Interested Article - Анненков, Юрий Павлович

Ю́рий Па́влович А́нненков ( 11 [23] июля 1889 , Петропавловский Порт , Приморская область , Российская империя 12 июля 1974 , Париж , Франция ) — русский и французский живописец и график , художник театра и кино, писатель, театральный критик, поэт, автор мемуаров, заметная фигура русского авангарда . Литературный псевдоним — Борис Темирязев .

Биография

Осип Мандельштам , Корней Чуковский , Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы , 1914 год

Родился 11 [23] июля 1889 года в Петропавловском Порте , Приморская область . Сын народовольца , который отбывал ссылку в Петропавловске. В 1894 году семья перебралась в Петербург , где родился ещё один сын, Александр .

В 1905—1906 годах рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А. Столбцова. В 1907 году познакомился с И. Е. Репиным , который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале , рядом с репинскими «Пенатами»).

В 1908 году поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга , с которым летом 1909 года был на этюдах в Боровичах. В 1909 году провалив экзамен в Академию художеств , поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911 году, уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Санкт-Петербурге .

В 1911—1912 годах брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма . В 1912 году лето провёл на море, в Бретани , где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне ).

В 1913 году дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра « Кривое зеркало ». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. Оформил несколько обложек и иллюстраций для журнала « Сатирикон ».

В 1916—1924 годах много занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов.

Предположительно в 1917 году вступает в члены объединения « Мир искусства » (до 1924).

В 1918 году оформил первое издание поэмы « Двенадцать » Александра Блока . В 1919 году иллюстрировал сборник собственных стихов.

В 1922 году в издательстве «Петрополис» вышла книга «Портреты», основу которой составили созданные им портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов. В неё включены также три статьи, посвящённые художнику: «О синтетизме» Е. Замятина , «Колебания жизненных токов» М.Кузмина , «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, — и список его работ. Но, конечно, это издание делает столь примечательным в ряду других книг того времени именно иллюстративный ряд — острохарактерные, талантливо и озорно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80 . В том же году создал рекламу-иллюстрацию первого петербургского крематория .

В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона . В 1923 году проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий).

В 1924 году для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию , после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпериной — балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева « Летучая мышь » — и больше в СССР не возвращался . В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже . Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер. Предположительно в 1925 году — член и учредитель Общества художников-станковистов .

После 1934 года серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых « Майерлинг » (реж. Анатоль Литвак ), « Тарас Бульба » (реж. Алексей Грановский , оба — 1936), « Вечное возвращение » (реж. Жан Деланнуа , 1943) и другие. В 1955 году номинирован на премию « Оскар » Американской академии киноискусства за костюмы к фильму « Мадам де… » (реж. Макс Офюльс , 1953).

В 1945—1955 годах — президент « ». В 1969—1970 годах — оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press .

Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Умер 12 июля 1974 года в Париже, Франция.

Портрет жены художника балерины Е. Б. Анненковой (Гальпериной), 1917 год

Портреты

Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры и советских политиков: Ахматовой А. А. , Бенуа А. Н. , Горького А. М. , Гржебина З. И. , Евреинова Н. Н. , Замятина Е. И. , Зиновьева Г. Е. , Иванова Г. В. , Кузмина М. А. , Луначарского А. В. , Пастернака Б. Л. , Ремизова А. М. , Сологуба Ф. К. , Склянского Э. М. , Троцкого Л. Д. , Ходасевича В. Ф.

В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина .

Литературная деятельность

В 1919—1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете « Жизнь искусства », издал книгу «Портреты» (Петроград, 1922). В эмиграции публиковал художественную прозу под псевдонимом Борис Темирязев .

Художественные произведения

  • Рассказ «Любовь Сеньки Пупсика» («Звено», 1927, № 222)
  • Рассказ «Домик на 5-ой Рождественской» (« Современные записки », 1928, № 37)
  • Рассказ «Сны» (« Современные записки », 1929, № 39)
  • Роман « Повесть о пустяках » («Петрополис», 1934)
  • Роман «Тяжести». Полностью не опубликован. Два отрывка первой части опубликованы в журнале «Современные записки» (№ 59 за 1935 год и № 64 за 1937 год), третий отрывок опубликован в журнале «Русские записки» (1938, № 3). Последняя глава первой части и вторая часть опубликованы под названием «Рваная эпопея» в « Новом журнале » (№ 59-61, 1960).

Критика и автобиографические произведения

  • Анненков Юрий. Семнадцать портретов. Предисл. А. В. Луначарского. Л., Гос. изд., 1926. 4 с. + 17 отд. листов. 2 000 экз.
  • Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. — New York: Inter-Language Literary Associates / Международное Литературное содружество, 1966.
  • . ISBN 5-210-02156-4 .
  • . ISBN 5-210-02157-2 .
  • Анненков Ю. . — М. : Захаров, 2001. — 512 с. — ISBN 5-8159-0121-0 .
  • Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — 732 с. ISBN 5-9697-0115-7 .
  • «Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю. Анненков. Театр до конца /Републ., вст. текст и примеч. Е. И. Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С.23-51.
  • Анненков Юрий. Макс Офюльс / Пер. с фр. И. Обуховой-Зелиньской и Д. Поляковой. — М.: МИК, 2008. — 400 с. — ISBN 978-5-87902-170-7

Книги, оформленные Юрием Анненковым во Франции

  • Blok, A. Les douze / traduction défi nitive de Y. Sidersky; dessins de J. Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, [1923].
  • Durtain, L. Сrime à San-Francisco / récit orné de huit lithographies originales de Georges Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1927.
  • Emmanuel, d’A. Passage d’une Américaine / lithographies de Georges Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1927.
  • Perrault, Ch. Contes / suite de 11 lithographies par A. Alexeieff , Yves Alix, Georges Annenkoff , Maurice Berdon, André Dignimont, Raphaël Drouart, Adrien Ekman, Berthold Mahn, Jacqueline Marval, Touchagues et Germaine Willard. — Paris: R. Hilsum, 1928.
  • Cheronnet, L. Extra-muros / préface de Jules Romains; lithographies originales par Georges Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1929.
  • Bost, P. Le cirque et le music-hall / illustré par G. Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1931.
  • Benoit, P. L’Atlantide / couverture et dessins de Georges Annenkoff. — Paris: Société Internationale cinématographique (impr. de Vichgnac), 1932.
  • Verlaine, P. Les amies. Femmes. Hombres. Préface d’Etiemble. — Paris, 1935.
  • Dostoievsky, Th. M. Scandaleuse histoire / traduction originale d’Alexis Remisoff et Jean Chuzeville; illustrations de Georges Annenkoff; preface de Luc Durtain. — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1945.
  • Беляева Н. Нищета/ [обложка Ю. Анненкова]. — Париж: Птицелов, 1945.
  • L’Abbé de Choisy. Histoire de madame la сomtesse des Barres / dessins de Georges Annenkoff . — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1945.
  • Temiriaseff , B. Fâcheuse aventure, pièce en 8 tableaux d’après Th.M. Dostoïevsky / adaptation française de Robert Dol; études de maquillage de G. Annenkoff. — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1946.
  • L’Abbé de Choisy. Histoire de madame de Sansy / dessins de Georges Annenkoff . — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1946.
  • Кодрянская, Н. Золотой дар / рисунки Ю. Анненкова. — Париж: Издание автора, 1964.
  • Солженицын, A. Раковый корпус / [обложка Ю. Анненкова]. — Париж: YMCA Press, 1968.
  • Солженицын, А. В круге первом / [обложка Ю. Анненкова]. — Париж: YMCA Press, 1969.

Театральные работы

  • 1914—1919 гг. — сотрудничество с Театром им. В. Ф. Комиссаржевской. Оформил пять спектаклей: «Гимн Рождеству» (инсценировка одноимённого святочного рассказа Ч. Диккенса, 1914), «Скверный анекдот» (по рассказу Ф. Достоевского, 1914), «Ночные пляски» Ф. Сологуба (1915), «Лулу» Ф. Ведекинда (1918) и «Красные капли» С. Обстфельдера (1919).
  • 1920 г. — с М. В. Добужинским и В. А. Щуко оформил мистерию « Гимн освобождённому труду », на стихи Иосифа Гришашвили , на площади перед фондовой Биржей в Петрограде.
  • 1921 г. — поставил и оформил массовое театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади.
  • 1921—1924 гг. — исполнил декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н. Евреинова, «Бунт машин» A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссёр.
  • 1931 г. — декорации и костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в театре «Летучая мышь»
  • 1942 г. — декорации и костюмы к опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Париж).
  • 1958 г. — костюмы к спектаклю «Чайка» по А. П. Чехову (Национальный театр, Гамбург)
  • 1960 г. — декорации и костюмы к балету «Пиковая дама» (постановщик С. Лифарь ).

Работы в кино

Выставки

  • 1922 г. — «Мир искусства» (показал серию «Портреты»)
  • 1925 г. — Международная выставка художественно-декоративного искусства (Париж)
  • 1927 г. — «Искусство книги» (Лейпциг)
  • 1927 г. — «Мир искусства» (Париж)
  • 1927 г. — персональная в галерее Биллер (Париж)
  • 1928 г. — персональная в галерее Катр Шмэн (Париж)
  • 1928 г. — «Современное французское искусство» (Москва)
  • 1929 г. — персональная в галерее Бинг (Париж)
  • 1932 г. — «Современное русское искусство» ( Филадельфия )
  • 1934 г. — персональная в галерее Бешер (Париж)
  • 1934 г. — персональная в галерее Криллон (Париж) и др.
  • 2020 г. — ретроспектива в Музее русского импрессионизма (Москва)

Адреса в Петербурге-Петрограде

Примечания

  1. — С. 23.
  2. / под ред. Н. Н. Скатов — 2005. — ISBN 5-94848-245-6
  3. (нидерл.)
  4. Юрий Анненков // (англ.) — 1995.
  5. . Дата обращения: 3 мая 2016. 10 июня 2016 года.
  6. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала XX века: альбом. — М. : Белый город, 2010. — С. 146—149. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5 .
  7. Сеславинский, М.В., Тараканова О.Л. Книги для гурманов: Библиофильские издания конца ХIX — начала XX века: альбом. — М. : Белый город, 2010. — С. 228—231. — 310 с.: ил с. — ISBN 978-5-7793-1696-5 .
  8. Михайловский, С. «Художественный журнал», №19-20 (1998). Дата обращения: 30 ноября 2019. 19 декабря 2019 года.
  9. Шишкин, А. . «Бумага» (18 сентября 2018). Дата обращения: 30 ноября 2019. 18 декабря 2019 года.
  10. 15 сентября 2008 года.
  11. Анненков Ю. — Дневник моих встреч. — М.: Захаров, 2001. — 512 с.
  12. . Дата обращения: 5 сентября 2020. 5 февраля 2021 года.

Литература

  • Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Л. , 1927.
  • Ю. П. Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — М. —Л., 1928.
  • Герра Р. Юрий Анненков — уникальное явление русской культуры XX века // Невский библиофил. Альманах. Выпуск двадцатый. СПб. 2015.- С. 55-89. ISBN 978-5-905042-31-7
  • Сеславинский, Михаил Вадимович . Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2
  • Сеславинский, Михаил Вадимович . Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5
  • Хорошилова О. А. «Юрий Анненков: революция, мода, кино». В книге: Мода и гении. Костюмные биографии Леонардо да Винчи, Екатерины II, Петра Чайковского, Оскара Уайльда, Юрия Анненкова и Майи Плисецкой. — М.: МИФ (Манн, Иванов и Фербер), 2020. — С. 315—347. ISBN 978-5-00146-450-1

Ссылки

Источник —

Same as Анненков, Юрий Павлович