Interested Article - Коломенский дворец
- 2020-08-19
- 1
Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века . Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами . В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия .
Исторический дворец
XVI—XVII века
Дворцы в Коломенском строили великие князья Иван III, Василий III и Иван IV. Все они были сожжены при татарских нашествиях и в Смуту . Небольшую «дворцовую тройню с сенями и повалушей» после Смуты построил царь новой династии Михаил Фёдорович . Наивысшего расцвета Коломенское достигло при его сыне царе Алексее Михайловиче . По окончании войны с Речью Посполитой он велел построить на новом месте Государев двор с оградой и воротами, а внутри него грандиозный деревянный дворец с каменным домовым храмом. Дворец строился в 1666—1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери , состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов . Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона , украшала дворец резьбой. В мае 1669 года в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов . Расписывали стены и потолки по грунтованным холстам .
Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тёсом , имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники , выполненные в высокой горельефной и прорезной резьбы . Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля .
После смерти Алексея Михайловича дворец был расширен и частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую столовую-повалушу и на её месте построить новую. Работу выполнял крестьянин боярина Петра Шереметева Сенька Дементьев. Постройка была соединена с хоромами царя новыми сенями , под которыми находились золочёные ворота, названные Передними . После Стрелецкого бунта охрану дворца усилили и построили шестнадцать изб .
В 1684 году отремонтировали терема и хозяйственные постройки, обновили роспись помещений и цвет кровель. Через год в башне Передних ворот установили боевые часы, а створки ворот украсили железом и английским оловом .
XVIII—XX века
После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. Несмотря на то, что при Петре I якобы «старый дворец снабдили новым фундаментом и вообще поправили, так что он теперь долго простоит, изменений в нём однакож никаких не сделано, напротив, сохранено всё в первобытном виде», а при Елизавете Петровне производили ремонт «в самых нужных покоях», здание обветшало и пришло в аварийное состояние. В 1762-м по приказу Екатерины II архитекторы под руководством Ивана Мичурина осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой, и в 1768 году дворец было решено снести. Перед этим была создана модель дворца, которая хранилась в Оружейной палате , но позднее была утеряна. По периметру снесённого дворца в Государевом дворе высадили кусты акации .
В 1770-е годы для Екатерины II в Коломенском рядом с храмом Вознесения построили новое четырёхэтажное здание. При этом использовались оставшиеся от прежнего разобранного дворца качественные строительные материалы. Два нижних яруса были каменные, верхние — деревянные . Новое строение пострадало при оккупации столицы в 1812 году и было разобрано .
В 1825 году для Александра I по проекту зодчего Евграфа Тюрина построили новый летний дворец в стиле ампир , на месте предыдущего и снова отчасти из его материалов. Дворец состоял из главного здания и двух боковых флигелей , соединённых с центральной частью галереями из двух рядов дорических колонн . Центр выделялся портиком и был увенчан поднимающимся над крышей круглым бельведером . Новый дворец на 70% совпадал со старым. Александр I при жизни так и не увидел дворец. Его разобрали в 1878 году. По приказу императора художник Д. А. Смирнов по чертежам и описям, сделанным во время существования и разбора дворца, выполнил его деревянную модель. В настоящее время она хранится в музее-заповеднике . От дворца остался павильон «со львами», скорее всего, предназначенный для размещения усадебного театра. Позже там размещался лазарет. При Николае I архитектор А. И. Штакеншнейдер разработал проект постройки дворца. Предполагалась включение древней церкви Вознесения в ансамбль дворца с созданием её копии на другом крыле, но стройка так и не началась.
В конце XIX века исследователь древнерусского зодчества А. А. Потапов создал рисунки Коломенского дворца. На основе сохранившихся материалов в 1930—1950-е годы художник Дмитрий Сухов и исследователь И. В. Маковецкий попытались создать план достоверной реконструкции древнего Коломенского. Однако большинство работ было утрачено .
В 1923 году был основан музей деревянного зодчества под открытым небом « Коломенское » . В 1929-м начались археологические раскопки на территории, где раньше стоял дворец. В результате работ вскрыли остатки построек, нашли фрагменты строительного материала, бытовой керамики, изразцов . В конце 1990-х годов исследования продолжили и частично открыли белокаменные фундаменты дворцовых построек, уточняющие расположение царских хором .
Воспроизведение дворца
Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990 -е годы и была поддержана правительством Москвы . Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы , было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское , за Голосов овраг .
Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008—2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым , подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767-м. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике .
Общая площадь застройки составляет более 7 000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тыс. м² в 23-х помещениях . Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами , «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII—XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта .
Архитектурный ансамбль
- Хоромы царя
Красное, или Парадное, крыльцо являлось главным входом в царский дворец и служило местом выхода государя к подданным . В убранстве использовалась государственная символика — двуглавый орёл , пары геральдических животных, скульптуры львов. Украшали интерьер кованые слюдяные фонари, двустворчатые наружные двери с росписью . В передних сенях гости ожидали приёма, а затем направлялись в одну из палат. Из них открывался вид на анфиладу парадных покоев: справа находилась Столовая палата, слева — Думная и Престольная. В оформлении использовались имитация камня и государственная символика. Над дверями, украшенными расписными полотнищами, находились иконы. В современной реконструкции размещены образы « Богоматерь Казанская » и « Спас на убрусе с ангелами » .
Столовая палата — самое большое и торжественно оформленное помещение, в котором проходили важнейшие церемонии. В ней принимали иноземных гостей, отмечали церковные праздники. Украшала комнату печь со сложным орнаментом . Её современную реконструкцию провели на основе подлинных изразцов, найденных во время археологических раскопок . Сохранилось описание системы росписей Столовой палаты 1675 года Айзека:
На потолке изображены небесные светила, блуждающие кометы и неподвижные звезды с астрономическою точностью. Каждое тело имело свою сферу , с надлежащим уклонением от эклиптики ; расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерены, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же кольорами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету .
Думная палата выполняла функцию приёмной. Стены были обиты красным сукном , вдоль них стояли лавки для бояр и стол для документов. В воссозданной комнате на столе расположено Уложение царя Алексея Михайловича , на стенах находятся современные списки икон: над троном — « Архангел Михаил », « Спас Эммануил », « Архангел Гавриил », над дверью в Престольную палату — « Преображение Господне » . Престольная палата служила Тронной залой. Потолок и стены украшало «бытийное письмо» с изображением библейских царей Давида и Соломона . Современные росписи плафона иллюстрируют четыре сюжета из Ветхого и Нового Заветов : « Песнь песней Соломона », «Жертвоприношение царя Давида», « Царица Савская , дары приносящая», «Единение Христа с Церковью» . В левом углу стоял трон, у которого находились четыре механические скульптуры львов. Их автором был мастер Пётр Высоцкий .
В комнате Алексея Михайловича стояли лавки для сидения, шкафы для бумаг, писем и книг, кресло царя, стол для занятий. Образцами для современной росписи послужили работы французского живописца Шарля Лебрена и гравюры нидерландских художников. Стены кабинета обиты кожей с растительным орнаментом и золочением, выполненной по западноевропейским аналогам XVII века .
- Хоромы царевичей
В Учительской палате представлены подлинные книги, копии учебных материалов XVII века — «Букварь» Кариона (Истомина) и «Псалтырь с восследованием», учебник Мелетия (Смотрицкого) для первичного обучения грамматике .
Царь Фёдор имел обширную библиотеку, состоящую из русских и западноевропейских книг по истории, архитектуре, строительству, астрономических и географических атласов , духовных книг. В библиотеке музея представлены муляжи « Псалтирья Симеона Полоцкого » и сочинений «Синопсис или Краткое собрание от различных летописцев». При реконструкции комнаты стены оформляли цветной тиснёной кожей с растительным орнаментом и золочением . При Петре I во дворце находились печи, облицованные изразцами с традиционным рельефом и росписью по белому фону. На столе представлены копии солдатских и унтер-офицерских медалей, книги современников царя .
- Хоромы царицы
На Парадном крыльце во время важных встречали гостей, перед этим его украшали бархатными и шелковыми тканями, коврами. Стены были декорированы орнаментом с изображением цветов и птиц. На потолке престольной палаты размещены четыре медальона с сюжетной росписью. Стена над царским креслом украшена иконами: « Богородица Умиление », « Спас Благое молчание », «Избранные святые, предстоящие Богоматери Знамение ». Круглая лестница-подиум из пяти ступеней вела к светлице . При воссоздании помещения использовались описи подобных комнат в царских дворцах и богатых домах Москвы. В мастерской находилась необходимая для работы и хранения изделий мебель. В красном углу был установлен образ « Николай Чудотворец » .
Моленная служила для совершения утренней и вечерней молитв . Её реконструкция основана на описаниях помещений церкви Воздвижения креста Господня Теремного дворца и усадьбы князя Василия Голицына . В иконостасе представлены образы XVII—XVIII веков — « Богоматерь Смоленская », «Царь Царём» и другие .
В реконструированный покоях Софьи Алексеевны хранится карта южных земель России «Московия, Южная часть», книги Симеона Полоцкого. В комнате помещены современные списки икон: « Спас Вседержитель », «Богоматерь Взыграние Младенца», «Святой Леонтий Ростовский » и «Спас на убрусе» .
-
2018 год
-
Вид на дворец в вечернее время, 2013 год
-
2011 год
-
Кровля постройки, 2011
Примечания
- ↑ , с. 368.
- , с. 8.
- , с. 35.
- , с. 14.
- , с. 43.
- , с. 12—14.
- ↑ , с. 86—100.
- , с. 633.
- , с. 134.
- , с. 179.
- , с. 634—635.
- , с. 43.
- , с. 73.
- , с. 131.
- ↑ , с. 144.
- . РИА Новости (4 сентября 2010). Дата обращения: 10 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
- , с. 15.
- . РИА Новости (25 апреля 2009). Дата обращения: 10 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
- ↑ , с. 9—15.
- , с. 16—20.
- , с. 88.
- ↑ , с. 20—25.
- , с. 63—64.
- ↑ , с. 27—35.
- ↑ , с. 37—45.
- ↑ , с. 48—50.
Литература
- Беляев Л., Панова Т. Дворец царя Алексея Михайловича XVII века: историко-художественная реконструкция. — М. : МГОМЗ, 2011. — 54 с.
- Вострышев М. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. — М. : Алгоритм, 2011. — 1062 с.
- Гра М., Жиромский Б. Коломенское. — М. : Искусство, 1971. — 160 с.
- Коломенское. Государственный музей-заповедник: путеводитель. — М. : Моск. рабочий, 1981. — 143 с.
- Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М. : АСТ Хранитель, 2008. — 763 с.
- / Сост. пом. дир. Моск. оружейн. палаты Н. Чаев . — М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 39 с.
- Слука И., Чернышова О. Самые красивые дворцы и замки России. — М. : Эксмо, 2015. — 252 с.
- Суздалев В. Русское чудо: царский дворец в Коломенском - шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII - первой четверти XVIII века. — М. : Пенаты, 2005. — 155 с.
- Тельтевский П. Московские шедевры. — М. : Московский рабочий, 1983. — 240 с.
- Топычканов А. В. . — М. : МГОМЗ, 2010. — 144 с.
Ссылки
- 2020-08-19
- 1