Interested Article - Ваххабизм

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Ваххаби́зм ( араб. الوهابية ‎, аль-ваххабийя ) — религиозно-политическое течение в исламе , сформировавшееся в XVIII веке. Религиозная сущность ваххабизма заключается в очищении ислама от влияний домусульманских, языческих форм верований, культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов . Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являвшегося последователем Ибн Таймии (1263—1328) .

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда ас-саляф ас-салих ») , и протестовал против всех последующих новшеств ( бида ), считая их привнесённой извне ересью .

C точки зрения некоторых этнографов и религиоведов , ваххабизм — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей . Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Османской империи .

В XVIII веке эмир города Эд-Диръия Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад ибн Микрин аль-Мурайди принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират , бывший небольшим государством, за короткое время стал обладать почти всей территорией Аравийского полуострова. Преемником Дирийского эмирата является сегодняшняя Саудовская Аравия .

Терминология

Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ибн Сулеймана аль-Мушаррафи ат-Тамими ( араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي ‎).

Сами представители данного движения не называют себя «ваххабитами», указывая, что являются салафитами, то есть приверженцами салафии ( араб. سلفية ‎ от араб. سلف ‎ — «предки, предшественники») . При этом они считают своё движение исключительно религиозным, а не политическим .

Пишет :

Что означает термин «ваххабит»?

Обычно люди употребляют слово «ваххабит» против каждого, кто противоречит их обычаям, убеждениям и религиозным нововведениям , даже если эти убеждения являются порочными, противоречат Благородному Корану и достоверным хадисам . Особенно употребляется против призыва к единобожию и взыванию только к Аллаху , и никому более.

Мухаммад Джамиль Зину. .

История ваххабитского движения

Аравия накануне возникновения учения

Историк Алексей Михайлович Васильев считает, что вопрос о возникновении ваххабизма следует искать в изучении аравийского общества . Важным было замедленное развитие, что было обусловлено узостью производственной базы, неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственных работ: с одной стороны такие явления как засуха , с другой , когда мощные сели уносили верхний слой вместе с посевами .

Также следует упомянуть отсутствие централизации ирригационного хозяйства, ввиду отсутствия общего земледелия (разобщённость оазисов).

Кочевое и полукочевое скотоводство в Аравии

Поскольку ваххабитское движение получило огромное развитие среди бедуинов , то рассмотрение их исторического развития является одним из наиболее важных. Так, С. А. Токарев писал :

Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей.

А. М. Васильев указывает на два типа людей, ведущих кочевое и полукочевое хозяйство:

  • Кочевники-верблюдоводы
  • Полукочевники-овцеводы (полукочевники из-за ограниченности перехода по безводной местности)

Социальное расслоение арабов Аравийского полуострова

По свидетельствам источников XVIII века наиболее низкими показатели по благосостоянию были у кочевников, впрочем, положение оседлых земледельцев было не многим лучше . Распространённым явлением стал захват частью знати водных и других источников, распространились ростовщичество и налоговый . Несмотря на то, что ряд исследователей считали аравийское общество феодальным, во многом это положение вызывает сомнения .

Прибавочный продукт

В современной этнографии сложилось понимание, озвученное Н. Н. Крадиным и его предшественниками. Прибавочный продукт у кочевых народов — как часть материального продукта (зерна, дерева и др.), добывающийся с помощью захвата населения в плен, с целью создания земледельческих оазисов , захвата оседлых цивилизаций, либо через лиц, которые по той или иной причине переходили добровольно. Важным было собирание дани с подконтрольных крестьян и ремесленников, а также купцов . Зачастую, именно этим фактором поясняется будущая дезинтеграция аравийского общества. Ведь часть бедуинских племён брала дань с оседлых племён, но с упадком торговли и власти Османской империи доходы шейхов стали падать.

Таким образом, к XVIII веку на территории Аравийского полуострова не сложилось единого экономического пространства. Резко встал вопрос с одной стороны о разрешении данной ситуации, с другой — Аравия предоставилась сама себе, так как фактически Османская империя и Португалия не решали уже вопросы данного региона.

Обострение социально-политических вопросов. Междоусобицы

Из-за невозможности создания единого централизованного государства, уже во времена заката могущества Османской империи (конец XVII века), на Аравийском полуострове всё большую роль начинают играть шерифы — клановые правители той или иной местности, фактически номинально зависящие от турецкой власти (только в Мекке было несколько шерифских семей, которые соперничали за власть над городом) . Противостояние между рядом регионов Центральной Аравии обострилось. В результате выделяются следующие города, ставшие центрами, претендовавшими на господство на полуострове: Уяйна , Эд-Диръия , Эр-Рияд . Ситуация стабилизировалась лишь в период правления эмира , но снова обострилась после его смерти.

Фактически, к концу XVII — началу XVIII века центральная часть Аравийского полуострова оказалась раздробленной, с непрекращающимися кровопролитными междоусобными войнами. Идеей соединения государства становится с одной стороны уменьшение поборов, власти шерифов и эмиров, а также защита от кочевников; с другой — мощная идеологическая основа, способная сплотить разрозненное общество. Ей и становится ваххабизм .

Становление учения ваххабизма

На момент возникновения ваххабитского движения на территории Аравии было множество мусульманских школ и течений, а также иудеи и христиане . На северо-восточных и восточных землях был распространён шиизм . Но одним из основных направлений (особенно в Неджде ) была ханбалитская школа . Как отмечают многие исследователи, среди бедуинов ислам был не особо распространён. Швейцарский путешественник Буркхардт И. Л. писал также, что в пяти часах от Мекки есть могилы святых:

В пяти часах от Мекки мы миновали развалины строения, именуемого Эль-Маймуния, где располагалась усыпальница святого, купол которой разможжён ваххабитами. Рядом с ней располагался родник с пресной водой, и небольшое озерцо или водоём, выложенный камнем: немногочисленные зданьица вблизи усыпальницы служили своего рода караван-сараем . В первые шесть часов после Мекки наш путь лежал на северо-запад, когда мы свернули в сторону крутого холма, который караваны не могли пересечь, и направились на северо-северо-запад к Вади Фатме, которых мы достигли к концу восьмого часа после Мекки, только при первых проблесках рассвета.

Именно в данный период рождается Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб . О ранней жизни основателя ваххабизма известно сравнительно немного. Известно, что он родился в Уяйне в 1703 году, в семье ханбалитского кади Абд-аль-Ваххаба . Рано женился (в 12 лет), после чего совершает паломничество в Мекку , а позже некоторое время проводит в Медине и Басре . Путешествия заканчиваются переселением будущего основателя течения в (ар.) , куда бежит позже и его отец, попав в немилость к новому эмиру города Уяйне. Здесь Мухаммад начинает активно проповедовать свои идеи, а также пишет своё теологическое сочинение Книга единобожия ( араб. كتاب التوحيد ‎), в которой отразились взгляды вероучителя, сложившиеся после изучения суннитских и несуннитских концепций, а также отразились проблемы социально-экономического и политического характера современной ему теологии Аравии .

В 1744 году Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом и эмиром Эд-Диръии Мухаммадом ибн Саудом было создано ваххабитское государство — Дирийский эмират .

Основные догматы

Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых , которое они рассматривают как поклонение мёртвым; совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля ; считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада.

Однако сами ваххабиты заявляют о неверном толковании своего учения и оспаривают заявления о своей нетерпимости и призывах к убийству любого «неверного и лицемера», приводя в качестве оправдания слова Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба из послания к Абд ар-Рахману ас-Сувейди:

И ополчились против нас с воинством шайтана , распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уже о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чём вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания — недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова — мусульманина или неверного? Человека здравомыслящего или безумца?

Собрание сочинений Шейха, 36\5

В послании шерифу Мекки, отвечая на его вопрос относительно объявления мусульман неверными, Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб писал:

Ложью и клеветой, посредством которой людей отвращают от религии Аллаха и Его Посланника, являются россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными и предлагаем переселяться к нам тех, кто доказал свою веру; что будто бы объявляем неверными того, кто сам никого ещё не обвинил в неверии и кто никого не убил(!), и так далее, и тому подобное.

Собрание сочинений Шейха, 11\3

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али , когда его покинули хариджиты . Несмотря на это, приверженцы ваххабизма несколько раз в истории участвовали в вооружённых конфликтах и поднимали восстания против других мусульман.

Основные принципы:

  1. Строгое соблюдение принципа таухида ;
  2. Отрицание новшеств в религии ( бида ) ; разделение понятия новшества на языковое и религиозное
  3. Критика всеобщего таклида — слепого следования какому-либо одному мазхабу (школе исламской правовой мысли ).
  4. Признание понимания (в представлении последователей ваххабизма) саляфов («праведных предков») как единственно правильного в толковании атрибутов и имён Аллаха. Например, отрицание иносказания в таких атрибутах как «йад» (рука), что трактуется ашаритами , как непозволительный антропоморфизм.
  5. Включение куфра в веру, то есть вера в то, что куфр человека способен вывести его из религии. Этот принцип позволяет обвинять мусульман, не разделяющих идеологию ваххабитов, в отступничестве, что лишает защиты их имущество и жизнь.

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога ( таухид ) . Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей , основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения ( бида ), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм , который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе , где закрепились несколько суфийских тарикатов .

Критика ваххабизма в исламском мире

Отношение мусульман к Ибн Абд аль-Ваххабу и его движению было неоднозначным. По мнению алжирского богослова (1751—1823), догматика ваххабитов «вполне правоверна» . Басрийский летописец Усман ибн Санад называл последователей Ибн Абд аль-Ваххаба « ханбалитами прежних дней» . По мнению Л. Корансеза, ваххабизм — это ислам в своей первоначальной чистоте . Арабские исследователи и хафиз Вахба аз-Зухайли считают, что Ибн Абд аль-Ваххаб не был основателем нового учения ; «ваххабизм не дал религии ничего нового», утверждает хафиз Вахба . Влиятельный египетский писатель и историк Таха Хусейн описывал это движение как «мощный призыв к истинному исламу, очищенному от многобожия и идолопоклонничества» .

В европейской и арабской литературе ваххабитов называют « пуританами и протестантами ислама». Это определение первым употребил Л. Корансез , а затем И. Буркхардт .

В 1998 году, как часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти распорядились сровнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб , что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире . Согласно словам самого пророка Мухаммада, Аллах не разрешил ему просить прощения за свою мать (то есть она была кафиром ) , а почитают её только шииты-двунадесятники . По словам комментатора Сунана Абу Давуда , этот запрет связан с тем, что она была неверующей, а за неверующих прощения просить нельзя .

В наши дни некоторые исламские лидеры, например, и глава итальянских мусульман Абдул Хади Палацци, заявляют, что ваххабизм является экстремистским еретическим движением, в основном по причине отрицания его приверженцами традиционных суфийских учений и толкований .

Ваххабизм в России

В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма . Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование «ваххабитов», хотя они таковыми себя не считали и в отличие от современных «истинных» ваххабитов они поначалу не принадлежали к ханбалитскому мазхабу фикха, оставаясь шафиитами и ханафитами. Критика проведения обрядов на могилах и т. п. — это общая черта фундаменталистов и просто жёсткого следования канонам ислама. Но потом часть их действительно установила связи с салафитскими организациями на территории Саудовской Аравии. В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой .

По мнению Р. А. Силантьева : «Сейчас под ваххабизмом понимается не конкретная и чётко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. И оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты — нет» .

Висхан Халидов отмечает, что «центральное место в идейной платформе сторонников ваххабизма занимает концепция непризнания любой власти , отходящей от предписаний шариата » .

По данным РИА Новости , количество ваххабитов в России на 2013 год составляло около 700 тысяч человек .

Председатель ЦДУМ России, Верховный муфтий и шейх уль-ислам Т. С. Таджуддин считает, что несмотря на то, что бытует мнение, «что ваххабизм наиболее приближен к истинному мусульманству», в действительности «это продукт империализма , который был насаждён в мусульманском мире насильно как один из вариантов идеологической войны против ислама», который он уподобляет болезни, которая использовалась в XX веке и используется сегодня для «натравливания одних народов на другие» .

Ввиду неопределённости самого понятия «ваххабизм», крайнего радикализма многих «борцов с ваххабизмом», на самом деле, ведущих борьбу с «империализмом», недопустимости преследования за религиозные убеждения Совет муфтиев России выступил против запрета ваххабизма в России .

В Дагестане

В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между приверженцами укоренившегося в регионе суфизма и «ваххабитами». Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов . На 16 сентября 1999 года ваххабитской территорией считалась Кадарская зона . Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан » , а в 1999 году многие ваххабиты приняли участие во вторжении боевиков из Чечни в Дагестан .

Согласно социологическому исследованию, проведённому в 2004 году Дагестанским научным центром РАН , 83 % служителей исламского культа и до 40 % верующих в республике придерживаются фундаменталистских взглядов .

В Чечне

В межвоенной Чечне центром «ваххабизма» считался Урус-Мартан , в котором находился джамаат братьев Ахмадовых . В 1998 в Гудермесе произошло вооружённое столкновение между бойцами Арби Бараева и членами «Национальной гвардии» Сулима Ямадаева . 25 июля 1998 года по инициативе муфтия Ахмада Кадырова в Грозном прошёл съезд членов ДУМов из разных регионов Кавказа , на котором прозвучало осуждение ваххабизма, указом президента республики ваххабизм был объявлен вне закона, несколько ваххабитских миссионеров-иорданцев выдворено из Чечни .

В Татарстане

С начала 90-х в Татарстан медленно, но верно проникает идеология ваххабизма . Во многом это происходит из-за миграции с Северного Кавказа, но в первую очередь из-за поддержки из-за рубежа ( Саудовской Аравии и Катара ) . Кульминацией противостояния с ашаризмом в Татарстане стало убийство летом 2012 г. имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова . Оба религиозных деятеля пытались ограничить распространение ваххабитской идеологии . Валиулла Якупов посмертно награждён Орденом Мужества .

В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах

Приток мигрантов в стратегические нефтедобывающие регионы создал условия, в которых стали активно действовать ваххабитские структуры, и Хизб ут-Тахрир аль-Ислами . На современном этапе они ставят перед собой задачу не столько совершать теракты, сколько проникать в органы власти, силовые структуры ( ФССП ), суды и др.

См. также

Комментарии

  1. Термин ваххабизм происходит не от личного имени основателя, а от насаба «ибн Абд аль-Ваххаб» («сын раба Дарителя»), точнее, от второй части насаба — «аль-Ваххаб», которая является одним из имён Аллаха . Некоторые мусульмане считают такое именование кощунственным и оскорбляющим Аллаха.
  2. Есть и другие этнографические воззрения на данный вопрос. См.: Крадин. Н. Н. Глава II: Кочевое скотоводство // Империя Хунну. — Москва: Логос, 2002. , также работы Г. Е. Маркова и др.
  3. Так Васильев А. М. ставит термин феодализм в кавычки, указывая, что он имеет отличия от общепринятого ( Васильев А. М. . Указ. соч. стр. 36), критика феодализма, как верного, есть и у других исследователей. См.: Т. Барфилд (Barfield T) The Hsung-nu Imperial Confederacy 1981
  4. Например, Иволгинское городище
  5. Отсюда и известное имя: Мухаммад, сын Абд-аль-Ваххаба

Примечания

  1. Дюшенбиев С.У. Ваххабизм: сущность и основные положения // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. — 2005. — № 1 (4). — С. 73-78.
  2. , с. 498—499.
  3. .
  4. Жамбы Джусубалиева. . — Агым. 5 марта 2014 года.

    «Ваххабизм», такое название дается салафизму извне, но сами ваххабиты себя так не называют. В Средней Азии есть одна особенность. Как и в Индии ваххабитами там называют любое исламское радикальное течение.

  5. Roy O. The Failure of Political Islam . Harvard University Press , 1994, pp. 118—119)
  6. (араб.) . AlRiyadh.com. Дата обращения: 28 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
  7. , Естественно, что ключ к пониманию ваххабитской идеологии, причин создания, развития, гибели и возрождения государства, которое сегодня именуется Саудовской Аравией, может дать прежде всего изучение аравийского общества, с. 25.
  8. , с. 27—28.
  9. , с. 28—30.
  10. Джентиев Д. Р. Глава VII Арабские страны Азии в XVI-XIX вв. Османская Сирия (Сирия, Ливан, Палестина) в XVI-XIX вв. // Новая история стран Азии и Африки. XVI-XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб. заведений: 3 ч. Часть 2 / Под ред. . — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — С. 407—409. — 463 с. — ISBN 5-691-01349-1 .
  11. Крадин Н. Н. Характерные черты кочевых империй Евразии. — 1989. — С. 75—76.
  12. См. подр.: Герасимов О. Г. На ближневосточных перекрестках. — М. : Наука , 1979.
  13. , с. 66—67.
  14. Johann Ludwig Burckhardt . . — 1829. — P. 292. 12 июля 2019 года.
  15. Вахба аз-Зухайли. = مجدد الدين في القرن الثاني عشر. 28 февраля 2011 года.
  16. Насируддин аль-Албани. / Пер. Кулиев, Эльмир Рафаэль оглы . 10 декабря 2011 года. . Дата обращения: 1 мая 2013. Архивировано 10 декабря 2011 года.
  17. Абдуль-Азиз ибн Баз. (ар.) = التوسل ما يجوز منه وما لا يجوز. — BinBaz.org.sa. 23 февраля 2014 года.
  18. Абдуль-Кадир аль-Арнаут. . — ToIslam.ws. 25 марта 2013 года.
  19. Насируддин аль-Албани. (ар.) = التوحيد أولا يا دعاة الإسلام. — Islamhouse.com.
  20. Абдуль-Азиз ибн Баз. (ар.) = حكم الانتماء إلى الطرق الصوفية. — BinBaz.org.sa. 4 апреля 2014 года.
  21. А. Крымский. История арабов и арабской литературы. — С. 195.
  22. Ибн Санад. Тарих Багдад. — С. 32.
  23. L. A. Corancez. Histoire de wahabis. — P. 7, 18.
  24. Аль-Факи. Аср ад-даава аль-ваххабия. — С. 4.
  25. Хафиз Вахба. Джазират аль-араб. — С. 308—309.
  26. Ахмад Абд аль-Гафур Аттар. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. — С. 151.
  27. Bruckhardt J. L. Notes on the Bedouins. — P. 102.
  28. Irfan Ahmed. // . — 2006. — Вып. 1 . — С. 30—32 . 26 января 2016 года.
    • Nibras Kazimi. // . — 2007. 4 марта 2008 года.
    • John R. Bradley. // Asia Times . — 2005. 5 апреля 2005 года.
  29. Хадис передается в Сахихе Муслима , Сунане Абу Давуда и Сунане ан-Насаи со слов Абу Хурайры . Текст на арабском:

    عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: استأذنت ربي أن أستغفر لأمي فلم يأذن لي، واستأذنته أزور قبرها فأذن لي

  30. (ар.) = آمنة بنت وهب الزهري(رضوان الله عليها)آمنة بنت وهب الزهري(رضوان الله عليها). — Al-Shia.org. 20 октября 2013 года.
  31. (ар.) = والدا النبي صلى الله عليه وسلم لم ينجوا من النار. — IslamWeb.net , 2003. 19 июля 2013 года.
  32. . — . 17 июля 2011 года.
  33. Abdul Hadi Palazzi. . — , 2001. — С. 3—12 . 1 января 2011 года.
  34. . — 2012. 29 марта 2017 года.
  35. . Дата обращения: 8 сентября 2013. 14 октября 2013 года.
  36. . — РИА «Дагестан». 23 октября 2012 года.
  37. от 1 сентября 2013 на Wayback Machine // РИА Новости , 15.05.2013
  38. от 9 июля 2017 на Wayback Machine // Сетевое издание «48.ру», 23.12.2008
  39. . Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
  40. Сергей Маркедонов. . — Агентство политических новостей , 12.07.2005. 10 апреля 2012 года.
  41. Близнюк, Николай. // . — 26.10.2005. 4 марта 2016 года.
  42. , с. 1113—1116.
  43. // NEWSru.com . — 25.05.2006. 30 апреля 2007 года.
  44. Сулейманов Р. Р. от 3 марта 2014 на Wayback Machine // . — 2013. — № 1 (16). — С. 172—188
  45. Сулейманов Р. Р. от 21 февраля 2014 на Wayback Machine // Агентство политических новостей , 25.07.2012
  46. Олег Недумов // Независимая газета , 24.01.2003
  47. Асламова, Дарья от 23 февраля 2014 на Wayback Machine // Комсомольская правда , 18.09.2012
  48. от 24 февраля 2014 на Wayback Machine // REGNUM , 23.07.2012
  49. *Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 г. № 1031 « от 23 февраля 2014 на Wayback Machine »
  50. Дмитрий Стешин. // Комсомольская правда. — Москва: АО ИД «Комсомольская правда» www.kp.ru, 2017. — 24 ноября. 27 ноября 2017 года.
  51. Дмитрий Стешин. // Комсомольская правда. — Москва: АО ИД «Комсомольская правда» www.kp.ru, 2017. — 25 ноября. 27 ноября 2017 года.

Литература

Научная литература

на русском языке
на других языках
  • Madhav Das Nalapat. (англ.) . Barricades #2 Volum2 . Institute for Public Affairs of Montreal. Дата обращения: 2 января 2012. 4 февраля 2012 года.

Публицистика

Ссылки

  • . Дата обращения: 29 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
  • .
  • .
Источник —

Same as Ваххабизм