Рабин, Ицхак
- 1 year ago
- 0
- 0
Оска́р Я́ковлевич Ра́бин ( 2 января 1928 , Москва — 7 ноября 2018 , Флоренция ) — советский и французский художник , один из основателей неофициальной художественной группы « Лианозово ». Организатор всемирно известной « Бульдозерной выставки » ( 1974 ). Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству» ( 2013 ) .
Родился 2 января 1928 года в Москве в семье врачей, выпускников Цюрихского университета Якова Рахмиловича Рабина (родом из Украины ) и Вероники Мартыновны Андерман (из Латвии ) . Отец умер, когда будущему художнику было 5 лет, мать — когда ему было 13 лет (1941) . В начале сороковых жил в Трубниковском переулке (дом № 24, квартира 16), учился в художественной студии Евгения Кропивницкого , увлёкся романтизмом .
С 1946 по 1948 год учился в Рижской Академии художеств. В этот период придерживался строгого реалистического метода, много работал над натюрмортами. В Академии латышские студенты звали его «наш Репин » . В 1948 году Сергей Герасимов принял Рабина на второй курс Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова . В 1949 году был исключён «за буржуазный формализм » , после чего возвратился к своему первому учителю Е. Кропивницкому. Оскар Рабин так описывает этот период:
Сергей Герасимов меня взял на второй курс Суриковского института. Но жить было негде. Добиться общежития — невозможно. Чёрт знает, где жил и болтался. Месяца четыре поучился. Но разве это учёба? Кончилось тем, что пошёл работать — устроился под Москвой, на Долгопрудной, десятником по разгрузке вагонов. Там строилась водопроводная станция . Работали заключённые — не политические, а уголовные. Всякие — и убийцы, и блатные.
С 1950 до 1957 года работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве « Севводстроя ». В 1950 году женился на Валентине Кропивницкой .
В конце 1950-х годов вместе с Е. Л. Кропивницким стал основателем неофициальной художественной группы « Лианозово ». Весной 1957 года принял участие в III выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области , где представил свои первые авангардистские работы:
Но его, как других, не устраивало рабское копирование реальности — все эти пейзажи и натюрморты. И однажды члены отборочной комиссии Молодёжной выставки увидели: тощий молодой человек в больших очках ставит у стены совершенно необычные холсты — на больших плоскостях было изображено… это были сильно увеличенные детские рисунки. Это было ни на что не похоже. Это были первые произведения поп-арта в России. Теперь это понятно. Но тогда смущённые вконец члены МОСХа всё-таки отобрали пару холстов. И выставили, не подозревая, что натурой художнику послужили рисунки его дочери Катечки.
Летом того же года участвовал в VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов , где познакомился с Олегом Прокофьевым и Олегом Целковым . На приуроченной к фестивалю выставке произведений молодых художников Советского Союза получил почётный диплом за представленный натюрморт. Став лауреатом фестиваля, впервые получил возможность зарабатывать живописью, работая художником-оформителем на комбинате декоративно-прикладного искусства . Принял активное участие в Международной выставке изобразительного и прикладного искусства, проходившей в ЦПКиО им. А. М. Горького .
Тогда же начал зарабатывать продажей картин, устраивая публичные показы каждое воскресенье в собственной квартире . Среди покупателей — первые советские коллекционеры: Г. Костаки, А. Мясников, Е. Нутович, а также иностранные дипломаты и журналисты. Однако первый же иностранный покупатель, американский журналист, был задержан милицией, не успев даже донести картину до дома. В 1960 году Лианозово вошло в черту Москвы, но до этого момента большинство иностранцев не имело права покидать пределы Москвы, посещая квартиру Рабина. С присоединением Лианозова к Москве число иностранных покупателей стало расти. Одновременно началась острая критика Рабина и его окружения в советской прессе. Первым стал фельетон «Жрецы „помойки № 8“» в Московском Комсомольце :
Не говоря уже о том, что «произведения» Рабина вызывают настоящее физическое отвращение, сама тематика их — признак его духовной убогости.
Пресса критиковала Рабина за очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма.
В 1964 году работы Оскара Рабина впервые были представлены на зарубежной выставке. Это произошло в Лондоне, на групповой выставке «Аспекты современного советского искусства». В 1965 году владелец лондонской Grosvenor Gallery Эрик Эсторик организовал в своей галерее первую персональную выставку Рабина. На ней были представлены 70 работ художника . В это же время Рабин переехал из Лианозова в Москву.
В 1967 году вступил в Горком художников книги, графики и плаката . Принял участие в групповой выставке, подготовленной Александром Глезером на Шоссе Энтузиастов , однако выставку закрыли через два часа после открытия .
В конце 60-х Рабину удалось получить заказы на оформление нескольких поэтических книг («Сохрани весну» Владислава Фатьянова, «Забота» Тамары Жирмунской ). В отличие от Эль Лисицкого или Виктора Пивоварова Рабин не смог сделать из иллюстрирования постоянный заработок, хотя неоднократно обращался в издательства в поиске заказов .
В 1969 году Городской комитет КПСС постановил, что любая выставка может быть разрешена только после просмотра руководством МОСХ . Именно тогда Рабин высказал идею выйти с картинами на улицу, вместо того чтобы устраивать официальные выставки. Осенью 1974 года Рабин стал инициатором и одним из главных организаторов известной выставки работ художников-нонконформистов в Битцевском лесопарке (« Бульдозерная выставка »).
В воспоминаниях Владимира Немухина история возникновения замысла выставки связана с давлением на Рабина со стороны прокуратуры и КГБ . Немухин предложил Рабину обратиться к властям с открытым письмом. Однако такой шаг мог привести только к тюремному сроку для художников. И тогда Рабин предложил устроить выставку на открытом воздухе, куда будут приглашены иностранные дипломаты и журналисты.
В поздних интервью Оскар Рабин так объяснял задачу выставки:
Было просто желание выставить свои картины, жить как художник, а не как техник на железной дороге — так приходилось жить мне, или, в лучшем случае, иллюстратор детских книг, как многие другие.
В январе 1977 года Рабина задержали по обвинению в тунеядстве и посадили под домашний арест . После отказа эмигрировать в Израиль заменили домашний арест ночью в КПЗ . Через несколько дней Рабин получил предложение туристической визы в Европу и согласился уехать:
Для нас был важен сам принцип свободы передвижения: поехали по турвизе, свободно вернулись… Впрочем, я решил, что без Вали не поеду. Там сначала разозлились, а потом выдали три загранпаспорта.
22 июня 1978 года, проведя 6 месяцев во Франции, Рабин получил приглашение из советского консульства. Генеральный консул зачитал художнику Указ Президиума Верховного Совета СССР : «лишить советского гражданства Рабина Оскара Яковлевича, в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина» .
Я спросил, нельзя ли получить копию указа. «Нет, — ответил консул, — указ ещё не опубликован, есть лишь текст полученной из Москвы телеграммы».
Указ Президиума о лишении Рабина гражданства датирован 23 июня 1978 года . Советское гражданство Рабина было восстановлено Указом Президента СССР от 15.08.1990 . Художник получил паспорт Российской Федерации в 2006 году . В 2007 году он написал картину c изображением российского паспорта с подписью Александра Авдеева , будущего министра культуры России, а тогда — посла Российской Федерации во Франции .
Дважды, в 2007 и 2010 годах, подписывал открытые письма в поддержку организаторов выставки « Запретное искусство — 2006 »: куратора Андрея Ерофеева и бывшего директора Сахаровского центра Юрия Самодурова .
Персональные выставки Рабина проходили в Джерси-сити (1984), после падения Железного занавеса — в Москве (1991), Петербурге (1993) и других городах. Впоследствии он участвовал в юбилейной выставке на Гоголевском бульваре в 1995 году, посвященной 20-летию выставки живописи в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ вместе с Эдуардом Дробицким, Юлией Долгоруковой и другими художниками-нонконформистами .
В 2016—2017 году вошедшая в коллекцию Центра Помпиду картина Оскара Рабина «Эмигрантский натюрморт» (1990) открывала выставку «КОЛЛЕКЦИЯ!. Современное искусство в СССР и России: новый дар музею» в Центре Помпиду в Париже. Выставка состоялась благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
В апреле 2018 года в рамках ArtParisArtFair состоялась персональная ретроспективная выставка Оскара Рабина в Гран-Пале в Париже, приуроченная к 90-летнему юбилею художника и организованная французским агентством Russian Day. Выставка проходила при поддержке Государственного Русского Музея , в Санкт-Петербурге и Музея АЗ в Москве. На экспозиции были представлены новые произведения из мастерской Рабина, картины из собрания Катерины и Александра Усач, семейства Минчиных, а также из коллекции организатора выставки и директора агентства Марка Ивасилевича.
Умер 7 ноября 2018 года во Флоренции накануне собственной выставки «Два пути» во Флорентийском филиале Санкт-Петербургского института живописи ; на выставке должны были быть и несколько работ . Похоронен на кладбище Пер-Лашез .
Над каталогом-резоне , который будет включать все картины Рабина, написанные маслом, с 1990-х годов работает д-р Роберт Рабилизиров в Лондоне.
Как , все «картины Рабина включали в себя некий литературный подтекст». Для своих историй в цвете художник использовал один и тот же набор образов, с которыми он работал на протяжении всей жизни, создавая живописную книгу воспоминаний. Иконография Рабина доступна каждому — это самые узнаваемые предметы из обыденной жизни, но именно они и отличают творчество художника на протяжении десятилетий.
В книге о своем творчестве Оскар Рабин писал: «Я изображаю жизнь через себя, беря предметы и превращая их в предметы-символы, придавая им второй смысл, вторую функцию, дополнительную к обычной, которая характерна для них в жизни». Очень часто в его картинах, в этой черной, выстроенной по принципам экспрессионистской эстетики реальности, появляются белые или оранжевые полевые цветы — ромашки.
Казалось бы, цветы совершенно не соответствуют мусорной эстетике художника, ведь цветы — это категория прекрасного, как говорил художник, «мы все их любим». И несмотря на то, что они изображены на фоне грязной убогой комнаты или кривого окна, рядом с водкой или помойкой, они не теряют своей принадлежности к «прекрасному».
Самый важный образ в творчестве Рабина — это изображение бараков. Эти многочисленные деформированные дома с покосившимися крышами означали для художника гораздо больше, чем просто убогую реальность. Ведь за изображениями коммунальной жизни в бараках стоял человек. Но его никогда не было видно на картинах.
Со скрипкой у Оскара Рабина связано много личных историй. С нее начинается знакомство с миром искусства — еще в школе мать художника, веря в прекрасный слух своего чада, отвела его в соседнюю музыкальную школу. И хотя игра на скрипке не увлекала Рабина, как рисование, все же он продолжал прилежно ходить на занятия.
Иконы являются неотъемлемой частью многих работ Оскара Рабина. Об этом художник рассказывал в интервью искусствоведу Андрею Ерофееву: «Они появились не как религиозный элемент. Я их использовал как часть повседневности, как часть народной души и моей души».
В советской массовой культуре водка значила очень многое: она была всегда, «и при рождении, и при смерти, и в радости, и в горе, и просто от серой тоскливой жизни». Но при ее большой роли в жизни советского человека ни один официальный художник не изображал водку в картинах праздничного веселья.
Чтобы показать огромное значение этого напитка в повседневной жизни, Оскар Рабин часто намеренно увеличивает размер бутылки до тех пор, пока она не заполнит собой все пространство картины.
Газету, которую в сталинскую эпоху навязывали всем читать как единственный правдивый источник информации, часто использовали и в бытовых целях. В нее заворачивали рыбу, из нее делали бумажный кулек для семечек и, тщательно смяв, запихивали в ботинки, чтобы те быстрее просохли к утру. Этот предмет буквально окружал советского человека на разных уровнях его существования.
Кладбище на картинах Оскара Рабина появлялось постоянно. Тема размышлений о смерти есть в ранних работах, как, например, «Скрипка на кладбище» — в своеобразной изобразительной версии поминальной молитвы, и в поздних картинах, написанных в период невольной эмиграции во Францию. В 1990-х — 2000-х этот сюжет стал едва ли не главным в творчестве Рабина.
И стал Рабин «творить». Прислушаться бы ему вовремя к трезвому голосу товарищей, спросить бы себя самого: «А куда ты идешь, Оскар?» Но ему нужна была слава! — Не поймут меня в родном отечестве — заявлял он, — найдутся те, кто поймет меня там.
«Там» — это на Западе. И в угоду «тем» он продолжал ляпать свои бредовые картины, отображая, как он говорил, самое «истинное и сокровенное» в мире.
— «Московский Комсомолец» 29 сентября 1960 года
Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности.
— «Советская культура» 14 июня 1966 года
В своих работах Рабин искажает образ нашего общества. Его работы отражают частные, уродливые, давно отжившие явления, ни в коей мере не характеризующие современную действительность. Они порочат завоевания советского народа, его культуру и быт. Творчество Рабина идёт вразрез с задачами советского изобразительного искусства, накладывает тень на советский строй.
— «Московский художник» 26 мая 1967, статья «Не извращать советскую действительность»
Корреспондент «Коммерсанта» Анна Толстова замечает, что «в постперестроечные годы за Рабиным закрепилась репутация художника-борца, слишком политизированного и формально малоинтересного» . Только с персональными выставками в наиболее значительных музеях (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее) в 2000-х приходит художественная реабилитация Оскара Рабина.
По данным интернет-издания OpenSpace.ru и агентства Artprice в первом десятилетии XXI века росли как продажи работ Рабина, так и их стоимость :
|
|