Исполнять народные песни начала с конца 1910-х годов. Нотной грамоте и пению обучалась частным образом у профессора
Харьковской консерватории
Н. Л. Чемезова
. В 1923 году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством
Н. Н. Синельникова
. В том же году дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Принимала участие во всех
дивертисментах
, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполнявшиеся ею в этот период «Шахта № 3» и «
Песня о кирпичном заводе
» считаются первыми образцами современной бытовой песни. Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1927 композитор
Юлий Мейтус
специально для неё написал несколько новых произведений («Красный мак», «Красная армия», «Гренада»), которые вскоре стали популярными.
В октябре 1931 года в
Ленинградском мюзик-холле
состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где певица сыграла роль
Машеньки Фунтиковой
. Музыку к этому спектаклю написал
Дмитрий Шостакович
, а за дирижёрским пультом стоял
Исаак Дунаевский
. Также участвовала в программах «Аттракционы в действии». В 1934 году снялась в кинофильме режиссёра
М. А. Авербаха
«Кто твой друг?» в роли
Веры
. В 1936 году были сделаны её первые
граммофонные
записи. Осенью 1939 года прошёл
I Всесоюзный конкурс артистов эстрады
. «
Челита
», «Девушка, прощай» и «Записка» — три песни, представленные певицей, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса, разделив четвёртую премию в вокальном жанре с
Кэто Джапаридзе
. Росла её известность. Шульженко много записывалась для грампластинок, которые не залёживались на прилавках. В её репертуар входили популярные
танго
«
Утомлённое солнце
»,
фокстроты
«Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), «Андрюша», «Дядя Ваня»; она по-актёрски «играла» сюжетные песни «Руки», «Записка».
С 1937 года Клавдия Шульженко вместе с мужем
Владимиром Коралли
выступали в Ленинградском джаз-оркестре под управлением трубача и дирижёра
. В январе 1940 года Шульженко и Коралли стали художественными руководителями этого оркестра, а Алексей Семёнов — его музыкальным руководителем
. Ленинградский джаз-ансамбль под руководством Клавдии Шульженко и Владимира Коралли приобрёл большую популярность и просуществовал до 12 сентября 1945 года.
Начало
Великой Отечественной войны
застало певицу на гастролях в
Ереване
. Она добровольно вступила в ряды действующей
Красной армии
. Их с Коралли оркестр стал Фронтовым джаз-оркестром Ленинградского военного округа
(в 1942 году джаз-ансамбль при ленинградском Доме Красной Армии имени С. М. Кирова), с которым певица сотни раз пела для бойцов
Ленинградского фронта
. Её песни звучали на передовой и в госпиталях. В конце 1941 года в её репертуаре появилась ставшая впоследствии легендарной песня польского композитора
Ежи Петерсбурского
«
Синий платочек
», обретшая в 1942 году новый текст
Михаила Максимова
(в том же году вошла в фильм «Концерт фронту»). Журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в военные годы, поскольку в репертуаре артистки больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто Шульженко научилась делать их «своими». За время
блокады Ленинграда
она дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «
Синий платочек
», «
Давай закурим
» и других Шульженко получила всесоюзное признание. На сцене Ленинградского Дома Красной Армии 12 июля 1942 года состоялся 500-й концерт певицы и Фронтового джаз-ансамбля. С ним она гастролировала в действующих войсках на протяжении всей войны.
С 1943 года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем
Москонцерта
. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Гастролировала за рубежом.
После войны продолжила свою концертную деятельность. В 1947 году в её репертуаре появилась ставшая впоследствии широко известной песня «
Друзья-однополчане
». В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте того же года она снялась в кинофильме
режиссёра
В. П. Строевой
«
Весёлые звёзды
».
В июле 1956 года познакомилась с кинооператором
Георгием Епифановым
, который влюбился в неё ещё в 1940 году, когда случайно купил её первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, понял, что «пропал» окончательно. Многие годы присылал ей письма, телеграммы и открытки из мест своих многочисленных командировок, подписываясь «Г. Е.». Впоследствии выяснилось, что певица, получавшая обильную почту, письма от «Г. Е.» выделяла и хранила отдельно. Встретив его в реальной жизни, она ответила ему взаимностью и стала его фактической женой. Епифанов был моложе Клавдии Ивановны на 12 с лишним лет, но всегда говорил, что чувствует себя старше: она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь уже Шульженко посылала ему из своих гастрольных поездок: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — всё твоё». Этот
фактический брак
распался в 1964 году и возобновился в 1976-м после юбилейного концерта Клавдии Ивановны в
Колонном зале Дома Союзов
. Присутствовавший на концерте Епифанов был потрясён её выступлением и стал инициатором примирения.
В октябре 1965 года певица приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в
Московском государственном театре эстрады
. Через два года (1967) она стала членом жюри этого фестиваля.
В 1980 году записала свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «
Молодая гвардия
» вышли её
мемуары
«Когда вы спросите меня…» (литературная запись
Глеба Скороходова
)
. В декабре 1983 года певица приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу
Центрального телевидения
.
В жизни певица отличалась достаточно прихотливым характером. Она никогда не экономила, любила дорогую парфюмерию, отдавала предпочтение концертной одежде от известных модельеров. Среди её нарядов от знаменитых
кутюрье
было и концертное платье от ещё малоизвестного тогда модельера
Вячеслава Зайцева
. При этом Шульженко никогда не имела собственного автомобиля. В её московской квартире стоял рояль, который
Дмитрий Шостакович
проиграл когда-то
Исааку Дунаевскому
в
преферанс
, а певица выкупила инструмент. В записной книжке — телефоны поликлиники
Большого театра
и домашний номер
Аркадия Райкина
, с которым её связывала крепкая дружба.
Шульженко долго болела. Перед смертью впала в кому, которая длилась две недели. Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года. Похоронена в Москве на
Новодевичьем кладбище
(участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.
Владимир Коралли умер через 11 лет, и его похоронили рядом с бывшей женой.
Мемориальная доска установлена на доме № 22, корпус 2 по
ул. Спиридоновке
(бывшей
Алексея Толстого
) в Москве, где певица жила с 1948 по 1962 год.
Установлены мемориальные доски в Харькове: на доме по ул. Владимирской, где жила певица, на Доме культуры (ранее
Харьковского электромеханического завода
), где она выступала, на здании Харьковской детской музыкальной школы № 12, которая носит имя К. И. Шульженко.
В Харькове оформлены муралы на домах, посвященные К. И. Шульженко.
26 мая 1996 года в Харькове по адресу пер. Байкальский, 1 открылся городской Музей знаменитых харьковчан имени К. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежавшие ей.
На финальном концерте фестиваля «
Песня года
» вручается Премия имени Клавдии Шульженко.
Это подтверждает запись в метрической книге больничной церкви Феодора Стратилата. См.:
от 1 марта 2021 на
Wayback Machine
В год 100-летия со дня рождения Шульженко во многих СМИ без каких-либо ссылок на источники была опубликована версия, согласно которой она якобы родилась в селе Гущевка
Чигиринского уезда
Киевской губернии
(ныне с.
Витово
Чигиринского района
Черкасской области
Украины
), откуда в 1910 году её родители перебрались в Сибирь, и только с 1923 года жили в Харькове. Публикация этой версии в 2007 году в справочнике «Міста і села України. Черкащина 2007» (см.:
от 13 ноября 2019 на
Wayback Machine
) придала этой информации «авторитетности». Однако и документы, и многочисленные книги и публикации, в том числе воспоминания само К. И. Шульженко, свидетельствуют о её рождении в Харькове. Документально обоснованное опровержение альтернативной версии см.:
от 1 марта 2021 на
Wayback Machine
(неопр.)
. Дата обращения: 8 июня 2021.
8 июня 2021 года.
Зарубин В. И. Шульженко Клавдия Ивановна // Музыкальная энциклопедия. — Т. 6. — М, 1982.
↑
(неопр.)
. Официальный веб-сайт газеты «Аргументы и факты». Дата обращения: 27 марта 2011. Архивировано из
12 января 2010 года.
Лауреаты конкурса // Советское искусство : газета. — 1939. — 18 декабря (
№ 88
). —
С. 3
.
www.litmir.me/br/?b=180577&p=37 Вячеслав Хотулёв. Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня (Стр. 37)
(неопр.)
. Дата обращения: 23 ноября 2022.
19 мая 2021 года.
↑
(неопр.)
.
old.bigenc.ru
. Дата обращения: 9 февраля 2023.
9 февраля 2023 года.
(неопр.)
Дата обращения: 23 ноября 2022.
23 ноября 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 марта 2015.
17 марта 2015 года.
(англ.)
.
www.findagrave.com
. Дата обращения: 25 октября 2020.
28 октября 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 января 2015.
31 мая 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 февраля 2015.
24 сентября 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 июня 2022.
19 июня 2022 года.
(неопр.)
Дата обращения: 23 января 2022.
23 января 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 марта 2016.
29 марта 2016 года.
(неопр.)
. www.google.com. Дата обращения: 24 марта 2016.
23 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 августа 2019.
23 августа 2019 года.
Литература
Книги
Шульженко К. И. «Когда вы спросите меня…»: кн. мемуаров. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 222 с.
Скороходов Г. А. Клавдия Шульженко. Судьба актрисы — судьба песни. — М.:
Советский композитор
, 1974. — 1325 с.
Василинина И. А. Клавдия Шульженко. — М.: Искусство, 1979. — 176 с.
Хотулёв В. В. Клавдия Шульженко: Жизнь, любовь, песня. — М.: Олимп — Смоленск: Русич, 1998. — 410 с.
Шульженко Клавдия Ивановна // Карнацевич, В. Л. 100 знаменитых харьковчан. — Харьков: Фолио, 2005. — С. 477—482.
Берлин В. Д. К. И. Шульженко и Е. И. Брейтигам // Берлин В. Д. Мне б только растревожить старину… — Харьков: Ранок-Веста Харків, 2004. — С. 61-64. — 208 с.
Бондарчук П. М. Шульженко Клавдія Іванівна // Енциклопедія історії України: у 10 т. Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. — К.: Наукова думка, 2013. — Т. 10 Т-Я. — С. 667. ISBN 978-966-00-1359-9.
Статьи
Шульженко К. Песня о Верочке // Советская эстрада и цирк. — 1965. — № 3. — С.15.
Шульженко К. Волшебное «чуть-чуть» // Советская эстрада и цирк. — 1966. — № 5. — С. 8-10.
Шульженко К. Счастье петь для России (Интервью) // Советская эстрада и цирк. — 1975. — № 1. — С. 1—3.
Берлин В. Д. Родом из детства: [К. И. Шульженко в Харькове] //
Музыкальная жизнь
. — 1988. — № 5. — С. 8-9.
Изгаршев И. Клавдия Шульженко. Одиночество в розовом цвете //
Аргументы и факты
. — 2001. — № 11(294). — С.21.