петербурге (1766—1782), скульптуры «Зима» (1771), очаровательных камерных статуэток из бисквита (неглазурованного фарфора).
Скульптор Жан-Антуан Гудон вошёл в историю искусства не только психологическими портретами , включая знаменитый портрет Вольтера в кресле (1778), но и « экорше » ((1766—1767)) — анатомической фигурой, служившей незаменимым учебным пособием для многих поколений художников в учебных заведениях разных стран. Экорше Гудона популярно до такой степени, что фигуру до настоящего времени именуют «гудоном» .
Французский скульптор Клод Мишель, или Клодион , представляет камерное направление скульптуры классицизма. Помимо портретов Клодион изготавливал модели статуэток из бисквита для Севрской фарфоровой мануфактуры , рисунки плакеток, ваз и канделябров. Он работал в мраморе , бронзе и терракоте . За мягкий и изящный стиль Клодиона прозвали « Фрагонаром скульптуры» .
В период классицизма, наряду с демократическими, просветительскими тенденциями, парадоксально сохранялись
академические
каноны. Яркими представителями академического классицизма в скульптуре этого времени были
Антонио Канова
и
Бертель Торвальдсен
.
Салонное
и сентиментальное творчество
Антонио Кановы
следует относить, скорее, к академизму в его худших проявлениях, чем к подлинному классицизму
.
Выдающимися скульпторами русского академического искусства, учениками французского мастера Н.-Ф. Жилле в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге были Ф. И. Шубин , Ф. Г. Гордеев , М. И. Козловский , И. П. Мартос , Феодосий Ф. Щедрин , А. А. Иванов , И. П. Прокофьев .
В академической монументально-декоративной скульптуре часто возникало некоторое противоречие между античным идеалом обнажённого прекрасного тела и условиями заказа в изображении конкретных лиц, например царствующих особ или политических деятелей. Так, например, А. Канова довольно смело изобразил Наполеона Бонапарта в образе обнажённого бога войны Марса (1806). Когда Наполеон увидел своё идеализированное изображение, он отказался принять работу, назвав её «слишком атлетичной» и запретив её показ публике .
В иных случаях академические скульпторы прибегали не только к иносказаниям, но и «одевали» фигуры то в римские доспехи, то в античные тоги. Полину Бонапарт , сестру императора, Канова представил в виде полуобнажённой Венеры . М. И. Козловский создал памятник Суворову , изобразив российского полководца в виде римского бога войны Марса в шлеме и латах с мечом и щитом .
Фигуры полководцев Отечественной войны 1812 года: Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором в Санкт-Петербурге Б. И. Орловский представил в одеяниях, похожих на римские тоги .
В начале XIX века продолжает существовать академический классицизм, например в творчестве датского скульптора Б. Торвальдсена . Одновременно, под влиянием исторических событий во Франции периода империи Наполеона Бонапарта, в западноевропейской скульптуре, как и в архитектуре, получает распространение стиль ампир . Однако его проявления, в основном, связаны с декоративной скульптурой в интерьере, мелкой фарфоровой и бронзовой пластикой, например в мастерской П.-Ф. Томира .
Архитектура
Главными чертами архитектуры классицизма, как западноевропейского, так и русского, является стремление к ясности и простоте, проявляющееся в симметрии, тектоничности композиции и рациональном пропорционировании . Архитектуре классицизма в целом присущи принципы регулярности. Поэтому основой архитектурного языка классицизма стал архитектурный ордер и его разновидности, заимствованные из античного, главным образом римского, наследия: тосканский, ионический, коринфский и, в особенно торжественных случаях, композитный .
В эпоху французского абсолютизма , в правление «Короля-солнца» Людовика XIV , сложился « большой стиль » ( фр. Grand Manière ), особенностью которого было необычное соединение элементов классицизма и барокко . Идеи и художественные формы классицизма позволяли возвеличивать короля, сравнивая его деяния с великими творениями императоров Рима, а барокко — придавать этим формам особую пышность и экспрессию. В архитектуре примерами «большого стиля» стали дворец Во-ле-Виконт , творение архитектора Луи Лево , ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена (1658—1661) и Большой дворец в Версале (Л. Лево и Жюль Ардуэн-Мансар , создатель парка — А. Ленотр, 1668—1687). Дворец и парк в Версале стали «триумфом большого стиля» и продемонстрировали оригинальный вклад Франции в искусство западноевропейского классицизма. Ещё один пример архитектуры французского классицизма эпохи Людовика XIV, но на этот раз почти без барочных реминисценций, — знаменитая «колоннада Лувра» большого ордера (1664—1673), работа Клода Перро .
В композиции церкви Дома инвалидов в Париже (1693—1706) архитектор Ж. Ардуэн-Мансар впервые продемонстрировал так называемую «французскую схему» : крестовый план, идеальная симметрия, колонные портики , барабан с «римским куполом» и шпилем на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы и не имеет прямых прототипов в истории архитектуры. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь соотносят композицию с традициями зодчества стран Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры классицизма «севернее Альп». Её в общих чертах повторил Ж.-Ж. Суфло в церкви Св. Женевьевы (Пантеоне) (1758—1789) и отчасти развил Кристофер Рен в соборе Святого Павла в Лондоне (1675—1708) .
При Людовике XV (1715—1774) в Париже создавали градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, например симметричные фасады зданий северной стороны площади Согласия (1772—1775, архитектор Жак-Анж Габриэль ), а при Людовике XVI (1774—1792) «благородный лаконизм» становился главным требованием заказчиков к архитекторам [ источник не указан 1040 дней ] .
Основным течением классицизма XVIII века в странах Западной Европы стал палладианизм, в русскоязычной традиции: палладианство , выросшее из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе этого стилевого течения — античное наследие: следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима , а также достижения искусства римского классицизма начала XVI века: школы Браманте и Рафаэля .
Классический пример палладианской архитектуры — Вилла Альмерико-Капра, построенная в XVI веке по проекту Палладио близ Виченцы и прозванная Вилла Ротонда за абсолютную симметрию композиции и круглый зал в центре. Примечательно определение историка архитектуры А. И. Некрасова : «Вилла Ротонда Палладио уже не Ренессанс, а классицизм», поскольку её архитектура тяготеет к «холодной рассудочности и геометрической упрощённости» .
В 1715—1725 годах благодаря усилиям лорда Бёрлингтона и архитектора-палладианца Колина Кэмпбелла было осуществлено трёхтомное издание «Британский Витрувий, или Британский архитектор» (Vitruvius Britannicus, or the British Architect..). Оно имело важное значение в истории европейской архитектуры. Это был развёрнутый иллюстрированный каталог построек английского классицизма, включающий проекты лорда Бёрлингтона , сэра Кристофера Рена , самого Кэмпбелла, Николаса Хоуксмура , Уильяма Кента , Ииго Джонса , Джона Ванбру , И. Вэра, Р. Морриса и многих других архитекторов-палладианцев .
Английский архитектор Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию. Однако английские архитекторы стремились соединить основные палладианские темы: центрическую схему, симметрию фасада, колонные портики, с традициями старинных английских загородных замков с угловыми восьмигранными башнями, зубчатыми стенами и стрельчатыми арками [ источник не указан 1040 дней ] .
В Париже методом компиляции многих исторических прототипов архитекторы сформировали так называемую «французскую схему»: крестовый план, идеальная симметрия, колонные портики , барабан с «римским куполом» и шпилем на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы и не имеет прямых прототипов в истории архитектуры. Первым её применил Жюль Ардуэн-Мансар в церкви Дома инвалидов (1693—1706). Её в общих чертах повторил Ж.-Ж. Суфло в церкви Св. Женевьевы (Пантеоне) (1758—1789) и отчасти развил Кристофер Рен в соборе Святого Павла в Лондоне (1675—1708) .
На мастеров следующего поколения оказывали влияние не только археологические находки в Италии, но и фантастические композиции Дж. Б. Пиранези , живописные и графические ведуты Ш.-Л. Клериссо . Главным отличием архитектуры классицизма XVIII века от предыдущих модификаций классицистического стиля стало следование не обобщённому представлению об архитектуре античности, а, благодаря накопленному к этому времени археологическому материалу и детальному изучению памятников, ориентация на конкретные прототипы, стилизация определённых форм и композиций .
Оригинальную концепцию создания французской национальной классической архитектуры, совмещающей готическую и классицистическую традиции, выдвинул аббат М.-А. Ложье .
Новые градостроительные идеи рождались в Париже. М.-А. Ложье одним из первых после утопистов эпохи Возрождения выдвинул программу создания города-сада с правильно распланированными кварталами, цветниками и водоёмами . Первым реализованным градостроительным проектом Нового времени стала Площадь Согласия в Париже, создававшаяся в течение длительного времени, в 1757—1779 годах, по проекту Жак-Анжа Габриэля , обобщавшего идеи архитекторов Ж. Бофрана , Ж.-Б. Валлен-Деламота , Ж.-Ж. Суффло и Дж. Сервандони . Образцом французского классицизма стал Малый Трианон в Версале — компактный симметричный объём с ясными членениями фасадов. Построен по проекту Жак-Анж Габриэля в 1762 — 1768 годах . В основу пропорционирования положены простые кратные отношения: 1:2. Здание представляет собой яркий пример рационализма в архитектуре. Длина постройки вдвое больше высоты, высота дверных и оконных проёмов вдвое больше их ширины, высота второго этажа вдвое меньше высоты первого.
В конце XVIII века палладианизм вновь вошёл в моду, наиболее выдающимся мастером этого времени был английский архитектор Роберт Адам , организовавший вместе с братом Джеймсом проектную фирму « Адельфи » .
В эпоху Просвещения и Французской революции сформировался «революционный классицизм» школы мегаломанов . В проектах Э.-Л. Булле , Ж. Гондуэна , К.-Н. Леду очевидно стремление к созданию огромных, поражающих размерами и величием сооружений гражданского назначения. Согласно их идеям, искусство Нового времени должно впечатлять мощью, монументальностью и демонстрировать способность классицизма организовывать обширные городские пространства. В искусстве мегаломанов соединялись дух морализма, бесконечная фантазия и эстетика геометрического стиля . Влияние мегаломанов испытали Ж.-Ф. Тома де Томон и обучавшиеся в Париже архитекторы русского классицизма: В. И. Баженов , А. Д. Захаров , А. Н. Воронихин .
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных сооружениях императорского Рима , таких, как Триумфальная арка Септимия Севера и Колонна Траяна . Они послужили прототипами многих сооружений, в том числе Арки Каррузель и Вандомской колонны в Париже. Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен проектировали оформление парадных интерьеров «в римском стиле», соответствующих духу Первой Империи, делали рисунки мебели, светильников, декоративных тканей, бронзовых украшений в новом стиле ампир . Особенный стиль русского ампира, характерный небывалой пространственной мощью грандиозных архитектурных ансамблей «больших площадей» демонстрировал в Санкт-Петербурге первой трети XIX века Карл Росси .
В Германии в оппозиции ненавистному французскому ампиру развивался стиль в творчестве архитекторов К. Ф. Шинкеля и Лео фон Кленце , автора здания | Вальхаллы (мемориала великих немцев) на Дунае, повторяющего в общих чертах композицию Парфенона афинского Акрополя. В Англии в этот период развивался классицистический « регентский стиль », его наиболее известный представитель — Джон Нэш .
Благодаря эстетике классицизма в архитектуре стало возможным осуществлять передовые градостроительные идеи, реконструировать центры старинных городов, создавать большие архитектурные ансамбли, включающие просторные площади, сады и парки, монументально-декоративную скульптуру [ источник не указан 1040 дней ] .
В период историзма 1830—1880-х годов получил развитие стилевой плюрализм , предполагающий не только соединение эстетики классицизма и романтизма, но и возникновение на основе исторического мировоззрения, детального изучения конкретных прототипов и их стилизаций, различных неостилей: неороманского , неоготики , неогреческого , неоренессанса , необарокко , неорококо , неомавританского и других. Соединение в одной композиции элементов разных неостилей, также характерное проявление периода историзма XIX века, создавало эклектику .
Литература
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня ( Ж. Лафонтен ), сатира ( Буало ), комедия ( Мольер 1622—1673).
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса », крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате « ». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма ( Аддисон , Свифт ) также характерен латинизированный синтаксис [ источник не указан 1040 дней ] .
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вольтера ( 1694 — 1778 ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон , вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика . Для драматических произведений характерны три единства : единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия) [ источник не указан 1040 дней ] .
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I . Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория « трёх штилей », которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил [ источник не указан 1040 дней ] .
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия ( Д. И. Фонвизин ), сатира ( А. Д. Кантемир ), басня ( А. П. Сумароков , И. И. Хемницер ), ода ( М. В. Ломоносов , Г. Р. Державин ) [ источник не указан 1040 дней ] .
Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Державин пишет « Анакреонтические песни » как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает Г. Кнабе .
В связи с провозглашённым Руссо призывом близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм . Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи « Бури и натиска », представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека [ источник не указан 1040 дней ] .
В литературоведении концепция «французского классицизма» возникает из представлений о существовании т. н. «школы 1660 года» (термин М. Брэ), идейной основой которой признавалась связь с абсолютизмом ( И. Тэн ), консерватизм как реакция на «сумятицу» и «беспорядок» Фронды или, по крайней мере, отмечалось отсутствие бунтарства (Г. Лансон), социальной и политической критики, то есть охранительный характер .
Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины» , вкус к порядку и равновесию или, иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи» , привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы) [ источник не указан 1040 дней ] .
Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура) — универсальный аспект стиля. «Школа 1660 г.» описывалась первыми её историками ( И. Тэн , Ф. Брюнетьер , Г. Лансон; Ш. Сент-Бёв ) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления — типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля — выводились из склонностей индивидуального таланта [ источник не указан 1040 дней ] .
Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (ср. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма» — «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского . Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la découverte de l’antiquité, la formation de l’idéal classique, его разложение и переход к новым, ещё не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к <…> эпохе свободы». По Пумпянскому, расцвет классицизма связан с созданием античного идеала («<…> отношение к античности есть душа такой литературы»), а вырождение — с его «релятивизацией»: «Литература, находящаяся в известном отношении к не своей абсолютной ценности — классична; не классична релятивированная литература» .
После того как «школа 1660 г.» была признана исследовательской «легендой» , стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт» . Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм [ источник не указан 1040 дней ] .
Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности — скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии, и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе — за её пределами) [ источник не указан 1040 дней ] .
Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII столетия, сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды; классицизм Расина — Лафонтена — Мольера — Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром» , появляющийся после Фронды, в середине XVII века и связанный с реакцией 60—70—80-х годов. Разочарование в оптимизме 1-й половины столетия проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу» . Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
Диахроническая интерпретация Д. Д. Обломиевского, привлекшая стремлением понять классицизм как меняющийся стиль, нашла применение в монографических исследованиях и, кажется, выдержала проверку конкретным материалом. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, [он] не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип „расчленения трудностей“, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти» . Описывая 60-е годы как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма.
Декоративно-прикладное искусство
Оригинальный классический стиль в искусстве керамики : фаянса и глино-каменных масс , создал выдающийся английский технолог и предприниматель Джозайя Веджвуд . На фабрике «Этрурия» в подражание античным расписным вазам Веджвуд выпускал собственные изделия согласно эстетике стиля «неогрек».
Среди ювелиров, «бронзовщиков» (скульпторов-модельеров, литейщиков и чеканщиков) наиболее известны Жан-Клод Дюплесси , Пьер-Огюст Форестье , Андре-Антуан Раврио , Пьер-Филипп Томир , Пьер Гутьер .
Мебель Жоржа Жакоба была столь популярна, что во многих странах, в том числе в России, слово «жакоб» стало означать то же, что «классический стиль», хотя в мастерской мастера в течение многих лет работали самые разные мастера и члены его большой семьи . В искусстве мебели, помимо Жоржа Жакоба Старшего, доминировали немецкие мастера, работавшие для многих королевских дворов Европы: Парижа, Лондона, Вены, Берлина, Санкт-Петербурга: Жан-Анри Ризенер , Вильгельм Бенеман и Давид Рёнтген .
Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер — авторы знаменитого « цилиндрического бюро Людовика XV » (Bureau du Roi), начатого в 1760 году по рисунку Жан-Клода Дюплесси и законченное Ризенером в 1769 году. Бюро с цилиндрической крышкой украшено маркетри, вызолоченными бронзовыми деталями и плакетками севрского фарфора. До настоящего времени оно экспонируется во «Внутреннем кабинете короля» в Версале.
Давиду Рёнтгену удалось эффектно сочетать традиции английского, голландского и французского мебельного искусства и точно угадать веяния нового в то время классического стиля. Для мебели Рёнтгена характерно небольшое количество бронзовых деталей, использование дорогих пород дерева: красного, туевого, грушевого. Но главная отличительная — изящный рисунок маркетри .
Весной 1784 года по рекомендации Ф. М. Гримма Давид Рёнтген привёз в Санкт-Петербург партию мебели. Уникальное «Большое бюро с Аполлоном» (1783) вызвало восхищение императрицы Екатерины II и вошло в её коллекцию. Бюро благородных форм отделано красным деревом и декорировано золочёной бронзой, его «раскрытие» с помощью механического устройства представляет собой удивительный процесс. Поставки «рёнтгеновской мебели» для русского двора с 1784 по 1790 год были значительны: такая мебель как нельзя более подходила для интерьеров Большого (Старого) Эрмитажа, возведённого к 1784 году архитектором Ю. М. Фельтеном . Ныне она экспонируется в Белом зале Государственного Эрмитажа .
В 1790 году Рёнтген приезжал в Санкт-Петербург вместе со своим учеником Генрихом Гамбсом , который остался в России и дальнейшее развитие русского мебельного искусства в значительной мере связано с его именем .
-
Ваза. Ок. 1770 г. Фабрика «Этрурия». Чёрная «базальтовая» масса
-
Ароматница. Фабрика «Этрурия». Ок. 1825—1860
-
«Кресло королевы». Ок. 1780 г. Мастерская Ж. Жакоба, Париж
-
Ангольера. 1785. Мастерская Ж.-А. Ризенера
-
Бюро с фигурой Аполлона. 1783. Мастерская Д. Рёнтгена. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Театр
Классицизм в театре был разработан в XVII веке французскими драматургами. Стиль оценивается по правилам греческого классического театра, в том числе «классических единств» времени, места и действия, найденных в поэтике Аристотеля .
Принципы классицизма в театре
- Единство времени указывало на необходимость того, чтобы все действие пьесы происходило в вымышленном 24-часовом периоде;
- Единство места означало, что действие должно разворачиваться в одном месте;
- Единство действий означало, что пьеса должна быть построена вокруг одной «сюжетной линии», такой как трагический роман или конфликт между честью и долгом .
Примерами классических драматургов являются Пьер Корнель , Жан Расин , Мольер . В период романтизма: Шекспир , который не соответствовал ни одному из классических правил, стал центром французского аргумента над ними, в котором Романтика в конце концов восторжествовала; Виктор Гюго был одним из первых французских драматургов, нарушивших эти условности. Влияние этих французских правил на драматургах и в других странах, является спорным. В английском театре реставрационные драматурги, такие как и Уильям Конгрив , были бы знакомы с ними. Уильям Шекспир и его современники не следовали этой классической философии, в частности, потому что они не были французами, а также потому, что они писали за несколько десятилетий до их создания. Те из пьес Шекспира, которые, кажется, чтобы отобразить единств, такие как пьеса «Буря» , вероятно, указывают на знакомство с реальными моделями классической древности [ источник не указан 1040 дней ] .
Музыка
Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. « Временные рамки периодов развития классической музыки » для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок) [ источник не указан 3901 день ] . Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна , Моцарта и Бетховена [ источник не указан 3901 день ] , называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием « классическая музыка », имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.
См. также
Комментарии
- Обломиевский выделяет ещё «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного» с перестройкой ренессансного антропологизма и осложнённый категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80 — начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Отмечу [ кто? ] , что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм; для описания развития классицизма XVIII—XIX веков он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери».
Примечания
- Классицизм — статья из Большой советской энциклопедии .
- Власов В. Г. . Классицизм, классицистическое искусство // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 487—495
- Tatarkiewicz W. History of Aesthetics. Den Haag-Paris-Warszawa, 1974. — P. 330
- Грюнебаум Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре // Основные черты арабо-мусульманской культуры. — М.: Наука, 1981. — С. 192
- ↑ , с. 6.
- , с. 8—9.
- , с. 9.
- , с. 7.
- , с. 37, 39—40.
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 256, 399
- Троицкий Н. Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. — М., 1997. — С. — URL: 398https://scepsis.net/library/id_1552.html
- , с. 9—10.
- , с. 14—15.
- , с. 59.
- , с. 60.
- ↑ , с. 229.
- , с. 229—230.
- , с. 230.
- , с. 238—241.
- Гращенков В. Н. Альберти как архитектор // Леон Баттиста Альберти. Сборник статей. — М.: Наука, 1977. С. 150—155
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 20—21
- Бенуа А. Н. История живописи всех времён и народов. — СПб.: Шиповник. — Вып. 19. — 1913. — С. 204
- Власов В. Г. . «Большой стиль», или стиль Людовика XIV // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 265
- Prix de Rome. Encyclopædia Britannica. — URL: от 17 апреля 2021 на Wayback Machine
- Власов В. Г. . Русский классицизм и его источники // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 107—200
- Даниэль С. М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. — СПб.: Азбука-Классика, 2003
- Березина В. Н. Энгр. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — С. 7-9
- Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы: в 2-х т. — М.: Искусство, 1987. — Т. 1
- Мейер Д. Версаль. Путеводитель. — Париж: Арт Лис, 1998. — С. 121—144
- Власов В. Г. . Экорше // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 644
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E. A. Fleischmann, 1835—1852
- Batschmann О. The Artist in the Modern World: A Conflict Between Market and Self-Expression. — DuMont Bunchverlag, 1997
- Власов В. Г. . Русская академическая живопись и скульптура XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 275—279
- Christopher M.S. Johns. Antonio Canova and the Politics of Patronage in Revolutionary and Napoleonic Europe. — University of California Press, 1998. — ISBN 978-0-520-21201-5 . — URL: от 17 мая 2021 на Wayback Machine
- ↑ Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5
- Верещагин В. А. Пьер-Филипп Томир, его эпоха и работы // Старые годы. — 1907. — № 6. — С. 195—206
- Блинова Е. К. Ордер как архитектурно-художественная система. Историография и методологические аспекты. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 17—33
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 483
- Власов В. Г. Неоклассицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 157—159
- Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Гращенков В. Н. История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — С. 448—452
- Некрасов А. И. Теория архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994. — С. 62
- Badeslade & Rocque. Royal Academy Library. — URL: от 17 мая 2021 на Wayback Machine
- Woolfe & Gandon. Royal Academy Library/ — URL: от 17 мая 2021 на Wayback Machine
- Власов В. Г. Неоклассицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 157—159
- Власов В. Г. Неоклассицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 153
- Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. — Л.: Искусство, 1971. — С. 178
- Власов В. Г. Адельфи // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб : Азбука-классика, 2010. — Т. I. — С. 89—90
- Грабарь И. Э. Ранний александровский классицизм и его французские источники // И. Грабарь о русской архитектуре. — М.: Наука, 1969. — С. 285—287
- Власов В. Г. . Итальянизирующий петербургский ампир К. Росси и архитектура дальних перспектив // Искусство России в пространстве Евразии. В 3 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. —Т.2: Классическая архитектура и русский классицизм. — С. 201—226
- Summerson J. Georgian London. — London: Barrie & Jenkins, 1988. — Pp. 162—180
- Власов В. Г. Эклектика, эклектичность, эклектическое мышление // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 632—641
- . Дата обращения: 15 апреля 2014. Архивировано из 9 ноября 2014 года.
- Brunetière Ferdinand . Histoire de la littérature française classique (1515—1830). 4 volumes. — P. , 1891—1892.
- Peyre H. Qu’est-ce que le classicisme? [1933]. — P. : Nizet, 1942.
- Стороженко Н. И. История западной литературы : Курс лекций, чит. о. п. Н. И. Стороженко [в Моск. ун-те] в 1894-95 ак. г. T 68/ 412. A 280/65. — [Москва] : лит. О-ва распр. полез. кн., [1895].
- Коган П. Очерки по истории западноевропейской литературе. — Т. 1. — П., 1903.
- Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма (1923—1924) // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. — М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 30.
- Bray René . La Formation de la doctrine classique en France. — P. : Hachette, 1927.
- Мокульский С. С. ‘Формирование классицизма’, История французской литературы. — Т. 1. — М. — Л. , 1946.
- Виппер В. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. — М. : Издательство Московского университета, 1967. — C. 472.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М. : Наука, 1968. — С. 52.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М. : Наука, 1968. — С. 48, 52.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М. : Наука, 1968. — С. 177.
- Михайлов А. Д. «Португальские письма» и их автор Гийераг. // Португальские письма. Издание подготовили А. Д. Михайлов, А. А. Энгельке. — М. : Наука, 1973. — С. 226.
- Ботт И. К., Канева М. А. Русская мебель: История. Стили. Мастера. — СПб.: Искусство, 2003
- Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — С. 21—32, 211—222
- Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — С. 26—27
- Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2012. — С. 138
Литература
- Всеобщая история искусств. Искусство 17—18 веков. / под общей ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. — М. : « Искусство », 1963. — Т. 4. — 481 с.
- Даниэль, С. М. Европейский классицизм : Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. — СПб. : Азбука-Классика , 2003. — 304 с. — ISBN 5-352-00313-2 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Михайлова М. Б. Европейские зодчие классицизма: формирующие их эпоха и среда // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — Вып. 4: Зодчий, эпоха, стиль / Сост., отв. ред. Н. А. Коновалова . — М.: Ленанд, 2012. — ISBN 978-5-9710-0473-8 — C. 153—197.
- Михайлова М. Б. Классицизм и национальные традиции стран Европы // Региональные и национальные аспекты в архитектуре: наследие и перспективы / Отв. ред. Г. Г. Нугманова . — Казань : Kazan-Казань, 2003. — С. 53—55.
- Михайлова М. Б. Площади классицизма (типология) // . — Вып.38: Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого . — М.: Стройиздат , 1995. — С.83—101.
- Михайлова М. Б. Принцип зависимости от образца при возведении монументальных зданий классицизма // . — Вып.31: Самобытность и влияния в зодчестве народов СССР / Под ред. О. Х. Халпахчьяна . — М.: Стройиздат , 1983. — С. 3—11.
- Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XV. — С. 312–321.
- Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. — М. : Гослитиздат, 1961. — 367 с.
- Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм . — СПб. : Азбука-классика, 2005, 2009 (Серия: Новая история искусства ). — ISBN 5-352-01156-9 . — ISBN 978-5-9985-0446-4
- Ротенберг Е. И. Классицизм // Западноевропейское искусство XVII века. — М. : Искусство , 1971. — С. 59—69. — 104 с. — (Памятники мирового искусства).
- 2021-05-16
- 1