Interested Article - Здание театра Солодовникова
- 2021-03-23
- 1
Здание театра Г. Г. Солодовникова — историческое здание, расположенное в Москве на углу улиц Кузнецкий Мост и Большая Дмитровка . В основе строения — усадьба Щербатовых-Шаховских. Перестроено в 1883 — 1884 годах по заказу купца Г. Г. Солодовникова под театр. В здании размещались « Частная русская опера » С. И. Мамонтова , « Оперный театр Зимина ». С 1961 года и по сегодняшний день здесь размещается Московский театр оперетты . Здание является объектом культурного наследия федерального значения .
История
В основе существующих зданий — усадьба XVIII века, принадлежавшая тестю А. В. Суворова князю И. А. Прозоровскому младшему. С этим домом связана женитьба полководца, детские годы его детей . С 1798 года владение принадлежало Щербатовым, затем Шаховским . В доме Д. Щербатова предоставлял «особенное прибежище игрокам» профессиональный карточный игрок В. С. Огонь-Догановский, которого Пушкин вывел в « Пиковой даме » под именем Чекалинского . С 1863 года участок находился во владении купца-миллионера Г. Г. Солодовникова , перестроившего главный дом и открывшего в нём магазин «Au bon marche» («По доступным ценам»). В 1883 — 1894 годах по заказу Солодовникова архитектором К. В. Терским в рекордные сроки (8 месяцев) здание было перестроено под пятиярусный театр на 3100 зрителей . Однако открытие построенного здания для публики столкнулось с неожиданными для Солодовникова сложностями: несколько сменявших друг друга приёмных комиссий отказались подписывать документы в связи с многочисленными недоделками. Лишь личное вмешательство московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича позволило 24 декабря 1895 года открыть театр для публики оперой Доницетти «Фаворитка». Первое время в театре ставили спектакли итальянская оперная труппа и труппа М. В. Лентовского .
В 1896 году в театре Солодовникова открылась первая негосударственная оперная антреприза — « Частная русская опера », организованная и финансируемая С. И. Мамонтовым , которая с небольшими перерывами ставила здесь спектакли вплоть до начала 1904 года. В 1897 — 1898 годах здание вновь было перестроено архитектором И. Е. Бондаренко . На сцене театра были поставлены оперы русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова , А. С. Даргомыжского , П. И. Чайковского , М. П. Мусоргского , при этом оперы « Снегурочка », « Псковитянка », « Хованщина », « Орлеанская дева » и « Каменный гость » были поставлены в Москве впервые. В театре выступали Ф. И. Шаляпин, Н. И. Забела-Врубель , Н. В. Салина и другие оперные исполнители. Сценографией в опере Мамонтова занимались В. Д. Поленов , М. А. Врубель , К. А. Коровин , В. М. Васнецов , И. И. Левитан и другие известные художники. 6 мая 1896 года в этом здании был проведён первый московский киносеанс: французский импресарио Рауль Гюнсбург представил картины братьев Люмьер , включая фильм « Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота » .
После оперы Мамонтова здание некоторое время занимало «Товарищество русской частной оперы» М. Кожевникова . В 1907 году театр Солодовникова сгорел . После восстановления и перестройки здания архитектором Т. Я. Бардтом , в нём в 1908 году открылся « Оперный театр Зимина », основанный театральным деятелем и меценатом С. И. Зиминым . Опера Зимина продолжила мамонтовские традиции постановки опер преимущественно русских композиторов, вместе с тем С. И. Зимин стремился привнести на сцену театра все новые европейские достижения, как в репертуаре, так и в театральной организации. Музыкальным руководителем и дирижёром оперы с момента её основания являлся М. М. Ипполитов-Иванов . На сцене театра Зимина, помимо опер, осуществлялись и балетные постановки: здесь танцевала труппа М. М. Фокина , выступали А. Дункан и М. Кшесинская . Портал театра в 1908—1929 годах украшало живописное панно М. А. Врубеля «Принцесса Грёза» . В 1910-х годах архитектором театра служил Г. Н. Иванов .
В 1917 году опера Зимина вместе со всем имуществом была передана в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов и стала называться Театром Совета рабочих депутатов. В 1919 году театр был переименован в Малую государственную оперу, а в 1921 году в Театр музыкальной драмы. В 1922 году С. И. Зимин вновь возглавил театр, организовав акционерное общество «Первая свободная опера С. И. Зимина». В 1924 году театр был закрыт, а оперная труппа «Первой свободной оперы» отдана под суд, однако после следствия оправдана за отсутствием состава преступления. В 1925—1928 годах театр носил название Экспериментального, в 1929—1935 годах — 2-го Государственного театра оперы и балета, а с 1936 года стал филиалом сцены Большого театра . В этом же году здание было вновь перестроено . В части здания, выходящей на Кузнецкий Мост, жил до своей смерти в 1942 году бывший руководитель оперы С. И. Зимин . В этой же части дома в советское время находилась поликлиника Союза театральных деятелей РСФСР и Большого театра. После того как Большой театр получил вторую сцену в Кремлёвском дворце съездов, с 1961 года и по сегодняшний день здесь размещается Московский театр оперетты . В конце 1990-х годов у властей существовали планы по сносу здания и строительству на его месте нового, однако они не были осуществлены. Здание является объектом культурного наследия федерального значения .
Произведения, премьеры которых состоялись в здании Театра Солодовникова
- 1896 — « Садко » Николая Римского-Корсакова
- 1898
- 1899 — « Царская невеста » Николая Римского-Корсакова
- 1900
- 1902 — « Сервилия » Николая Римского-Корсакова
-
1909
- — « Золотой петушок » Николая Римского-Корсакова
- — « Нюрнбергские мейстерзингеры » Рихарда Вагнера (российская премьера)
- 1910 — «Измена» Михаила Ипполитова-Иванова
- 1912 — «Сестра Беатриса» Александра Гречанинова
-
1916
- — «Клара Милич» Александра Кастальского
- — «Свадьба» Владимира Эренберга
- 1923 — «Князь Серебряный» Петра Триодина
-
1924
- — «Трильби» Александра Юрасовского
- — «Маскотта» Эдмона Одрана (российская премьера, под назв. «Красное солнышко»)
-
1925
- — «Степан Разин» Петра Триодина
- — «Иосиф Прекрасный» Сергея Василенко
-
1927
- — «Иван-солдат» Климентия Корчмарёва
- — «Фленго» Владимира Цыбина
-
1929
- — «Тупейный художник» Ивана Шишова
- — «Сын Солнца» Сергея Василенко
-
1930
- — «Прорыв» Сергея Потоцкого
- — « » Александра Спендиарова
- 1937 — «Аистёнок» Дмитрия Клебанова
-
1939
- — «Мать» Валерия Желобинского
- — «Светлана» Дмитрия Клебанова
- 1943 — «В огне» Дмитрия Кабалевского
- 1945 — « Золушка » Сергея Прокофьева
-
1946
- — «Бэла» Анатолия Александрова
- — « Барышня-крестьянка » Бориса Асафьева
- 1947 — « Вражья сила » Александра Серова (первая постановка новой редакции оперы, осуществлённой Борисом Асафьевым )
- 1950 — «Морозко» Михаила Красева
- 1963 — «Сто чертей и одна девушка» Тихона Хренникова
- 1964 — «Сердце балтийца» Константина Листова (под назв. «Пять минут на размышление»)
-
1967
- — «Белая ночь» Тихона Хренникова
- — «В ритме сердца» Андрея Петрова
- 1968 — «Тихое семейство» Юрия Милютина
- 1972 — «Весна в Москве» Никиты Богословского
- 1973 — «Золотые ключи» Александра Зацепина
- 1975 — «Триумфальная арка» Александра Флярковского
- 1978 — «Неистовый гасконец» Кара Караева
- 1979 — «Жужа из Будапешта» Александра Журбина
- 1980 — «Ребята нашего двора» Тихона Хренникова
- 1990 — «Клоп, или Позабудь про камин…» — музыка Дмитрия Шостаковича в обработке Леонида Десятникова
- 2008 — « Монте-Кристо »
- 2010 — «Цезарь и Клеопатра» Александра Журбина
- 2012 — « Граф Орлов »
- 2016 — « Анна Каренина »
См. также
Примечания
- ↑ . Сайт «Москомнаследия». Дата обращения: 20 мая 2011. Архивировано из 1 февраля 2012 года.
- Киприн В. . Православное информационное агентство (23 июня 2004). Дата обращения: 20 марта 2011. 30 августа 2014 года.
- Мак И. . Известия-Неделя (12 ноября 2007). Дата обращения: 13 февраля 2011. 23 января 2012 года.
- ↑ Зайцев М. // Московский журнал. — 1 ноября 1998. 30 августа 2014 года.
- Чумаков В. // Огонёк. — 2003. 16 июня 2013 года.
- , с. 91.
- ↑ , с. 130.
- Кириллов Н. . Архнадзор (16 октября 2008). Дата обращения: 20 марта 2011. 23 января 2012 года.
- ↑ От Воскресенских ворот до Трубной площади. Москва, которой нет. Путеводитель. — М. : Memories, 2010. — С. 115—119. — ISBN 978-5-903116-96-6 .
- , с. 68.
- . Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 20 марта 2011. 12 августа 2012 года.
- Тартаковский В. // Независимая газета. — 2 сентября 2000. 9 июля 2007 года.
- ↑ Зимина В. // Независимая газета. — 2 сентября 2000. 4 марта 2016 года.
- , с. 156.
- , с. 53.
Литература
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . — 3-е изд. — М. : Жираф, 2005 . — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1 .
- Сорокин В. В. // Наука и жизнь. — 1988. — № 11 . — С. 130—131 .
- Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — М. : Астрель, АСТ, 2009. — С. 52—62. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 5-239-01139-7 .
- Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е, перераб. изд. — М. : Московский рабочий, 1991. — С. 60—72. — 496 с. — 50 000 экз.
- 2021-03-23
- 1