Interested Article - Дом Перцовой

До́м Перцо́вой ( дом Перцевой, дом Перцова ) — здание в неорусском стиле , расположенное на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной . Было построено в 1907 году и принадлежало Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова .

Автором проекта был художник Сергей Малютин , в качестве архитектора выступил Николай Жуков , руководил строительством инженер Борис Шнауберт . Здание задумывалось как доходный дом для творческой интеллигенции. В разное время в нём проживали художники Павел Соколов-Скаля , Роберт Фальк , Василий Рождественский , Натан Альтман , Александр Куприн и другие . В 1908—1909 годах в подвале дома размещалось кабаре « Летучая мышь » . С середины 1970-х находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России .

История

Строительство

Эскиз дома Перцовой, выполненный Сергеем Малютиным, 1905 год

Будучи известным меценатом и покровителем искусства, Петр Николаевич Перцов задумал построить доходный дом для одарённых художников и артистов . В 1902 году подобрать подходящее место ему помог известный коллекционер Иван Цветков , посоветовавший участок с видом на Кремль и храм Христа Спасителя . В благодарность за рекомендацию Перцов дал слово построить дом в русском стиле .

Зимой 1905 года был объявлен закрытый конкурс на составление проекта доходного дома, в котором участвовали Аполлинарий Васнецов , Сергей Малютин , архитекторы А. И. Дидерихс, Леонид Браиловский . Перцов выдвинул два основных условия: строение должно было «отвечать духу и преданиям Москвы и требованиям современности» . Также он оставил за собой право выбрать замысел любого из номинантов. В жюри были приглашены Виктор Васнецов , Василий Суриков , Фёдор Шехтель , Василий Поленов , Сергей Соловьёв , Илларион Иванов-Шиц , Станислав Ноаковский . Премию в 800 рублей и первое место выиграл Аполлинарий Васнецов, но будущему хозяину дома больше понравилась работа Сергея Малютина, занявшая второе место. Здание было необычным и интересным, но не совсем соответствовало условиям конкурса .

Изначально Перцов планировал переработать проект Малютина, но среди отвергнутых эскизов художника увидел здание, полностью отвечающее его пожеланиям. Это был жилой комплекс в неорусском стиле с элементами модерна, в основе которого лежал типовой трёхэтажный дом, построенный на этом участке в 1886 году . По задумке автора к нему добавили мансарду , оборудованную под художественные студии, со стороны набережной пристроили четырёхэтажный особняк, а вдоль переулка — боковой корпус, примыкающий под острым углом .

Архитектором проекта выступил Николай Жуков , который сумел объединить художественный замысел Малютина в цельный и гармоничный ансамбль. Руководителем строительства был назначен инженер Борис Шнауберт . Работы велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству. В соответствии с его пожеланиями все перекрытия были выполнены в камне, электрическая проводка и водосточные трубы спрятаны внутрь стен . Художественное оформление здания Перцов полностью доверил Малютину:

Меня С. В. [Сергей Васильевич] совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус. С. В. по разработке проекта в целом приступил к обработке деталей фасада и составлению рисунков для заказа наружной майолики .

По рекомендации художника для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава». Интерьеры Малютин задумал в русском стиле с обилием резных деревянных элементов, которые выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари .

Использование дома

Портрет Петра Перцова. Сергей Малютин, 1916
Портрет Зинаиды Перцовой. Сергей Малютин, 1916

В апреле 1907 года Пётр Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной. Официально домом владела Зинаида Перцова — жена Петра Перцова, который приходился племянником поэту Эрасту Петровичу Перцову и прославился строительством в 1909—1917 годах железной дороги Армавир — Туапсе . Проект дороги встретил сопротивление со стороны министра финансов Владимира Коковцова , он поддерживал конкурентов из Акционерного общества Владикавказской железной дороги и отказал в выдаче кредита. В поисках финансирования на выпуск акций Перцов заложил своё имущество в банк Алексея Путилова . Зинаида Алексеевна не хотела включать дом на Пречистенской набережной в список обязательств перед кредиторами , но после уговоров мужа и сыновей дала своё согласие. Предприятие оказалось экономически прибыльным, и в 1910 году Перцов погасил ссуду и залоговое имущество было освобождено .

Большую часть помещений дома Перцовой сдавали в аренду, одно из них занял сам Сергей Малютин, он также приспособил часть подвала под хранилище своих работ. В разное время в здании арендовали студии Константин Игумнов , Борис Пронин , Никита Балиев , Александр Куприн , Павел Соколов-Скаля , Роберт Фальк , Василий Рождественский , Натан Альтман .

Весной 1908 года подвалы дома пострадали от московского потопа . Елена Константиновна Малютина, пытаясь спасти работы мужа от воды, сильно простудилась и умерла. Были утеряны некоторые из незаконченных картин художника: «Царевна», «Леший», «Баба-яга», а также монументальное полотно «Куликово Поле» .

Летучая мышь

Вид дома Перцовой со стороны храма Христа Спасителя, 2010 год

В 1908 году в другом подвале здания открылось кабаре «Летучая мышь» . Его основатели Никита Балиев и Николай Тарасов задумали создать неформальную площадку, где актёры Художественного театра смогли бы устраивать капустники и забавные представления. Для размещения танцевального зала Перцов углубил подвал на аршин и застелил пол дубовым паркетом . По распространённой легенде во время осмотра помещения на Балиева и Тарасова вылетела летучая мышь, в честь которой и был назван театр .

Кабаре сразу стало известно в богемных кругах, но попасть на представление можно было только по специальному приглашению. Каждый новый посетитель проходил обряд посвящения, давая обещание не обижаться на происходящее . На сцене театра можно было увидеть танцующего польку Василия Качалова , демонстрирующих французскую борьбу Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова , дирижировавшего оркестром Владимира Немировича-Данченко и мхатовских артистов . Актёр Николай Монахов так описывал вечера в «Летучей мыши»:

Подвал был обставлен скромно, но уютно: буфетная стойка с простыми, вкусными домашними закусками, маленькая сцена, на которой артисты художественного театра изощрялись в показе различных «Самодельных» номеров. В кабаре я впервые увидел великого Станиславского, который показывал на сцене фокусы .

Кабаре располагалось в доме Перцовой до 1909 года, когда было принято решение перенести представления в более просторное помещение дома № 16 в Милютинском переулке .

Национализация

В 1918 году здание было отреставрировано известным архитектором Виктором Мазыриным , прославившимся строительством особняка Арсения Морозова . Пётр Перцов с семьёй прожил в своём доме до 1922-го. Он являлся хранителем ценностей храма Христа Спасителя и был осуждён на пять лет за содействие церкви и ходатайство о прекращении нападок на религиозные общины в прессе. Через год после ареста инженера помиловали, но дом на Пречистенской набережной был национализирован .

В бывшей квартире Перцовых поселился Лев Троцкий , остальные помещения заняли военные деятели, среди которых были Николай Подвойский , Константин Мехоношин , Эфриам Склянский . Некоторые исследователи полагают, что именно в это время ликвидировали большую часть внутреннего убранства: сняли деревянную резьбу, побелили потолки и заштукатурили лепнину .

В 1935 году согласно генеральному плану реконструкции Москвы дом Перцовой и другие здания вблизи храма Христа Спасителя подлежали сносу. На их месте должна была расположиться площадь Дворца Советов , но проект не был реализован, и исторические постройки уцелели .

С середины 1970-х дом Перцовой находится в ведомстве Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России . Здание переоборудовали под офисы, а в подвальных помещениях организовали столовую .

Архитектура и интерьеры

Интерьеры в доме Перцовой

Арка столовой, 1907 год
Столовая, 1907 год

Малютин попытался отойти от привычной пространственной планировки четырёхэтажного дома. Благодаря разнообразию внешних объёмов, асимметрии балконов и сложной конструкции крыши здание напоминает сказочный терем . Обширные познания в древнерусском зодчестве помогли художнику интерпретировать его каноны по-новому, соединив их с эстетикой модерна .

Особое место в архитектурном ансамбле занимают хоры , создающие иллюзию многоэтажных мансард . Угловой балкон, находящийся на стыке главного здания и пристроенного корпуса, украсили массивным шатром-шпилем. Сверху на коньке двускатной крыши при Перцовых располагалась золочёная решётка со львами, а завершал композицию литой петух на шпиле зелёной башни. Четвёртый этаж украшала громоздкая лоджия «Беседка Царицы» с позолоченной крышей .

Фронтоны дома, отделанные майоликовой мозаикой, и искусная резьба дверных проёмов наполнены сказочно-былинными мотивами. Основной тематикой узоров является волшебный сад: на торце здания возвышается яркое солнце, освещающее причудливые цветы и растения. Некоторые искусствоведы также отмечают в убранстве черты скандинавского модерна : изображения драконов, медведей, рыб и сов, витиевато переплетающихся друг с другом. Отдельное внимание уделено мифическим птицам: гамаюн , феникс и сирин охраняют подъезды дома, а дымоход выполнен в виде спящей совы .

Хозяин дома хотел, чтобы во всех деталях прослеживались солидность устройства и требования эстетики, поэтому Малютин тщательно продумал интерьеры , наполнив их мотивами славянского фольклора . Стены столовой Перцовых отделали дубовыми панелями, лифт для посуды инкрустировали майоликовой мозаикой, изображавшей доменную печь , арки, наличники и карнизы выполнили из волнистой берёзы и обильно украсили резьбой. В столовой Перцовых установили витраж «Въезд Победителя», выполненный мастерами Строгановского училища по эскизу Михаила Врубеля . В кабинете хозяина дома висела картина Филиппа Малявина «Мужик», а в комнате при столовой полотно Николая Рериха «Заморские гости» .

Дом в искусстве

Яркое и необычное строение сразу привлекло внимание общественности. Его прозвали «Домом-сказкой», а художественный критик Сергей Глаголь выпустил статью, в которой отмечал архитектурные особенности постройки . Издательство братьев Сабашниковых включило здание в путеводитель «По Москве» в качестве городской достопримечательности:

Дом Перцовой у храма Христа Спасителя по рисункам С. В. Малютина уже полная блестящая импровизация в духе сказочно-былинного стиля .

Некоторые литературоведы считают, что именно в этом доме жила героиня рассказа Ивана Бунина « Чистый понедельник ». Точного подтверждения этому предположению нет, но описанные в тексте интерьеры во многом копируют убранство помещений Перцовых. Также здание упоминает герой романа Алексея Толстого « Хождение по мукам » поэт- футурист Александр Жиров .

Примечания

  1. Судец Наталья. . Страна.Ru (25 декабря 2015). Дата обращения: 4 марта 2018. 24 февраля 2018 года.
  2. Дроздов Д. П. . — Москва: Центрполиграф, 2017. — ISBN 978-5-227-07551-2 .
  3. Мясников А. Л. . — Москва: Вече, 2014. — ISBN 978-5-4444-1978-6 .
  4. Жукова А. В. . — Москва: АСТ, 2018. — ISBN 978-5-17-099870-8 .
  5. Романюк С. К. . — Москва: Центрполиграф, 2016. — ISBN 978-5-227-06582-7 .
  6. . Компания Афиша (28 марта 2017). Дата обращения: 4 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  7. Перцов П. Н. . — Москва: Кучково поле, 2017. — ISBN 978-5-9950-0790-6 . 18 марта 2018 года.
  8. Соколова Л. А. . — Москва: Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-05115-8 .
  9. Сутормин В. Н. . — Москва: Центрполиграф, 2015. — ISBN 978-5-227-05863-8 .
  10. Гнилорыбов П. А. . — Москва: ЭКСМО, 2017. — ISBN 978-5-699-92281-9 .
  11. Сергиевская И. Г. . — Москва: Алгоритм, 2014. — ISBN 978-5-4438-0588-7 .
  12. Дроздов Д. П. . — Москва: Центрполиграф, 2013. — ISBN 978-5-227-04182-1 .
  13. Забелин В. М. . — Ставрополь: Аргус, 2014. — ISBN 978-5-9596-0973-3 .
  14. Кузьминых Юрий. . Вечерний Ставрополь (11 сентября 2013). Дата обращения: 10 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  15. Громова Анастасия. . ИА REGNUM (4 октября 2016). Дата обращения: 10 марта 2018. 19 марта 2018 года.
  16. Митрофанов А. Г. . — Москва: Издательские решения, 2017. — ISBN 9785448567117 .
  17. , с. 90—91.
  18. , с. 456—458.

Литература

  • Лисовский В. Г. . — Москва: Белый город, 2009. — С. 456—458. — 568 с. — ISBN 5-7793-1629-3 .
  • Слука И. М. . — Москва: Эксмо, 2015. — С. 90—91. — 252 с. — ISBN 978-5-699-77129-5 .

Ссылки

Источник —

Same as Дом Перцовой