Александр Александрович Китаев
(род. 23 ноября 1952, Ленинград) — советский и российский фотограф, художник, куратор, историк фотографии.
Содержание
Биография
Александр Китаев родился 23 ноября 1952 в
Ленинграде
. После окончания средней школы с 1970 по 1978 гг. работал слесарем механосборочных работ на ЛЭМЗ «Заря». В 1971—1973 гг. учился в Северо-Западном заочном политехническом институте. В эти же годы увлёкся фотографией. В 1972 году был принят в старейший в стране фотоклуб при
Выборгском дворце культуры
(ВДК). С 1975 по 1979 гг. входил в состав творческой группы «Окно» (А. Китаев, Б. Конов, Е. Покуц, Е. Скибицкая, С. Чабуткин), сформированной внутри фотоклуба ВДК. Находясь в составе клуба, был участником и лауреатом международных, всесоюзных и городских выставок и конкурсов народного творчества. В 1977 г. окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при Ленинградском Доме Журналистов. С 1978 г. работал фотографом на ленинградском судостроительном предприятии «
Адмиралтейские верфи
». В 1979 г. в числе ряда фотолюбителей вышел из состава ВДК и принял участие в создании фотоклуба «Дружба» Дома дружбы с народами зарубежных стран. В 1982 году прекратил посещать фотолюбительские организации и занялся интенсивным самообразованием.
В 1987 году Китаев вернулся к фотографическому творчеству и вступил в фотоклуб «Зеркало»; в 1988 г. вместе с бо̀льшей частью его членов вышел из его состава. С 1988 по 1989 гг. принимал участие в выставочной деятельности ленинградского объединения «Фотоцентр» в ДК им. «Ильича» и созданного Р. Мангутовым товарищества «Община фотохудожников».
С 1980-х гг. начал создавать циклы видовых и жанровых запечатлений Петербурга, получивших впоследствии большую известность. Тогда же начал работу по созданию портретной иконографии деятелей ленинградской-петербургской культуры. В начале 1990-х много экспериментировал в области абстрактной фотографии в технике
фотограммы
и т. н. «химографии».
С 1992 г. участник объединения «Фотоpostscriptum». В 1992 г. был принят в члены
Союза фотохудожников России
, в 1994 — в члены
Союза Художников России
. С 1998 года—член организационного совета фестиваля «Традиционный осенний Фотомарафон». С 1999 года свободный художник. В 2000 году организовал издательство Арт-Тема, специализировавшегося на выпуске изданий по фотоискусству (арт-директор, 2000—2001); редактор раздела «Арт-мансарда» сетевого журнала Peter-club (2000—2001); арт-директор фотогалереи «Раскольников» (2004—2005). В 1995—2012 гг. мастерская Китаева была местом регулярных, еженедельных (по средам) встреч и общения многих творческих личностей из разных городов России и зарубежных стран.
В 1996 г. в рамках программы «Окно в Нидерланды» работал совместно с голландским фотокорреспондентом Wubbo de Jang над созданием образов Амстердама и Петербурга. В 1996, 1998, 1999 и 2000 гг. совершил пять фотоэкспедиций на
Афон
, в результате которых сложилась значительная коллекция запечатлений Святой Горы. Фотографии афонского цикла публиковались в ряде книг и справочников о современном Афоне, экспонировались на 14 персональных выставках (1997—2005), а также входили в состав множества групповых экспозиций. В 1998—1999 гг. был участником российско-итальянского исследовательского проекта «Любовь Достоевская: С. Петербург-Больцано». В 2000 и 2006 гг. при поддержке Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге работал над созданием серий фотографических запечатлений объединённого Берлина. В 2006 г. — стипендиат мэрии Парижа. Автор более семидесяти персональных выставок, проходивших в России, Англии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швейцарии, участник более 150 групповых выставок (до 2012 г.). Куратор ряда выставочных проектов в России и за рубежом.
Знаковый представитель петербургской школы художественной фотографии рубежа XIX—XX вв. известен прежде всего работами, выполненными в жанре городского пейзажа:
«У Александра Китаева — странное чувство Петербурга. Назвать его ретроспективным нельзя. При всей своей любви к старой русской фотографии, Китаев не стилизуется под XIX век. Но и ярких примет современности у него тоже почти не найти. Он словно опровергает известную аксиому, гласящую, что любой снимок с годами превращается в документ своей эпохи. Глядя на его фотографию не скажешь: это Садовая восьмидесятых, это Дворцовая девяностых. Это просто улица и набережная — как они живут на задворках памяти: неизменные, идеальные представления, очищенные от временной шелухи. Если что и заставляет Китаева схватить свою репортерскую, узкопленочную камеру и в тот или иной момент нажать на спусковую кнопку — так уж точно не погоня за историей»
. (А. Толстова).
Большую известность также получили и созданные им фотографии афонского цикла:
«
Кажется, впору уже теперь всерьез задуматься о дальнейшей судьбе этого нового фотографического архива, представляющего Афон на исходе XX века, с его „надмирностью“ и повседневностью, простыми радостями и не ускользнувшими от фотографа немалыми проблемами. Однако перед нами не репортаж, не простая фотофиксация, а образы, созданные художником. Отпечатанные, как и сто лет назад, в традиционной черно-белой технологии, работы Китаева кажутся „ретро“ или „археологической“ фотографией, однако менее всего стоит видеть в них формальную стилизацию, тоску по прошлому, попытку поворотить время вспять
». (Ю. Демиденко).
Не менее известны произведения в портретном в жанре:
Китаев изначально создан именно как фотограф-художник и у него где-то на клеточном уровне заложена способность по своему усмотрению менять взгляд не только на окружающее, но и весь комплекс зрительного восприятия действительности. Можно подумать, что у него присутствует специальный ген перевоплощения. Поэтому Китаев обладает особой возможностью, которой постоянно пользуется, — он может позволить себе подходить к съёмке любого очередного портрета как к совершенно новой, уникальной задаче и искать её решение словно бы «от нуля», исходя исключительно из вековечной коллизии «художник — модель». (Наль Подольский)
В начале 1990-х много экспериментировал в области абстрактной фотографии в технике
фотограммы
и т. н. «химографии».
«Впервые обратившись к фотограммам в 1990-е годы, Китаев далеко ушел от своих знаменитых предшественников. Он сразу начал работать не с элементарными формулами контрастов и контуров, а с трехмерным и прозрачным стеклом, позволяющим создавать сложные пространственные композиции. И если поначалу художника ещё интересовали верные тени давно исчерпавших свою прямую функцию предметов, то затем он пришел к созданию совершенно новых реальностей. Пафос „остранения“, в равной мере воплощавшийся в попытках Рене Магритта „увидеть заново“ обычный стакан и в фотограммных композициях Ман Рея и Мохоли-Надя, оказался отвергнут ради обретения нового инструментария — стеклянной бутылки и светового потока». (Ю. Демиденко).
В 2012 году прекратил фотографическую практику и посвятил себя исключительно изучению истории
российской фотографии
. Читал лекции по истории фотографии в
Государственном музее истории Санкт-Петербурга
;
Государственном Русском музее фотографии
(Нижний Новгород); Фотографическом музее «
Дом Метенкова
» (Екатеринбург); Молодёжном образовательном центре Государственного Эрмитажа; Музее истории фотографии (Санкт-Петербург);
Музее российской фотографии
(Коломна); Балтийской фотошколе (Санкт-Петербург); Фонде «Петербургские фотомастерские» (Санкт-Петербург); Школе визуальных искусств (Москва); Государственном центре фотографии РОСФОТО (Санкт-Петербург); Leica Akademie (Москва), на фестивалях «Фотопарад в Угличе», «ПитерФотоФест» и др.
Библиография
Книги
Субъектив. Фотограф о фотографии. Издательство С.-Петербургского университета, СПб, 2006. ISBN 5-238-04146-6
Субъективно о фотографах. Письма. «Стереоскоп», СПб, 2013. ISBN 978-5-9904923-1-8
Петербург Ивана Бианки. Poste restante. (Серия ФОТОРОССИКА). «Росток», СПб, 2015. ISBN 978-5-94668-161-2
Петербургский свет в фотографиях Карла Даутендея. (Серия ФОТОРОССИКА), «Росток», СПб, 2016.
ISBN 978-5-94668-188-9
Альбомы
Благословение / текст И. Чмырева. «Арт-Тема», СПб, 2000
Невольная линия ландшафта / текст
В. Савчук
. «Арт-Тема», СПб, 2000
Still-light / текст И. Чмырева. «Арт-Тема», СПб, 2000
Отражения. Альбом / фото А. Китаев. OCS, СПб, 2001
Жанр: Петербург. Альбом. СПб, 2011
Прогулки по Марлинской аллее / текст Е. Андреева. «Росток», СПб, 2015
Патина. Старый Летний сад. «Росток», СПб. 2015
Афонский винтаж. «Росток», СПб. 2015
Непостижимый Петербург: альбом / текст А. Толстова. «Росток», СПб, 2016
Путешествие света: альбом / текст И. Чмырева. «Росток», СПб, 2016
Проделки Вертумна в садах Петергофа" / текст Ю. Демиденко. «Росток», СПб, 2017
Публикации по истории фотографии
Фотографическое время
Карла Буллы
/ Петербург. 1903 год в фотографиях К. К. Буллы: каталог. ГМИСПб. 2003
Василий Сокорнов. Специальность — виды Крыма /
Василий Сокорнов
. Виды Крыма: каталог. РОСФОТО, СПб. 2005
Первый светописец Петербурга / Иван Бианки — первый светописец Петербурга: каталог. ГМИСПб, СПб. 2005
Максим Дмитриев в борьбе за авторские права в фотографии / Фотография. История и современность / Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения М. П. Дмитриева. Нижний Новгород, 2009
О Борисе Смелове / Медиафилософия III. Фотография / под ред.
В. В. Савчука
, М. А. Степанова. СПб: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009
О фотографии, Петербурге и конце века /
Борис Смелов
. Ретроспектива: каталог. Государственный Эрмитаж, 2009
Немецкий вклад в российскую фотографию XIX века / Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов XIX века: каталог. ГМИСПб, СПб, 2014
Петербургская экспедиция Ивана Бианки // Русский міръ: альманах / гл. ред. Д. А. Ивашинцов. — СПб. : Русская культура, № 9, 2014
Die Wiederentdeckung eines Fotografen. Ivan (Giovanni) Bianchi — der erste Lichtbildner Petersburgs // Fotogeschichte, Helf 141, 36. Jg., 2016
Осторожно, Везенберг! // Жевержеевские чтения: Творцы и собиратели: Материалы науч. конф. 6-7 октября 2016 г. / СПб. Гос. Музей театр. и муз. Искусства. — СПб. 2016
«в стране снега и медведей» // Русский міръ: альманах / гл. ред. Д. А. Ивашинцов. — СПб. : Русская культура, № 10, 2016
2011 — Непостижимый Петербург — Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва
2010 — Париж. Демисезон — Государственный центр фотографии РОСФОТО, СПб.
2008 — Три дня в августе 1991 — Государственный музей политической истории России, СПб.
2007 — Multum, non multa — фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург
2006 — Берлин за полчаса—Центральный музей железнодорожного транспорта, СПб.
2005 — Путешествия света — Государственный музей истории Санкт-Петербурга
2004 — Ню. Версии тела—Красноярский музейный центр, Красноярск
2003 — Санкт-Петербург и волшебство Петергофских садов—La Fabbrica, Lozone
2001 — Святая гора Афон и её насельники — Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей, Тихвин
2000 — Невольная линия ландшафта. Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2000»—Центральный Дом Художника, Москва
2000 — Между небом и землей… — Ярославский художественный музей, Ярославль
1999 — 10 лет с Петербургом—Государственный музей истории Санкт-Петербурга
1998 — Виды Святой Горы Афон—Новая Академия Изящных Искусств, СПб.
1996 — Амстердам глазами Александра Китаева—Петрозаводск, Псков, Калининград, Вологда, Череповец
1996 — Images of St.Petersburg — «Photosynkyria’96». 9-th International Meeting, Endos ton technon, Thessaloniki
1996 — ST PETERSBURG as seen by Wubbo de Jong, AMSTERDAM through the eyes of Alexander Kitayev—Nieuwe Kerk, Amsterdam, Netherlands; Центральный выставочный зал (Манеж), СПб.
Групповые выставки (выборочно)
2012 — Форпост русской фотографии — Галерея классической фотографии, Москва
2012 — Перестройка, либерализация, эксперимент (1980-е-2010) — Хьюстон, США
2012 — Серебряный город. Петербургская фотография XX—XXI веков—Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва
2010 — Москва — Париж. (Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010») — Московский музей современного искусства, Москва
2005 — Фотограмма. Проекция. Силуэт. — Государственный центр современного искусства, Москва
2004 — Павел I глазами фотохудожников XX века — Гос. Русский музей (Михайловский замок), СПб.
2003 — St. Petersburg in Black and White — Grand Gallery, New York
2003 — Современный Петербург глазами фотографов — Государственный Русский музей, СПб.
2002 — Черно-белый Петербург — Государственный музей истории Санкт-Петербурга
2001 — Абстракция в России. XX век. — Государственный Русский музей, СПб.
2000 — Icons of the Russian Ballet — The Royal Opera House Studio Covent Carden, London
1999 — Russia in Transition: 1978—1998 — Leica Gallery, New York; '
Columbia University, Washington, USA (2000)'
1999 — Любовь Достоевская: С. Петербург-Больцано — Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, СПб.
1997 — Фотоэстафета: от Родченко до наших дней—муниципальная галерея «А-3», Москва
1996 — Russian photographers Renewal & Metamorphosis From The Late Soviet Era To The 1990 is. — The M.I.T. Museum; Fichburg Art Museum (1997), USA
1995 — The latest photo art from Russia — Frankfurt-Dusseldorf-Karlsruhe-Gannover-Gerten, Germany
1994 — Self-identification. Positions in St.Petersburg Art from 1970 until Today—Kiel-Berlin-Oslo-Sopot; Государственный Русский музей, СПб.
1993 — Фотоpostscriptum — Государственный Русский музей (Мраморный дворец), СПб.
Кураторские проекты
Невская купель. (Фестиваль «Мифы Петербурга». Совместно с А.
Чежиным
). Галерея «Федор», Сестрорецк.1996.
Сдвиг: от Ленинграда к Петербургу. (Совместно с А.
Чежиным
). Государственный литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург. 1997.
Одна модель. (V петербургская бьеннале «Осенний фотомарафон»). Галерея «Арт-Коллегия», Санкт-Петербург. 1998
Фотохудожники. (Фестиваль искусств «Мастер-класс’98»). Выставочный Центр Союза Художников. Санкт-Петербург. 1998
Старая гвардия. (Фестиваль «Анатомия современного искусства Петербурга»). Галерея «Арт-Коллегия», Санкт-Петербург. 1999
The Russian Nude XX th, Centory Photography. (Совместно с А. Логиновым). Luke&A Gallery, London. 2002. Каталог. СПб, 2002
Черно-белый Петербург. (Cовместно с Ю. Демиденко). Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2002; Дом-музей лорда Лейтона, Лондон. 2003. Каталог. СПб, 2002
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
Серебряная фотография. (Совместно с В. Вальраном) — галерея «Арт-Коллегия», Санкт-Петербург. 2003
Петербург. 1903 год в фотографиях К. К. Буллы. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2003. Каталог. СПб. 2003
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
.
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
Иван Бианки — первый светописец Петербурга (совместно с Ю. Демиденко). Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2005. Каталог. СПб, 2005
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
Поэзия садов. (Совместно с О. Корсуновой). Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург. 2006.
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
МЫ. (Совместно с И. Лебедевым). Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. 2010.
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
Метромания. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2010.
от 12 декабря 2017 на
Wayback Machine
Собрания
Государственный Русский музей, СПб.
Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Государственный центр фотографии РОСФОТО, СПб.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный Русский музей фотографии, Нижний Новгород;
Мультимедиа арт музей, Москва
Московский музей современного искусства, Москва
Музей нонконформистского искусства, СПб.
Ярославский художественный музей
Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург
Санкт-Петербургский государственный музей музыкального и театрального искусства, СПб.
Российская национальная библиотека, СПб.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, СПб.
Музей института русской литературы (Пушкинский дом), СПб.
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека, СПб.
Музей «Дом В. В. Набокова», СПб.
Музей истории фотографии, СПб.
Музей Органической культуры, Коломна
Фонд «Свободная культура», СПб.
Фонд исторической фотографии им. Карла Буллы, СПб.
Фонд Ruarts, Москва
Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», Екатеринбург
Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва
Центр Гуманитарных исследований Гарри Рэнсона, Ostin, Texas, USA
The Navigator Foundation, Boston, USA
The Norton and Nancy Dodge Collection, USA
The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers
The State University of New Jersey, New Brunswik, NJ, USA