Статуя и постамент выполнены из шведского гранита. Писатель изображён во весь рост. Он ссутулился, ладони сцеплены на груди, одеяние сползает с левого плеча. Скульптор определял памятник как фигуру с двумя осями и одним центром, находящимся за пределами статуи. С изменением ракурса меняется и силуэт писателя
.
История
В 1911 году по заказу
мецената
Николая
Шахова
скульптор Сергей Меркуров
начал работу над статуей Фёдора Достоевского в своей мастерской на
Цветном бульваре
. Она задумывалась как элемент
триптиха
, который включал в себя также монумент
Льву Толстому
и скульптуру «
Мысль
»
. Эту идею мастер вынашивал с 1905 года
.
Скульптор писал: «
Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства… В своих теориях зацепился кончиком за четвёртое измерение… Достоевского сделаю уже сознательно
»
.
Прежде чем ваять фигуру в граните, автор создал около двадцати
бюстов
писателя, для которых позировал артист и композитор
Александр Вертинский
. Однако из-за
Первой мировой войны
реализовать работу сразу не удалось
.
Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!
Сергей Меркуров о работе с Александром Вертинским
2 августа 1918 года в «
Известиях ВЦИК
» был опубликован «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г.
Москве
и других городах Рос. Соц. Фед. Сов. Республики». В список вошёл Фёдор Достоевский
.
Сергей Меркуров представил
Моссовету
свою скульптуру. Комиссия во главе с
наркомом просвещения РСФСР
Анатолием Луначарским
, включавшая также
Владимира Фриче
и
Николая Виноградова
, посетила мастерскую. Комиссия согласилась с предложением художника и выкупила весь триптих
. 7 ноября этого же года
памятник установили на Цветном бульваре
, недалеко от мастерской автора, потому что не было необходимого оборудования для дальней перевозки тяжёлых скульптур
.
Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки — у фонтана на Цветном бульваре — способом, который применялся ещё в
Древнем Египте
. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей.
Николай Виноградов
Согласно легенде, после установки на памятнике появилась меловая надпись: «
Достоевскому — от благодарных бесов
»
. Точное авторство выражения не установлено. По одной из версий, фразу придумал один из литераторов, когда с вопросом о подписи памятника к нему обратился Луначарский
, по другой версии — её изрёк сам нарком
или его одноклассники на встрече выпускников киевской гимназии
.
Реакция современников была неоднозначна. Например, поэт
Иван Приблудный
посвятил монументу стихотворение
:
Глубже и ниже, к подъёму крутому,
где отдаётся с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке
Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки соединены на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа.
Характерны две дневниковые записи жителя Москвы Николая Потаповича Окунева. Сразу же после открытия он записал
:
Видел вчера… памятники… это работа скульптора Меркурова — «
Человеческая мысль
» и памятник Ф. М. Достоевскому (на Цветном бульваре). Оба из бронзы и гранита, только пьедесталы временные, а сами статуи вполне закончены и обличают у Меркурова крупную мысль и громадный талант.
Однако спустя две недели его мнение изменилось
:
На днях я опять проходил мимо меркуровских произведений «Человеческая мысль» и «Достоевский». И на этот раз ничего гениального в них не нашёл <…> А «Достоевский» — как взглянуть, из какой страны: не то угодник с
фресок
Успенского собора
, не то
Шейлок
. Ни в той, ни в другой статуе нет главного, что требуется от памятников: нет фундаментальности и ясности образа.
В 1936 из-за прокладки
трамвайных путей
памятник перенесли к зданию Мариинской больницы
. Примечательно, что монумент установили без постамента
, который появился лишь спустя двадцать лет. Его автором стал архитектор
Исидор Француз
.
Все окна корпусов больницы были освещены и жёлтые полосы лежали на утоптанном дворовом снегу. Вадим сразу не нашёл ворота и долго плутал по больничным дворам, которые соединялись один с другим. В одном дворе он увидел высокий, тёмный памятник. «Кому это?» — вяло, точно в дремоте, подумал Вадим и подошёл. Он узнал большелобое угрюмое лицо Достоевского. Ах, да! Ведь Достоевский родился и жил в этом больничном доме. Здесь где-то и музей его. Больница, приёмный покой, памятник больному русскому писателю… Все это похоже на сон.
Писатель
Юрий Трифонов
в своей повести «Студенты»
В 1960 году памятник взяли под государственную охрану
.
Примечания
, с. 183.
(неопр.)
. Аргументы и Факты (3 августа 2005). Дата обращения: 30 июля 2018.
14 августа 2018 года.
(неопр.)
. РИА Новости (11 ноября 2016). Дата обращения: 29 июля 2018.
14 августа 2018 года.
, с. 767.
, с. 228.
, с. 148.
, с. 621.
, с. 138.
↑
, с. 36—37.
(неопр.)
. Dostoevskiyfm.ru (2016). Дата обращения: 29 июля 2018.
14 августа 2018 года.
↑
Руслан Грудцинов.
(неопр.)
. Интернет-портал «Российской газеты» (4 ноября 2014). Дата обращения: 30 июля 2018.
9 августа 2018 года.
↑
(неопр.)
. KudaGo.com (2013). Дата обращения: 30 июля 2018.
18 августа 2018 года.
, с. 100—105.
.
Шигарева Юлия.
(неопр.)
. //
Аргументы и факты
(23 апреля 2008). Дата обращения: 29 июля 2018.
14 августа 2018 года.
, с. 3.
(неопр.)
. // Ava.md (19 апреля 2012). Дата обращения: 30 июля 2018.
18 августа 2018 года.
, с. 50.
, с. 95.
↑
Елена Широкова.
(неопр.)
. // Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей (2013). Дата обращения: 30 июля 2018.
18 августа 2018 года.
↑
(неопр.)
. // Узнай Москву (2016). Дата обращения: 30 июля 2018.
29 июля 2018 года.
, с. 256.
, с. 9.
Татьяна Воронцова.
(неопр.)
. // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (22 октября 2017). Дата обращения: 29 июля 2018.
18 августа 2018 года.
Апонович А. А.
(неопр.)
. // Централизованная библиотечная система Озёрского городского округа (2016). Дата обращения: 29 июля 2018. Архивировано из
14 августа 2018 года.
Эльмира Аширова.
(неопр.)
. //
Российская газета
(17 июля 2018). Дата обращения: 30 июля 2018.
23 июля 2018 года.