Interested Article - Колхида
- 2020-12-31
- 1
Колхида ( др.-греч. Κολχίς ; аккад. Kilhi ; лат. Colchis ; арм. Կողքիս ; урартск. Culha ), или Эгриси ( лаз. არგო; груз. ეგრისი ) — историческая область в Восточном Причерноморье , которая занимает Колхидскую низменность и прилегающие районы вдоль восточного побережья Чёрного моря . В древности основным населением региона были колхи .
По мнению большинства историков, Древняя Колхида представляла собой единое царство, трактуемое как одно из первых грузинских государств , — Колхидское царство . Принято считать, что Колхида сыграла ключевую роль в формировании грузинской государственности, став одним из первых центров объединения древнегрузинских земель . Другие историки оспаривают наличие объединённого царства на территории Колхиды и моноэтническую картвельскую принадлежность её населения .
Предполагается, что Колхидское царство занимало следующие территории: Аджария , Абхазия , западные края Грузии ( Самегрело-Верхняя Сванетия , Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия , Имеретия , Гурия ), три ила Турции ( Ардахан , Артвин , Ризе ), а также Сочи и Туапсинский район в составе России .
Этнический состав населения
Название области впервые было упомянуто в XIII веке до н. э. в ассирийских и урартских клинописных табличках в форме «Кулха», «Колха» . В середине I тысячелетия до н. э. название Колхида («земля колхов ») начало употребляться греческими авторами. Наиболее ранее описание Колхиды встречается у «отца истории» Геродота , позднее — у Ксенофонта и Страбона .
Наиболее общепринятая в научном сообществе версия состоит в том, что колхи были картвельским народом и входили в число предков современных грузин , сыграв значительную роль в формировании единой грузинской нации и государства .
Колхи — собирательное название древнегрузинских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья. По наименованию Колхи древние греки с начала I тысячелетия до н. э. называли западную Грузию Колхидой. Первоначально колхи объединились в раннеклассовое политическое образование Колха (Кулха), о котором сообщают урартские надписи VIII в. до н. э., а в VI в. до н. э. создали Колхидское царство.
— Статья «Колхи» в Большой советской энциклопедии
В то же время по данным античных источников в Колхиде говорили на различных языках , причём среди слов, которые в античных источниках представлены как колхидские или относящиеся к территории Колхиды (это преимущественно географические названия и прочие имена собственные), встречаются слова анатолийского , греческого , скифского , картвельского и абхазо-адыгского происхождения , поэтому в действительности население Колхиды могло быть полиэтничным; кроме того, неизвестно, на каком языке говорил её правящий класс . Для сравнения: соседнее с Колхидой царство Иберия рассматривается как безусловно картвельское .
История
До возникновения первых государственных образований на территории Колхиды с X-IX по VII вв. до н.э. существовала колхидская археологическая культура , относившаяся к позднебронзовому и раннежелезному векам .
Хотя пока не существует реальных доказательств урартской торговли с черноморским побережьем, именно интересы торговли с этим богатым железной рудой регионом могли, вероятно, спровоцировать походы за пределы северо-западных границ Урарту со стороны царей Минуа , Аргишти I , Аргишти II в конце IX и в VIII вв. до н. э. В середине VIII вв. до н. э. Сардури II совершил военный поход в страну Кулха, повторив его через 6 или 7 лет. В ходе второго похода он сжёг «царский город» Илдамуша . Если под Кулхой в царских анналах Урарту понималась именно Колхида (как принято считать), то это был самый северный поход урартских правителей. В Илдамуше урартцами была оставлена (не обнаруженная до сих пор) стела с описанием похода .
Колхидское царство (апологетическая версия)
В VI веке до н. э. Колхидское царство — политическое образование на территории современной Западной Грузии. По определению греческого географа Скилака , принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре , а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы , абазги , санны, махелоны , гениохи , , манралы, лазы и саниги .
В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие (с использованием тягловой силы быков). Древняя Колхида была очень плодородна: помимо зерна, здесь выращивали виноград и другие фрукты, коноплю и лён . Греки здесь выменивали на свои товары , воск и смолу , а также золотой песок. Высокое развитие получили чёрная металлургия , обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты — « колхидки » .
Страбон хвалит «умеренность» царей колхов. Ранее всего эти цари упоминаются в середине I тысячелетия до н. э. в связи с греческим мифом об аргонавтах ( Пиндар , Эсхил ). Данный факт свидетельствует о высоком уровне взаимосвязей Древней Греции и Колхидского царства на фоне основания греками торговых колоний в Восточном Причерноморье. Не исключено, что ещё до начала полноценного функционирования великого шёлкового пути существовал водный «каспийский» путь, соединявший Грецию через Колхиду с Хорезмом (по Оксу – Узбою , Куре и Фасису–Риони ). Сторонники его существования ссылаются на данные археологии и нумизматики .
Греческие поселения (полисы, эмпории ) располагались вдоль побережья. Колхские поселения городского типа были сосредоточены в долине реки Риони (в том числе на месте современных населённых пунктов и Вани , где были найдены богатейшие клады драгоценных предметов). Вопрос о местонахождении столицы Колхиды дискуссионен. Почти все исследователи ищут столицу в долине Риони . Превалирует мнение, что первые цари из династии Айэтидов имели резиденцию в городе Айя, или Эя . Позднее, в период эллинизма , экономически выдвинулся Вани, в котором О. Д. Лордкипанидзе видел культовый центр Колхиды .
Критика концепции о едином Колхидском царстве
Официальная грузинская историография настаивает, что население Колхиды середины I тыс. до н. э. было высокоразвитым, полисы были основаны не греками, а местным населением, а греческое влияние ограничивалось исключительно импортом местной продукции . Однако интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Миф об аргонавтах едва ли может подтвердить его существование: ядро мифа могло формироваться на основе сюжетов, не имеющих отношения к реальности, и только позднее ассоциированных с конкретным местом — в данном случае с Колхидой . оспаривает существование развитой городской культуры и государственности в Колхиде IV века до н. э. Национально-романтические представления о Колхидском царстве также критиковали Шнирельман , и .
Отношения с персами
В конце VI — первой половине V веков до н. э. в регионе установилось господство персидской державы Ахеменидов . Однако статус Колхиды и колхов остаётся спорным. По сообщению Геродота, колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь:
Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот, эти народы ещё и поныне посылают царю по 100 мальчиков и 100 девочек.
— Геродот «История» Книга третья, гл.97
Хотя нет никаких данных о персидской администрации на территориях колхов, нет сомнений, что в конце VI и первой половине V веков до н. э. Персидская держава доминировала в Закавказье. В случае необходимости колхи должны были оказывать Ахеменидам и военную поддержку .
В период эллинизма и поздней античности
В конце II века до н. э. Колхидское царство вошло в подчинение Понтийскому царству , а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи как провинция Лазика . В Колхидской низменность вместо колхов начинает доминировать занское племя лазов .
В I - II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство со столицей в Нокалакеви . По другому толкованию, Лазское царство (Эгриси) образовалось в III веке и постепенно подчинило себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе .
В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Марвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии. В IX веке , после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси .
Колхида в греческой традиции
Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис . В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый край света, где был прикован к скалам Прометей . Эллины представляли Колхиду «страной восходящего солнца», то есть страной, расположенной на краю существующего мира, там, где начинает свой путь Гелиос , каждый день восходящий в огненной колеснице по небосклону. Соответственно, легендарный колхидский царь Ээт считался сыном самого бога солнца.
С колхидской землёй также связана древнегреческая легенда о происхождении металлургии: титан Прометей , прикованный к горам Колхиды, якобы обучил этому ремеслу колхское племя халибов , отсюда греческое название бронзы (χαλκός). Гораздо большее место в греческой мифологии занимает миф о золотом руне и аргонавтах — путешественниках на корабле « Арго » . Согласно мифу, за поколение до Троянской войны аргонавты отправились морем из Иолка ( Фессалия ) в Колхиду. Предводительствовал в этом походе Ясон , на которого царь Пелий возложил поручение добыть в Колхиде золотое руно .
-
Браслет
-
Полихромный сосуд для благовоний
-
Бусы
-
Греческий чернолаковый сосуд
-
Янтарные бусы
Религия и мифология
Отар Лордкипанидзе считал центром религии колхов построенный в качестве города-храма Вани . Колхидские религиозные культы, возникшие задолго до эпохи эллинизма , грузинскими исследователями относятся к числу самых ранних форм грузинской языческой религии . Постулируется, что останки мифологии древней Колхиды можно проследить у существующих ныне народностей колхидской (занской) группы картвельской языковой семьи , а именно у мегрелов , лазов , а также у сванов . Впрочем, конкретные мифы колхов не были отражены в античных письменных источниках, поэтому однозначно о них что-либо утверждать затруднительно.
Эпонимы
- В честь Колхиды был назван астероид (1135) Колхида .
См. также
Примечания
- , p. 126: «Правда, государственность в одной части мегрелоязычного населения, очевидно, возникла раньше, чем у картов (Южноколхидское и Североколхидское царства)...».
- The Cambridge Ancient History, John Anthony Crook, Elizabeth Rawson, p. 255
- «Грузинская нумизматика» Д.Г. Капанадзе, стр 31, «период рабовладельческих государств на территории расселениях картвельских племён»
- Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М.: Издательство Московского университета, 1969.
-
↑
Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии (с древнейших времён до наших дней)
О высоком уровне развития Колхиды говорит факт обращения монет местной чеканки. В VI–III веках до нашей эры в Колхиде чеканили серебряные монеты, называемые колхидками. Колхидки найдены и за пределами Колхиды (в Крыму, в окрестностях Трапезунда, на Ферганской равнине), что свидетельствует об их обращении в международной торговле.
- ↑ : [ 22 января 2023 ] // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 564. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
- Колхида // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ .
- Колхидское царство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
Светлана Червонная
. Абхазия — 1992: посткоммунистическая грузинская Вандея. — Москва: МГПО «Мосгорпечать», 1993. — 189 с.
С VI века до н.э. территория Абхазии входила в состав древнейшего в Западном Закавказье Колхидского царства, расцвет которого в IV в. до н.э. был связан с первой попыткой объединения всех местных племен в единое древнегрузинское государство.
- , p. 91.
- ↑ Яйленко В. П. Греческая колонизация VII—III вв. до н. э. М.: Наука, 1982. Стр. 247—259
- ↑ Болтунова А. И. Колхи и держава Ахменидов. // Проблемы античной истории и культуры (в 2 т., под ред. Б. Б. Пиотровского). Ереван, АН АрмССР, 1979.
- ↑ Rayfield, Donald . Edge of Empires: A History of Georgia . Reaktion Books, 2012.
- Morritt, Robert D. Stones that Speak . Cambridge Scholars, 2017. ISBN 9781443821766 . .
-
.... qulḫa, название которой справедливо связывают с названием «Колхида» по имени грузинских племён-колхов ... Георгий Меликишвили (Урартские клинообразные надписи)
- Keith Hitchins. (англ.) . iranicaonline.org . Дата обращения: 29 июля 2022. 6 мая 2021 года.
- , p. 69, 84: «Колхида является первым кавказским государством, которое достигло полной консолидации. Колхида по праву может считаться не протогрузинским, а грузинским (западно-грузинским) царством …. Было бы естественно искать источники исторического развития грузинского общества в Колхиде, самом раннем грузинском государственном образовании.».
-
Большая советская энциклопедия
Колхи, собирательное название древнегрузинских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья. По наименованию Колхи древние греки с начала I тысячелетия до н. э. называли западную Грузию Колхидой. Первоначально Колхи объединились в раннеклассовое политическое образование Колха (Кулха), о котором сообщают урартские (см. Урарту) надписи VIII в. до н. э., а в VI в. до н. э. создали Колхидское царство.
— Большая советская энциклопедия -
Энциклопедия Британника
В начале I тысячелетия до нашей эры предки грузинского народа появляются в анналах Ассирии , а затем и Урарту . Среди них были диаохи (диаэны), предки таохов, которые позднее проживали в юго-западной грузинской провинции Тао, и кулхи, предшественники колхов , которые господствовали над большими территориями в восточной части Чёрного моря.
— Энциклопедия Британника -
↑
., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии
Возрождение грузинских племён связано с именем колхов....Колхидой, по-видимому, называлась территория от Питиунта (Пицунды) до Апсароса (город у устья р. Чорохи) и Сарапани (Шорапани) на востоке. Эта область была населена и другими грузинскими племенами, но главенствующее положение здесь занимали колхи.
- Charles Burney and David Marshal Lang, The Peoples of the Hills: Ancient Ararat and Caucasus, p. 38
- , p. 69, 84.
- .
- One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups, James Minahan, p. 282
- Marc Van de Mieroop, A History of the Ancient near East, C. —323 BC, p 265
- Ronald Grigor Suny . The Making of the Georgian Nation . ISBN 0-253-20915-3 . P. 13.
- : [ 11 октября 2020 ] // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 564. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
- Очерки истории Грузии: Грузия с древнейших времен до IV в. н. э. Тбилиси: Мецниереба, 1989. ISBN 9785520004981 . С. 206.
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 12. Кварнер — Коигур. 1973. 624 стр., илл., 35 л. илл. и карт.
- К вопросу о времени отпадения Хорезма от державы Ахеменидов: источниковедческий аспект // ЗВОРАО. 2006. Т. II (XXVII) / В.П. Никоноров (ред.). С. 365–375.
- Бохочадзе А.В. К вопросу о местонахождении столицы Колхидского царства. // Сообщения АН ГССР, XV, № 2, 1967.
- ↑ Лордкипанидзе О. Д. Город-храм Колхиды. М., 1984. С. 85-88.
- ↑ Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. Москва: Академкнига, 2003. ISBN 5-94628-118-6 . Стр. 336—349.
- Kohl Ph.L., Tsetskhladze G.R. Nationalism, politics and the practice of archaeology in the Caucasus. // Nationalism, politics and the practice of archaeology. Cambridge Univ. Press, 1995.
- , с. 533 (Колхида).
Литература
- Меликишвили, Г. А. К истории древней Грузии. — Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1959.
- David Braund. . — Oxford: Clarendon Press, 1994. — ISBN 0-19-814473-3 .
Toumanoff, Cyril . Studies in Christian Caucasian history (англ.) . — Georgetown University Press, 1963.
- . Архивировано из 1 декабря 2010 года.
- Большая Советская Энциклопедия : в 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е издание. — М. : « Советская энциклопедия », 1973. — Т. 12. (Кварнер — Конгур). — 624 с. — 629 000 экз.
- Любкер Ф. Иллюстрированный словарь античности = Reallexicon des klassischen Alterthums / Ответ. ред. М. Яновская. — Исправленное и дополненное издание. — М. : ЭКСМО , 2005. — 1334 с. — (Русский Webster). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14296-7 .
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : «Советская энциклопедия», 1990. — 672 с. — 115 000 экз. — ISBN 5-85270-032-0 .
-
Мифы народов мира
: в 2 томах / Гл. ред.
С. А. Токарев
. — 1-е издание. —
М.
: «Советская энциклопедия», 1980.
- Переиздание: Мифы народов мира: в 2 томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е издание. — М. : «Советская энциклопедия», издательство МП «Останкино», 1991. — Т. 1 - 671 с., Т. 2 - 719 с. — 160 000 экз.
- 2020-12-31
- 1